Группа двух императоров (Диоклетиан и Максимиан)
Порфир.
Нач. IV в.
Рим, Ватиканские музеи, Музеи Ватиканской апостольской библиотеки

Группа двух императоров (Диоклетиан и Максимиан).

Порфир.
Нач. IV в.

Рим, Ватиканские музеи, Музеи Ватиканской апостольской библиотеки.

Описание:
Для пони­ма­ния раз­ви­тия порт­рет­но­го искус­ства позд­не­рим­ской Импе­рии важ­ны про­из­веде­ния, создан­ные в эпо­ху тет­рар­хии на восто­ке государ­ства. Пред­став­ле­ние о них дают два инте­рес­ных и очень близ­ких меж­ду собой груп­по­вых порт­ре­та, нахо­дя­щи­е­ся в Сан Мар­ко в Вене­ции и в Вати­кане. Пер­вый — груп­па, объ­еди­ня­ю­щая попар­но четы­ре фигу­ры импе­ра­то­ров-тет­рар­хов. С одной сто­ро­ны пли­ты, обра­зу­ю­щей ее осно­ва­ние, поме­ще­ны фигу­ры обни­маю­щих друг дру­га авгу­стов, с дру­гой — цеза­рей в совер­шен­но ана­ло­гич­ной позе. Стран­ные на пер­вый взгляд позы зна­ме­ну­ют идею един­ства Рим­ско­го государ­ства, воз­глав­ля­е­мо­го тет­рар­ха­ми. Груп­па в Вати­кане ана­ло­гич­на пер­вой, за иск­лю­че­ни­ем того, что изо­бра­же­ны не четы­ре, а толь­ко два импе­ра­то­ра. Непра­виль­ные, уко­ро­чен­ные про­пор­ции фигур, почти квад­рат­ные голо­вы, увен­чан­ные вен­ка­ми, и харак­тер­ные под­черк­ну­то боль­шие, орна­мен­таль­ные гла­за, — чер­ты, преж­де все­го обра­щаю­щие на себя вни­ма­ние. Схе­ма­тизм и абстракт­ность испол­не­ния, отсут­ст­вие инди­виду­аль­но­го сход­ства соче­та­ют­ся в этих изо­бра­же­ни­ях с тор­же­ст­вен­ной реп­ре­зен­та­тив­но­стью поз и жестов. Мате­ри­ал — твер­дый крас­ный пор­фир, так [с.90] широ­ко рас­про­стра­нен­ный в искус­стве Древ­не­го Егип­та, — и про­ис­хож­де­ние ряда памят­ни­ков это­го кру­га (най­де­ны в раз­лич­ных цен­трах Егип­та) поз­во­ля­ют счи­тать их про­из­веде­ни­я­ми восточ­ной шко­лы рим­ско­го искус­ства. В этих вещах нару­ше­ны свя­зи с рим­ским реа­ли­сти­че­ским искус­ст­вом, изо­бра­же­ние пре­вра­ще­но в отвле­чен­ную схе­му, сим­вол. Худож­ни­ка, создав­ше­го эти про­из­веде­ния, не при­вле­ка­ет зада­ча пере­дать сход­ство с ори­ги­на­лом — зада­ча, дол­гое вре­мя быв­шая кра­е­уголь­ным кам­нем раз­ви­тия рим­ско­го скульп­тур­но­го порт­ре­та. Он стре­мит­ся выра­зить ощу­ще­ние душев­ной взвол­но­ван­но­сти, мисти­че­ской экзаль­та­ции, вла­дев­шее людь­ми этой эпо­хи. Осо­бен­но замет­ны эти чер­ты в порт­рет­ном бюсте в Каи­ре, кото­рый пред­по­ло­жи­тель­но счи­та­ет­ся изо­бра­же­ни­ем Мак­си­ми­на Дазы, цеза­ря Сирии и Егип­та в 305—314 гг. Восточ­но­рим­ские порт­ре­ты пер­вы­ми всту­пи­ли на этот путь, под­готов­лен­ный искус­ст­вом Паль­ми­ры III века н. э.; несо­мнен­но, они ока­за­ли воздей­ст­вие на искус­ство Рима. В даль­ней­шем этот путь станет общим для все­го позд­не­рим­ско­го порт­ре­та.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 89—90, илл. 144.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина рельеф рельефы рельефный римский имперский император диоклетиан диоклетиана imperator diocletianus тетрарх тетрарха тетрархи тетрархов максимиан геркулий максимиана геркулия maximianus herculius herculeus скульптура скульптурный sculptura римская римские скульптурная группа лавровый венок corona laurea доспехи птеруги птериги pteruges pteryges ptуryges военный плащ борода бородатый barba barbatum земной шар глобус globus коричневый порфир объятия в объятиях обнимающиеся