ГЕЛИОДОР; Heliodoros, III (или IV) в. н. э., греческий романист. В заключении к своему роману Гелиодор представляется читателю финикийцем, сыном Феодосия из Эмеса. Более точной информации о его жизни у нас нет. Повествование Гелиодора включает 10 книг и носит название Эфиопская история о Феагене и Хариклее или — в краткой и чаще употребляемой форме — Эфиопика (Aithiopika). Роман этот занимает особое место в истории греческого романа. Подобно другим романистам, Гелиодор поставил себе целью развлечь читателя, но превзошел своих предшественников талантом и оригинальностью. Поражает, прежде всего, невероятная виртуозность повествовательной техники. По примеру Гомера, он сразу вводит читателя в самый центр событий (in medias res), а о предшествующих событиях мы узнаем в ходе повествования из разговоров и признаний героев. Подобная композиция позволяет держать читателя в постоянном напряжении, и роман читается с неослабевающим интересом. Его поддерживают намеренно используемые автором задержки развития действия, непредсказуемые повороты сюжета, прерывание нити повествования на самом интересном месте, переплетение мотивов, образующее стройное единство. Сюжет романа Гелиодора составляет история юной эфиопской царевны, брошенной своей матерью. Привезенная в Дельфы и воспитанная там греком Хариклом, Хариклея стала жрицей Артемиды. Увидев прекрасного Феагена, она полюбила его. Они вместе покинули храм и с египетским мудрецом Каласирисом поехали на родину Хариклеи. После многих приключений буря выбросила их на берег в Египте в устье Нила. Там они попали в руки местных разбойников, этой сценой и начинается роман. Далее мы видим их в окружении бандитов в болотах дельты, потом в Мемфисе, подвергающихся грозным опасностям; судьба то соединяет их, то снова разлучает, но, в конце концов, они прибывают в Эфиопию, где правят родители Хариклеи, Гидасп и Персина. Молодые люди, однако, появляются там как неизвестные странники. Узнавание происходит лишь тогда, когда, в соответствии с местным обычаем, они должны быть принесены в жертву богу Солнца. Им удается избежать смерти, родители радостно принимают вновь обретенную дочь и отдают ее в жены Феагену. А в своей стране отныне упраздняют кровавые жертвоприношения. В образе бога Солнца, воспринимаемого как универсальное божество и отождествляемого с Аполлоном, видно влияние Востока. В романе находит отражение и астрология того времени, вера в сны и магия. Невинность и безупречная нравственность главной героини в византийскую эпоху заставили говорить о дидактическом и морализаторском характере произведения и привели к аллегорическому его толкованию как борьбы разума со страстями и наклонностями с конечной победой первого. Гелиодор обладал даром рассказчика, а его роман пользовался невероятным успехом в античном мире и в Европе нового времени. Он был излюбленным чтением византийцев, Скалигер, автор знаменитой Поэтики, ставил его выше Энеиды, его ценил Монтень, а Сервантес написал по образцу Эфиопики произведение Любовные страдания Персилии и Сигизмунда. Среди последователей Гелиодора можно назвать также Кальдерона де ла Барка, Торквато Тассо, Мадлен де Скюдери. Сцены из романа Гелиодора писал Рафаэль. Его цитировал Шекспир. Расин знал его наизусть. Множество подражаний роману Гелиодору появилось во Франции и Германии.