Вел Сатис и слуга
IV в. до н. э.Из Вульчи, из гробницы Франсуа.Рим, Музей Торлония
Вел Сатис и слуга.
IV в. до н. э.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Рим, Музей Торлония.
Вульчи, Гробница Франсуа.
Описание:
Даже в персонажах, не участвующих в битвах и не испытывающих непосредственной страшной близости демонов смерти Харона или Ванф, художник показывает сильную подавленность, будто завороженность жестокими картинами. Так, полон напряжения Вел Сатис, которому принадлежала гробница, он облачен в нарядный черный плащ, украшенный фигурами танцующих женщин и орнаментами, с венком на голове (ил. 133). Возможно, в этом образе этрусский художник создал как бы второй психологический план повествования, выразив свое отношение к картинам мучения и гибели. В легком движении, которым Вел Сатис подался вперед, захваченный ужасным зрелищем, передано потрясение и внутренний трепет. Губы разжаты, и мышцы кажутся расслабленными, как у человека, погруженного в сосредоточенное созерцание. Особенно выразительны глаза. Зрачки подведены под верхние веки, и смотрит он чуть вверх, будто не видя реальные образы, но вспоминая нечто бесконечно дорогое ему и важное.
Оттеняя состояние Вела Сатиса и показывая у ног его слугу карлика или ребенка с птичкой в поднятой руке, мастер снова сопоставляет два плана существования, — реальный и неземной, намекая на [с.234] различные восприятия действительности, отличая глубокое провидение Вела Сатиса от иного, безмятежного отношения к миру.
Оттеняя состояние Вела Сатиса и показывая у ног его слугу карлика или ребенка с птичкой в поднятой руке, мастер снова сопоставляет два плана существования, — реальный и неземной, намекая на [с.234] различные восприятия действительности, отличая глубокое провидение Вела Сатиса от иного, безмятежного отношения к миру.
Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 233, ил. 133.