Античные писатели

ЦЕЗАРЬ, Гай Юлий; Cae­sar, Gai­us Iuli­us, 100—44 гг. до н. э., рим­ский государ­ст­вен­ный дея­тель, писа­тель. Про­ис­хо­дил из знат­но­го, хотя и при­шед­ше­го к тому вре­ме­ни в упа­док рода Юли­ев. Его лич­ность тес­но свя­за­на с важ­ней­ши­ми собы­ти­я­ми в древ­нем мире в середине I в. до н. э. Полу­чив­ший хоро­шее обра­зо­ва­ние, он пре­крас­но знал гре­че­скую и рим­скую лите­ра­ту­ру, инте­ре­со­вал­ся так­же язы­ком и грам­ма­ти­кой. Учил­ся на Родо­се (76 г. до н. э.). В нача­ле сво­ей поли­ти­че­ской карье­ры он был свя­зан с груп­пи­ров­кой попу­ля­ров. Ему уда­лось обра­тить себе на поль­зу тот факт, что его тет­ка была женой Мария (на ее погре­бе­нии в 68 г. Цезарь про­из­нес речь, про­слав­ляв­шую род Юли­ев; эта речь при­влек­ла к нему вни­ма­ние рим­ской обще­ст­вен­но­сти). В 68 г. до н. э. был кве­сто­ром в Испа­нии, в 65 г. до н. э. — эди­лом. Уже тогда он сопер­ни­чал с Крас­сом, выдаю­щим­ся поли­ти­ком и одно­вре­мен­но одним из самых бога­тых людей в Риме. До неко­то­рой (точ­но не извест­ной) сте­пе­ни при­ча­стен к заго­во­ру Кати­ли­ны, одна­ко ему уда­лось избе­жать репрес­сий, кото­рым под­верг­лись заго­вор­щи­ки. В 63 г. до н. э. полу­чил зва­ние вер­хов­но­го жре­ца (pon­ti­fex ma­xi­mus). В 62 г. испол­нял обя­зан­но­сти пре­то­ра, затем уехал в Испа­нию, где занял долж­ность намест­ни­ка. По воз­вра­ще­нии (60 г. до н. э.) заклю­чил тай­ное согла­ше­ние с Пом­пе­ем и Крас­сом, назван­ное I Три­ум­ви­ра­том. Сов­мест­ные дей­ст­вия три­ум­ви­ров при­нес­ли Цеза­рю кон­суль­ство в 59 г. В 58 г. Цезарь при­нял намест­ни­че­ство в Гал­лии. В тече­ние бли­жай­ших 9 лет поко­рил гал­лов, а так­же пред­при­нял поход на Бри­тан­ские ост­ро­ва. Его победы воз­буди­ли бес­по­кой­ство сена­та и Пом­пея. Смерть Крас­са уско­ри­ла раз­рыв свя­зей меж­ду участ­ни­ка­ми три­ум­ви­ра­та. Вызван­ный в Рим поста­нов­ле­ни­ем сена­та, без сво­их леги­о­нов, Цезарь не под­чи­нил­ся при­ка­зу и во гла­ве сво­его вой­ска пере­шел реку Руби­кон, пред­став­ляв­шую собой гра­ни­цу Ита­лии (тогда он и про­из­нес зна­ме­ни­тые сло­ва: «Alea iac­ta est» — Жре­бий бро­шен). Это при­ве­ло к граж­дан­ской войне. Ита­лию, остав­лен­ную Пом­пе­ем, кото­рый бежал на восток к сво­им леги­о­нам, Цезарь занял без борь­бы. До решаю­ще­го сра­же­ния дело дошло в Гре­ции под Фар­са­ли­ей в 48 г. до н. э. Пом­пей был раз­бит и бежал в Еги­пет, где и был убит. После его смер­ти Цезарь повел даль­ней­шую борь­бу со сво­и­ми про­тив­ни­ка­ми на терри­то­рии Егип­та, Афри­ки, Испа­нии и Малой Азии (о победе над царем Пон­тий­ским он уве­до­мил сенат тре­мя сло­ва­ми: «Ve­ni, vi­di, vi­ci» — При­шел, увидел, победил). После одер­жан­ных на войне побед основ­ной зада­чей Цеза­ря ста­ло укреп­ле­ние в раз­лич­ных фор­мах сво­ей неогра­ни­чен­ной вла­сти, невзи­рая на суще­ст­во­ва­ние рес­пуб­ли­кан­ских инсти­ту­тов. Цезарь, как неко­гда Сул­ла, объ­явил себя дик­та­то­ром. Он зани­мал эту долж­ность до бли­жай­ших кон­суль­ских выбо­ров в 49 г., затем — в 48 г. В 45 г. пре­бы­ва­ние в долж­но­сти было ему про­дле­но на 10 лет, а в фев­ра­ле 44 г. он был утвер­жден в ней пожиз­нен­но. Поли­ти­ка Цеза­ря, направ­лен­ная на пре­об­ра­зо­ва­ние Рима в монар­хию элли­ни­сти­че­ско­го типа, выби­ва­ла поч­ву из-под ног мно­гих рим­ских обще­ст­вен­ных груп­пи­ро­вок, осо­бен­но сена­та. Имен­но в кру­гу сена­то­ров сло­жил­ся заго­вор, во гла­ве кото­ро­го вста­ли Марк Брут и Гай Кас­сий. Цезарь погиб от рук заго­вор­щи­ков 15 мар­та 44 г. до н. э. Цезарь раз­вил в Риме актив­ную стро­и­тель­ную дея­тель­ность. Ему мы так­же обя­за­ны рефор­мой кален­да­ря. В сво­ей необы­чай­но насы­щен­ной жиз­ни