Сидящая статуя Тиберия в образе Юпитера Капитолийского
Мрамор. Середина I в. н. э.Инв. № 9961.Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей Фото: С. И. Сосновский

Сидящая статуя Тиберия в образе Юпитера Капитолийского.

Мрамор. Середина I в. н. э.
Инв. № 9961.

Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.

Рим, Латеранский музей.
Происхождение:
Из теат­ра в Цере (Чер­ве­те­ри), 1840 г.
До 1963 г. в Лате­ран­ском музее (инв. № 350).

Описание:
Чарльз Брай­ан Роуз пред­по­ло­жил, что сидя­щая ста­туя Тибе­рия из Цере (Гри­го­ри­ан­ский свет­ский музей, инв. № 9961) на самом деле была пере­де­ла­на из изо­бра­же­ния Кали­гу­лы (1997) 85. Роуз отме­ча­ет, что голо­ва обра­бота­на для встав­ки, что необыч­но для обна­жен­ных или полу­об­на­жен­ных туло­вищ ста­туй, и что голо­ва и тело, по-види­мо­му, выпол­не­ны из раз­ных типов мра­мо­ра. Роуз пред­по­ла­га­ет, что ори­ги­наль­ная ста­туя была выре­за­на из цель­но­го бло­ка мра­мо­ра, а после смер­ти Кали­гу­лы его голо­ва была заме­не­на на голо­ву Тибе­рия. Одна­ко это тоже было бы очень необыч­ной фор­мой повтор­но­го исполь­зо­ва­ния и более веро­ят­но, что в Тибе­рия были бы про­сто пере­де­ла­ны чер­ты лица, если пер­во­на­чаль­но ста­туя была моно­лит­ной. Пред­на­ме­рен­ное повреж­де­ние черт лица гипо­те­ти­че­ской ста­туи Кали­гу­лы было бы видом повтор­но­го исполь­зо­ва­ния, кото­рое Роуз счи­та­ет оче­вид­ным, как, воз­мож­но, было в слу­чае со ста­ту­я­ми Кали­гу­лы/Клав­дия и Мес­са­ли­ны/Агрип­пи­ны Млад­шей в Вел­лее (кат. 1. 27 и 3. 4). Одна­ко важ­но пом­нить, что дан­ных о пред­на­ме­рен­но иска­жен­ных порт­ре­тах Кали­гу­лы весь­ма немно­го. Кали­гу­ла/Август из Цере был так­же встав­лен в туло­ви­ще ста­туи Юпи­те­ра, — таким обра­зом, этот вид встав­ки может быть про­сто свой­ст­вен­ным для груп­пы из Цере. Хотя весь­ма веро­ят­но, что это тоже кажет­ся неправ­до­по­доб­ным.

Литература:
O. Benndorf — R. Schöne, Die antiken Bildwerke des Lateranensischen Museums (1867) Kat. Nr. 206;
D. Boschung, Gens Augusta: Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. MAR 32 (Mainz 2002) 85 f. Kat. Nr. 25. 2 Taf. 70, 1. 71, 1;
K. Fittschen — P. Zanker, Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom 1. Kaiser- und Prinzenbildnisse, BeitrESkAr 3 (Mainz 1985) 14 Anmerkung 13 Kat. Nr. 12;
M. Fuchs, Untersuchungen zur Ausstattung römischer Theater in Italien und den Westprovinzen des Imperium Romanum (1987) 79 f. Kat. Nr. C I 2;
M. Fuchs — P. Liverani — P. Santoro, Caere 2. Il teatro e il ciclo statuario Giulio-Claudio (1989) 58 ff. Иллю­ст­ра­ция 27—32 Cat. No. 2;
A. Giuliano, Catalogo dei ritratti romani del Museo Profano Lateranense (1957) 32 f. Cat. No. 35 Taf. 21. 22. 24;
Helbig 4 I Kat. Nr. 1045;
D. Kreikenbom, Griechische und römische Kolossalporträts bis zum späten ersten Jahrhundert nach Christus (Berlin 1992) 192 f. Kat. Nr. III 53 Taf. 13 c;
C. Maderna, Iuppiter, Diomedes und Merkur als Vorbilder für römische Bildnisstatuen (Heidelberg 1988) 166 f. Kat. Nr. JT 4 Taf. 7, 1;
L. Polacco, Il volto di Tiberio (Roma 1955) 151 ff. Taf. 41;
Ch. B. Rose, Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period (1997) 83 Ill. 71. 72;

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2004 г. Описание: Eric R. Varner. Mutilation and Transformation: Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture. Brill, 2004. P. 32, note 84.
© 2012 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император тиберий i тиберия imperator tiberius юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii статуя статуи statua statuae портрет портреты портретный портретная мрамор сидящая в образе юпитера капитолийского юпитер капитолийский торс плащ дубовый венок гражданский corona civica мужской из цере черветери инв № 9961