Статуя кентавра
Камень. VI в. до н. э.Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия

Статуя кентавра.

Камень. VI в. до н. э.

Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.

Происхождение:
Из нек­ро­по­ля Вуль­чи.

Описание:
С погре­баль­ным обрядом свя­за­ны изва­я­ния обе­ре­ги-химер, гор­гон, кен­тав­ров, при­зван­ные уст­ра­шать злые силы и охра­нять покой усоп­ше­го, рельеф­ные сте­лы-над­гро­бия, укра­шен­ные изо­бра­же­ни­я­ми чело­ве­ка урны для пеп­ла и круп­ные сар­ко­фа­ги. Цен­тра­ми про­из­вод­ства камен­ной скульп­ту­ры были горо­да Вуль­чи и Кью­зи. Бога­тое ее собра­ние нахо­дит­ся в анти­ква­ри­уме Вуль­чи, в зам­ке воз­ле моста через реку Фио­ра; часть подоб­ных же памят­ни­ков экс­по­ни­ро­ва­на и в Музее вил­лы Джу­лия. Серо­го вул­ка­ни­че­ско­го туфа ста­туя из нек­ро­по­ля Вуль­чи типом сво­им вос­хо­дит к ран­ним изо­бра­же­ни­ям кен­тав­ров: к пол­ной чело­ве­че­ской фигу­ре сза­ди добав­лен лоша­ди­ный круп, так что спе­ре­ди изва­я­ние мож­но при­нять за муж­скую фигу­ру, напо­ми­наю­щую куро­са гре­че­ской арха­и­ки (ил. 70). Круп­ной, почти рав­ной тор­су, пока­за­на голо­ва, широ­ки­ми бед­ра и огром­ны­ми при­жа­тые к ним, как у куро­сов, руки, но с паль­ца­ми, не сжа­ты­ми в кула­ки, а сво­бод­но опу­щен­ны­ми. Как у эллин­ских ста­туй, здесь по-арха­и­че­ски выпук­лые гла­за и длин­ные воло­сы. Силы стра­жа, охра­няв­ше­го покой умер­ше­го, долж­ны были, по пред­став­ле­ни­ям этрус­ков, пре­вос­хо­дить все зем­ное. Воз­мож­но, поэто­му в изва­я­нии огром­ны рас­кры­тые гла­за, широ­ки пле­чи, мас­сив­ны спус­каю­щи­е­ся на пле­чи локо­ны.

Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 124, ил. 70.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura этрурия этрусский этрусская этрусское etruria камень статуя кентавра кентавр кентавры