Голова жреца
Мрамор. Последняя треть III в.Элевсин, Археологический музей

Голова жреца.

Мрамор. Последняя треть III в.

Элевсин, Археологический музей.

Происхождение:
Най­де­на в Элев­сине.

Описание:
В отли­чие от памят­ни­ков, воз­ник­ших в восточ­ных про­вин­ци­ях Рим­ской импе­рии, скульп­тур­ный порт­рет Гре­ции кон­ца III — нача­ла IV века сох­ра­ня­ет вер­ность антич­ным тра­ди­ци­ям. Здесь дол­го про­дол­жа­ют жить чер­ты, харак­тер­ные для вре­ме­ни Гал­ли­е­на. Вели­ко­леп­ная голо­ва жре­ца, най­ден­ная в Элев­сине, явля­ет­ся луч­шим образ­цом позд­не­ан­тич­но­го порт­ре­та Гре­ции. Лицо пожи­ло­го чело­ве­ка несколь­ко сумрач­но и суро­во; это выра­же­ние при­да­ют ему глу­бо­ко поса­жен­ные, зате­нен­ные нави­саю­щи­ми бро­вя­ми гла­за; воло­сы сво­бод­ны­ми прядя­ми пада­ют на лоб и вис­ки; такие же вол­ни­стые пряди обра­зу­ют боро­ду, пок­ры­ваю­щую щеки и под­бо­ро­док, и длин­ные усы, зак­ры­ваю­щие верх­нюю губу. В отли­чие от рим­ских порт­ре­тов III века, где скуль­п­тор акцен­ти­ру­ет толь­ко лицо, здесь все дета­ли голо­вы орга­ни­че­ски объ­еди­не­ны в одно целое. Мяг­кость моде­ли­ров­ки, живо­пис­ные при­е­мы испол­не­ния волос, уме­лое исполь­зо­ва­ние све­то­те­ни напо­ми­на­ют луч­шие гре­че­ские порт­ре­ты анто­ни­нов­ской эпо­хи, такие, как, напри­мер, бюст Полидев­ка в Бер­лине, но трак­тов­ка отдель­ных дета­лей лица, преж­де все­го глаз с их харак­тер­ным рисун­ком и под­черк­ну­то при­сталь­ным взглядом, застав­ля­ет дати­ро­вать этот порт­рет кон­цом III века.

Источники:
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские портрет портреты портретный портретная мрамор мужской голова жреца понтифик авгур жрец