ГНОСТИКИ (гр. gnostikoi), авторы распространенных во II в. н. э. религиозно-философских сочинений. Большинство текстов сохранились в виде греческих цитат у полемизировавших с ними христианских антигностических авторов (Иренея, Тертуллиана, Ипполита, Епифания) и в переводах целых произведений на коптский язык. После II мировой войны в Египте, поблизости от Наг-Хаммади, были открыты 12 папирусных свитков, содержавших ок. 50 гностических произведений неизвестных авторов в коптских переводах. Вновь открытые свитки значительно увеличили круг доступных на тот момент источников изучения гностицизма. К самым известным гностикам следует причислить: Василида, работавшего ок. 120—145 гг. в Александрии; он был автором некоего апокрифического евангелия (фр.) и 24 книг Эгзегетики (фр.). Учеником Василида был его сын Исидор, произведения которого сохранились в немногочисленных отрывках. Их современником и величайшим гностиком был Валентин. Он происходил из Александрии, в 135—160 гг. основал валентинианские школы на Западе и Востоке. Многие названия приписываемых ему сочинений исходят, вероятно, от его учеников. К основным представителям италийской школы валентиниан принадлежал Птолемей (Ptolemaios), автор сохранившегося целиком Письма к Флоре, в котором излагает гностическую интерпретацию Ветхого Завета. К италийской школе принадлежал и Гераклеон. К восточной группе Валентиниан причисляют Феодота, из произведений которого Климент Александрийский сделал 96 выписок. Среди текстов из Наг-Хаммади находятся в том числе: Евангелие истины, Трактат о воскресении, два Апокалипсиса Иакова, Апокриф Иоанна, Алокалипсис Адама, герметические сочинения. По-видимому, это переводы с греческих оригиналов. Гностические сочинения по своей форме приближены к Ветхому и Новому Заветам, можно увидеть в них и влияние апокалиптической литературы. Гностики также использовали ряд библейских сюжетов, особенно из Книги Бытия. Проблематику всех гностических сочинений характеризует дуалистический взгляд на мир, пессимистическое отношение к бренной человеческой жизни и признание центральной роли спасительного знания, то есть гносиса (gnosis). Гносис, постигаемый озарением, откровением, являясь глубочайшим познанием сущности вещей, должен был привести гностика к спасению, к воссоединению с высшим бытием. Чтобы выразить это содержание, гностики использовали сюжеты, почерпнутые в других традициях, такими как странствия падшей души, мифом об архонтах — злых творцах зримого мира, мифом о первочеловеке андрогине. Они пользовались также такими оппозициями, как свет — тьма, жизнь — смерть, душа (дух) — тело. К этическим вопросам гностики относились, как правило, безразлично, хотя больше склонялись к аскезе и моральному ригоризму, чем к нравственному либерализму. Движение гностиков оказало огромное влияние на многие явления в религиозной жизни древности. В христианстве оно привело к возникновению ряда ересей, в некоторой степени вдохновило крайнюю ригористическую аскетическую и монастырскую литературу. Как религиозное движение гностицизм просуществовал до конца античности. В средние века он отразился во многих религиозно-философских течениях, характеризующихся крайним идеализмом и дуализмом.
Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.