Торсы Геракла и льва — фрагмент римского саркофага II—III вв. с изображением подвигов Геракла (?).
Дополнения и реставрация — итальянская работа XVII в. (?).Инв. № Гр. 5600 (А. 498).Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: С. И. Сосновский
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Торсы Геракла и льва — фрагмент римского саркофага II—III вв. с изображением подвигов Геракла (?).
Дополнения и реставрация — итальянская работа XVII в. (?).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Статуэтка поступила в Эрмитаж из московского собрания Голицыных, где она числилась «итальянской работой времен Возрождения» («Указатель Голицынского музея», 1882 г.).
Коллекция Голицыных формировалась во второй половине XVIII в. из произведений, купленных в Западной Европе. Эта скульптурная группа была приобретена, очевидно, в Италии: в начале XVIII в. он находилась в собрании Медичи и украшала Палаццо Питти во Флоренции, что подтверждается рисунком в альбоме коллекции Медичи, изданном в 1734 г.
В Эрмитаже статуэтка «Геракл, борющийся со львом» была передана на хранение в Отделение Древностей, и, как римская работа II в. н. э., выполненная по греческому оригиналу IV в. до н. э. скульптора Лисиппа, вошла во многие каталоги эрмитажного собрания. Однако у нас нет достаточных оснований для того, чтобы безоговорочно включить этот памятник в круг античных копий скульптурной группы, созданной великим мастером IV в. до н. э. Свидетельство греческого географа Страбона (63 г. до н. э. — 20 г. н. э.), на котором строится такое предположение, сводится лишь к тому, что из города Ализия в Акарнании (западная Греция) «один из римских полководцев перевез в Рим “Подвиги Геракла” — произведение Лисиппа…» (X, 459). Вопрос о характере памятника из Ализии до сих пор остается открытым, т. к. более подробного его описания не сохранилось. Возможно, это была не скульптурная группа или группы, а рельеф, украшавший ограду святилища Геракла, на сюжет одного из двенадцати подвигов героя. В римском искусстве цикл двенадцати подвигов Геракла часто использовался в рельефных композициях на стенках саркофагов. Не исключено, что часть подобного горельефа послужила основой для создания скульптурной группы, находящейся теперь в коллекции Эрмитажа.