Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭПИКУ́Р, ЕПИКУР

Epicūrus, Ἐπί­κουρος, осно­ва­тель назван­ной по его име­ни епи­ку­рей­ской фило­со­фии или шко­лы епи­ку­рей­цев (Epi­cu­rei, Ἐπι­κούρειοι), из атти­че­ско­го дема Гар­гет­та, родил­ся в 342 г. до Р. Х., отпра­вил­ся с отцом сво­им Нео­к­лом и дру­ги­ми коло­ни­ста­ми на Самос, но 18-ти лет, в то вре­мя как Ари­сто­тель жил в Хал­киде, вер­нул­ся в Афи­ны, где про­дол­жал изу­че­ние фило­со­фии Демо­кри­та и вра­щал­ся в обще­стве пла­то­ни­ков Ксе­но­кра­та и Фео­ф­ра­с­та. В каче­стве учи­те­ля фило­соф­ской систе­мы высту­пил он впер­вые в Мити­лене на ост­ро­ве Лес­бо­се и в Ламп­са­ке в Малой Азии и про­дол­жал это дело в Афи­нах, начи­ная с 36 года сво­ей жиз­ни: он вел про­стой и уме­рен­ный образ жиз­ни в куп­лен­ном им саду, пре­да­ва­ясь науч­ным заня­ти­ям. Похва­ла, выска­зан­ная отно­си­тель­но его Цице­ро­ном (fin. 2, 25. bo­num, co­mem et hu­ma­num) повто­ря­ет­ся и в дру­гих свиде­тель­ствах древ­но­сти; когда он умер на 71 году сво­ей жиз­ни, его сопро­вож­да­ла в моги­лу ред­кая любовь и почте­ние его бла­го­дар­ных уче­ни­ков. Эти послед­ние обра­зо­ва­ли меж­ду собою креп­кий, совер­шен­но замкну­тый союз и были таки­ми вер­ны­ми при­вер­жен­ца­ми систе­мы сво­его учи­те­ля, что из чис­ла их мож­но назвать одно­го толь­ко Мет­ро­до­ра, кото­рый пытал­ся сде­лать неко­то­рое изме­не­ние или даль­ней­шее раз­ви­тие систе­мы, что, впро­чем, было резуль­та­том его при­ро­ды и харак­те­ра.

Уче­ние Епи­ку­ра сто­ит в неко­то­рой про­ти­во­по­лож­но­сти с уче­ни­ем сто­и­ков; послед­нее при­зна­ва­ло одно толь­ко поня­тие суще­ст­ву­ю­щим, а внеш­нее явле­ние кажу­щим­ся; Епи­кур, напро­тив, вся­кую досто­вер­ность ста­вит в зави­си­мость от чув­ст­вен­но­го вос­при­я­тия, а это послед­нее осно­вы­ва­ет­ся, по его воз­зре­нию, на ощу­ще­нии; таким обра­зом, он воз­об­но­вил, в сущ­но­сти, уче­ние кире­ней­цев (см. Aris­tip­pus) и обра­ботав его более науч­ным обра­зом. Фило­со­фия рас­па­да­ет­ся у него на кано­ни­ку, мета­фи­зи­ку, физи­ку и ифи­ку. В пер­вом из этих отде­лов он разъ­яс­ня­ет три сту­пе­ни позна­ния: ощу­ще­ние αἴσθη­σις, пред­став­ле­ние πρό­ληψις, и мне­ние, δό­ξα. Внут­рен­ние ощу­ще­ния или аффек­ты суть кри­те­рии внеш­ней дея­тель­но­сти; аффек­тов два рода — удо­вле­тво­ре­ние и стра­да­ние; пер­вое зави­сит от ощу­щаю­ще­го, сле­до­ва­тель­но, поло­жи­тель­но, вто­рое — от внеш­не­го вли­я­ния, сле­до­ва­тель­но, отри­ца­тель­но. Но как в кано­ни­ке, так и в мета­фи­зи­ке он дает лишь скуд­ное коли­че­ство пси­хо­ло­ги­че­ских истин и поло­же­ний каса­тель­но позна­ва­ния. Наше отно­ше­ние к позна­вае­мым пред­ме­там он пред­став­ля­ет себе при­бли­зи­тель­но так: с поверх­но­сти веще­ст­вен­ных пред­ме­тов идет посто­ян­ный ток, кото­рый очень тонок и пото­му мало заме­тен для ощу­ще­ния, так как самый пред­мет пре­бы­ва­ет во все­гдаш­нем сво­ем состо­я­нии и не изме­ня­ет­ся. Так как выде­ля­е­мое поверх­но­стью — неве­ще­ст­вен­но, то оно, рас­про­стра­ня­ясь необык­но­вен­но быст­ро через воздух, пере­хо­дит на нас таким обра­зом, что мы его не заме­ча­ем, но все же неволь­но обна­ру­жи­ва­ем наше сочув­ст­вие. Если пред­став­ле­ние не дости­га­ет это­го само по себе и вос­при­ня­тое нами изме­ня­ет­ся так, что ощу­ще­ние теря­ет отчет­ли­вость, то про­ис­хо­дит ошиб­ка, заблуж­де­ние. Это уче­ние нахо­дит­ся в свя­зи с уче­ни­ем об ато­мах Лев­кип­па и Демо­кри­та и не раз­ви­ва­ет его суще­ст­вен­но. Ато­мы, по уче­нию Епи­ку­ра, не обла­да­ют ника­ки­ми свой­ства­ми, кро­ме фор­мы, веса и вели­чи­ны, они не изме­ня­ют­ся, в то вре­мя как все каче­ства под­вер­же­ны изме­не­ни­ям. Эти послед­ние состав­ля­ют про­ти­во­по­лож­ность ато­мам — пустоту. Лег­ко понять вли­я­ние это­го уче­ния на объ­яс­не­ние миро­со­зда­ния, его про­ис­хож­де­ния и управ­ле­ния; теле­о­ло­ги­че­ские взгляды сто­и­ков, осо­бен­но муд­рость твор­ца в плане и конеч­ной цели миро­со­зда­ния, — все это совер­шен­но отбра­сы­ва­ет­ся, и все опре­де­ля­ет­ся внеш­ней, слу­чай­ной груп­пи­ров­кой ато­мов. Душа пред­став­ля­ет­ся Епи­ку­ру состо­я­щей из самых тон­ких и круг­лых ато­мов: она еще менее веще­ст­вен­на неже­ли огонь; она есть тон­кий дух, рас­про­стра­нен­ный, рас­се­ян­ный (πα­ρεσ­παρμέ­νον) по всей систе­ме тела, и от нее зави­сит частью теп­лота послед­не­го. Нако­нец, в его ифи­ке явля­ет­ся исход­ной точ­кой прин­цип ощу­ще­ния, по край­ней мере каса­тель­но наслаж­де­ния, абсо­лют­ной удо­вле­тво­рен­но­сти, меж­ду тем как сто­и­ки раз­ви­ва­ли свое уче­ние из того же прин­ци­па, толь­ко в про­ти­во­по­лож­ном направ­ле­нии абсо­лют­но­го лише­ния. Он воз­во­дил поэто­му, как кире­ней­цы, ἡδο­νή, или удо­воль­ст­вие, чув­ст­вен­ное доволь­ство в прин­цип, руко­во­дя­щий дей­ст­ви­я­ми чело­ве­ка, и сове­то­вал обра­щать вни­ма­ние на то, какая из раз­лич­ных форм наслаж­де­ния самая проч­ная и удо­вле­тво­ря­ю­щая. Он домо­гал­ся бла­жен­ства, сча­стья, достав­ля­е­мо­го разу­мом; по его убеж­де­нию, пред­по­чти­тель­нее быть несчаст­ным при разу­ме (εὐλο­γίσ­τως ἀτυ­χεῖν), чем счаст­ли­вым без разу­ма (ἀλο­γίσ­τως εὐτυ­χεῖν). Сво­бо­да от стра­ха и стра­сти (ἀτα­ραξία) и воз­мож­ность не быть обре­ме­нен­ным трудом (ἀπο­νία) рав­но­силь­на самым высо­ким удо­воль­ст­ви­ям (κα­τασ­τη­ματι­καὶ ἡδο­ναί). Поэто­му боги пред­став­ля­лись ему иде­а­ла­ми бла­жен­ной жиз­ни, кото­рые, есте­ствен­но, не забо­ти­лись о том, что может нару­шить или сму­тить их бла­жен­ство, и оби­та­ют поэто­му в меж­ду­ми­ро­вых про­стран­ствах, куда не про­ни­ка­ют ни зем­ные бес­по­кой­ства, ни буря, ни дождь. Суще­ство их нераз­ру­ши­мо (ἄφθαρ­τον), их зна­ние несо­мнен­но (ἐναρ­γής).

Хотя Епи­кур оста­вил мно­го сочи­не­ний, но они до нас не дошли, и мы зна­ем его систе­му лишь в недо­ста­точ­ном изо­бра­же­нии Дио­ге­на Лаерт­ско­го, кото­рый сохра­нил для нас заве­ща­ние Епи­ку­ра, 3 пись­ма и 44 нра­во­учи­тель­ных изре­че­ния (κύ­ριαι или ῥη­ταὶ δό­ξαι); най­ден­ные в Гер­ку­ла­нее отрыв­ки из его глав­но­го труда (περὶ φύ­σεως; в 37 кн.) так­же дают мало ука­за­ний и разъ­яс­не­ний (изд. J. C. Orel­li, Lpz., 1818). Пись­ма по физи­ке и метео­ро­ло­гии издал Schnei­der (Lpz., 1813). Физи­ку Епи­ку­ра пере­дал нам рим­ля­нин Лукре­ций в пре­вос­ход­ном дидак­ти­че­ском сти­хотво­ре­нии. Несо­мнен­ное свиде­тель­ство о его ифи­че­ских воз­зре­ни­ях дает Sen. de vit. beat. 12 и 13; одни толь­ко вра­ги Епи­ку­ра изо­бра­жа­ют его сла­сто­люб­цем.

См. также:
ЭПИКУР (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 480—481.
См. по теме: ЭПИГЕН, ЕПИГЕН • АННИКЕРИД, АННИКЕРИС • ЭПИМЕНИД, ЕПИМЕНИД • ЭПИКТЕТ, ЕПИКТЕТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма философа Эпикура.
Пентелийский мрамор. Римская копия 1-й половины II в. н. э. греческого образца.
Равенна, Национальный музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эпикур.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала первой половины III в. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма философа Эпикура.
Пентелийский мрамор. Римская копия 1-й половины II в. н. э. греческого образца.
Равенна, Национальный музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Философ Эпикур (342—271 гг. до н. э.).
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Философ Эпикур (342—271 гг. до н. э.).
Мрамор. Римская копия I в. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Философ Эпикур (342—271 гг. до н. э.).
Мрамор. Римская копия I в. н. э. с греческого оригинала III в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эпикур.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала первой половины III в. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эпикур.
Пентелийский мрамор. Римская копия греческого оригинала III в. до н. э.
Рим, Музей Баракко.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эпикур.
Пентелийский мрамор. Римская копия греческого оригинала III в. до н. э.
Рим, Музей Баракко.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Эпикур.
Мрамор. Копия греческого оригинала 2-й четверти III в. до н. э. (275—250 гг. до н. э.).
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал философов.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА