Голова женщины из Остии
Мрамор. Рубеж II—III вв.Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Голова женщины из Остии.

Мрамор. Рубеж II—III вв.

Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Описание:
Заслу­жи­ва­ет вни­ма­ния жен­ский порт­рет из собра­ния Государ­ст­вен­но­го музея изо­бра­зи­тель­ных искусств име­ни А.С. Пуш­ки­на в Москве, отно­ся­щий­ся к рубе­жу II и III веков или к нача­лу III века. Лицо задум­чи­вой жен­щи­ны с боль­ши­ми, широ­ко откры­ты­ми гла­за­ми доволь­но пол­ное, с чет­ко обо­зна­чен­ны­ми ску­ла­ми, ост­рым под­бо­род­ком и малень­ким ртом. Ее вол­ни­стые воло­сы разде­ле­ны пря­мым про­бо­ром и запле­те­ны в косы, сло­жен­ные на теме­ни. Поверх­ность лица трак­то­ва­на доволь­но обоб­щен­но. Харак­тер­ны отсут­ст­вие поли­ров­ки мра­мо­ра, столь рас­про­стра­нен­ной в скульп­ту­ре позд­не­ан­то­ни­нов­ско­го вре­ме­ни, и при­ме­не­ние гра­ви­ров­ки при испол­не­нии бро­вей, волос и радуж­ной обо­лоч­ки глаз. Неко­то­рый эле­мент иде­а­ли­за­ции ощу­ща­ет­ся в ста­тич­но­сти ком­по­зи­ции, стро­го­сти и сим­мет­рии черт лица. Эта иде­а­ли­за­ция не явля­ет­ся под­ра­жа­ни­ем клас­си­че­ским образ­цам про­шло­го, в ней мож­но пред­у­га­дать те чер­ты сти­ля позд­не­рим­ских порт­ре­тов, в кото­рых инди­виду­аль­ные осо­бен­но­сти отхо­дят на вто­рой план, усту­пая место повы­шен­ной оду­хотво­рен­но­сти.

Н. Н. Бри­то­ва

Источники:
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский неизвестная женщина неизвестной женщины женский скульптура скульптурный sculptura римская римские мрамор голова из остии римлянка женская прическа коса