12.02.2023 г.
The History Blog
На Капитолий возвращается кирпичная Республика

В «Жиз­не­опи­са­нии Цеза­рей» Све­то­ний (69—122 гг. н. э.) писал, что Август мог по пра­ву гор­дить­ся тем, что застал Рим кир­пич­ным, а оста­вил мра­мор­ным. Здесь идёт речь о тех стро­и­тель­ных меро­при­я­ти­ях, кото­рые Август про­вёл в горо­де как еди­но­лич­ный пра­ви­тель после того, как отка­зал­ся от мыс­ли вос­ста­но­вить Рим­скую рес­пуб­ли­ку и взял под лич­ный кон­троль все основ­ные маги­ст­ра­ту­ры сена­та, три­бун­ские пол­но­мо­чия и всю рим­скую каз­ну.

Вид сто­ли­цы еще не соот­вет­ст­во­вал вели­чию дер­жа­вы, Рим еще стра­дал от навод­не­ний и пожа­ров. Он [Август] так отстро­ил город, что по пра­ву гор­дил­ся тем, что при­нял Рим кир­пич­ным, а остав­ля­ет мра­мор­ным (пер. М.Л. Гас­па­ро­ва).

Дион Кас­сий (155—235 гг. н. э.) при­пи­сы­ва­ет Авгу­сту ту же самую цита­ту («Рим­ская исто­рия», кни­га LVI. 30), но отвер­га­ет её бук­валь­ное тол­ко­ва­ние, пред­ло­жен­ное Све­то­ни­ем.

[Август] ска­зал: «Я при­нял Рим кир­пич­ным, а остав­ляю вам камен­ным». Этим он ука­зал не на построй­ки в бук­валь­ном смыс­ле, а на мощь дер­жа­вы (пер. С.К. Сизо­ва).

Брон­зо­вый козёл, най­ден­ный на ули­це Мад­жен­то, в рай­оне Каст­ро Пре­то­рио на севе­ре Рима в 1878 г. Конец VI — нача­ло V в. до н. э.
Фото: Капи­то­лий­ские музеи.

Новая выстав­ка во двор­це Каф­фа­рел­ли в Капи­то­лий­ских музе­ях поз­во­ля­ет по-ново­му взгля­нуть на этот кир­пич­ный город эпо­хи Рес­пуб­ли­ки, сохра­нив­ший­ся в более чем 1800 архео­ло­ги­че­ских арте­фак­тах, боль­шин­ство из кото­рых ранее нико­гда не выстав­ля­лись. Сре­ди них есть пред­ме­ты из брон­зы, мест­но­го кам­ня и совсем немно­го мра­мо­ра, но подав­ля­ю­щее боль­шин­ство арте­фак­тов — это терра­ко­та и кера­ми­ка, то есть та самая гли­на (кир­пич), отка­зом от кото­рой Август так гор­дил­ся.


Вотив­ные под­но­ше­ния из хра­ма Минер­вы Цели­тель­ни­цы на выстав­ке.
Фото: Капи­то­лий­ские музеи.

Мно­гие из этих арте­фак­тов — все­го лишь фраг­мен­ты, най­ден­ные в раз­ное вре­мя в горо­де и его окрест­но­стях, но боль­шин­ство из них обна­ру­же­но на участ­ках древ­них хра­мов на Капи­то­лий­ском хол­ме и Мар­со­вом поле. Они дати­ру­ют­ся меж­ду VI в. до н. э. и середи­ной I в. до н. э., эпо­хой рас­цве­та Рим­ской рес­пуб­ли­ки.

Основ­ное вни­ма­ние на выстав­ке уде­ля­ет­ся мате­ри­аль­ным свиде­тель­ствам о физи­че­ском устрой­стве горо­да, и кура­то­ры исполь­зо­ва­ли новей­шие тех­но­ло­гии, пыта­ясь пока­зать, как выгляде­ли неко­то­рые из этих фраг­мен­тов в эпо­ху Рес­пуб­ли­ки, когда они ещё были невреди­мы. Напри­мер, кус­ки терра­ко­то­вых обли­цо­воч­ных плит из хра­ма на совре­мен­ной пло­ща­ди Арджен­ти­на (про­сла­вив­шей­ся коша­чьим при­ютом) встав­ле­ны в фоно­вое изо­бра­же­ние, на кото­ром вид­но, как выглядел ярко рас­кра­шен­ный терра­ко­то­вый фриз.


Соеди­нён­ные терра­ко­то­вые фраг­мен­ты голо­вы Юно­ны.
Фото: Капи­то­лий­ские музеи.

Одна груп­па арте­фак­тов, кото­рые обыч­но игно­ри­ру­ют­ся, — фраг­мен­ты терра­ко­то­вых фигур, най­ден­ные в XIX в. на Латин­ской доро­ге, веду­щей на юг от Рима, — отли­ча­ют­ся выдаю­щим­ся мастер­ст­вом созда­те­ля и име­ли важ­ное рели­ги­оз­ное зна­че­ние. Иссле­до­ва­те­ли уста­но­ви­ли, что эти один­на­дцать фраг­мен­тов при­над­ле­жат скульп­ту­рам Капи­то­лий­ской Три­а­ды (Юпи­тер, Юно­на и Минер­ва), укра­шав­шим фрон­тон хра­ма в I в. до н. э. Затем они с помо­щью 3D-печа­ти вос­со­зда­ли утра­чен­ные скульп­ту­ры в пол­ную вели­чи­ну и вклю­чи­ли в эту репро­дук­цию ори­ги­наль­ные фраг­мен­ты в тех местах, где они изна­чаль­но нахо­ди­лись. Это пора­зи­тель­ная пре­зен­та­ция, в кото­рой инно­ва­ци­он­ное при­ме­не­ние тех­но­ло­гии поз­во­ля­ет про­де­мон­стри­ро­вать фраг­мен­тар­ные мате­ри­а­лы как мож­но бли­же к их пер­во­на­чаль­но­му состо­я­нию.


Рекон­струи­ро­ван­ные в 3D терра­ко­то­вые ста­туи Капи­то­лий­ской Три­а­ды со вклю­чён­ны­ми ори­ги­наль­ны­ми фраг­мен­та­ми.
Фото: Капи­то­лий­ские музеи.

Выстав­ка «Рим эпо­хи Рес­пуб­ли­ки» уже откры­та и про­длит­ся до 24 сен­тяб­ря это­го года.


© 2023 г. The History Blog.
© 2023 г. Перевод с англ.: Любимова О. В.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА