Эрот
Мрамор.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Эрот.

Мрамор.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Слож­ная ком­би­на­ция линий кон­ту­ра силь­но напо­ми­на­ет ста­тую Эрота, сох­ра­нив­шу­ю­ся в несколь­ких экзем­пля­рах (рис. 7). Наряду с дру­ги­ми сти­ли­сти­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми такое сход­ство с типом Кай­ро­са дает нам пра­во пред­по­ло­жить, что ори­ги­нал, к кото­ро­му вос­хо­дят все эти повто­ре­ния, при­над­ле­жал Лисип­пу и, может быть, тоже­ст­вен со ста­ту­ей Эрота, сто­яв­шей в Фес­пи­ях, месте древ­ней­ше­го куль­та это­го бога. Эрот изо­бра­жен наде­ваю­щим тети­ву на лук. Силь­но упи­ра­ясь обе­и­ми ступ­ня­ми в зем­лю, он при­жи­ма­ет один конец лука к выстав­лен­ной в сто­ро­ну пра­вой ноге, а пра­вой рукой сги­ба­ет дру­гой конец его, наде­вая тети­ву. На брон­зо­вом ори­ги­на­ле не было надоб­но­сти в под­по­ре, кото­рая в дан­ном слу­чае полу­чи­ла вид пня. Мотив ста­туи вызы­ва­ет чрез­вы­чай­но любо­пыт­ное соче­та­ние линий и дей­ст­ву­ю­щих по ним сил. Левое бед­ро силь­но высту­па­ет, в ту же сто­ро­ну направ­ле­ны силы ниж­ней части фигу­ры, но левая рука энер­гич­но про­веде­на в обрат­ном направ­ле­нии, и ее дви­же­ние, под вли­я­ни­ем упру­го­сти лука, при­да­ет силь­ный изгиб ниж­ней части туло­ви­ща. Это­му пово­роту про­ти­во­дей­ст­ву­ет дви­же­ние плеч и груди, нак­ло­нен­ных впра­во, меж­ду тем как пово­рот голо­вы со сво­ей сто­ро­ны направ­лен в сто­ро­ну лука. Через всю фигу­ру, таким обра­зом, про­хо­дит зиг­за­го­об­раз­ная линия, обо­зна­чаю­щая соче­та­ние дей­ст­ву­ю­щих друг про­тив дру­га сил. Эти силы вза­им­но пара­ли­зу­ют друг дру­га, чем и вызы­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние устой­чи­во­сти ста­туи. В сущ­но­сти такое слож­ное соче­та­ние линий нам извест­но уже в ста­туе Апок­сио­ме­на, раз­ни­ца состо­ит лишь в том, что на Апок­сио­мене напря­же­ние менее силь­но, и поэто­му фигу­ра раз­ви­ва­ет­ся сво­бод­нее в про­стран­стве. Даже такие осо­бен­но­сти, как поста­нов­ка пра­вой ноги, в сущ­но­сти оди­на­ко­вы на обе­их фигу­рах. Силь­ное напря­же­ние всех мышц Эрота при­ве­ло к тому, что фигу­ра, как тако­вая, как бы сплюс­ну­та, пре­вра­ща­ясь в рельеф­ную кар­ти­ну на фоне рас­про­стер­тых кры­льев. Руки и голо­ва, направ­лен­ные на Апок­сио­мене впе­ред по направ­ле­нию к зри­те­лю, на Эро­те про­веде­ны в сто­ро­ну, при­чем голо­ва появ­ля­ет­ся в пол­ном про­фи­ле. Левая рука энер­гич­но при­жа­та к телу и не дает ему воз­мож­но­сти нагнуть­ся впе­ред в той же сте­пе­ни, как на Апок­сио­мене. Сле­ду­ет еще отме­тить стрем­ле­ние худож­ни­ка к прав­ди­вой пере­да­че юных форм фигу­ры. Осо­бен­но­сти тело­сло­же­ния при­бли­зи­тель­но три­на­дца­ти­лет­не­го маль­чи­ка отлич­но с. 25 пере­да­ны и обо­зна­ча­ют зна­чи­тель­ный шаг впе­ред в исто­рии раз­ви­тия отро­че­ской фигу­ры.

Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. Лисипп. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, с. 24—25, рис. 7.
По фотографии Г. Е. Кизерицкого.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca romana статуя статуи statua statuae эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor мрамор скульптор лисипп из сикиона натягивающий лук