Аурей, золото Дата чеканки: 46 г. до н. э. Монетный двор: Рим
вес:
7.94 г
диаметр:
20 мм
АВЕРС:
C. CAESAR — голова с чертами лица Юлия Цезаря (Babelon: Благочестие (Pietas) с чертами Юлия Цезаря), под покрывалом и в лавровом венке, обращенная вправо.
РЕВЕРС:
Инвентарь для жертвоприношения: литуус, кувшин с ручкой (capis) и топор.
MRR (Babelon), т. II, с. 16—17, к Julia 24 (1885 г.):
Тип реверса этого аурея идентичен аурею Авла Гирция; что касается покрытой головы Благочестия, обращенной вправо, то ясно, что ей желали придать сходство с Юлием Цезарем. Таким образом, в некотором смысле это была попытка обманным образом поместить портрет Цезаря на медальоны; это царское право на монетные изображения было предоставлено Цезарю лишь в 710 г. (44 г. до н. э.). Таково самое естественное объяснение этого золотого экземпляра; мы видели, что на монетах, отчеканенных в Лионе, Марк Антоний придал изображению Виктории черты своих жен: Фульвии, затем Октавии1; известен также портрет Кальпурнии, жены Цезаря, на ассе Гая Кловия (Julia, № 17), аурее Луция Мунация Планка (Julia, № 18—20) и аурее Юлия Цезаря, № 30. Поэтому мы не можем согласиться с мнением М. А. фон Заллета, который, на том основании, что сенат позволил Цезарю чеканить портреты на монетах только в начале 710 г., полагает, что описанный здесь аурей был отчеканен в 710 г., после смерти самого Цезаря, его сторонниками2. Этот медальон не имеет никакого сходства с хорошо известными монетами, которые были отчеканены в 710 и 711 гг. (44 и 43 гг. до н. э.), но, между тем, с.17 идентичен экземплярам с именем Авла Гирция, которые бесспорно были отчеканены в 708 г. (46 г. до н. э.).
2 A. von Sallet. Zeitschrift für Numismatik, 1877, т. IV, с. 133; ср. Revue numismatique, 1884, с. 434.
BMC RR (Grueber), т. I, с. 527, прим. 1 к № 4055 (1910 г.):
C. CAESAR
(CAIUS JULIUS CAESAR)
Если эти ауреи являются подлинными, то они должны быть отчеканены в 46 г. до н. э., так как по типу точно соответствуют только что описанным ауреям Авла Гирция, и выпущены в третье консульство Цезаря. Однако их аутентичность вызывает значительные сомнения, не только из-за внешнего вида самих монет, но и потому, что представляется невероятным, чтобы Цезарь в то время осмелился поместить свой портрет на монеты или позволить это своему монетарию. Сенат предоставил ему эту особую привилегию лишь два года спустя (см. ниже, с.542), и ранее ее не получал ни один римский гражданин. Техника, в которой выполнен экземпляр из Британского музея, определенно свидетельствует против его подлинности. Поверхность выглядит зернистой, что не встречается на золотых монетах этого периода, и имеются следы небольших углублений, как на аверсе, так и на реверсе, в тех местах, где на монетах Гирция расположены остальные части легенд. Поэтому представляется, что по крайней мере вышеописанный экземпляр является переработанной монетой Гирция, на которой частично стерли легенду, а лицо Благочестия превратили в лицо Юлия Цезаря. Фон Заллет (Zeit. f. Num., 1877, с. 133) уже высказал серьезные сомнения в подлинности этой монеты и экземпляра из Парижского собрания; однако это мнение, видимо, разделяют не все (см. Babelon, т. II, с.16), и поэтому монета здесь описана и изображена. Барфельдт (Num. Zeit., 1900, с. 52) тоже считает экземпляр из Британского музея подделкой. Моммзен (Gesch. des röm. Münz., с. 740, прим. 4) полагал, что эти монеты были отчеканены после смерти Цезаря, но даже в пределах столь краткого интервала невероятно, чтобы тип предыдущей монеты так точно скопировали.