Геракл, борющийся с Немейским львом
Мрамор.
Торсы Геракла и льва — фрагмент римского саркофага II—III вв. с изображением подвигов Геракла (?).
Дополнения и реставрация — итальянская работа XVII в. (?).
Инв. № Гр. 5600 (А. 498).Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский

Геракл, борющийся с Немейским львом.

Мрамор.
Торсы Геракла и льва — фрагмент римского саркофага II—III вв. с изображением подвигов Геракла (?).
Дополнения и реставрация — итальянская работа XVII в. (?).
Инв. № Гр. 5600 (А. 498).

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1887 г. Из собра­ния С. М. Голи­цы­на.

Описание:
Геракл — гре­че­ский герой, сын Зев­са и Алк­ме­ны.

Ста­ту­эт­ка посту­пи­ла в Эрми­таж из мос­ков­ско­го собра­ния Голи­цы­ных, где она чис­ли­лась «италь­ян­ской работой вре­мен Воз­рож­де­ния» («Ука­за­тель Голи­цын­ско­го музея», 1882 г.).

Кол­лек­ция Голи­цы­ных фор­ми­ро­ва­лась во вто­рой поло­вине XVIII в. из про­из­веде­ний, куп­лен­ных в Запад­ной Евро­пе. Эта скульп­тур­ная груп­па была при­об­ре­те­на, оче­вид­но, в Ита­лии: в нача­ле XVIII в. он нахо­ди­лась в собра­нии Меди­чи и укра­ша­ла Палац­цо Пит­ти во Фло­рен­ции, что под­твер­жда­ет­ся рисун­ком в аль­бо­ме кол­лек­ции Меди­чи, издан­ном в 1734 г.

В Эрми­та­же ста­ту­эт­ка «Геракл, борю­щий­ся со львом» была пере­да­на на хра­не­ние в Отде­ле­ние Древ­но­стей, и, как рим­ская работа II в. н. э., выпол­нен­ная по гре­че­ско­му ори­ги­на­лу IV в. до н. э. скуль­п­то­ра Лисип­па, вошла во мно­гие ката­ло­ги эрми­таж­но­го собра­ния. Одна­ко у нас нет доста­точ­ных осно­ва­ний для того, чтобы без­ого­во­роч­но вклю­чить этот памят­ник в круг антич­ных копий скульп­тур­ной груп­пы, создан­ной вели­ким масте­ром IV в. до н. э. Свиде­тель­ство гре­че­ско­го гео­гра­фа Стра­бо­на (63 г. до н. э. — 20 г. н. э.), на кото­ром стро­ит­ся такое пред­по­ло­же­ние, сво­дит­ся лишь к тому, что из горо­да Али­зия в Акар­на­нии (запад­ная Гре­ция) «один из рим­ских пол­ко­вод­цев пере­вез в Рим “Подви­ги Герак­ла” — про­из­веде­ние Лисип­па…» (X, 459). Вопрос о харак­те­ре памят­ни­ка из Али­зии до сих пор оста­ет­ся откры­тым, т. к. более подроб­но­го его опи­са­ния не сох­ра­ни­лось. Воз­мож­но, это была не скульп­тур­ная груп­па или груп­пы, а рельеф, укра­шав­ший огра­ду свя­ти­ли­ща Герак­ла, на сюжет одно­го из две­на­дца­ти подви­гов героя. В рим­ском искус­стве цикл две­на­дца­ти подви­гов Герак­ла часто исполь­зо­вал­ся в рельеф­ных ком­по­зи­ци­ях на стен­ках сар­ко­фа­гов. Не иск­лю­че­но, что часть подоб­но­го горе­лье­фа послу­жи­ла осно­вой для созда­ния скульп­тур­ной груп­пы, нахо­дя­щей­ся теперь в кол­лек­ции Эрми­та­жа.


Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca геракл геракла гераклом римская romana геркулес геркулеса геркулесом hercules скульптура скульптурный sculptura римский римские копия статуя статуи statua statuae мрамор борьба борющийся с немейским со львом первый подвиг статуя геркулес немейский лев борьба дубина скульптор лисипп из сикиона инв № гр. 5600 (а. 498)