Эрот
Мрамор.Римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Эрот.
Мрамор.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Описание:
Сложная комбинация линий контура сильно напоминает статую Эрота, сохранившуюся в нескольких экземплярах (рис. 7). Наряду с другими стилистическими особенностями такое сходство с типом Кайроса дает нам право предположить, что оригинал, к которому восходят все эти повторения, принадлежал Лисиппу и, может быть, тожествен со статуей Эрота, стоявшей в Феспиях, месте древнейшего культа этого бога. Эрот изображен надевающим тетиву на лук. Сильно упираясь обеими ступнями в землю, он прижимает один конец лука к выставленной в сторону правой ноге, а правой рукой сгибает другой конец его, надевая тетиву. На бронзовом оригинале не было надобности в подпоре, которая в данном случае получила вид пня. Мотив статуи вызывает чрезвычайно любопытное сочетание линий и действующих по ним сил. Левое бедро сильно выступает, в ту же сторону направлены силы нижней части фигуры, но левая рука энергично проведена в обратном направлении, и ее движение, под влиянием упругости лука, придает сильный изгиб нижней части туловища. Этому повороту противодействует движение плеч и груди, наклоненных вправо, между тем как поворот головы со своей стороны направлен в сторону лука. Через всю фигуру, таким образом, проходит зигзагообразная линия, обозначающая сочетание действующих друг против друга сил. Эти силы взаимно парализуют друг друга, чем и вызывается впечатление устойчивости статуи. В сущности такое сложное сочетание линий нам известно уже в статуе Апоксиомена, разница состоит лишь в том, что на Апоксиомене напряжение менее сильно, и поэтому фигура развивается свободнее в пространстве. Даже такие особенности, как постановка правой ноги, в сущности одинаковы на обеих фигурах. Сильное напряжение всех мышц Эрота привело к тому, что фигура, как таковая, как бы сплюснута, превращаясь в рельефную картину на фоне распростертых крыльев. Руки и голова, направленные на Апоксиомене вперед по направлению к зрителю, на Эроте проведены в сторону, причем голова появляется в полном профиле. Левая рука энергично прижата к телу и не дает ему возможности нагнуться вперед в той же степени, как на Апоксиомене. Следует еще отметить стремление художника к правдивой передаче юных форм фигуры. Особенности телосложения приблизительно тринадцатилетнего мальчика отлично с. 25 переданы и обозначают значительный шаг вперед в истории развития отроческой фигуры.
Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. Лисипп. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, с. 24—25, рис. 7.
По фотографии Г. Е. Кизерицкого.
По фотографии Г. Е. Кизерицкого.