ГЕРАКЛИТ; Herakleitos, из Эфеса, VI—V вв. до н. э., греческий философ. Происходил из известного рода, в котором передавалась по наследству должность жреца культа героя Андрокла, основателя Эфеса. Гераклит отказался от этой должности в пользу брата. Он был сторонником аристократии и презирал народ. Гераклит написал ок. 490 прозаических философских произведений, цитируемых позднее под заглавием О природе (Peri physeos). Сохранилось ок. 130 подлинных фрагментов. Своему сочинению Гераклит намеренно придал форму сборника афоризмов, которые еще в древности понимались различно. Эта форма произведения принесла Гераклиту прозвище «Темный» (skoteinos). Работам Гераклита противопоставлялись труды Демокрита, написанные просто и ясно. Возможно, что Гераклит специально писал туманно, ибо хотел сделать свои работы «недоступными для толпы». Произведение Гераклита знали и ценили в Афинах V в. до н. э. (его читали Еврипид и Сократ). В IV в. до н. э. Скифин с Теоса переложил сочинение Гераклита в трохеические тетраметры. Гераклит знал своих предшественников, но отверг спекуляции ионийских натурфилософов (Анаксимандр, Анаксимен, Фалес), как и взгляды Ксенофана и Пифагора и методы ионийских логографов, собиравших сведения о разных народах. Еще древние не причисляли Гераклита ни к одной философской школе. Гераклит порвал с методами познания мира своего времени и провозгласил, что истина познается проникновением в самого себя, поскольку человеческая душа есть часть космоса. Из разрозненных мелких фрагментов Гераклита невозможно сложить единую и свободную от противоречий философскую систему. Довольно часто исследователи происходят к совершенно различным выводам. Однако, как представляется, можно утверждать, что, по мнению Гераклита, миром управляет Логос — всеобщий разумный закон. Познание этого мирового закона является обязанностью каждого человека, который не имеет варварской души. Остается под вопросом, являлась ли, по Гераклиту, целью человека жизнь в соответствии с этим мировым законом (что напоминает одну из главных заповедей стоической этики, следовательно, возможна стоическая интерпретация мысли Гераклита). Отрицая статическое представление о мире, Гераклит создал теорию всеобщей изменяемости (вариабилизм). Он образно говорил, что нельзя дважды войти в ту же реку. Позднее мысль Гераклита была передана афоризмом panta rhei (все течет). Основой всех вещей и явлений являются борющиеся между собой, но в то же время тождественные противоположности (день — ночь, молодость — старость, жизнь — смерть, явь и сон — в основе своей они одно и то же). Мир представляется нашему сознанию как совокупность напряжений (символами которых являются лук и лира), но за ними стоит еще одно высшее единство («скрытые связи сильнее явных»). Мир явлений не был сотворен ни богами, ни людьми; мир есть результат длительного действия реализующей себя созидательной силы, соединяющей борющиеся друг с другом противоположности («борьба — начало всех вещей»). Эта находящаяся в постоянном движении сила и есть главный принцип мира. Гераклит называл ее «огнем», но думал не о том огне, что горит (как предполагали Аристотель и Феофраст, а также многие ученые нового времени), но об огне — символе движения и перемен. По этой причине причисление Гераклита к ионийским натурфилософам было неправомерным. Дело усложняет тот факт, что Гераклит упоминал, возможно, основываясь на трудах Анаксимена, о механизме кругооборота элементов, которые выходят из огня и в него возвращаются (огонь — воздух — вода — земля). Говорил он также о пути вверх и пути вниз, тождественном ему, описывая тем самым процесс изменения. Гераклит, вероятно, не предполагал, как стоики, мирового пожара (ekpyrosis), поскольку в этом случае остановилась бы созидающая борьба противоположностей, но он говорил о «возгорании», то есть превращении всех вещей в огонь, связанном с циклическим обновлением мира и с повторяемостью истории. Божественная сущность обозначена им как полнота противоположностей, которые могут изменяться. Гераклит был убежден, что нашел абсолютную истину, и поэтому презирал не только глупцов, но также ученых и философов (Гесиода, Пифагора, Ксенофана и Гекатея Милетского), которые знали многие истины о природе и человеке, но не проникли в основной закон мира. Порицание со стороны Гераклита получили также Гомер и Архилох. Гераклит не основал философской школы, но его учеником слыл Кратил, у которого Платон почерпнул концепцию вариабилизма для мира явлений. По-видимому, в оппозиции к Гераклиту развивал свою философскую систему Парменид. Релятивизм Гераклита унаследовали софисты. Стоики (Зенон, Хрисипп и др.) ссылались на Гераклита как на своего предшественника. Они считали, что он предвосхитил два стоических догмата: о праогне как начале и конце мира и о космическом разуме. Поэтому современным исследователям приходится различать дословные цитаты из произведения Гераклита и парафрастические интерпретации стоиков. Гераклитом интересовались скептики (особенно Энесидем в I в. до н. э.). Гераклит снова стал актуален в I в. н. э. для киников, произведением которых являются 9 псевдогераклитовых писем (не представляется подлинной переписка Гераклита с персидским царем Дарием). Взглядами Гераклита интересовались и христианские писатели. Климент Александрийский, Ипполит Римский передали близко к тексту содержание некоторых отрывков из Гераклита. Апологет Юстин называл Гераклита христианином, поскольку он жил в согласии с Разумом. В XIX в. высоко оценили Гераклита романтики (часто, однако, плохо его понимая) и Ф. Ницше. Некоторые высказывания Гераклита были подхвачены материалистическими диалектиками.