RIC I Augustus 37b (S) BMCRE I Augustus 326—327 Grueber BMCRR II Gaul 138—139 Babelon MRR Julia 263 CBN 1298—1304 Cohen I 97 (аверс: лавровый венок) p. 78 (3 Fr.) RSC I Augustus 97 (VF £150) Sear RCTV (2000) I 1607 (VF $440, EF $960)
Сохранность: good EF * Дата чеканки: ок. 19—18 гг. до н. э., Испания, монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?) (RIC); 18—17 гг. до н. э., испанский монетный двор 1 (Колония Цезарьавгуста?) (BMC RE); ок. 18—17 гг. до н. э., Галлия (BMC RR); 19—18 гг. до н. э., Цезарьавгуста (RCTV). Описание аверса и реверса приводится по BMC. LHS Numismatik AG — Auction 102, Lot 334 (29 Apr 2008). Estimate: 3250 CHF ($3147). Price realized (do not include buyer’s fees): 9500 CHF ($9200 — 29 Apr 2008).
Семью Юлиев можно считать самой знаменитой из патрицианских семей Рима. Эта семья была в числе тех, кого Тулл Гостилий перевёз в Рим после разрушения Альбы Лонги и немедленно возвёл в патриции1. Из древнейшей надписи нам известно, что Юлии жили в Бовиллах и что при обстоятельствах, точно нам не известных, принесли жертву в соответствии с обычаями Альбы, где была их первоначальная родина, lege Albana2. Намного позже мы видим, что традиции действительно связывают их с Бовиллами, так как император Тиберий велел восстановить в этом городе алтарь (sacrarium), установленный в честь рода Юлиев, и приказал поставить там статую Августа3. В то же время, члены этой семьи претендовали на божественное происхождение: от Юла или Аскания, который был сыном Венеры и Анхиза: он пришёл основать город Альбу после разрушения Трои. Диктатору Юлию Цезарю нравилось в своих публичных выступлениях намекать на это небесное происхождение; это объясняет присутствие Венеры Прародительницы на многих его монетах; имя этой богини диктатор дал своим солдатам в качестве пароля в битвах при с.2 Фарсале и Мунде. В соответствии с обетом, данным перед Фарсалом, Цезарь возвёл в её честь храм, который был с необычайными торжествами открыт 25 сентября 708 г. (46 г. до н. э.)4. Август подхватил притязания своей приёмной семьи, и Венера и в империи тоже провозглашалась прародительницей Цезарей. Члены рода Юлиев носили следующие прозвища: Бурсион, Цезарь, Юл, Ментон и Либон. На монетах мы видим следующих персонажей: 1. Луций Юлий Цезарь; 2. Секст Юлий Цезарь; 3. Луций Юлий Цезарь; 4. Луций Юлий, сын Луция, Цезарь; 5. Луций Юлий Бурсион; 6. Луций Юлий Салинатор; 7. Гай Юлий Цезарь; 8. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.
4Preller L. Roemische Mythologie. 3 Aufl. Hsg. H. Jordan. Bd. 1. B., 1881. S. 444.
MRR (Babelon), т. II, с. 84, к Julia 261—264 (1885 г.):
Предшествующая группа (номера 261—264) не нашла себе места в этой книге, поскольку она относится к Юлию Цезарю. Эти экземпляры были отчеканены в 737 г. (17 г. до н. э.) как и экземпляры М. Санквиния, на которых изображены лигур и, как и здесь, комета.
BMC RR (Grueber), т. II, с. 421, прим. 1 (к №№ 135—140) (1910 г.):
Типы аверса и реверса являются лишь копией денариев, выпущенных в Риме около 18 г. до н. э. (см. выше с. 29). Венок из дубовых листьев на Августе — это венок, преподнесенный ему Сенатом в 27 г. до н. э., а комета — та, что появилась на небе вскоре после смерти Цезаря. Юлий Обсеквенс (Julius Obsequens, De Prodigiis, c. 131) сообщает, что в 17 г. до н. э. (737 г. от основания города) Fax coelestis a meridiano ad septentrionem extenta luci diurnae similem in nocte fecit. Дион Кассий (LIV. 19) упоминает также появление небесного факела (λαμπάς), но датирует его следующим годом, 16 г. до н. э., и утверждает, что он был виден целую ночь (διὰ πάσης τῆς νυκτὸς ἠνέχθη). Если он появился всего на одну ночь, то это не могла быть комета, скорее это было полярное сияние. Гардтхаузен (Gardthausen, Augustus, p. 1010), тем не менее, склонен принимать утверждение Юлия Обсеквенса и считает, что fax coelestis было повторным появлением Sidus Julium и что эти монеты, как и те, что относятся к римскому монетному двору, были выпущены, чтобы ознаменовать это второе появление. Поскольку она появилась в год проведения Секулярных игр, он называет ее «секулярной кометой».
Существует варварское, возможно галльское, подражание этому типу с головой Августа, увенчанной лавровым венком и повернутой вправо, но меньшей по размеру и более рельефной. На реверсе огненный хвост кометы направлен вниз, а не вверх. Образец такого денария хранится в Национальной Коллекции.
RIC (Sutherland), т. I, с. 25—26, комм. к №№ 26—153 (1984 г.):
Две серии золотых и серебряных монет, первая из которых уступает второй в объёме и довольно заметно отличается от неё портретами, вызвали немало трудностей и путаницы; Мэттингли2, следуя за Лаффранки3, отнёс их к монетным дворам испанских провинций на том основании, что на медных монетах многих испанских городов в эпоху Августа наблюдается та же манера исполнения портретов4, и предположил, что эти монетные дворы находились в Цезарьавгусте (Сарагосса) в Тарраконской Испании и Колонии Патриции (современная Кордова) в Бетике5. Без новых свидетельств трудно опровергнуть аргументацию Мэттингли; но предпринимались попытки ослабить его аргументацию ввиду обнаружения в Немаузе (Ним) штемпеля аверса, которым были отчеканены ауреи (по-видимому, подлинные), отнесённые Мэттингли к «Колонии Патриция»6, с.26 и приписать часть «испанских» денариев Немаузу, в основном исходя из стилистических соображений7. Обстоятельства обнаружения штемпеля без повреждений и потёртостей в нимском фонтане позволяют нам не согласиться с тем, что он представляет немаузский монетный двор по чеканке золота и серебра и предложить иное объяснение8; и, хотя следует признать, что полное исследование «испанского» золота и серебра ещё не проводилось, да и оно вряд ли позволит установить территорию обращения этих золотых и серебряных монет (ибо они ходили повсюду), всё же можно отметить, что (а) Испания в целом уже давно была урбанизирована и включена в сеть торговых связей; (б) особенно это относится к Бетике; (в) Испания служила важным источником золотых и серебряных слитков; (г) в Испании (в отличие от Галлии) в то время стояло четыре легиона, которым требовалось платить жалованье монетами из драгоценных металлов. Если учесть также большое сходство портретов, наблюдаемое между этим золотом и серебром, с одной стороны, и, с другой стороны, обильными выпусками городской меди, которые начали чеканиться в тот период, когда это золото и серебро стало циркулировать в больших количествах9, то трудно отрицать, по меньшей мере, правдоподобие теории Лаффранки — Мэттингли, вне зависимости от того, где именно в Испании располагались сами монетные дворы.
Продолжительность чеканки монетных дворов «Испания 1» и «Испания 2» невозможно точно определить. «Испания 1» — менее продуктивный из двух10 — чеканил типы, которые можно отнести в основном к 19—18 гг. до н. э.: указания на уступки Армении и Парфии рассматриваются в общем контексте, где Август представлен как спаситель Рима, удостоенный Щита доблестей (clupeus virtutis) и гражданского венка (corona civica). Монетный двор «Испания 2» чеканил гораздо более активно, пожалуй, с 20 по 17/16 гг. до н. э. В его чеканке тоже изобилуют указания на Армению и Парфию, а Август тоже представлен как спаситель государства, однако датированные выпуски и прямое упоминание о Вековых играх (Ludi Saeculares), состоявшихся в 17 г. до н. э., свидетельствуют о том, что чеканка монетного двора «Испания 2» несомненно продолжалась до 17 г. до н. э.
Ауреи и денарии, выпущенные монетным двором «Испания 1», имеют разные типы, за единственным исключением. На монетном дворе «Испания 2» дело обстоит иначе. В других отношениях оба монетных двора имеют много важных сходств: весовой диапазон золотых монет составляет 7,90—7,75 г, серебряных монет — 3,85—3,65 г; наблюдается тенденция (с некоторыми отклонениями) к расположению штемпелей в позиции ↑↓. Хотя временной диапазон их чеканки может различаться, как и их продукция и выбор типов аверса и реверса, два монетных двора явно имеют много общего — чего и следует ожидать, когда два начальника монетных двора действуют приблизительно одновременно в соседних провинциях.
2Mattingly G. A. Coins of the Roman Empire in the British Museum. V. 1. Augustus to Vitellius. London, 1923. P. cviii f.
3Laffranchi L. La monetizatione di Augusto // RIN. Vol. 25. 1912. P. 151 f.; Vol. 26. 1918. P. 161 f.
4Конечно, неверно было бы полагать, что портреты на медных монетах повлияли на портреты на серебре и золоте (ср. Grant M. From Imperium to Auctoritas. Cambridge, 1946. P. 122; Idem. A Step toward World-Coinage // Studies in Roman Economic and Social History in Honor of A. Ch. Johnson / Ed. P. R. Coleman-Norton. Princeton, 1951. P. 100 f.; Idem. The Six Main Aes Coinages of Augustus. Edinburgh, 1953. P. 77 f.), но на самом деле Мэттингли специально подчёркивает, что речь идёт о влиянии более распространённого серебра и золота на медь, ограниченную местным обращением.
5Sutherland C. H. V. The Emperor and the Coinage. London, 1976. P. 42 f.
6Le Gentilhomme P. Coin monétaire d’Auguste // RN. Ser. 5. T. 9. P. ii; Giard J.-B. Bibliothèce nationale (Paris): Catalogue des monnaies de l’Empire romain. Vol. 1. Paris, 1976. P. 12; Grant M. A Step toward World-Coinage. P. 102 f.
7Giard J.-B. Op. cit. №№ 1330 ff.; P. 13. Эту гипотезу трудно поддержать в отсутствие сколько-нибудь надёжных свидетельств, и она не учитывается в списках, приведённых ниже (с. 45 сл.), где все эти монеты отнесены к монетным дворам «Испания 1» и «Испания 2».
9Vives y Escudero A. La moneda hispánica. Madrid, 1924—1926; Sutherland C. H. V., Kraay C. M. Coins of the Roman Empire in the Ashmolean Museum. Part 1. Oxford, 1975. Pl. 22—26.
10Об оценке объёмов производства монетного двора «Испания 1» и отсутствии сколько-нибудь надёжных свидетельств, а также о монетном дворе «Испания 2» ср.: Sutherland C. H. V. Some Observations on the Coinage of Augustus // NAC. Vol. 7. 1978. P. 169 f.
RCTV (Sear), т. I, с. 319, прим. к № 1607 (2000 г.):
«Юлианская звезда» была кометой, которая появилась на небе вскоре после убийства Цезаря в 44 г. до н. э. Это было воспринято как знак божественности диктатора (см. также №№ 1570 и 1621—1622). Реставрация этого выпуска была выпущена во время восстания Виндекса в Галлии в 68 г. н. э. (см. № 2065).
Комета, появившаяся летом 44 г. до н. э., была воспринята как знак вознесения Юлия Цезаря на небеса. Память об обожествлении Цезаря была воскрешена в связи с проведением Секулярных игр Августом в 17 г. до н. э.
Этот денарий свидетельствует об использовании Августом его чеканки для передачи политического сообщения. Аверс изображает его в corona civica, дубовом венке, которым награждали человека, лично спасшего гражданина (в случае Августа это были граждане римского мира). На реверсе изображена комета, которая непрерывно освещала небо в течение июля 44 г. до н. э. и была воспринята как знак обожествления Юлия Цезаря.