Выс. 25 см.Инв. № 733.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский
Помпей Великий.
Выс. 25 см.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
Гней Помпей Магн. Голова из мрамора. Инв. № 733. Приобретена в 1887 г. в Париже у графа Тышкевича при посредничестве Хельбига. Как сообщается, обнаружена в 1885 г. перед Порта Пиа (Соляными воротами) в Риме, в «гробнице Лициниев» вместе с рядом других портретов, саркофагов и погребальных алтарей с надписями. Ср. далее с №№ 39, 63, 67—
Высота 26 см. Белый мрамор; на волосах имеется несколько коричневых пятен. Уши сколоты на видимой стороне, особенно правое ухо, но на другом лишь небольшие повреждения на поверхности. В течение многих лет эта голова находилась на бюсте из современного мрамора.
Идентификация портрета с Гнеем Помпеем Магном (106—
Известно очень мало портретов Помпея. Ближе всего к нашему портрету фрагментарная голова, которая находится в американском частном владении (Studies presented to David M. Robinson I p. 761, pl. 96—
При жизни Помпея было изготовлено множество его статуй. После его падения сторонники Цезаря яростно уничтожали портреты Помпея, но Цезарь заставил восстановить несколько статуй, среди которых была и статуя из курии перед театром Помпея на Марсовом поле, у подножия которой диктатор пал под кинжалами убийц 15 марта 44 г. до н. э. Нет определенной возможности связать между собой два типа портретов, сохраненных в литературе, но кажется правдоподобным предположение, что превосходный портрет из глиптотеки является точной копией головы той знаменитой статуи. Таким образом, статуя невольно придала знаменитой сцене убийства гротескный фон. В любом случае, никто не осмелился бы придать памятнику с. 41 полководца-мстителя такое выражение лица, как в «Дон Жуане» Моцарта.
Оригинал нашей копии Клавдиевой эпохи, без сомнения, был изготовлен в 50-х гг. последнего века до нашей эры, когда Помпей жил в Риме после военного триумфа на Востоке. Он изображен в момент апогея своей власти в возрасте около пятидесяти лет. Судя по высоким художественным достоинствам, это работа греческого скульптора, а стиль указывает на то, что речь идет об афинянине. Это одно из красивейших пособий в области позднего эллинистического портретного искусства, портрет умного и тщеславного политика, живого, такого, каким он был, некрасивого, но одновременно живого, достойного и саркастичного. Физиогномической моделью Помпея был Александр Великий и этот портрет хорошо поясняет слова Плутарха о том, что говорили об их сходстве, которого в действительности не было. В портрете Помпея мы являемся свидетелями окончательного превращения образа героического принца в имеющего человеческий характер; там, где греческий портрет стал историческим и «римским».
Cat. 597. Billedtavler XXXXVIII. Arndt-Bruckmann 523—
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne. Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, pp. 39—41, cat. no. 1.
© 2010 г. Перевод с франц. С. Э. Таривердиевой.