В III—I веках до н. э. бронзовые статуэтки, ранее украшавшие канделябры, треножники, сосуды, все чаще приобретали самостоятельное значение, становясь посвятительными дарами в честь божества. Это были изображения жриц с культовыми сосудами в руках (1, с. 63, № 163), Афины в шлеме, с копьем и в длинном пеплосе (1, с. 63, № 169), обнаженных юношей, возможно, олицетворявших божество плодородия (1, с. 61, № 156). Исполнение статуэток в большинстве случаев не отличалось высокой художественностью: однообразно трактовались лица, руки, тела, бегло намечались складки одежд, общо обозначались предметы в руках, при этом заметна более свободная, нежели раньше, трактовка фигуры в пространстве.
В этрусской бронзовой скульптуре VI—V веков. до н. э. встречались упомянутые выше статуэтки с необычно вытянутыми и очень тонкими телами, маленькими головками, длинными руками. В III—I веках до н. э. такого рода изваяния получили еще более широкое распространение (11, ил. 68). Эти связанные с заупокойным культом фигуры, возможно, возникли из подражания длинным теням, отбрасываемым человеческим телом при последних лучах заходящего солнца (ил. 170). Сильно схематизированные их формы свидетельствуют об изощренности, своеобразном, не затронувшем, возможно, только портрет, «маньеризме» в истории этрусской бронзовой скульптуры и близящемся ее закате. Глубокий кризис постепенно охватывал всю художественную жизнь этрусских городов, уступавших уже не только физическому натиску римлян, но, очевидно, и тем новым эстетическим принципам, которые приносили с собой завоеватели в покоренные районы.
Статуэтка типа «вечерней тени»
Бронза. III—I вв. до н. э.Вольтерра, Этрусский музей Гварначчи
Статуэтка типа «вечерней тени».
Бронза. III—I вв. до н. э.
Вольтерра, Этрусский музей Гварначчи.
Описание:
В III—I веках до н. э. бронзовые статуэтки, ранее украшавшие канделябры, треножники, сосуды, все чаще приобретали самостоятельное значение, становясь посвятительными дарами в честь божества. Это были изображения жриц с культовыми сосудами в руках (1, с. 63, № 163), Афины в шлеме, с копьем и в длинном пеплосе (1, с. 63, № 169), обнаженных юношей, возможно, олицетворявших божество плодородия (1, с. 61, № 156). Исполнение статуэток в большинстве случаев не отличалось высокой художественностью: однообразно трактовались лица, руки, тела, бегло намечались складки одежд, общо обозначались предметы в руках, при этом заметна более свободная, нежели раньше, трактовка фигуры в пространстве.
В этрусской бронзовой скульптуре VI—V веков. до н. э. встречались упомянутые выше статуэтки с необычно вытянутыми и очень тонкими телами, маленькими головками, длинными руками. В III—I веках до н. э. такого рода изваяния получили еще более широкое распространение (11, ил. 68). Эти связанные с заупокойным культом фигуры, возможно, возникли из подражания длинным теням, отбрасываемым человеческим телом при последних лучах заходящего солнца (ил. 170). Сильно схематизированные их формы свидетельствуют об изощренности, своеобразном, не затронувшем, возможно, только портрет, «маньеризме» в истории этрусской бронзовой скульптуры и близящемся ее закате. Глубокий кризис постепенно охватывал всю художественную жизнь этрусских городов, уступавших уже не только физическому натиску римлян, но, очевидно, и тем новым эстетическим принципам, которые приносили с собой завоеватели в покоренные районы.