Античные писатели

МАРК АВРЕЛИЙ; Mar­cus Aure­lius, 121—180 гг. н. э., рим­ский импе­ра­тор и фило­соф. Про­ис­хо­дил из состо­я­тель­но­го рода Анни­ев, с дав­них пор осев­ше­го в Испа­нии. Родил­ся в Риме, вна­ча­ле звал­ся Марк Анний Катулл[1] Север. После смер­ти отца (130 г.) был усы­нов­лен дедом, Мар­ком Анни­ем Вером. Учил­ся живо­пи­си, фило­со­фии, гре­че­ской и латин­ской грам­ма­ти­ке, затем изу­чал рито­ри­ку под руко­вод­ст­вом Фрон­то­на и Геро­да Атти­ка. Под вли­я­ни­ем чте­ния лек­ций Эпи­к­те­та и трудов сто­и­ка Квин­та Юния Русти­ка забро­сил рито­ри­ку и пол­но­стью посвя­тил себя изу­че­нию стои­че­ской фило­со­фии (146 г.). По при­ка­зу импе­ра­то­ра Адри­а­на был вме­сте с Луци­ем Вером усы­нов­лен Анто­ни­ном Пием (138 г.); с это­го вре­ме­ни он назы­вал­ся Марк Элий Авре­лий Вер. В 139 г. полу­чил титул цеза­ря, в 145 г. женил­ся на Фау­стине Млад­шей, доче­ри Анто­ни­на Пия, после смер­ти кото­ро­го при­нял власть (161 г.) и назвал сопра­ви­те­лем Луция Вера. Во вре­мя сво­его прав­ле­ния Марк Авре­лий вел мно­го­чис­лен­ные обо­ро­ни­тель­ные вой­ны. В 167—175 и 178—180 гг. лич­но воз­глав­лял борь­бу с гер­ман­ски­ми пле­ме­на­ми мар­ко­ма­нов и ква­дов, а так­же сар­мат­ски­ми язи­га­ми. Веро­ят­но, наме­ре­вал­ся создать две новые про­вин­ции — Мар­ко­ма­нию и Сар­ма­тию, желая рас­ши­рить гра­ни­цы импе­рии до Кар­пат. Этим пла­нам вос­пре­пят­ст­во­вал сна­ча­ла бунт Авидия Кас­сия на Восто­ке (175 г.), а затем вне­зап­ная смерть Мар­ка Авре­лия в Вин­до­боне (совр. Вена). Как импе­ра­тор Марк Авре­лий забо­тил­ся о раз­ви­тии нау­ки и фило­со­фии — он осно­вал в Афи­нах 4 кафед­ры фило­со­фии (для ака­де­ми­ков, пери­па­те­ти­ков, сто­и­ков и эпи­ку­рей­цев). Марк Авре­лий враж­деб­но отно­сил­ся к хри­сти­а­нам. На годы его прав­ле­ния при­хо­дят­ся кро­ва­вые пре­сле­до­ва­ния (смерть апо­ло­ге­та Юсти­на в Риме ок. 167 г. и Поли­кар­па из Смир­ны в 168 г.), уси­лив­ши­е­ся в 177 г. (в основ­ном в Лионе и Виенне в Гал­лии). В послед­ние годы жиз­ни Марк Авре­лий запи­сал на гре­че­ском язы­ке свои мыс­ли и рас­суж­де­ния, но он не имел наме­ре­ния их опуб­ли­ко­вать. Замет­ки, кото­рым Марк Авре­лий не дал ника­ко­го назва­ния, были изда­ны толь­ко после смер­ти импе­ра­то­ра, по-види­мо­му под загла­ви­ем Ta eis heau­ton (Для себя само­го; в рус­ской лите­ра­ту­ре было при­ня­то назва­ние Раз­мыш­ле­ния). В кн. I Раз­мыш­ле­ний Марк Авре­лий крат­ко харак­те­ри­зу­ет роди­те­лей, род­ст­вен­ни­ков и учи­те­лей и рас­ска­зы­ва­ет, чем он им обя­зан. Кн. II—XII пред­став­ля­ют собой собра­ние раз­роз­нен­ных афо­риз­мов и сво­бод­ных рас­суж­де­ний, слу­чай­но свя­зан­ных меж­ду собой. Они охва­ты­ва­ют опре­де­лен­ный круг вопро­сов: Все­лен­ная — бог, Все­лен­ная — чело­век, чело­ве­че­ская душа, чело­век — дру­гие люди. Невоз­мож­но уста­но­вить точ­ную хро­но­ло­гию созда­ния отдель­ных книг. Спор­ным явля­ет­ся вопрос, созда­на ли пер­вая кни­га рань­ше осталь­ных. Оши­боч­но счи­та­лось, что Марк Авре­лий пытал­ся создать новый род лите­ра­ту­ры и най­ти