Статер, серебро
Дата чеканки: 280 г. до н. э.*
Монетный двор: Гортина
вес: 11.22 г
ось: 10 ч.
АВЕРС:Евро­па, полу­об­на­жен­ная, сидит анфас на пла­та­но­вом дере­ве, под­няв свое покры­ва­ло пра­вой рукой и дер­жа левой рукой на сво­их коле­нях орла с рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми.
РЕВЕРС: Бык сто­ит вле­во, голо­ва обра­ще­на назад впра­во, к зад­не­му лево­му копы­ту, с кото­ро­го он сго­ня­ет насе­ко­мое.
Ссылки: BMC 27 var.
Kunstfreund 206 (эта монета)
Le Rider pl. XVIII, 22 var.
Svoronos, Numismatique 74 var.
Сохранность: good VF
* Дата чеканки: ок. 280 г. до н. э.
Одна из самых прекрасных существующих монет Гортины, чрезвычайно хорошо исполненная, хорошо проштампованная и с красивой патиной.
From the collections of R. Maly, LHS 100, 23 April 2007, 276 and C. Gillet, Bank Leu und Münzen und Medaillen, 28 May 1974, 206.
Nomos — Auction I Lot 89 (6 May 2009).
Estimate: 75000 CHF. Price realized: 64000 CHF.
Источник: http://www.nomosag.com
Комментарий аукциона Nomos AG (http://www.nomosag.com/default.aspx?page=ucDetails&id=89) (2009 г.):

Аверс, пре­крас­но­го испол­не­ния, изо­бра­жа­ет Евро­пу, кото­рую посе­ща­ет Зевс в обра­зе орла; бык на ревер­се, раз­дра­жен­ный каким-то насе­ко­мым, выглядит дей­ст­ви­тель­но очень нату­ра­ли­стич­но. Обе сце­ны взя­ты из мест­ных мифов. Крит­ская монет­ная чекан­ка в кон­це IV и нача­ле III вв. до н. э. весь­ма раз­но­об­раз­на и обыч­но очень инте­рес­на ико­но­гра­фи­че­ски, ее изо­бра­же­ния взя­ты из мест­ных пре­да­ний, кар­тин и ино­зем­ных монет. К сожа­ле­нию, посколь­ку боль­шин­ство монет было над­че­ка­не­но или же отче­ка­не­но пло­хо, то они, в боль­шин­стве сво­ем, не осо­бен­но при­вле­ка­тель­ны. Этот экзем­пляр явля­ет­ся заме­ча­тель­ным исклю­че­ни­ем из пра­ви­ла и демон­стри­ру­ет, каки­ми пре­крас­ны­ми мог­ли быть крит­ские моне­ты, когда масте­ра монет­но­го дво­ра при­кла­ды­ва­ли немно­го боль­ше уси­лий в про­цес­се работы. При­чи­на, по кото­рой крит­ские моне­ты над­че­ка­ни­ва­лись, в том, что заготов­ки, исполь­зу­е­мые при их созда­нии, посту­па­ли из жало­ва­нья крит­ских наем­ни­ков, воз­вра­щав­ших­ся на свой ост­ров, и вме­сто того, чтобы рас­плав­лять ино­зем­ные моне­ты для созда­ния новых загото­вок, их про­сто нагре­ва­ли и повтор­но штам­по­ва­ли (неко­то­рые из прото­ти­пов могут быть иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны как выпус­ки из Пело­пон­не­са и Кире­ны).

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА