Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.Инв. № 1185.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42 Фото: С. И. Сосновский
Апоксиомен.
Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42.
67. Статуя Апоксиомена по Лисиппу
Высота 2,05 м. Мелкозернистый желтоватый мрамор с несколькими серыми вставками (напр., подбородок).
Дополнены: нижняя часть носа, часть верхнего века, левое ухо, отдельные кудри наверху и слева, почти целиком подпорка левой руки, конец рукоятки стригиля и ее изгиб с кончиком большого пальца, все пальцы правой руки (были дополнены уже в античное время, как следует из сохранившихся штифтов) с игральной костью, кончик большого пальца ноги и значительные части остальных пальцев на обеих ногах, края базы с частью ствола внизу. Были отбиты: левое плечо с рукой, левая рука в запястье, правое плечо в середине, правая рука выше запястья и опоры, левая нога сразу под ягодицей, правая нога под коленом и над лодыжкой. Сильно зачищено и покрашено белым.
Юноша стоит прямо, опершись на левую ногу. Правая ступня с приподнятой пяткой отставлена в сторону. За левой ногой ствол. Правая рука горизонтально вытянута вперед. Левая рука, поднятая поперек груди, держит стригиль, изгиб которого касается правого предплечья перед самым локтем. Голова с кудрявыми волосами и пушком на щеках слегка повернута и наклонена к правому плечу. Подпорка связывает левое запястье с грудью (остаток на груди — античный); большая подпорка связывала правое бедро с правым запястьем (сохранились остатки с обеих сторон; подпорка находилась на найденной статуе, но затем была удалена, кроме сохранившихся остатков, из-за того, что мешала общему впечатлению). На плинте между ступнями расположены два желобка для скоб, между ними прямоугольное отверстие, за ним канавка, а за стволом — отверстие; несомненно, все это служило для крепления статуи на исходной базе.
Возглавивший реставрацию скульптуры Тенерани исходил из сведений Канины (Bullettino d. I. 1851 S. 91f.) и неверно восстановил правую руку: игральная кость здесь совершенно бессмысленна (из-за неправильно понятого текста Плиния (N. H. XXXIV 55) Канина хотел тем самым превратить фигуру в копию статуи Поликлета «Юноша, держащий кость» (nudus talo incessens), которую он считал той же фигурой, что и «Соскабливающий с себя» (destringens se), того же автора); мизинец должен был касаться основания большого пальца, где сохранилось место его прикрепления.
с. 87 Вскоре фигура была опознана как превосходно выполненная копия бронзовой статуи Апоксиомена работы Лисиппа; этот вывод, который до сих пор базировался на сюжете и стиле работы, теперь можно подтвердить сравнением с остатками посвятительного дара в Дельфах — выполненной в мраморе греческой копии большой группы бронзовых статуй, в которой Лисипп изобразил семью Даоха из Фарсала в Фессалии (см. E. Preuner. «Ein delphisches Weihgeschenk»). В частности, сохранившаяся с головой фигура Агия, оригинал которой, согласно надписи, был сделан самим Лисиппом, представляется самой отчетливой стилистической аналогией Апоксимомена (см. публикацию дельфийской группы: Homolle im Bulletin de corr. hell. 1900 S. 421ff. Taf. IX—
Статуя найдена под руководством Канины в сентябре 1849 г. в Трастевере на улочке Vicolo delle Palme (ныне Vicolo dell’ atleta; см. Lanciani, «Pianta di Roma», Taf. 28) перед домом, который можно узнать и сейчас по сохранившейся наружной лестнице и остаткам средневекового портика, на глубине около 36 пальм (= 8 м) среди руин большого здания позднеимператорского времени (вероятно, терм), вместе с бронзовой лошадью Дворца консерваторов (Helbig Nr. 635). Копия относится к лучшим временам; как доказывает текст Плиния (N. H. XXXIV 19), оригинал находился в Риме со времен Агриппы и был особенно популярен. Статуя сразу же была приобретена Ватиканом и установлена на ее нынешнем месте.
Точная реплика до сих пор не обнаружена; торс фигуры с подобным сюжетом, но с иначе поставленной опорной ногой, есть в Афинах (Köhler Athen. Mitth. 1877 S. 57 Taf. IV; v. Sybel Katalog der Skulpturen zu Athen Nr. 4787; Arndt-Amelung Einzel-Aufnahmen Nr. 722).
Canina Bullett. d. I. 1849 S. 161ff.; Braun Annali. d. I. 1850 S. 223ff.; Mon. d. I. V Taf. XIII; Clarac 848B 2168A; Braun Ruinen und Museen Rom’s S. 239 Nr. 7; Brunn Geschichte der gr. Künstler2 I S. 256 u. 261f.; Murray History of greek sculpture II S. 342f. Taf. XXXI; Lucy
Photographie Alinari 6510 (4); 11824 (Album u. Extra); 11825; 6511 (Kopf); Anderson 1315 (4); 4026 u. 5300 (Kopf); Moscioni 2249; 2249A; 2251; Rocca 781; 781A; 2047 (fol.); 400 (cab.); 1921 (Kopf).
2006 г. Текст: музейная табличка.
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 86—88.
© 2008 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского, под ред. Г. Ранге.