[с.47] ГЛАВА V ПОРТРЕТ ВРЕМЕНИ ИМПЕРАТОРА ТРАЯНА Время правления императора Траяна (98—117 гг. н.э.) является переломным моментом в истории Римской империи. С внешней стороны это один из самых блестящих ее периодов, время победоносных войн, наибольшего расширения ее территории, простиравшейся от Британских островов до Персидского залива; время необыкновенного роста богатства Рима, когда в Италию стекались колоссальные средства, награбленные в захватнических войнах; это позволило Траяну и его преемнику Адриану вести большое строительство, создавать не только мощные оборонительные укрепления на границах империи, но и великолепные архитектурные ансамбли в самом Риме и других городах Италии. Но блестящий расцвет империи не имел прочной основы, что и привело к быстрому отказу от многих завоеваний Траяна немедленно после его смерти, к вынужденному переходу от завоевательной к оборонительной политике при его ближайших преемниках. Завоевательные войны, которые вел Траян, были последней активной попыткой спасти Римскую империю от начинающегося внутреннего разложения, попыткой, не принесшей длительных положительных результатов. Действительно, при всем внешнем блеске государства именно в этот период начинается упадок сельского хозяйства Италии — экономической базы империи. Рим и Италия, оставаясь политическими хозяевами государства, постепенно становятся из экономического центра паразитическим придатком провинций, сила которых в этот период, напротив, все более возрастает. Одним из внешних проявлений этой силы было то, что в лице Траяна впервые на императорском престоле появился представитель римской провинциальной знати. И если в провинции еще существовали значительные ресурсы, обусловливающие возможность дальнейшего экономического развития и движения вперед, то в самой Италии эти ресурсы были уже исчерпаны, и никакие искусственные меры, вроде алиментаций (денежных ссуд, выдаваемых мелким землевладельцам государством), введенных Нервой и широко применявшихся Траяном, не могли возродить ее хозяйство. В то же время увеличивается разложение внутри всех слоев римского общества, безудержно растет богатство его верхушки и усиливается пауперизация беднейшей части населения. [с.48] Естественно, что все эти симптомы упадка не были столь значительны, чтобы затмить внешний блеск империи, сообщаемый ей победоносными войнами. Но они были заметны, и именно в этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги, которые достигнут апогея в следующем столетии. Пока же они проявляются в поисках идеалов, на которые можно было бы опереться в попытках возродить римское общество, привить ему снова утраченные им добродетели. Вполне естественно было обращение в поисках этих идеалов к эпохе Республики, периоду зарождения обширного Римского государства, периоду, представлявшемуся в памяти потомков временем суровых людей, скромных в домашней жизни, доблестных в войнах, посвятивших себя заботам о благе государства. Восхищением простыми нравами предков проникнуты сочинения крупнейшего римского историка начала II века н.э. Тацита. И в сатирах Ювенала, современника Траяна, также отразилось презрение и к римской аристократии, и к плебсу, и к новоявленным богачам, которые «лишь преступленьем себе наживают сады и палаты, яства, и старый прибор серебра, и кубки с козлами» (Ювенал, Сатиры, I, 70). Им он противопоставляет идеализированных героев древних времен. В сатирах Ювенала отразилась и реакция римлян на увлечение культурой Греции, особенно характерное для римской аристократии.
В увлечении временем Республики сыграло роль и стремление большого числа римлян противопоставить свои собственные идеалы нарастающему влиянию греческой культуры; это было своего рода протестом против усиливающегося проникновения в различные области римской жизни, в том числе и в искусство, греческих обычаев. Обращение к традициям римского общества эпохи Республики соответствовало, очевидно, и характеру самого императора Траяна, трезвого и рассудительного политика, сурового и храброго солдата. Не случайно его друг и соратник Плиний Младший в своем «Панегирике», страдающем, конечно, сильными преувеличениями, восхваляет императора Траяна именно за верность старым обычаям, за скромность и простоту его обихода. Это стремление возродить традиции республиканского времени проявилось наиболее полно и непосредственно в области скульптурного портрета. В других областях искусства, особенно в архитектуре, достижения периода Флавиев продолжают играть значительную роль, в портрете же разрыв с предшествующим стилем был более резок. Пожалуй, ни в один из периодов развития римского портретного искусства, за исключением времени Августа и Адриана, личность императора не оказала такого влияния на формирование скульптурного портрета, как в эпоху Траяна. Но если при Адриане определяющее воздействие оказывали главным [с.49] образом вкусы и склонности императора, то при Траяне такое влияние оказывала сама его личность, несомненно, очень значительная. Выдвинувшийся из среды провинциальной знати, выходец из испанского города Италики, талантливый полководец, Траян, усыновленный императором Нервой в конце 97 года н.э., стал императором в январе 98 года, в возрасте сорока пяти лет. Это был уже вполне сложившийся государственный деятель, и едва ли не лучшей его характеристикой является тот факт, что, получив известие о смерти своего предшественника, Траян, находившийся в это время на Рейне, где он готовил поход против германцев, не вернулся сразу же в Рим, но продолжал вести военные действия и появился в своей столице лишь в следующем году, после успешного завершения кампании. Именно таким суровым воином, делившим с солдатами все невзгоды походной жизни, представляют императора скульптурные портреты, относящиеся к первому десятилетию его правления. Они сравнительно немногочисленны и уступают в отношении художественного совершенства более поздним портретам императора. Но вместе с тем именно они дают наилучшее представление о личности портретируемого благодаря непосредственности передачи, еще лишенной парадности и величия позднейших изображений императора19. Характерным образцом этих ранних портретов, в которых особенно четко проявились реминисценции республиканского стиля, является портрет императора Траяна в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Около 108 года н.э., судя по изображениям на монетах, появляется новый тип портретов Траяна. Это изменение связано, очевидно, с празднованием десятилетия правления императора. Гросс в своей работе так и называет их — «портреты десятилетия». Если в ранних портретах акцентировался образ солдата, делившего со своими соратниками все трудности походной жизни, то теперь перед нами не простой воин, но победоносный полководец и мудрый государственный деятель. Впервые эти новые черты проявляются в превосходной портретной статуе, находящейся в Копенгагене.
Идея героизации образа императора ясно выражена в лучших образцах его портретов, созданных в честь десятилетия правления;
В исполнении деталей лица, глаз, губ, волос сохраняется большая четкость линий, но в то же время появляется элемент пластической лепки формы, начинает исчезать сухость, характеризовавшая портреты раннего времени. Особенно заметно различие в трактовке волос — теперь это не плотная масса, расчлененная скучными графическими линиями, а свободно лежащие чуть волнистые пряди, местами пересекающиеся, расходящиеся в стороны. При сохранении несомненно большого сходства, [с.51] что доказывается сравнением этих портретов с многочисленными изображениями Траяна на монетах, в них ясно чувствуется героизация образа императора, стремление придать ему особую значимость. Если в ранних портретах Траяна ощущаются реминисценции республиканского искусства, то в этих портретах видно обращение к традициям портрета времени Августа. В этот же период появляются и статуи Траяна, изображающие его в позе оратора, обращающегося с речью к войскам, воспроизводящие позу статуи Августа из Прима Порта (например, статуи Траяна из Утики и из Остии). Однако искусству времени Траяна, трезвому и сдержанному, более соответствует другой вариант этой темы, известный еще в I веке н.э., но не получивший тогда распространения. Такова лучшая из дошедших до нас панцирных статуй Траяна в собрании Нью-Карлсбергской глиптотеки в Копенгагене.
Портреты императора Траяна оказали большое влияние на портреты частных лиц — явление, характерное для римской скульптуры в целом. В частности, широко распространяется мода на прическу в виде длинных, почти прямых прядей волос, низко спускающихся на лоб, характерную для ранних портретов императора. К ним восходят многочисленные бюсты частных лиц времени Траяна.
Тип поздних портретов Траяна, сложившийся после десятилетия его правления, не оказал существенного воздействия на развитие портретов [с.52] частных лиц. Новая форма большого бюста, охватывающего всю грудь и руки чуть ниже плеч, появляющаяся в поздних портретах императора, широкое распространение получит лишь в следующий, адриановский период. В неаполитанском бюсте старика нет той идеализации, того классицизма, какие отмечаются в поздних изображениях императора, хотя он датируется около 110 года и является великолепным образцом скульптуры времени Траяна. Такие портреты несколько однообразны в передаче определенного типа сурового, спокойного, сдержанно-холодного человека, но передают они его весьма выразительно. Большой интерес представляют женские портреты эпохи Траяна, позволяющие особенно четко проследить различие между искусством этого времени и предшествующим, флавиевским, с мягкой моделировкой поверхности, преобладанием скульптурной лепки над графическим рисунком и живописной игрой светотени. Портрет молодой женщины времени раннего Траяна, хранящийся в Берлинских музеях, представляет, по существу,
Типичным образцом женского портрета эпохи Траяна является бюст неизвестной римлянки из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина20.
Те же черты мы видим и в лучших образцах женского портрета времени Траяна, поднимающихся над уровнем рядовых произведений.
Большое влияние на формирование моды, которой следовали знатные римлянки, на сложение типа женского портрета эпохи Траяна оказали портреты представительниц императорской семьи, прежде всего жены Траяна Плотины Домиции. Сохранившиеся до нашего времени ее портреты относятся к последним годам правления Траяна. В них нашли свое отражение те изменения, которые наиболее ярко проявились в поздних портретах самого Траяна. Императрица изображалась уже не очень молодой женщиной со спокойным и значительным, слегка утомленным лицом, с правильными, но не очень красивыми чертами. Продолговатое лицо увенчано прической в виде собранных над лбом и расходящихся полукруглой диадемой волнистых прядей волос, заплетенных на затылке в несколько тонких косичек. Эта необычная прическа дополняется валиком из мелких локонов в форме полумесяца, обрамляющих лоб, — деталь, часто встречающаяся на женских портретах этого времени. Превосходна голова Плотины, найденная в Остии и хранящаяся в Национальном музее Терм в Риме.
Черты, характерные для портретного искусства времени Траяна, проявляются и в изображениях сестры императора Марцианы. Некоторые из них идеализированы так же, как и портреты Плотины.
Несколько слов надо сказать о портрете времени Траяна на периферии империи. В Греции были живы богатые традиции искусства предшествующих веков, что не могло не сказаться на претворении стиля траяновского портрета. Из портретов, происходящих с Афинской Агоры, к этому времени относится портрет бритого мужчины, вероятно, жреца. Форма бюста, задрапированного одеждой, трактовка изрезанного глубокими морщинами лица — типично траяновские. Но большая мягкость и пластичная лепка форм, великолепное мастерство обработки мрамора, смягчающие в какой-то степени четкую графичность исполнения, свидетельствуют о сохранении традиций греческого искусства.
Портреты времени Траяна, исполненные на окраинах Римской империи, отличаются определенным своеобразием. Однако их слишком мало, чтобы делать окончательные выводы. ПРИМЕЧАНИЯ: 19. Крупнейший исследователь скульптурных портретов Траяна, Гросс (W. G. Gross, Bildnisse Traians, Berlin, 1940) разделяет его ранние портреты на две группы, условно названные «портретами молодого Траяна» и «портретами в венке»; последние он датирует по монетам с изображением головы Траяна в венке — символе гражданской власти, появляющимися в 103 г. н.э. Однако различие между этими двумя группами портретов столь незначительно, что правильнее рассматривать эти портреты как произведения одного направления. [назад] 20. Ко времени Траяна относится только голова, а самый бюст, охватывающий плечи, задрапированный в пышные складки плаща, датируется второй половиной II в. н.э. Он был довольно удачно соединен с головой уже в новое время. [назад]
|