Статуя Корнелии Антонии из Писидии
Мрамор.160—170-е гг.Стамбул, Археологический музей
Статуя Корнелии Антонии из Писидии.
Мрамор.
160—170-е гг.
160—170-е гг.
Стамбул, Археологический музей.
Описание:
Столичный римский портрет, совершенствуя и развивая принципы классицизирующего искусства антониновского времени, приходит в поздних произведениях к отрицанию его основного принципа — строгости, простоты и ясности построения. Портрет, развивающийся в восточных провинциях, до конца II века сохраняет сложившиеся в раннеантониновскую эпоху стиль и приемы исполнения. Ко времени Марка Аврелия относится происходящая из Антиохии в Писидии статуя некоей Корнелии Антонии, хранящаяся в Археологическом музее в Стамбуле. Стройная женская фигура закутана в плащ, край которого накинут ей на голову. Этот тип статуи, восходящий к скульптурам раннего эллинизма, с большой тонкостью и мастерством воспроизведен малоазийским скульптором. С исполненной в духе классических образцов фигурой хорошо гармонирует увенчивающая ее красивая женская голова. Правильные черты округлого лица, несомненно, идеализированы скульптором. Трактовка глаз с. 68 с посаженным под верхним веком зрачком аналогична трактовке глаз в римских портретах и прежде всего в изображениях Фаустины Младшей, жены Марка Аврелия. Но особая мягкость моделировки и очень умеренное применение бурава являются особенностями греческого, в том числе и малоазийского портрета того времени.
Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 67—68, илл. 115.