Евфорион | ||
ФРАГМЕНТЫ |
1 (9) ПРОКЛЯТЬЯ, или ПОХИТИТЕЛЬ ЧАШИ …Герса с Главкопия долу, В казнь, что они приоткрыли ларец священный Афины, Их госпожи. Или так, как странники вниз низвергались После позорного ног мытия, что Скирон уготовил, Впрочем, недолго, коль Эфры повергнутый чадом, последним Нашей тогда черепахи собой он питал горловину. |
|
10 |
Или ж его, тетиву напрягая на луке могучем, Дева Тенарская, женам помощница в муках родильных, Да поразит Артемида виновника вечным страданьем: Близ Ахеронта пусть тяжкую глыбу несет Аскалафа, Тело которому накрепко камнем прижала Деметра |
5 |
Сзади него, устрашая, вставали от брюха густого Змеи хвостатые подле боков, шевеля языками, Синею сталью у них сверкали глаза под бровями. В казнь, что единственно он был свидетелем Ферсефонее. Истинно так во горячих печах в Мелигуновой тверди Яркие искры, когда на железо обрушится молот, |
10 |
Мечутся в воздух (и гул по широкой идет наковальне), Или по Этне, укутанной чадом, — в дому Астеропа. Веден в Тиринф неустанно враждебному был Еврисфею Взятый живым из Аида — последний, двенадцатый подвиг, Коего средь ячменем изобильных трехпутий Мидеи Жены и дети тогда созерцали, объятые страхом. |
ПРИМЕЧАНИЯ
Евфорион из Халкиды на о-ве Евбея (род. ок. 276 г. до н. э.). Учился в Афинах. После 223 г. получил пост главного библиотекаря в столице Сирийского царства Антиохии. По-видимому, там же и умер. Писал филологические сочинения, от которых ничего не дошло, и эпиллии, стараясь брать редкие и никем не разработанные темы и насыщая текст иносказательными характеристиками, не сразу понятными образами. Отношение к нему в последующие века было неоднозначным: римские элегики высоко его ценили; Цицерон порицал за темноту слога и называл его римских последователей «подголосками Евфориона». Судя по тому, что оба приводимых фрагмента сохранились в отрывках пергаменной рукописи V в. н. э., творчество Евфориона продолжало привлекать к себе интерес до самого конца античности.
Фр. 1. «Проклятья, или Похититель чаши» принадлежали, по-видимому, к популярной в александрийской и позднеэллинистической поэзии разновидности эпиллиев, в которых незначительный предлог давал повод для изощренных проклятий с использованием всей возможной мифологической учености. Родоначальником этого жанра был, вероятно, Гермесианакт (см. фр. 2 и примеч.). [назад]
Ст. 4—6. Герса.— Речь идет о дочерях Кекропа — жрицах Афины Герсе, Пандросе и Аглавре, которые, нарушив запрет богини, приоткрыли данный им Афиной на хранение ларец, в котором находился младенец Эрихфоний. В наказание Афина наслала на дочерей Кекропа безумие, и они бросились со скалы Акрополя. (Ср. Каллимах «Гекала», 18—30.) Главкопий — скала Паллады в Аттике. Название созвучно эпитету Афины «совоокая» (или «голубоглазая»). [назад]
Ст. 6—9. Или так… — Речь идет о победе Тесея над разбойником Скироном. [назад]
Ст. 8. Чадо Эфры — Тесей. [назад]
Ст. 9. …нашей… черепахи… — то есть черепахи, которая, по преданию, подплывала к скалам и хватала сброшенных вниз. «Нашей», то есть афинской, черепаха названа по причине жительства Евфориона в Афинах, которым некоторое время принадлежала Мегарида, где происходит действие мифа. [назад]
Ст. 11. Дева Тенарская.— Мыс Тенар (см. гомеровский гимн к Аполлону Пифийскому, 233 и примеч.) считался одним из входов в царство мертвых. [назад]
Ст. 13—15. Аскалаф, сын Ахеронта, бога реки в царстве мертвых, выступил свидетелем против Персефоны на суде, когда решался вопрос о возвращении Персефоны к Аиду, и в наказание Деметра придавила его в царстве мертвых огромным камнем. Ферсефонея — Персефона. См.: «Сошествие Пирифоя», 12, 20. [назад]
Фр. 2. Описание адского пса Кербера. [назад]
Ст. 7. …глаза под бровями… — Змеи с бровями — поэтический образ, восходящий к «Теогонии» Гесиода (826—828) и далее — к сказочному змею-чудовищу. [назад]
Ст. 8. Мелигунова твердь — предположительно, известные своей вулканической активностью Липарские острова. [назад]
Ст. 11. Астероп — «Звездный». Возможно, эпитет заключенного в Этне Тифоея как «мирового змея». [назад]
Ст. 14. Мидея — поселение в Арголиде, неподалеку от Тиринфа, один из центров микенской культуры. [назад]