Колоссальная голова АдрианаМрамор. 130-е гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 7
В отличие от ранних, внешних, официальных портретов Адриана его поздние изображения больше говорят о его внутренней жизни. В известной мере они отражают глубокое раздумье, печаль, разочарование, овладевшие им в последние годы жизни. В бюсте Ватиканского музея, происходящем из мавзолея Адриана, он изображен уже в преклонном возрасте, болезненным и усталым. Портрет относится, по всей вероятности, ко [с.58] времени постройки мавзолея, начатой в последние годы жизни Адриана. Пессимизм, недоверие к людям сказываются в беспокойном взгляде глаз, веки которых кажутся припухшими. Эти настроения, характерные для последних дней жизни Адриана, хорошо выражены в стихах, написанных им перед смертью:
«Душа моя, скиталица
И тела гостья, спутница,
В покой теперь уходишь ты
Унылый, мрачный, голый край,
Забыв веселость прежнюю».
(Элий Спартиан, Жизнеописание Адриана, XXV, 9)
В портрете из мавзолея исполнение лица Адриана с впалыми щеками, запавшими губами и другими чертами старости так же обобщенно-идеализированно, как и на более ранних его изображениях.