Статуя римлянина в тоге
Мрамор. Ок. 260 г.Рим, Римский национальный музей

Статуя римлянина в тоге.

Мрамор. Ок. 260 г.

Рим, Римский национальный музей.

Описание:
Сти­ли­сти­че­ские сред­ства испол­не­ния, при­ме­нен­ные в порт­ре­те Тра­я­на Деция, — те же, что в пред­ше­ст­ву­ю­щих; это одно из позд­ней­ших и наи­бо­лее выра­зи­тель­ных про­из­веде­ний направ­ле­ния, гос­под­ст­во­вав­ше­го в рим­ском скульп­тур­ном порт­ре­те во вто­рой чет­вер­ти III века н. э., направ­ле­ния, харак­те­ри­зу­ю­ще­го­ся стрем­ле­ни­ем к бес­по­щад­но прав­ди­вой, но обоб­щен­ной, лишен­ной дета­ли­за­ции пере­да­че внеш­не­го обли­ка порт­ре­ти­ру­е­мо­го, к рас­кры­тию его внут­рен­ней жиз­ни. В то же вре­мя в этих памят­ни­ках замет­ны чер­ты созна­тель­ной сти­ли­за­ции, под­чер­ки­ва­ние гра­фи­че­ских эле­мен­тов, фрон­таль­но­сти и плос­кост­но­сти — чер­ты, кото­рые полу­чат даль­ней­шее раз­ви­тие в скульп­ту­ре кон­ца III и осо­бен­но IV века н. э. В трак­тов­ке фигур так­же ощу­ща­ет­ся нарас­та­ние ста­тич­но­сти. Фигу­ры тога­ту­сов ста­но­вят­ся все более жест­ки­ми и гра­фич­ны­ми. Для порт­рет­ных ста­туй, как и для рас­смот­рен­ных выше бюстов, харак­тер­ны широ­кая попе­ре­ч­ная склад­ка — кон­та­бу­ла­рий, а так­же боль­шая вер­ти­каль­ная склад­ка, иду­щая от лево­го пле­ча вниз, под­чер­ки­ваю­щая высоту фигу­ры и сим­мет­рич­ность ее пост­ро­е­ния. Эти осо­бен­но­сти хоро­шо вид­ны на ста­туе тога­ту­са из Нацио­наль­но­го музея в Риме.

Н. Н. Бри­то­ва

Источники:
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский мужчина мужчины мужской скульптура скульптурный sculptura римская римские статуя статуи statua statuae мрамор римлянина в тоге римлянин тога контабулата toga contabulata contabulatio контабуларий контабулярий тогата тогатус