Античные писатели

ЕВСЕВИЙ; Euse­bios, из Кеса­рии Пале­стин­ской, ок. 265 — ок. 340 гг. н. э., гре­че­ский хри­сти­ан­ский писа­тель, гре­че­ский исто­рик. Начал науч­ную дея­тель­ность под руко­вод­ст­вом Пам­фи­ла, кото­рый на осно­ве биб­лио­те­ки Ори­ге­на осно­вал в Кеса­рии иссле­до­ва­тель­скую базу, где зани­ма­лись уточ­не­ни­ем тек­ста Биб­лии. Евсе­вий пред­при­нял так­же науч­ное путе­ше­ст­вие в Антио­хию и Иеру­са­лим (он поль­зо­вал­ся биб­лио­те­кой, осно­ван­ной епи­ско­пом Алек­сан­дром). Соби­рал мате­ри­а­лы о тол­ко­ва­ни­ях Биб­лии, по апо­ло­ге­ти­ке и исто­рии Церк­ви. В знак при­зна­тель­но­сти сво­е­му учи­те­лю и дру­гу назы­вал себя духов­ным сыном Пам­фи­ла и почтил его память био­гра­фи­ей (не сохра­ни­лась). Когда Пам­фил при­нял смерть во вре­мя гоне­ний на хри­сти­ан (309 или 310 г.), Евсе­вий бежал в Фива­иду в Егип­те. Ок. 313 г. был избран епи­ско­пом Кеса­рий­ский. Пытал­ся защи­тить Ария в спо­ре об ари­ан­ской ере­си, за что был низ­ло­жен на сино­де в Антио­хии (325 г.). Впо­след­ст­вии реа­би­ли­ти­ро­ван­ный на Никей­ском собо­ре (325 г.), в даль­ней­шем напа­дал на Ария, а на сино­де в Тире (335 г.) стал при­чи­ной пре­сле­до­ва­ния и изгна­ния Афа­на­сия, епи­ско­па Алек­сан­дрий­ско­го. Евсе­вий не при­нял назна­че­ния пат­ри­ар­хом Антио­хии. Кон­стан­тин Вели­кий ценил Евсе­вия как союз­ни­ка в деле объ­еди­не­ния Церк­ви. Евсе­вий вос­хи­щал­ся импе­ра­то­ром, кото­рый после дол­гих сто­ле­тий кро­ва­вых пре­сле­до­ва­ний упо­рядо­чил отно­ше­ния меж­ду Цер­ко­вью и государ­ст­вом. Он был пер­вым архи­ви­стом и хро­ни­стом Церк­ви, а вме­сте с тем одной из клю­че­вых фигур в спо­ре об ари­ан­стве. Харак­тер­ной чер­той твор­че­ства Евсе­вия явля­ет­ся мно­го­крат­ная пере­ра­бот­ка про­из­веде­ний и исполь­зо­ва­ние более ран­них сочи­не­ний при рабо­те над новы­ми. Важ­ней­шие его труды сле­дую­щие.

Исто­ри­че­ские: Хро­но­ло­ги­че­ские таб­ли­цы и очерк исто­рии элли­нов и вар­ва­ров (Chro­ni­koi ka­no­nes kai epi­to­me pan­to­da­pes his­to­rias Hel­le­non te kai bar­ba­ron) — об исто­рии хал­де­ев, асси­рий­цев (вме­сте с меда­ми, лидий­ца­ми и пер­са­ми), евре­ев, егип­тян, гре­ков и рим­лян, снаб­жен­ные таб­ли­ца­ми (в парал­лель­ных колон­ках) от рож­де­ния Авра­ама, дати­ру­е­мо­го 2016/15 г. до н. э., до 303 г. н. э. с замет­ка­ми об основ­ных собы­ти­ях миро­вой исто­рии, а в осо­бен­но­сти «свя­щен­ной исто­рии». Евсе­вий хотел пока­зать, что еврей­ская рели­гия, про­дол­же­ни­ем кото­рой явля­ет­ся хри­сти­ан­ство, стар­ше дру­гих рели­гий. От пер­во­на­чаль­но­го гре­че­ско­го тек­ста сохра­ни­лись лишь отрыв­ки. Вско­ре после смер­ти Евсе­вия про­из­веде­ние было без­дар­но пере­ра­бота­но и доведе­но до 325 г. Этот испор­чен­ный текст стал осно­вой армян­ско­го пере­во­да в VI в. и латин­ско­го пере­во­да (см. Иеро­ним) таб­лиц, допол­нен­ных до 378 г. Исто­рия Церк­ви (Ekkle­sias­ti­ke his­to­ria) не явля­ет­ся общей исто­ри­ей Церк­ви. Евсе­вий осве­тил в ней толь­ко неко­то­рые вопро­сы, касаю­щи­е­ся, напри­мер, наследия апо­сто­лов, хри­сти­ан­ских учи­те­лей и писа­те­лей, гно­сти­ков и ере­ти­ков, нака­за­ний, ожи­даю­щих евре­ев, гоне­ний на хри­сти­ан и муче­ни­че­ства. Исто­рия раз­рос­лась в послед­нем изда­нии (ок. 325 г.) до 10 книг. Кро­ме гре­че­ско­го тек­ста мы име­ем сирий­ский пере­вод IV в. н. э., доведен­ный до 395 г. (являв­ший­ся осно­вой армян­ско­го пере­во­да) и латин­ское пере­ло­же­ние Руфи­на Акви­лей­ско­го 403 г. В неко­то­рых руко­пи­сях к VII кни­ге добав­ле­на реля­ция о пале­стин­ских муче­ни­ках 303—311 гг. (дру­гая более пол­ная редак­ция сохра­ни­лась толь­ко в сирий­ском пере­во­де). Про­из­веде­ние содер­жит исклю­чи­тель­но бога­тое собра­ние исто­ри­че­ских фак­тов, доку­мен­тов и выдер­жек из мно­го­чис­лен­ных ран­не­хри­сти­ан­ских трудов. Оно при­нес­ло Евсе­вию про­зва­ние «отца цер­ков­ной исто­рио­гра­фии». Исто­рию Евсе­вия про­дол­жи­ли сре­ди про­чих Сократ Схо­ла­стик, Созо­мен и Фео­до­рет Кирий­ский.

Апо­ло­ге­ти­че­ские про­из­веде­ния: Пред­вест­ник Еван­ге­лия (Euangli­ke pro­pa­gas­keue) в 15 кни­гах. Евсе­вий борет­ся здесь с язы­че­ским поли­те­из­мом и дока­зы­ва­ет пре­вос­ход­ство еврей­ской рели­гии, кото­рая была под­готов­кой к вос­при­я­тию Еван­ге­лия. Кни­ги I—III: кри­ти­ка без­нрав­ст­вен­ных язы­че­ских мифов и их алле­го­ри­че­ской интер­пре­та­ции; кн. IV—V: язы­че­ские про­ро­че­ства; кн. VI: кри­ти­ка веры в фатум (судь­бу); кн. VII-ХIII: хри­сти­ане не слу­чай­но отбро­си­ли гре­че­скую рели­гию и фило­со­фию и вос­при­ня­ли свя­щен­ные кни­ги евре­ев, посколь­ку гре­че­ские фило­со­фы луч­шие свои мыс­ли почерп­ну­ли из Биб­лии; кн. XIV—XV; пере­чис­ле­ние заблуж­де­ний и оши­бок гре­че­ских фило­соф­ских систем. Про­из­веде­ние содер­жит мно­же­ство выдер­жек из утра­чен­ных работ, а сле­до­ва­тель­но, пред­став­ля­ет­ся важ­ным док­со­гра­фи­че­ским источ­ни­ком. Еван­ге­ли­че­ские дока­за­тель­ства (Euan­ge­li­ke apo­deik­sis) в 20 кни­гах. Сохра­ни­лось 10 пер­вых книг и часть XV. Кни­ги I—II: Евсе­вий объ­яс­ня­ет, поче­му хри­сти­ане при­ни­ма­ют еврей­ские кни­ги, но отвер­га­ют зако­ны Мои­сея; кн. III—1Х: при­во­дит свиде­тель­ство про­ро­ков о чело­ве­че­ской сущ­но­сти Хри­ста (кн. III), о его боже­ст­вен­но­сти (кн. IV—V), о его воче­ло­ве­че­нии и зем­ной жиз­ни (кн. VI—IX); кн. X: муки и смерть Хри­ста. Оба апо­ло­ге­ти­че­ских сочи­не­ния фор­маль­но направ­ле­ны про­тив языч­ни­ков и евре­ев, но в дей­ст­ви­тель­но­сти — про­тив Пор­фи­рия. Евсе­вий часто его цити­ру­ет и даже при­во­дит из его про­из­веде­ния Про­тив хри­сти­ан неко­то­рые анти­хри­сти­ан­ские выпа­ды. О воче­ло­ве­че­нии Бога (Pe­ri theo­pha­neias) в 5 кни­гах. Цели­ком сохра­ни­лось толь­ко в сирий­ском пере­во­де 411 г. Рито­ри­че­ская апо­ло­ге­ти­ка, рас­ска­зы­ваю­щая о боже­ст­вен­но­сти Хри­ста и его телес­ном при­хо­де в мир. Поле­ми­че­ское про­из­веде­ние, направ­лен­ное про­тив Гиерок­ла, желав­ше­го дока­зать пре­вос­ход­ство Апол­ло­ния Тиа­н­ско­го над Хри­стом. Про­тив Пор­фи­рия (Ka­ta Por­phy­riu) в 25 кни­гах, сочи­не­ние, опро­вер­гаю­щее уче­ние Пор­фи­рия.

Рито­ри­че­ские про­из­веде­ния: Жизнь Кон­стан­ти­на (Eis ton bion tu ma­ka­riu Konstan­ti­nu bastleos; лат.: Vi­ta Con­stan­ti­ni) в 4 частях. Пред­став­ля­ет собой хва­леб­ную речь, напи­сан­ную после смер­ти Кон­стан­ти­на Вели­ко­го (дол­гое вре­мя ее автор­ство оспа­ри­ва­лось). К ней добав­ле­ны речь Кон­стан­ти­на, речь Евсе­вия на трид­ца­ти­лет­ний юби­лей прав­ле­ния Кон­стан­ти­на (335 г.) и сочи­не­ние Евсе­вия об освя­ще­нии хра­ма Гро­ба Гос­под­ня в Иеру­са­ли­ме (335 г.).

Дог­ма­ти­че­ские сочи­не­ния: Защи­та Ори­ге­на (Apo­lo­gia hy­per Ori­ge­nus) в 6 частях — защи­та Ори­ге­на от обви­не­ния в непра­во­вер­но­сти. Части I—V напи­са­ны сов­мест­но с Пам­фи­лом (308—309 гг.); сохра­ни­лись толь­ко часть I в латин­ском пере­во­де Руфи­на и крат­кий пере­сказ Фотия (см. ста­тью «Судь­бы антич­ной лите­ра­ту­ры»). Про­тив Мар­кел­ла (Ka­ta Mar­kel­lu) в 2 частях и Тео­ло­гия (Ekkle­sias­ti­ke tkeo­lo­gia) в 3 частях — сочи­не­ния, в кото­рых Евсе­вий борол­ся про­тив Мар­кел­ла из Анки­ры, обви­няя его в ере­си. Спор закон­чил­ся низ­ло­же­ни­ем Мар­кел­ла (дру­га Афа­на­сия) с долж­но­сти епи­ско­па.

Биб­лей­ские сочи­не­ния: так назы­вае­мые Кано­ны — 10 синоп­ти­че­ских таб­лиц к четы­рем Еван­ге­ли­ям. Оно­ма­сти­кон — сло­варь биб­лей­ских гео­гра­фи­че­ских назва­ний (кро­ме гре­че­ско­го тек­ста сохра­нил­ся латин­ский пере­вод Иеро­ни­ма). Ком­мен­та­рий к Биб­лии, сре­ди про­че­го к Псал­мам и Кни­ге Исайи.

См. также:
ЕВСЕВИЙ (Античные писатели)
Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • КИПРИАН Тасций Цецилий •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА