Портрет Догмация, приближенного императора Константина
Мрамор.
323—337 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей

Портрет Догмация, приближенного императора Константина.

Мрамор.
323—337 гг.

Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.

Рим, Латеранский музей.
Происхождение:
Най­ден при рас­коп­ках в палац­цо Филип­па­ни алла Пила­та в Риме.

Описание:
Но подоб­ных порт­ре­тов в искус­стве IV века немно­го. Буду­щее при­над­ле­жа­ло дру­го­му направ­ле­нию — тому, кото­рое было опре­де­ле­но мону­мен­таль­но-реп­ре­зен­та­тив­ны­ми, клас­си­ци­зи­ру­ю­щи­ми офи­ци­аль­ны­ми порт­ре­та­ми Кон­стан­ти­на. Ста­нов­ле­ние это­го ново­го сти­ля хоро­шо пока­зы­ва­ет порт­рет Дог­ма­ция, при­бли­жен­но­го импе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на, най­ден­ный при рас­коп­ках в палац­цо Филип­па­ни алла Пила­та в Риме и хра­ня­щий­ся в Лате­ран­ском музее. По най­ден­ной вме­сте с ним над­пи­си он дати­ру­ет­ся 323—337 года­ми н. э.

Чрез­вы­чай­но чет­кая, сдер­жан­но обоб­щен­ная скульп­тур­ная моде­ли­ров­ка это­го лица, несо­мнен­но реа­ли­сти­че­ский под­ход к пере­да­че инди­виду­аль­но­го обра­за вос­кре­ша­ют в памя­ти выра­зи­тель­ные порт­ре­ты ста­рых рим­лян эпо­хи Рес­пуб­ли­ки; но в то же вре­мя орна­мен­таль­ная трак­тов­ка волос, бро­вей, боро­ды, харак­тер­ный рису­нок глаз свиде­тель­ст­ву­ют о при­над­леж­но­сти его к IV веку. В отли­чие от внешне парад­ных офи­ци­аль­ных порт­ре­тов Кон­стан­ти­на эта голо­ва дает пред­став­ле­ние о кон­крет­ном чело­ве­ке той эпо­хи, о его суро­вом, аске­ти­че­ском харак­те­ре, соче­таю­щем­ся с экзаль­та­ци­ей рели­ги­оз­но­го фана­ти­ка; для выра­зи­тель­но­сти скуль­п­тор исполь­зу­ет новый арсе­нал изо­бра­зи­тель­ных средств — стро­го фрон­таль­ную поста­нов­ку голо­вы, сим­мет­рич­ное пост­ро­е­ние черт лица, гра­фич­ность и орна­мен­таль­ность в пере­да­че дета­лей. Но глав­ным ста­но­вят­ся гла­за с их непо­движ­но-при­сталь­ным, застыв­шим взглядом, в кото­ром кон­цен­три­ру­ет­ся вся экс­прес­сия лица. Порт­рет Дог­ма­ция осо­бен­но инте­ре­сен тем, что в нем соеди­ня­ют­ся скульп­тур­ные при­е­мы про­шло­го и буду­ще­го, он пока­зы­ва­ет ста­нов­ле­ние ново­го направ­ле­ния и одно­вре­мен­но завер­ша­ет ста­рое.


Источники:
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские портрет портреты портретный портретная мрамор статуя мужской портрет догмаций dogmatius борода