Цезарь нахо­дил так­же место для лите­ра­тур­но­го твор­че­ства. Его соб­ст­вен­ной поли­ти­че­ской карье­ре долж­ны были послу­жить два про­из­веде­ния, назван­ные Запис­ки (гр. hy­pom­ne­ma­ta, лат. com­men­ta­rii). В таких запис­ках государ­ст­вен­ные дея­те­ли в доступ­ной фор­ме опи­сы­ва­ли собы­тия, оче­вид­ца­ми и участ­ни­ка­ми кото­рых они были, чтобы навя­зать чита­те­лям соб­ст­вен­ную точ­ку зре­ния. От дру­гих исто­ри­че­ских про­из­веде­ний такие hy­pom­ne­ma­ta отли­ча­ют­ся избе­га­ни­ем пря­мо­го цити­ро­ва­ния извест­ных выска­зы­ва­ний (у Цеза­ря они встре­ча­ют­ся лишь в фор­ме кос­вен­ной речи), отсут­ст­ви­ем дра­ма­ти­че­ских опи­са­ний и упро­щен­ным сти­лем. Авто­ры гово­рят о себе все­гда в третьем лице. Запис­ки о Галль­ской войне (Com­men­ta­rii de bel­lo Gal­li­co) в 7 кни­гах, опи­сы­вав­шие сра­же­ния Цеза­ря в Гал­лии в 58—52 гг. до н. э., долж­ны были сфор­ми­ро­вать обще­ст­вен­ное мне­ние Рима об успе­хах и наме­ре­ни­ях Цеза­ря. Несо­мнен­ная тен­ден­ци­оз­ность это­го про­из­веде­ния нахо­дит свое выра­же­ние в при­укра­ши­ва­нии фак­тов и их отбо­ре, одна­ко не при­во­дит к иска­же­нию собы­тий. Про­из­веде­ние это цен­но для нас как источ­ник сведе­ний о гал­лах и гер­ман­цах, ибо Цезарь вклю­чил в него мно­же­ство сведе­ний об обы­ча­ях этих наро­дов. Запис­ки о Галль­ской войне явля­ют­ся так­же выдаю­щим­ся лите­ра­тур­ным про­из­веде­ни­ем, их язык, чрез­вы­чай­но про­стой, есть резуль­тат тща­тель­но­го под­бо­ра слов и неуклон­ной заботы о фор­ме. Они полу­чи­ли высо­кую оцен­ку Цице­ро­на. Допол­не­ни­ем к Запис­кам пред­став­ля­ет­ся VIII кн., напи­сан­ная Авлом Гир­ци­ем, одним из коман­ди­ров Цеза­ря, рису­ю­щая заклю­чи­тель­ный этап Галль­ской кам­па­нии в 52—50 гг. до н. э. Дру­гое сохра­нив­ше­е­ся про­из­веде­ние Цеза­ря, Запис­ки о граж­дан­ской войне (Com­men­ta­rii de bel­lo ci­vi­li) в 3 кни­гах, издан­ные уже после смер­ти авто­ра, опи­сы­ва­ют собы­тия 49 и 48 гг. до н. э. Этих запи­сок, заду­ман­ных как исто­рия всей граж­дан­ской вой­ны, Цезарь не успел закон­чить. Повест­во­ва­ние обры­ва­ет­ся в нача­ле так назы­вае­мой Алек­сан­дрий­ской вой­ны (пре­бы­ва­ние Цеза­ря в Егип­те). Его про­дол­жа­ет сочи­не­ние под загла­ви­ем Алек­сан­дрий­ская вой­на (Bel­lum Ale­xandri­num), пред­став­ля­ю­щее даль­ней­шие собы­тия вой­ны, начи­ная с 47 г., кото­рое, воз­мож­но, при­над­ле­жит перу Авла Гир­ция. Мы не зна­ем авто­ра ни одной из двух дру­гих ана­ло­гич­ных работ: Вой­ны в Афри­ке (Bel­lum Af­ri­ca­num), опи­са­ния вой­ны меж­ду Цеза­рем и сто­рон­ни­ка­ми Пом­пея в 47—46 гг., закон­чив­шей­ся победой Цеза­ря под Тап­сом в Афри­ке, а так­же Вой­ны в Испа­нии (Bel­lum His­pa­nien­se), охва­ты­ваю­щей собы­тия с 45 г. и победу Цеза­ря под Мун­дом. Все эти сочи­не­ния были объ­еди­не­ны с Запис­ка­ми Цеза­ря в так назы­вае­мый Cor­pus Cae­sa­ria­num, извест­ный в таком виде уже Све­то­нию. Дру­гие про­из­веде­ния Цеза­ря про­па­ли. Мы, одна­ко, зна­ем, что он писал сти­хи (по-латы­ни и по-гре­че­ски), дра­мы, речи. Был сре­ди про­че­го авто­ром двух язви­тель­ных поли­ти­че­ских пам­фле­тов, направ­лен­ных про­тив Като­на Млад­ше­го (Анти­ка­то­ны, 45 г.), а так­же грам­ма­ти­че­ско­го труда Об ана­ло­гии (De ana­lo­gia) в 2 кни­гах, создан­но­го в 50-е гг. и адре­со­ван­но­го Цице­ро­ну, где Цезарь вклю­чил­ся в спор об ана­ло­гии и ано­ма­лии, защи­щая язы­ко­вые зако­но­мер­но­сти. Про­из­веде­ни­я­ми Цеза­ря поль­зо­ва­лись Ливий, Нико­лай Дамас­ский, Тацит, Дион Кас­сий, Оро­зий.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ДОСИФЕЙ МАГИСТР • КИПРИАН Тасций Цецилий •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Юлия Цезаря.
