Супружеская пара, деталь саркофага из Вольтерры
Глина.Нач. I в. до н. э.Вольтерра, Этрусский музей Гварначчи
Супружеская пара, деталь саркофага из Вольтерры.
Глина.
Нач. I в. до н. э.
Нач. I в. до н. э.
Вольтерра, Этрусский музей Гварначчи.
Происхождение:
Из Вольтерры.
Описание:
Целый ряд изображений умерших на каменных и терракотовых саркофагах и урнах IV—II веков до н. э. также показывает рост элементов конкретизации и индивидуализации внешнего облика людей. Эти изображения отличаются удивительным разнообразием при сохранении традиционной, установившейся еще в VI веке до н. э. позы возлежащего на ложе. В одних передано благодушное спокойствие, как, например, в фигуре пирующего этруска на крышке погребальной урны в музее Кьюзи, в других — печаль и тоска прощания с жизнью, чисто физическое страдание. Они не похожи друг на друга и создают целую галерею типов, отличающихся большой конкретностью деталей, стремлением изобразить наиболее характерные черты; выделение этих черт переходит в конце концов в грубовато-насмешливую карикатуру. Самый яркий пример ее — известный саркофаг начала I века до н. э. из Вольтерры, скульптуры которого кажутся злой пародией на благородные произведения этрусского искусства VI—V веков до н. э. Огромные головы возлежащих на клине супругов увенчивают непропорционально маленькие, слабо расчлененные тела. Подчеркнуто безобразны их вульгарные лица. Этот саркофаг относится ко времени потери Этрурией самостоятельности. Он является свидетельством того, как последние этрусские художники восприняли требования римского искусства.
Н. А. Сидорова
Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 14, илл. 14.