Сцена путешествия в загробное царство
Торец саркофага из Вульчи.
Камень пеперин. IV в. до н. э.
Бостон, Музей изобразительных искусств

Сцена путешествия в загробное царство.

Торец саркофага из Вульчи.
Камень пеперин. IV в. до н. э.

Бостон, Музей изобразительных искусств.

Происхождение:
Из Вуль­чи.

Описание:
В погре­баль­ной скульп­ту­ре про­дол­жа­ли изготав­ли­вать­ся усы­паль­ни­цы с изо­бра­же­ни­ем воз­ле­жа­ще­го на крыш­ке умер­ше­го или супру­же­ской пары, как, на [с.236] пепе­ри­но­вом сар­ко­фа­ге из Вуль­чи музея Босто­на. На краю крыш­ки это­го гро­ба напи­са­но, что в нем похо­ро­не­на Рат­ма Вис­на, жена Арн­та Тет­на (ил. 134). Муж и жена пока­за­ны лежа­щи­ми под одним обри­со­вы­ваю­щим их тела пок­ры­ва­лом, обни­маю­щи­ми друг дру­га за пле­чи. Их обра­зы лише­ны чув­ст­вен­но­сти. Скуль­п­тор выра­зил в лицах супру­гов боль­шую вза­им­ную заботу, вни­ма­тель­ность к люби­мо­му чело­ве­ку. Смысл сюже­та пла­сти­че­ски вопло­щен в спо­кой­ных плав­ных склад­ках пок­ры­ва­ла, в дета­лях дра­пи­ро­вок. Супру­ги буд­то заду­ма­лись о чем-то очень важ­ном и неиз­беж­ном, но на их лицах нет печа­ли, они серь­ез­ны и спо­кой­ны. Сдер­жан­ность эмо­ций отли­ча­ет памят­ник от гре­че­ских над­гро­бий, где обра­зы все­гда про­ник­ну­ты воз­вы­шен­ной гру­стью. От этрус­ков лежит путь к урав­но­ве­шен­ным, порой суро­вым ликам в рим­ских изва­я­ни­ях.

На тор­це сар­ко­фа­га пока­за­на сце­на путе­ше­ст­вия в загроб­ное цар­ство: в колес­ни­це под широ­ким зон­ти­ком вос­седа­ют две жен­щи­ны, пол­ные покор­но­сти и отре­шен­но­сти от зем­ных забот (ил. 135). В двух­ко­лес­ную повоз­ку запря­же­ны две нето­роп­ли­во иду­щие лоша­ди. Воз­ни­ца дер­жит в руках вож­жи, но управ­ля­ет всем кры­ла­тое жен­ское боже­ство смер­ти. На тор­цо­вой сто­роне крыш­ки в трех круг­лых меда­льо­нах мож­но видеть три лица, оче­вид­но, этрус­ских гени­ев смер­ти, а на про­доль­ной сто­роне сар­ко­фа­га — десять муж­чин и жен­щин, иду­щих с музы­каль­ны­ми инстру­мен­та­ми и чаша­ми в руках, может быть, слуг, музы­кан­тов, вино­чер­пи­ев, при­зван­ных соп­ро­вож­дать умер­ше­го в мир теней.


Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 234—238, ил. 135.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura этрурия этрусский этрусская этрусское etruria камень пеперин саркофаг торец саркофага из вульчи сцена путешествия в загробное царство ванф колесо колесница зонтик зонт двухколесная повозка лошадь лошади упряжь упряжка вожжи возница возничий auriga медальон