Мрамор. Ок. 40 г. до н. э.
Рим, Музей Торлония.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Героическая портретная статуя римлянина, т. н. Германик (Юлий Цезарь?).
Подписана скульптором Клеоменом из Клеон.
Мрамор.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гай Юлий Цезарь. Профиль. Фрагмент статуи.
Греческий мрамор?
Общая высота статуи 3,1 м.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец сенаторов.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Юлия Цезаря.
Лунский мрамор.
Ок. 44 г. до н. э.
Турин, Музей древностей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Цезаря в одежде императора, в панцире (lorica) и коротком военном плаще (paludamentum).
Гипсовый слепок.
Оригинал: Мрамор, эпоха Траяна (98—117 гг. н. э.).
Рим, Музей Римской культуры.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Цезаря в одежде императора, в панцире (lorica) и коротком военном плаще (paludamentum).
Гипсовый слепок.
Оригинал: Мрамор, эпоха Траяна (98—117 гг. н. э.).
Рим, Музей Римской культуры.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Юлия Цезаря.
Мрамор.
Эпоха Августа.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 122.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Смерть Юлия Цезаря.
Винченцо Камуччини (1771—1844).
Холст, масло. 1798 г.
Неаполь, Национальный музей Каподимонте.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гай Юлий Цезарь.
Чёрный базальт.
Париж, Дворец Сен-Клу.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гай Юлий Цезарь.
Чёрный базальт.
Париж, Дворец Сен-Клу.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. MVSSIDIVS LONGVS (Lucius Mussidius Longus) — рог изобилия на земном шаре (BMCRR: небесном глобусе), в секторах которого, образованных меридианами, имеются отметки; слева корабельный руль, справа крылатый кадуцей и шапка фламина (apex). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. MVSSIDIVS LONGVS (Lucius Mussidius Longus) — рог изобилия на земном шаре (BMCRR: небесном глобусе), слева корабельный руль, справа крылатый кадуцей и шапка фламина (apex). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с восемью лучами. Кайма из точек.
РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Август
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо, по сторонам от шеи S C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Два военных знамени — значок (vexillum) и орел (aquila), — плуг и землемерный шест (decempeda) (BMCRR: скипетр); вверху и справа TI SEMPRONIVS; внизу GRACCVS, слева вниз Q DESIG. Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR DICT. PERPETVO (Caesar dictator perpetuo) — голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — Венера, сидящая вправо, в правой руке держит Победу, в левой — скипетр. Кайма из точек.
6. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с шестью лучами. Кайма из точек.
РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке, стоящий на звезде. Кайма из точек.
7. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с восемью лучами. Кайма из точек.
РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке, стоящий на звезде. Кайма из точек.
8. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR IMP. (Caesar Imperator) — голова Цезаря в венке вправо; позади — звезда с восемью лучами. Кайма из точек.
РЕВЕРС: P. SEPVLLIVS MACER — Венера Победительница (Venus Victrix) стоит влево, держит Викторию на правой руке и скипетр в левой руке. Кайма из точек.
9. Денарий, серебро
Гай Юлий Цезарь
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR DICT. PERPETVO (Caesar dictator perpetuo) — голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. BVCA (Lucius Buca) — Венера, сидящая вправо, в правой руке держит Победу, в левой — скипетр. Кайма из точек.
10. Денарий, серебро
Передвижной монетный двор Октавиана, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Марса в шлеме с гребнем, украшенном пером или султаном, вправо, в плаще и с копьем за плечом; сзади CAESAR вверх, впереди III VIR R P C (triumvir rei publicae constituendae, триумвир для восстановления государства) вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Легионный орел (aquila), увенчанный трофеем, по сторонам от него два военных значка (signa) и буквы S C (senatus consulto, по постановлению сената). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА