Сидящая статуя Тиберия в образе Юпитера Капитолийского
Мрамор. Середина I в. н. э.Инв. № 9961.Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей
Фото: С. И. Сосновский
Сидящая статуя Тиберия в образе Юпитера Капитолийского.
Мрамор. Середина I в. н. э.
Инв. № 9961.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
Происхождение:
Из театра в Цере (Черветери), 1840 г.
До 1963 г. в Латеранском музее (инв. № 350).
До 1963 г. в Латеранском музее (инв. № 350).
Описание:
Чарльз Брайан Роуз предположил, что сидящая статуя Тиберия из Цере (Григорианский светский музей, инв. № 9961) на самом деле была переделана из изображения Калигулы (1997) 85. Роуз отмечает, что голова обработана для вставки, что необычно для обнаженных или полуобнаженных туловищ статуй, и что голова и тело, по-видимому, выполнены из разных типов мрамора. Роуз предполагает, что оригинальная статуя была вырезана из цельного блока мрамора, а после смерти Калигулы его голова была заменена на голову Тиберия. Однако это тоже было бы очень необычной формой повторного использования и более вероятно, что в Тиберия были бы просто переделаны черты лица, если первоначально статуя была монолитной. Преднамеренное повреждение черт лица гипотетической статуи Калигулы было бы видом повторного использования, которое Роуз считает очевидным, как, возможно, было в случае со статуями Калигулы/Клавдия и Мессалины/Агриппины Младшей в Веллее (кат. 1. 27 и 3. 4). Однако важно помнить, что данных о преднамеренно искаженных портретах Калигулы весьма немного. Калигула/Август из Цере был также вставлен в туловище статуи Юпитера, — таким образом, этот вид вставки может быть просто свойственным для группы из Цере. Хотя весьма вероятно, что это тоже кажется неправдоподобным.
Литература:
O. Benndorf — R. Schöne, Die antiken Bildwerke des Lateranensischen Museums (1867) Kat. Nr. 206;
D. Boschung, Gens Augusta: Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. MAR 32 (Mainz 2002) 85 f. Kat. Nr. 25. 2 Taf. 70, 1. 71, 1;
K. Fittschen — P. Zanker, Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom 1. Kaiser- und Prinzenbildnisse, BeitrESkAr 3 (Mainz 1985) 14 Anmerkung 13 Kat. Nr. 12;
M. Fuchs, Untersuchungen zur Ausstattung römischer Theater in Italien und den Westprovinzen des Imperium Romanum (1987) 79 f. Kat. Nr. C I 2;
M. Fuchs — P. Liverani — P. Santoro, Caere 2. Il teatro e il ciclo statuario Giulio-Claudio (1989) 58 ff. Иллюстрация 27—32 Cat. No. 2;
A. Giuliano, Catalogo dei ritratti romani del Museo Profano Lateranense (1957) 32 f. Cat. No. 35 Taf. 21. 22. 24;
Helbig 4 I Kat. Nr. 1045;
D. Kreikenbom, Griechische und römische Kolossalporträts bis zum späten ersten Jahrhundert nach Christus (Berlin 1992) 192 f. Kat. Nr. III 53 Taf. 13 c;
C. Maderna, Iuppiter, Diomedes und Merkur als Vorbilder für römische Bildnisstatuen (Heidelberg 1988) 166 f. Kat. Nr. JT 4 Taf. 7, 1;
L. Polacco, Il volto di Tiberio (Roma 1955) 151 ff. Taf. 41;
Ch. B. Rose, Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period (1997) 83 Ill. 71. 72;
D. Boschung, Gens Augusta: Untersuchungen zu Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses. MAR 32 (Mainz 2002) 85 f. Kat. Nr. 25. 2 Taf. 70, 1. 71, 1;
K. Fittschen — P. Zanker, Katalog der römischen Porträts in den Capitolinischen Museen und den anderen kommunalen Sammlungen der Stadt Rom 1. Kaiser- und Prinzenbildnisse, BeitrESkAr 3 (Mainz 1985) 14 Anmerkung 13 Kat. Nr. 12;
M. Fuchs, Untersuchungen zur Ausstattung römischer Theater in Italien und den Westprovinzen des Imperium Romanum (1987) 79 f. Kat. Nr. C I 2;
M. Fuchs — P. Liverani — P. Santoro, Caere 2. Il teatro e il ciclo statuario Giulio-Claudio (1989) 58 ff. Иллюстрация 27—
A. Giuliano, Catalogo dei ritratti romani del Museo Profano Lateranense (1957) 32 f. Cat. No. 35 Taf. 21. 22. 24;
Helbig 4 I Kat. Nr. 1045;
D. Kreikenbom, Griechische und römische Kolossalporträts bis zum späten ersten Jahrhundert nach Christus (Berlin 1992) 192 f. Kat. Nr. III 53 Taf. 13 c;
C. Maderna, Iuppiter, Diomedes und Merkur als Vorbilder für römische Bildnisstatuen (Heidelberg 1988) 166 f. Kat. Nr. JT 4 Taf. 7, 1;
L. Polacco, Il volto di Tiberio (Roma 1955) 151 ff. Taf. 41;
Ch. B. Rose, Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period (1997) 83 Ill. 71. 72;
Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2004 г. Описание: Eric R. Varner. Mutilation and Transformation: Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture. Brill, 2004. P. 32, note 84.
© 2012 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2004 г. Описание: Eric R. Varner. Mutilation and Transformation: Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture. Brill, 2004. P. 32, note 84.
© 2012 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.