Надгробие Вибиев
Известняк.
2-я пол. I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, LIV. 21

Надгробие Вибиев.

Известняк.
2-я пол. I в. до н. э.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, LIV. 21.

Описание:
Изо­бра­же­ния Пом­пея Вели­ко­го или Цеза­ря из музея Тор­ло­ниа пока­зы­ва­ют, какой высоты реа­ли­сти­че­ской пере­да­чи чело­ве­че­ско­го лица достиг­ло — в луч­ших сво­их образ­цах — порт­рет­ное искус­ство вре­ме­ни позд­ней Рес­пуб­ли­ки и дик­та­ту­ры Цеза­ря. Но было бы ошиб­кой думать, что в пре­дав­гу­стов­ский и ран­не­ав­гу­стов­ский пери­о­ды не суще­ст­во­ва­ло «ста­ро­рим­ско­го» направ­ле­ния. Напро­тив, оно про­дол­жа­ло раз­ви­вать­ся наряду с зарож­даю­щим­ся клас­си­ци­сти­че­ским. Наи­бо­лее типич­ны­ми при­ме­ра­ми его по-преж­не­му оста­ют­ся над­гроб­ные релье­фы, такие, как над­гро­бие Сеп­ти­мия в Нью-Карлс­берг­ской глип­то­те­ке в Копен­га­гене (ранее непра­виль­но счи­тав­ше­е­ся одним из самых ран­них рим­ских над­гро­бий и дати­ро­вав­ше­е­ся II в. до н. э.) или еще более харак­тер­ное над­гро­бие Виби­ев в Вати­кане. В полу­фи­гу­рах мужа и жены — зна­ко­мые нам по более ран­ним над­гро­би­ям тра­ди­ци­он­ные позы и жесты; новым, вне­сен­ным авгу­стов­ской эпо­хой, явля­ет­ся бюст маль­чи­ка, поме­щен­ный с. 26 меж­ду роди­те­ля­ми, — рес­пуб­ли­кан­ский порт­рет не знал изо­бра­же­ний детей. Тра­ди­ци­о­нен и харак­тер пере­да­чи лиц: под­черк­ну­то нек­ра­си­вое стар­че­ское лицо муж­чи­ны с глу­бо­ко запав­ши­ми щека­ми и ску­ла­стое, плос­кое лицо жен­щи­ны, к кото­ро­му так не идет новая, мод­ная авгу­стов­ская при­чес­ка с ноду­сом — пуч­ком над лбом. Стиль испол­не­ния это­го релье­фа — жест­кий и сухой — харак­те­рен для «ста­ро­рим­ских» памят­ни­ков ран­ней Импе­рии. Это явный при­знак вырож­де­ния дан­но­го типа рим­ско­го порт­ре­та, теря­ю­ще­го свои при­вле­ка­тель­ные каче­ства досто­вер­ной пере­да­чи живых дета­лей чело­ве­че­ско­го лица, пре­вра­щаю­ще­го­ся, как часто быва­ет на исхо­де како­го-либо пери­о­да в искус­стве, в ака­де­ми­че­ски сухое повто­ре­ние ранее выра­ботан­ных при­е­мов.

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 25—26, илл. 28.
Ключевые слова: эпиграфика надпись надписи epigraphia скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф эпитафия надгробие памятник мужской мужская мужчины мужчина женский женщины женщина портретный рельефы рельефный портрет детский ребенок мрамор мальчик мальчика мальчики puer с покрытой головой под покрывалом в покрывале capite velato caput velatum ребенка дитя кольцо anellus annellus муж супруг мужа супруга vir жена жены супруги uxor uxorem супругов супружеская пара чета супружеской пары четы супружеский тога тоге toga перстень anulus семейный семья семейное gens аква траверса акватраверса acqua traversa acquatraversa детская детское виа кассиа кассиева дорога via cassia вибиев вибий вибии луций lucius vibius вецилия хилара vecilia hilara луций фелицио феликс vibius felicio felix liv 21 cil vi 28774 xi 3843 lucius luci filius tromentina mulieris liberta hilara felix vibia prima луций сын луция из трибы троментина вецилия гилара вольноотпущенница фелицион вибия прима инв № 2109~