соб­ст­вен­ные, абсо­лют­но новые выра­зи­тель­ные сред­ства. Дока­за­но, что Раз­мыш­ле­ния не ори­ги­наль­ны ни с точ­ки зре­ния содер­жа­ния (Марк Авре­лий идет сле­дом за Посидо­ни­ем, Сене­кой и преж­де все­го за Эпи­к­те­том), ни с точ­ки зре­ния фор­мы. Раз­мыш­ле­ния Марк Авре­лий напи­сал про­стым раз­го­вор­ным язы­ком той эпо­хи. Ими заин­те­ре­со­вал­ся толь­ко импе­ра­тор Юли­ан Отступ­ник, кото­рый взял Мар­ка Авре­лия за обра­зец. После паде­ния язы­че­ства инте­рес к про­из­веде­нию импе­ра­то­ра почти исчез; оно вновь полу­чи­ло гром­кую извест­ность лишь в XVII и XVIII вв. в эпо­ху Про­све­ще­ния (в основ­ном в Англии, Фран­ции и Гер­ма­нии). Часто к нему обра­ща­лись люди, отверг­нув­шие хри­сти­ан­ство в поис­ках эти­че­ских основ. Сохра­ни­лась латин­ская пере­пис­ка Мар­ка Авре­лия с Фрон­то­ном и раз­роз­нен­ные фраг­мен­ты речей.

См. также:
МАРК АВРЕЛИЙ (Словарь античности)

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Пра­виль­но «Кати­лий». (Прим. ред. сай­та).

  • Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
    См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • КИПРИАН Тасций Цецилий •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Конная статуя Марка Аврелия.
    Бронза.
    160—170-е гг.
    Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
    2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Конная статуя Марка Аврелия (совр. копия).
    Бронза.
    Рим, Капитолийские музеи, Площадь Капитолия.
    3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Молодой Марк Аврелий.
    Лунский мрамор.
    138—140 гг.
    Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Конная статуя Марка Аврелия (совр. копия).
    Бронза.
    Рим, Капитолийские музеи, Площадь Капитолия.
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Конная статуя Марка Аврелия.
    Бронза. 160—170-е гг.
    Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
    6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Бюст Марка Аврелия.
    Мрамор. 170—180-е гг.
    Рим, Римский национальный музей.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Обращение императора к солдатам (adlocutio).
    Рельеф на южной стороне.
    Мрамор. 175—196 гг.
    Рим, Арка Константина.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Пленные варвары перед императором.
    Рельеф на аттике южной стороны.
    Мрамор. 175—196 гг.
    Рим, Арка Константина.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Раздача денег народу (congiarium, liberalitas).
    Рельеф на северной стороне.
    Мрамор.
    175—196 гг.
    Рим, Арка Константина.
    10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Сцена люстрации.
    Рельеф на аттике южной стороны.
    Мрамор. 175—196 гг.
    Рим, Арка Константина.
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Диассарий, орихалк
    Антонин Пий
    Фракия, Визия, 147—161 гг.
    АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
    РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит.
    2. Аурей, золото
    Марк Аврелий
    Рим, 172 г.
    АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. TR. P. XXVI — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
    РЕВЕРС: IMP. VI COS. III — слева стоит фронтально Марк Аврелий, в военной одежде, повернув голову налево, держа вертикально пучок молний в правой руке и перевернутое копье в левой руке, увенчиваемый крылатой Викторией в драпировке, которая движется влево, держа в левой руке пальмовую ветвь, прислоненную к левому плечу; в центре точка.
    3. Денарий серрат, серебро
    Нарбон, 118 г. до н.э.
    АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме с фригийским гребнем, увенчанном головой грифона (BMCRR) или орла (MRR), с тройным заостренным козырьком, на ней серьги из одной капли и ожерелье, волосы лежат тремя растрепанными прядями, впереди M · AVRELI, сзади ROMA вниз и X. Кайма из точек.
    РЕВЕРС: Обнаженный бородатый галльский воин (MRR, BMCRR, CRR: Битуит, царь арвернов) в биге мчится вправо, держит щит, карникс и вожжи в левой руке и мечет копье правой рукой; внизу SCAVRI; в поле L · LIC · CN · DOM (D отражена). Кайма из точек.
    4. Сестерций, медь
    Марк Аврелий
    Рим, 166—167 гг.
    АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — голова Марка Аврелия в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: TR. POT. XXI IMP. IIII COS. III — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на левом плече — в левой руке.
    В поле, внизу, слева и справа: S. C.
    5. Аурей, золото
    Марк Аврелий
    Рим, 167—168 гг.
    АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — голова Марка Аврелия в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: FORT. RED. TR. P. XXII IMP. V — Фортуна, в драпировке, сидит влево на невысоком сиденье, держит корабельный руль на земле в правой руке и рог изобилия — в левой.
    В обрезе: COS. III
    6. Сестерций, медь
    Луций Вер
    Рим, 161—162 гг.
    АВЕРС: IMP. CAES. L. AVREL. VERVS AVG. — обнаженная голова Луция Вера, в доспехах, вправо.
    РЕВЕРС: CONCORD. AVGVSTOR. TR. P. II — Марк Аврелий и Луций Вер, оба в тогах, стоят слева и справа, пожимают друг другу правые руки и держат свитки в левых руках.
    В поле, слева и справа: S. C.
    В обрезе: COS. II
    7. Аурей, золото
    Марк Аврелий
    Рим, 165—166 гг.
    АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, с обнаженной головой, вправо.
    РЕВЕРС: TR. P. XX IMP. IIII COS. III — Виктория, обнаженная до талии, стоит во фронт, голова вправо, держит пальмовую ветвь вверх в правой руке и левой рукой держит на пальме круглый щит с надписью в две линии VIC. PAR.
    8. Сестерций, медь
    Марк Аврелий
    Рим, 164—165 гг.
    АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS AVG. ARMENIACVS P. M. — бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
    РЕВЕРС: TR. POT. XIX IMP. II COS. III — Марк Аврелий, в военной одежде, стоит во фронт, голова влево, протягивает правую руку и держит вертикально копье в левой руке; два штандарта, увенчанные венком и орлом — слева, два, увенчанные Викторией и венком — справа.
    В обрезе: S. C.
    9. Аурей, золото
    Марк Аврелий
    Рим, 166—167 гг.
    АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Марка Аврелия в доспехах, в лавровом венке, вправо.
    РЕВЕРС: TR. P. XXI IMP. IIII COS. III — крылатая Виктория, в драпировке, идет влево, держит вверх венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на левом плече — в левой.
    10. Сестерций, медь
    Марк Аврелий
    Рим, 165—166 гг.
    АВЕРС: M. AVREL. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — голова Марка Аврелия в лавровом венке вправо.
    РЕВЕРС: VICT. AVG. TR. POT. XX IMP. IIII COS. III — крылатая Виктория, с башней, парит влево, держит в обеих руках развязанный венок.
    В поле, внизу, слева и справа: S. C.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА