консул 43, 33, 31—27 гг. до н. э., триумвир 43—33 гг. до н. э.
Марк Випсаний Агриппа, консул 37, 28, 27 гг., обладатель трибун. власти 18—12 гг. до н. э.
Гай Юлий Цезарь, консул 59, 48, 46—44; диктатор 49—44 гг. до н. э.
Аурей, Золото
Дата чеканки: 38 г. до н. э.
Монетный двор: Походный монетный двор при Октавиане*
вес: 8.10 г
АВЕРС:IMP. DIVI. IVLI. F. TER. III. VIR. R.P.C. — голо­ва обо­жест­влен­но­го Цеза­ря в лав­ро­вом вен­ке с неболь­шой боро­дой впра­во, надо лбом звезда. Кай­ма из точек.
РЕВЕРС: M. AGRIPPA. COS. DESIG. — Кай­ма из точек.
Ссылки: Grueber BMCRR II Gaul 102 p. 411. (Pl. CV. 8)
Crawford RRC 534/1 Штемпелей аверса: 1, штемпелей реверса: 1
Sydenham CRR 1329 (степень редкости: 8 — Extremely rare)
Babelon MRR Julia 130 / Vipsania 2
CRI 305
Online: CRRO
Сохранность: about VF
* Место чеканки: Галлия (BMC RR); Галлия (RPC); Походный монетный двор при Октавиане (RRC); Галлия или монетный двор Октавиана в южной Италии (CRI).
Описание аверса и реверса приводится по RRC и BMC RR.
Numismatica Ars Classica NAC AG — Auction 83, lot 571 (20.05.2015).
Оценочная стоимость: 125000 CHF. Цена реализации: 160000 CHF.
Источник: http://acsearch.info
Аппарат для седации система мониторинга глубины наркоза и седации.
MRR (Babelon), т. II, с. 554—556, к Vipsania (1885 г.):

CLXXIX. ВИПСАНИИ

Семья Вип­са­ни­ев была очень скром­но­го про­ис­хож­де­ния. Она ста­ла извест­на лишь бла­го­да­ря Мар­ку Вип­са­нию Агрип­пе, близ­ко­му дру­гу Авгу­ста. Нам извест­но об этой семье лишь то, что отец Мар­ка Агрип­пы носил имя Луций. Что каса­ет­ся ког­но­ме­на Агрип­па, то он исполь­зо­вал­ся во мно­гих родах, осо­бен­но у Ази­ни­ев, Фон­те­ев, Мар­ци­ев. Иудей­ские цари так­же носи­ли это имя, кото­рое Тит Ливий впер­вые дает леген­дар­но­му пра­ви­те­лю Аль­бы Лон­ги1. От него про­изо­шло жен­ское имя Агрип­пи­на.

Марк Вип­са­ний Агрип­па родил­ся в 691 г. (63 г. до н. э.) в один год с Авгу­стом. Он вме­сте с Окта­ви­ем поехал учить­ся в Апол­ло­нию в Илли­рии. После смер­ти Цеза­ря Окта­вий и Агрип­па вер­ну­лись в Рим, и Окта­вий став­ший кон­су­лом в 711 г. (43 г. до н. э.), пору­чил сво­е­му дру­гу обви­нить в суде Гая Кас­сия, одно­го из убийц дик­та­то­ра. Во вре­мя Перу­зий­ской вой­ны меж­ду Окта­ви­ем и Луци­ем Анто­ни­ем в 713 г. (41 г. до н. э.) Агрип­па, кото­рый был пре­то­ром, коман­до­вал частью сил Окта­вия. В 716 г. (38 г. до н. э.) Агрип­па при­был в Гал­лию, добил­ся неко­то­ро­го успе­ха над гер­ман­ца­ми, выслал уби­ев и пода­вил вос­ста­ние акви­та­нов. За эти подви­ги Окта­вий обес­пе­чил назна­че­ние его кон­су­лом вме­сте с Луци­ем Кани­ни­ем Гал­лом и пору­чил ему орга­ни­зо­вать флот, кото­рый дол­жен был сра­жать­ся про­тив Секс­та Пом­пея. Воз­ле Бай­ев Агрип­па через канал соеди­нил озе­ра Лукрин и Аверн друг с дру­гом и с морем, чтобы создать сво­им кораб­лям надеж­ное укры­тие, затем, в 718 г. (36 г. до н. э.) одер­жал первую победу над Секс­том Пом­пе­ем при Милах, а потом при Нав­ло­хе, у бере­гов Сици­лии. Имен­но в честь этих бле­стя­щих побед ему был при­суж­ден мор­ской венок, в кото­ром он изо­бра­жен на мно­гих моне­тах. В 719 г. (35 г. с.555 до н. э.) он коман­до­вал сила­ми Окта­вия в Илли­рии; после воз­вра­ще­ния в Рим не погну­шал­ся испол­нять обя­зан­но­сти эди­ла, хотя уже был кон­су­лом: он про­во­дил важ­ные работы по устрой­ству и содер­жа­нию дорог, ремон­ту кана­ли­за­ци­он­ных сетей и стро­и­тель­ству зна­ме­ни­то­го памят­ни­ка, извест­но­го под име­нем Пан­тео­на Агрип­пы. Вско­ре он вновь вер­нул­ся на воен­ное попри­ще для Окта­вия и выиг­рал в 723 г. (31 г. до н. э.) зна­ме­ни­тую бит­ву при Акции, в кото­рой был раз­бит Анто­ний и реши­лась судь­ба мира. Окта­вий в бла­го­дар­ность пожа­ло­вал ему лазо­ре­вое зна­мя2, то есть зна­мя цве­та моря, кото­рое почти упо­доб­ля­ло его Неп­ту­ну. В 727 г. (27 г. до н. э.) Агрип­па стал кон­су­лом в тре­тий раз: он женил­ся на Юлии, доче­ри Авгу­ста и сопро­вож­дал импе­ра­то­ра в 730 г. (24 г. до н. э.) в экс­пе­ди­ции про­тив кан­та­бров, кото­рых пол­но­стью истре­бил; так он завер­шил поко­ре­ние Испа­нии. В 735 г. (19 г. до н. э.) он постро­ил акве­дук в Ниме; в 736 г. (18 г. до н. э.) полу­чил на пять лет три­бун­скую власть; намно­го поз­же мы видим его в долж­но­сти про­кон­су­ла Азии. Тогда на моне­тах Пария и Сино­па чека­ни­лось его изо­бра­же­ние. Царь иуде­ев Ирод при­гла­сил его посе­тить Иеру­са­лим, где ему устро­и­ли пыш­ный при­ем; он вер­нул­ся в Рим в 741 г. (13 г. до н. э.)3.

Август награ­дил его за служ­бу и про­длил на пять лет три­бун­скую власть, затем Агрип­па уехал, чтобы отра­зить втор­же­ние гер­ман­цев в Пан­но­нию. По воз­вра­ще­нии он уехал в Кам­па­нию, чтобы отдох­нуть от трудов и там его застиг­ла смерть в мар­те 742 г. (12 г. до н. э.). Дво­их его сыно­вей от Юлии, — Гая Цеза­ря и Луция Цеза­ря — импе­ра­тор усы­но­вил и рас­смат­ри­вал как наслед­ни­ков тро­на.

Моне­ты №№ 1, 2 и 3 на кото­рых Агрип­па назван избран­ным кон­су­лом, долж­ны обя­за­тель­но дати­ро­вать­ся ранее янва­ря 717 г. (37 г. до н. э.), так как имен­но тогда Агрип­па всту­пил в долж­ность кон­су­ла. На этих экзем­пля­рах изо­бра­же­на голо­ва Юлия Цеза­ря, омо­ло­жен­но­го из-за обо­жест­вле­ния. Мы ранее гово­ри­ли, что леген­да IMP. DIVI IVLI. F. ITER. III VIR R. P. C. име­ет два раз­лич­ных объ­яс­не­ния4, и что мы пред­по­чи­та­ем вме­сте с Бор­ге­зи и М. фон Зал­ле­том (M. von Sallet)5 доба­вить iterum к triumvir, неже­ли к imperator. Вос­ста­нов­ле­ние три­ум­ви­ра­та, кото­рое име­ло место в 717 г. (37 г. до н. э.) про­изо­шло в то же вре­мя, когда Агрип­па с.556 был избран кон­су­лом, что поз­во­ля­ет допу­стить, что моне­ты, о кото­рых идет речь, были выпу­ще­ны в пер­вые дни янва­ря 717 г. Они сле­до­ва­ли после кам­па­ний Агрип­пы на Рейне и в Гал­лии в 716 г. (38 г. до н. э.)6.

Дата дена­рия № 3, выпу­щен­но­го Кос­сом Кор­не­ли­ем Лен­ту­лом, уста­нав­ли­ва­ет­ся упо­ми­на­ни­ем один­на­дца­то­го кон­суль­ства Авгу­ста, кото­рое было в 731 г. (23 г. до н. э.); две­на­дца­тое было в 749 г. (5 г. до н. э.); Косс Кор­не­лий Лен­тул был моне­та­ри­ем в 736 г. (18 г. до н. э.), в то вре­мя, когда Август дал Агрип­пе на пять лет три­бун­скую власть. Моне­ты №№ 5 и 6, выпу­щен­ные Гаем Суль­пи­ци­ем Пла­то­ри­ном, отно­сят­ся к той же дате. Мы уже гово­ри­ли, что венок, укра­шен­ный мор­ски­ми рост­ра­ми и башен­ны­ми зуб­ца­ми, кото­рый Агрип­па носит на голо­ве, был при­суж­ден ему в честь его побед на Сици­лии над Секс­том Пом­пе­ем. Вслед­ст­вие кам­па­нии про­тив кан­та­бров в 730 г. город Ним на сво­их про­вин­ци­аль­ных моне­тах при­со­еди­нил голо­ву Агрип­пы к голо­ве Авгу­ста, а так­же несколь­ко горо­дов Испа­нии — Гадес, Цеза­рь­ав­гу­ста, Цельс — поме­сти­ли на сво­их моне­тах изо­бра­же­ние Агрип­пы. В Гаде­се порт­рет дру­га Авгу­ста заме­нил собой порт­рет Гер­ку­ле­са; народ­ная лесть срав­ни­ва­ла Агрип­пу с победи­те­лем Гери­о­на. Это намек того же рода, что и на брон­зо­вом экзем­пля­ре № 8, где изо­бра­жен Агрип­па с льви­ной шку­рой на груди: фигу­ра Неп­ту­на на ревер­се этой и преды­ду­щей монет изо­бра­же­на в честь мор­ских побед Агрип­пы. Лонж­пе­рье (Longpérier) изящ­но объ­яс­нил, что чудо­ви­ще Сцил­ла, кото­рая изо­бра­же­на на ревер­се брон­зо­во­го экзем­пля­ра № 9, очень хоро­шо соче­та­ет­ся с Агрип­пой, кото­рый одер­жал основ­ные мор­ские победы про­тив Секс­та Пом­пея у Сици­лии, на суше у Мес­си­ны, на море — при Милах и Нав­ло­хе. «Поме­щая у ног отно­си­тель­но боль­шо­го Неп­ту­на малень­кую фигур­ку чудо­ви­ща — стра­жа сици­лий­ских бере­гов, кото­ро­го Секст избрал в каче­стве сим­во­ла бди­тель­но­сти и силы, исполь­зо­вав­ше­го­ся им при испол­не­нии обя­зан­но­стей пре­фек­та мор­ско­го побе­ре­жья, — жела­ли осо­бен­но под­черк­нуть кон­траст, меж­ду само­уве­рен­но­стью сына Пом­пея и его пора­же­ни­ем»7.

© 2009 г. Пере­вод С. Э. Таривер­ди­е­вой

1Tit. Liv. I, 3.

2Suet. Oct. 25.

3Waddington, Fastes des provinces asiatiques, с. 88.

4Voy. plus haut. с. 56.

5Zeitschrift für Numismatik, том IV, с. 141.

6Fr. Lenormant, La monnaie dans l’antiquité, том II, с. 357.

7A. de Longpérier, Œuvres publiées par G. Schlumberger, том III, с. 4.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 410—411, прим. 2 (к №№ 101—104) (1910 г.):

Золотые и сереб­ря­ные моне­ты, отно­си­мые к это­му выпус­ку, очень важ­ны по двум при­чи­нам; во-пер­вых, пото­му, что дата их чекан­ки точ­но извест­на, и, во-вто­рых, посколь­ку их тех­ни­ка и стиль могут слу­жить кри­те­ри­ем для опре­де­ле­ния места чекан­ки преды­ду­щих и после­дую­щих выпус­ков. Марк Агрип­па был избран­ным кон­су­лом в 38 г. до н. э. В пред­ше­ст­ву­ю­щем году Окта­вий отпра­вил его в Гал­лию, чтобы покон­чить с вос­ста­ни­ем мест­ных вождей. За свои победы, осо­бен­но над акви­та­на­ми, Агрип­па полу­чил бла­го­дар­ность Окта­вия, кото­рый пред­ло­жил ему три­умф, но Марк Вип­са­ний отка­зал­ся от него, зато при­нял кон­суль­скую долж­ность, в кото­рую всту­пил в 37 г. до н. э. вме­сте с кол­ле­гой Луци­ем Кани­ни­ем Гал­лом. Этот факт поз­во­ля­ет точ­но уста­но­вить не толь­ко дати­ров­ку этих монет, но и место их чекан­ки. По тех­ни­ке и сти­лю, а так­же изо­бра­же­ни­ям и леген­дам эти моне­ты явля­ют­ся свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду выпус­ка­ми это­го вре­ме­ни, кото­рые отне­се­ны к Гал­лии. Порт­ре­ты Окта­вия и Юлия Цеза­ря очень сход­ны с теми, что име­ют­ся на пред­ше­ст­ву­ю­щих выпус­ках, осо­бен­но лицо Окта­вия похо­же на то, кото­рое было изо­бра­же­но на чекан­ке Квин­та Саль­вия Саль­види­е­на Руфа; лицо Цеза­ря, хотя здесь и более омо­ло­жен­ное, похо­же на изо­бра­же­ние на аурее, кото­рый дати­ру­ет­ся 40 г. до н. э. Ревер­сы, содер­жа­щие толь­ко леген­ду без како­го-либо сопро­во­ди­тель­но­го изо­бра­же­ния, мож­но срав­нить с авер­са­ми дена­ри­ев Окта­вия, кото­рые дати­ру­ют­ся сле­дую­щим годом (см. №№ 113, 114).

Древ­няя фор­ма DIVOS вме­сто DIVVS в это вре­мя была обыч­ной и встре­ча­лась в над­пи­сях и дру­гих моне­тах Окта­ви­а­на, выпу­щен­ных в Ахул­ле и Малом Леп­ти­се (Müller L. Numismatique de l’ancienne Afrique. Chicago, 1977. P. Т. II, с. 43, 49). Нали­чие этих слов в дан­ном кон­крет­ном слу­чае на моне­тах с име­на­ми Юлия Цеза­ря и Окта­вия помо­га­ет опре­де­лить дату сле­дую­ще­го выпус­ка брон­зо­вых монет (см. ниже, с. 412, 413). Эти моне­ты — един­ст­вен­ный обра­зец такой про­вин­ци­аль­ной чекан­ки Окта­вия. Важ­ной осо­бен­но­стью золотых и сереб­ря­ных монет это­го года явля­ет­ся изме­не­ние име­ни Окта­вия. До это­го на галль­ских моне­тах он име­но­вал­ся «C. Caesar» или «Caesar». Теперь это имя заме­ня­ет­ся на «Divi f.», «Imp. Divi Juli f.», что свиде­тель­ст­ву­ет о посте­пен­ном раз­ви­тии. Послед­ний титул в фор­ме: «Imp. Caesar Divi f.» был при­нят и исполь­зо­вал­ся на после­дую­щих выпус­ках вплоть до того момен­та, как он при­нял имя «Август» в 27 г. до н. э. Так­же эти моне­ты пред­став­ля­ют собой пер­вые экзем­пля­ры, на кото­рых титул «Импе­ра­тор» исполь­зо­ван как пре­но­мен.

Морел­ли ссы­ла­ет­ся на аурей с голо­ва­ми Юлия Цеза­ря и Авгу­ста (Morelli A. Familiarum romanarum numismata omnia. Thesauri Morelliani I. Amsterdam, 1734. Vipsania, № 1), но таких монет неиз­вест­но.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 410—412, прим. 1 (к № 102) (1910 г.):

Аверс этой моне­ты несколь­ко ано­ма­лен — на порт­ре­те изо­бра­жен Юлий Цезарь, а леген­да отно­сит­ся к Окта­вию. По пово­ду вер­но­го чте­ния леген­ды авер­са мне­ния разо­шлись: читать ли его как IMP. DIVI IVLI F. TER. IIIVIR. R. P. C. или как ϮER (iterum). IIIVIR. R. P. C. Бор­ге­зи (Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. C. 105 ff.) и Бабе­лон (Babelon E. Description historique et chronologique des monnaies de la République romaine. Т. 2. P., 1886, с. 56) чита­ют леген­ду как ϮER. IIIVIR (iterum triumvir) и счи­та­ют, что она отно­сит­ся к обнов­ле­нию три­ум­ви­ра­та в 38 г. до н. э., но Момм­зен (Mommsen Th. Römisches Staatsrecht. 3. Aufl. Bd II. Lpz., 1887, с. 708, прим. i) чита­ет как TER. IIIVIR (tertio triumvir), то есть, imperator tertio, тем самым свя­зы­вая сло­во TER c импе­ра­тор­ским титу­лом, а не с три­ум­ви­ра­том. На экзем­пля­ре из Вен­ско­го каби­не­та, кото­рый изо­бра­жен у Бар­фель­да (Bahrfeldt M. Nachträge und Berichtigungen zur Münzkunde der römischen Republik // Numismatische Zeitschrift. 1896. Т. 28, тбл. VII, № 147) леген­да ясно чита­ет­ся как TER, но на дру­гой моне­те из той же самой кол­лек­ции, кото­рая, види­мо, явля­ет­ся дуб­ли­ка­том такой же моне­ты из Нацио­наль­ной Кол­лек­ции, бук­вы леген­ды непра­виль­ной фор­мы и поэто­му сло­во TER, из-за лег­ко­го дефек­та штем­пе­ля, было про­чте­но как ϮER. Чте­ние Момм­зе­на под­твер­дил фон Зал­лет (Sallet A., von. Die Münzen Caesars mit seinem Bildniss // Commentationes philologae in honorem Theodori Mommseni. Bonn, 1977, с. 94; Sallet A., von. Die Münzen Caesars mit seinem Bildnis // Zeitschrift für Numismatik. Т. 4. 1877, с. 140; Sallet A., von. Zur römischen Numismatik // Zeitschrift für Numismatik. Т. 5. 1878, с. 245), кото­рый в под­твер­жде­ние ссы­ла­ет­ся на экзем­пляр из Париж­ско­го каби­не­та. Посколь­ку три­ум­ви­рат нико­гда не воз­об­нов­лял­ся в тре­тий раз, сло­во TER, таким обра­зом, сле­ду­ет свя­зать с IMP. Момм­зен (Mommsen Th. Res gestae divi Augusti. Ex monumenti Ancyrano et Apolloniensi. Berolini, 1883, с. 11) пишет, что Окта­вий полу­чил третью импе­ра­тор­скую аккла­ма­цию до 37 г. до н. э. Воз­мож­но, он полу­чил ее за победы Агрип­пы в 38 г. до н. э., и имен­но она ука­за­на на этой моне­те. Сле­ду­ет отме­тить, что Бабе­лон (loc. cit.) при­во­дит два воз­ра­же­ния про­тив интер­пре­та­ции Момм­зе­на; во-пер­вых, номер импе­ра­тор­ской аккла­ма­ции нико­гда подоб­ным обра­зом не отде­ля­ет­ся от титу­ла Imperator; и во-вто­рых, на моне­тах Окта­вия номер импе­ра­тор­ской аккла­ма­ции нико­гда не ука­зы­ва­ет­ся в тех слу­ча­ях, когда сло­во Imperator сто­ит на месте пре­но­ме­на перед име­нем «Цезарь». Так­же он обра­ща­ет вни­ма­ние на важ­ный момент, свя­зан­ный с хро­но­ло­ги­ей монет Окта­вия: до это­го выпус­ка титул IMP сле­до­вал за име­нем Цеза­ря, но после исполь­зу­ет­ся как пре­но­мен и пред­ше­ст­ву­ет ему.

В част­ной беседе гене­рал-май­ор Бар­фельд рас­ска­зал, что изу­чил несколь­ко экзем­пля­ра это­го аурея, отче­ка­нен­ных одним штем­пе­лем. Из них всех леген­да ясно чита­ет­ся как TER толь­ко на экзем­пля­рах из Париж­ско­го и Вен­ско­го каби­не­тов, о кото­рых гово­ри­лось ранее. Судя по осталь­ным, штем­пе­ли более или менее постра­да­ли от исполь­зо­ва­ния.

О дати­ров­ке обо­жест­вле­ния Юлия Цеза­ря и появ­ле­нии коме­ты, воз­ве­стив­шей о его апо­фе­о­зе, см. выше, с. 78. Там же ука­за­но, что обо­жест­вле­ние сопро­вож­да­лось омо­ло­же­ни­ем. На рас­смат­ри­вае­мом аурее Юлий Цезарь изо­бра­жен гораздо более моло­дым, чем на преды­ду­щих выпус­ках, где был его порт­рет, но он не звал­ся Боже­ст­вен­ным (Divus).

RRC (Crawford), с. 259, к № 220 (1974 г.):

Напро­тив, чекан­ка Окта­ви­а­на к кон­цу эпо­хи три­ум­ви­ра­та оста­ет­ся раз­но­об­раз­ной и изо­бре­та­тель­ной, под­готав­ли­вая поч­ву для появ­ле­ния кра­си­во­го выпус­ка с леген­да­ми IMP. CAESAR или CAESAR DIVI F., кото­рый пере­бра­сы­ва­ет мост к чекан­ке Окта­ви­а­на уже как Авгу­ста2. В 38 г. до н. э. Агрип­па отче­ка­нил выпуск (№ 534), на кото­ром впер­вые на моне­тах исполь­зу­ет­ся пре­но­мен «Импе­ра­тор» (praenomen imperatoris)3, а так­же, в каче­стве намё­ка на поло­же­ние Окта­ви­а­на как сына обо­жест­влен­но­го Цеза­ря, впер­вые здесь изо­бра­же­на звезда Юлия (sidus Iulium)4.


2Об этом см.: M. H. Crawford. Rev. on Zur Münzprägung des Augustus by K. Kraft // JRS. 1974. С. 246—247.

3См.: R. Syme. Imperator Caesar. A study in nomenclature // Historia. 1958. P. 177-182; D. Kienast. «Imperator» // ZSavStift. 1961. С. 419, прим. 77; R, Combès. Imperator. Recherches sur l’emploi et la signification du titre d’Imperator dans la Rome républicaine. Paris. 1966. P. 135; этот пре­но­мен сна­ча­ла появ­ля­ет­ся в явно экс­пе­ри­мен­таль­ной фор­ме: IMP. DIVI IVLI F. TER.; ср. № 494/16, где этим пре­но­ме­ном назван Цезарь.

4Plin. NH II, 93—94; Dio XLV, 7, 1; Verg. Ecl. IX. 46 с ком­мен­та­ри­я­ми Сер­вия; Servius к Verg. Aen. VIII, 681; S. Weinstock. Divus Iulius. Oxford. 1971. С. 370—384. Звезда Юлия (sidus Iulium) так­же появ­ля­ет­ся на брон­зо­вом выпус­ке (№ 535), совре­мен­ном выпус­ку Агрип­пы.

CRI (Sear), с. 187—188, к №№ 305—307 (1998 г.):

На этом важ­ном выпус­ке впер­вые запе­чат­ле­но имя глав­но­го вое­на­чаль­ни­ка Окта­ви­а­на и пол­ко­во­д­ца-архи­тек­то­ра его буду­ще­го вели­чия — Мар­ка Вип­са­ния Агрип­пы. Агрип­па, совре­мен­ник и друг юно­сти три­ум­ви­ра, про­ис­хо­дил из незнат­ной, но бога­той семьи. Он был на сто­роне Окта­ви­а­на с само­го нача­ла его поли­ти­че­ской карье­ры, в то вре­мя, когда был убит Цезарь, и оста­вал­ся вер­ным инте­ре­сам сво­его дру­га на про­тя­же­нии остав­ших­ся трид­ца­ти двух лет сво­ей жиз­ни. Имен­но бла­го­да­ря воен­но­му гению Агрип­пы на море и на суше в 36 г. до н. э. при Нав­ло­хе уда­лось, нако­нец, покон­чить с угро­зой, исхо­див­шей от Секс­та Пом­пея, а через пять лет одер­жать реши­тель­ную победу над Анто­ни­ем и Клео­патрой.

Учи­ты­вая исклю­чи­тель­ные вза­и­моот­но­ше­ния Окта­ви­а­на с Агрип­пы, неуди­ви­тель­но, что эта чекан­ка име­ет так мно­го любо­пыт­ных осо­бен­но­стей. Ико­но­гра­фи­че­ски аверс одно­го из дена­ри­ев (№ 306) при­ме­ча­те­лен тем, что содер­жит два порт­ре­та, изо­бра­жен­ных лицом друг к дру­гу. Мож­но пред­по­ло­жить, что дизайн этой моне­ты был раз­ра­ботан под вли­я­ни­ем «дина­сти­че­ско­го» аурея Секс­та Пом­пея, отче­ка­нен­но­го несколь­ки­ми года­ми ранее на Сици­лии (см. № 332). Инте­рес­но, что на леген­де авер­са исполь­зо­ва­на арха­ич­ная фор­ма сло­ва DIVOS вме­сто DIVVS, кото­рая ука­зы­ва­ет на то, что там изо­бра­жен обо­жест­влен­ный дик­та­тор; такая же харак­тер­ная осо­бен­ность име­ет­ся и на совре­мен­ном этой моне­те брон­зо­вом ита­лий­ском выпус­ке Окта­ви­а­на (см. №№ 308—309). Еще более при­ме­ча­тель­но, что здесь впер­вые Окта­виан исполь­зу­ет импе­ра­тор­ский пре­но­мен (praenomen imperatoris) (IMP CAESAR), тогда как обыч­но этот титул ста­вил­ся на место ког­но­ме­на (CAESAR IMP). Это было важ­но для даль­ней­ше­го раз­ви­тия импе­ра­тор­ско­го титу­ло­ва­ния, посколь­ку оно ука­зы­ва­ло на обла­да­те­ля это­го име­ни как на вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­дую­ще­го, что необ­хо­ди­мо для любо­го авто­кра­ти­че­ско­го пра­ви­те­ля. Импе­ра­тор­ский пре­но­мен (praenomen imperatoris) исполь­зо­вал Август, а потом он исчез на неко­то­рое вре­мя, до послед­не­го пери­о­да прав­ле­ния Неро­на (око­ло 66 г. н. э.). Его охот­но при­ня­ли пра­ви­те­ли сле­дую­щей импе­ра­тор­ской дина­стии Фла­ви­ев, и после них этот пре­но­мен регу­ляр­но исполь­зо­вал­ся, чтобы обо­зна­чить вер­хов­ную власть импе­ра­то­ра. На аурее (№ 305) изо­бра­жен омо­ло­жен­ный Юлий Цезарь, что сим­во­ли­зи­ру­ет его обо­жест­вле­ние113. С этим порт­ре­том свя­за­но изо­бра­же­ние sidus Iulium или «звезды Юлия», коме­ты, кото­рая появи­лась на небе­сах вско­ре после убий­ства дик­та­то­ра. Конеч­но, это явле­ние немед­лен­но истол­ко­ва­ли как знак его обо­жест­вле­ния, что было весь­ма удач­ным пово­ротом собы­тий для цеза­ри­ан­цев. Такой же сим­вол встре­ча­ет­ся на одном из ита­лий­ских выпус­ков Окта­ви­а­на этих же лет, хотя там он изо­бра­жен перед порт­ре­том моло­до­го три­ум­ви­ра (см. № 309). На рас­смат­ри­вае­мом аурее леген­да авер­са состав­ле­на неук­лю­же — Imperator, Divi Iuli filius, tertio, triumvir reipublicae constituendae. Несмот­ря на то, что изо­бра­жен на порт­ре­те Цезарь, леген­да отно­сит­ся к Окта­виа­ну (хотя он и не назван) и, по всей види­мо­сти, сооб­ща­ет о его третьей импе­ра­тор­ской аккла­ма­ции. Веро­ят­но, он полу­чил ее в каче­стве при­зна­ния побед Агрип­пы, кото­рый тот одер­жал в каче­стве намест­ни­ка Гал­лии в 38 г. до н. э.

В отли­чие от мно­гих дру­гих выпус­ков это­го пери­о­да, моне­ты с име­нем Мар­ка Агрип­пы мож­но дати­ро­вать точ­но. Пол­ко­во­дец Окта­ви­а­на назван «избран­ный кон­сул», а этот титул он носил в 38 г. до н. э. в ожи­да­нии сво­его пер­во­го кон­суль­ства в сле­дую­щем году114. Обыч­но счи­та­ют, что моне­ты этой серии выпу­ще­ны в Гал­лии в свя­зи с мас­штаб­ны­ми воен­ны­ми меро­при­я­ти­я­ми Агрип­пы, кото­рые он про­во­дил в каче­стве намест­ни­ка, и эта лока­ли­за­ция в целом пред­став­ля­ет­ся вер­ной. Но нель­зя отвер­гать воз­мож­ность того, что их чека­нил сам Окта­виан. Три­ум­вир в 38 г. до н. э. тоже вел доста­точ­но актив­ную воен­ную дея­тель­ность в южной Ита­лии, где пытал­ся покон­чить с угро­зой, исхо­див­шей от Пом­пея на Сици­лии. Он даже добил­ся в этом опре­де­лен­но­го успе­ха, но затем потер­пел почти фаталь­ное пора­же­ние у Мес­син­ско­го про­ли­ва. Если эти моне­ты чека­нил три­ум­вир, то он весь­ма польстил сво­е­му дру­гу, посвя­тив все ревер­сы этой серии про­стой над­пи­си, про­слав­ля­ю­щей избран­но­го кон­су­ла. Допол­ни­тель­ное свиде­тель­ство в поль­зу того, что эти моне­ты отче­ка­ни­ли на монет­ном дво­ре Окта­ви­а­на — при­ме­ча­тель­ная ико­но­гра­фия серии, где силь­но под­чер­ки­ва­ет­ся пре­вос­ход­ство при­тя­за­ний млад­ше­го три­ум­ви­ра на власть из-за его исклю­чи­тель­ной осо­бен­но­сти — он был сыном Боже­ст­вен­но­го (divi filius) — сыном бога, толь­ко что появив­ше­го­ся в Риме, Боже­ст­вен­но­го Юлия (Divus Iulius)115. Здесь явно вид­но искус­ную руку само­го Окта­ви­а­на, хотя он мог отпра­вить Агрип­пе в Гал­лию подроб­ные инструк­ции о том, каки­ми имен­но долж­ны быть моне­ты этой серии. Такие же посы­лы ясно встре­ча­ют­ся и на после­дую­щих брон­зо­вых выпус­ках, кото­рые, несо­мнен­но, чека­ни­лись на монет­ном дво­ре само­го Окта­ви­а­на, воз­мож­но, в южной Ита­лии.


113Похо­жее изо­бра­же­ние моло­до­го Юлия через два деся­ти­ле­тия встре­ча­ет­ся на ауре­ях и дена­ри­ях Авгу­ста, про­слав­ля­ю­щих Веко­вые игры (Ludi Saeculares) 17 г. до н. э. (ср. RIC, 337—340).

114Вто­рой и тре­тий раз он зани­мал кон­суль­ство в 28 и 27 гг. до н. э.

115Титу­лы divi Iuli filius и divi filius впер­вые встре­ча­ют­ся на послед­нем выпус­ке, кото­рый чека­ни­ли рим­ские моне­та­рии в 40 г. до н. э. (см. №№ 325—326, 328 и 330).

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА