Геракл, борющийся с Немейским львом
Мрамор.Инв. №№ Гр. 5600 / А. 498.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Инв. №№ Гр. 5600 / А. 498.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Описание:
Из серии статуй, изображавших подвиги Геракла и перевезенных из Ализии в Акарнании в Рим, дошло до нас несколько воспроизведений. Очень выразительна группа Геракла в борьбе с немейским львом (рис. 18). Герой, твердо упершись ногами в землю, охватил шею льва сильной рукой и душит его, сжимая горло правой рукой. Лев в судорогах, высовывая язык, последними усилиями старается освободиться из железных рук Геракла. Фигура героя чрезвычайно ярко охарактеризована: все тело энергично выпадает вправо, но сильным поворотом правого плеча изменяется направление движения в верхней части фигуры. В данном случае применен, следовательно, принцип действующих друг против друга сил, которые приводят, несмотря на сильное движение, [с. 31] к впечатлению спокойствия. Как и на других рассмотренных нами фигурах, и на Геракле со львом, плоскости тела пересекают друг друга, усиливая впечатление энергии движения. Наконец, эта композиция заслуживает особого внимания, как первый опыт группы пирамидального типа. Такая форма композиции господствует в эпоху после Александра Великого: в широкую базу приблизительно треугольной формы упираются главные линии композиции; по направлению кверху конвергирующие линии сходятся в одной точке. В данном случае ноги Геракла определяют две грани пирамиды, а туловище льва — третью; все эти линии сходятся в голове героя, являющейся естественной вершиной пирамиды. Такая композиция имеет преимущество разнообразия видов. Со всех сторон получаются плоскости приблизительно треугольной формы с любопытными сочетаниями линий.
Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. Лисипп. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, рис. 18.