Античная традиция о Дримаке
Международная конференция, посвященная изучению проблем античности. Ленинград, 9—14 апреля 1964 г.
с.85 Среди немногочисленных известий о выступлениях греческих рабов рассказ сицилийца Нимфодора о восстании Дримака на Хиосе, приведенный в шестой книге Афинея (Athen., VI, 88—
Итак, единственный источник, сообщающий о восстании хиосских рабов под руководством Дримака, не слишком надежен. В литературе восстание Дримака особого интереса у исследователей не вызвало. В специальной статье о Дримаке в RE помещен лишь пересказ сообщения Нимфодора. Автор статьи не делает попытки хотя бы приблизительно определить время восстания1. В статье Фюстеля де Куланжа о Хиосе указано на ненадежность сведений, приведенных Нимфодором, и на трудность в определении времени восстания2.
Простой пересказ Нимфодора, без какой бы то ни было попытки критически осмыслить этот сомнительный источник, содержится также в известной работе Уэстермана о рабстве3. Вопросом о времени выступления Дримака Уэстерман также специально не занимается. Но само восстание хиосских рабов он рассматривает в разделе «Восточный бассейн от Александра до Августа» в непосредственной связи с движениями на Делосе и в Аттике. Трудности в определении времени восстания отмечает и
Большая работа по изучению отрывков из сочинений Нимфодора была проделана Лакером5 и вслед за ним Якоби6. По мнению Лакера, в сообщении Нимфодора объединены два различных по времени предания о выступлениях рабов, связанных с одной и той же могилой-святилищем. Одно предание — о Дримаке, другое — о безымянном «Благосклонном герое» (Ἥρως Εὐμενής). Разновременность этих напластований подтверждается, в частности, тем, что в одном случае вождь восставших уподобляется царю (ἀφηγεῖσθαι ὡς ἂν βασιλέα στρατεύματος —
Исследование текста, проделанное Лакером, сдвинуло с мертвой точки изучение этого сложного и противоречивого источника. Однако Лакера по существу не интересует, какие реальные события могли послужить основой для этих хиосских преданий. Оставляет в стороне этот вопрос и Якоби, подробно комментировавший текст Нимфодора. Якоби, как и Лакер, рассматривает отрывки из сочинений сицилийского автора прежде всего как литературное произведение7.
Повествование Нимфодора представляет собой такое тесное переплетение вымысла и действительности, что отделить одно от другого чрезвычайно сложно. Но так как известия о рабах очень скудны, оставить в стороне даже такой ненадежный источник нельзя.
Какие же сведения, приведенные в интересующем нас отрывке, можно считать относительно достоверными? Нам представляется, что самое с.87 начало рассказа о Дримаке не вызывает особых сомнений. Рабы хиосцев часто8 убегают от своих хозяев в горы, укрываются там и, собравшись в большом числе, опустошают имения своих хозяев. Это известие представляется вполне реальным. Хиос славился в древности обилием рабов, с которыми их владельцы обращались очень сурово (см. Thuc., VIII, 40, 2). Организованное выступление рабов под руководством Дримака, кажется, можно также считать вполне реальным событием. Но подробности этого восстания ускользают. Трудно определить, что может быть отнесено к выступлению Дримака и что заимствовано Нимфодором из более ранней легенды.
Не менее сложно выяснить и время восстания. Правда, Нимфодор сообщает, что восстание произошло незадолго до его времени — μικρὸν δὲ πρὸ ἡμῶν. Но уже Фюстель де Куланж отмечал, что это утверждение Нимфодора вызывает сомнение. В самом деле, по словам самого Нимфодора, в его время уже существовал культ Дримака. Для становления культа, который, по сообщению Нимфодора, был распространен не только среди рабов, но и среди хозяев, необходимо значительное время, и следовательно, μικρὸν δὲ πρὸ ἡμῶν — это ошибка Нимфодора, Афинея или переписчика9.
Якоби также считает этот единственный «временной» ориентир неточным и предлагает дополнить, с полным на то основанием, — <οὐ> μικρόν10.
Положение осложняется еще и тем, что время жизни самого Нимфодора точно не установлено. До появления статьи Лакера Нимфодора считали писателем
По мнению самого Якоби, вся совокупность данных свидетельствует о том, что Нимфодор из Сиракуз — писатель эллинистического времени11. Более точно время его жизни установить нельзя12. Для определения даты восстания Дримака мы располагаем, следовательно, такими данными: автор рассказа жил, по всей вероятности, не раньше конца
В литературе, как уже говорилось, не существует единого мнения о том, к какому времени следует относить выступление хиосских рабов. Встречаются самые разнообразные датировки от VI до
с.88 Посмотрим, в какой мере можно согласиться хотя бы с одной из предложенных дат. Обратимся прежде всего к позднейшей из них —
Сравним отрывок из «Описания Азии» с известным рассказом о сицилийском восстании Диодора, заимствованным у Посидония. Первый этап движения на Хиосе и в Сицилии — это неорганизованные побеги и грабежи. Взрывчатым материалом в сицилийском восстании (Diod., XXXIV—
Примечательно, что у Нимфодора речь идет также о рабах, связанных с земледелием. Рабы, сбежавшие от своих хозяев, собравшись в большом числе, грабят поместья (ἀγροικίαι). Дримак запрещал после заключения договора грабить поля (συλᾶν ἀγρόν). Во время празднеств он получал с полей вино, жертвенных животных — сколько ему могли доставить владельцы (ἐκ τῶν ἀγρῶν οἶνον κτλ). Во всем отрывке нет даже намека на города, на особенности городской жизни. Массы восставших на Хиосе составляют рабы, занятые сельскохозяйственным трудом.
Само восстание и в том и в другом случае начинается с появления организатора, которому восставшие подчиняются, как царю. У Диодора Евн, готовивший восстание сицилийских рабов, был избран царем — «не за его храбрость или военные таланты, но исключительно за его шарлатанство, а также потому, что он являлся зачинщиком восстания». У Нимфодора Дримак (как «сочиняют» — μυθολογοῦσιν — хиосцы) — «храбрый человек, которому в военных делах покровительствовало счастье, предводительствовал беглыми хиосскими рабами, как царь своим войском». Отметим, что, называя вождя восставших царем, Диодор и Нимфодор упоминают одни и те же качества: храбрость и военный талант. Диодор отказывает в них Евну, а Нимфодор, возможно, ставит их под сомнение. Слова μυθολογοῦσιν αὐτοὶ οἱ Χῖοι свидетельствуют о том, что Нимфодор относится к рассказам хиосцев с недоверием16.
Итак, первые шаги хиосских рабов — неорганизованный грабеж и затем — выступление под властью предводителя, который руководит с.89 восставшими как царь, — напоминают начальный этап сицилийского восстания.
Отмечая характерные особенности сицилийского восстания, Диодор сообщает, что рабы проявили заботу о будущем — «не сжигали мелких вилл, не уничтожали в них ни имущества, ни запасов плодов и не трогали тех, кто продолжал заниматься земледелием». Нечто подобное проглядывает и в рассказе Нимфодора: хиосские рабы по приказу Дримака также воздерживались «грабить поля и причинять какой-нибудь другой вред».
«Сицилийские» черты можно уловить и в наиболее сомнительной части повествования Нимфодора — о договоре между восставшими рабами и их хозяевами и о святилище «Благосклонного героя». По договору Дримак оставлял у себя только тех рабов, которые бежали от невыносимых условий; рабов, жалобы которых Дримак признавал недействительными, он отсылал обратно к господам. После смерти Дримака в его святилище хиосские рабы приносили жертвы из того, что им удалось захватить у господ; господа одаривали святилище, когда Дримак предупреждал их во сне о замыслах рабов.
В Сицилии, по сообщению Диодора (Diod., XI, 89), существовало место древнего культа братьев Паликов, сыновей сицилийского божества Адрана. На этом священном участке скрывались рабы, бежавшие от неразумия господ. Отсюда их нельзя было уводить силой и они оставались здесь безнаказанными до тех пор, пока господа не вступали с ними в переговоры, и, принеся им клятвы в соблюдении условий, о которых они договорились, не примирялись с ними. Соблюдение этих клятв гарантировал страх перед богами. Месту культа братьев Паликов, как и святилищу Дримака приписывалась, таким образом, важная роль в регулировании отношений рабов и их хозяев.
В описании двух событий можно отметить, следовательно, некоторые черты сходства. Есть, стало быть, известная логика в том, чтобы рассматривать выступление хиосских рабов в связи с крупнейшим рабским восстанием
Нам представляется, что путь к объяснению черт сходства должен быть иным. Не восстание Дримака следует относить к
У ранних авторов — классического периода — как уже говорилось, не замечается особого интереса к рабам. Вспомним Фукидида. У него движения рабов описаны очень бегло. Фукидид не стремится привлечь к ним внимание читателей. Он упоминает о выступлениях рабов мимоходом, в самых крайних случаях (Thuc., VIII, 40, 2; VII, 27, 5; VII, 75, 5).
Как ни фрагментарны источники эллинистического периода, общее впечатление все же сводится к тому, что именно
Нимфодор из Сиракуз мог быть не только современником, но и очевидцем выступления сицилийских рабов. В этом случае его интерес к движению и личности Дримака особенно понятен. Есть основания полагать, что Нимфодор, составивший «Описание Азии», лично побывал на Хиосе. По-видимому, он сам слышал рассказы хиосцев и осматривал святилище «Благосклонного героя». Хиос, широко известный многочисленностью своих рабов и жестокой их эксплуатацией, должен был привлечь внимание жителя Сицилии. В его родной стране «рабский вопрос» был таким же больным, как и на Хиосе.
Обстановка, которую Нимфодор застал на Хиосе, могла живо напомнить ему о Сицилии и о недавно пережитых волнениях: обилие сельскохозяйственных рабов, которые на Хиосе, как и в Сицилии, представляли собой готовый материал для восстания; частые побеги рабов и грабежи, которым они подвергали поместья окрестных землевладельцев; наконец, постоянная угроза восстаний рабов. О ней свидетельствует оракул, на который в рассказе Нимфодора ссылается Дримак: борьба хиосских рабов никогда не прекратится, так как она угодна божеству. Нимфодор наблюдал на Хиосе поклонение святилищу «Благосклонного героя», в котором приносили жертвы как беглые рабы, так и их хозяева. Он записал легенды, связанные с этой святыней хиосцев. Он собрал рассказы жителей Хиоса о восстании рабов под водительством Дримака, хотя и воспринял их не без сомнения (см. выше). Весь этот разношерстный и разновременный материал Нимфодор осмыслил и скомпоновал по-своему. Образцом ему послужило памятное для него восстание сицилийских рабов. Отсюда — стремление Нимфодора выделить и усилить те черты в рассказах хиосцев, которые ярче всего напоминают Сицилию. Может быть, сравнение Дримака с царем было продиктовано тем, что царем называл себя вождь сицилийского восстания. (Привкус ранних легенд, записанных Нимфодором, проступает в употреблении титула «стратег» в применении к тому же Дримаку.) Свой рассказ о культе Дримака Нимфодор, возможно, конструирует по аналогии с сицилийским образцом, выделяя черты, роднящие легенды о «Благосклонном герое» с культом Паликов.
Итак, повествование Нимфодора из Сиракуз — писателя, жившего, как можно предположить, во
Но вернемся к вопросу о том, как же все-таки следует датировать восстание Дримака, послужившее основой для рассказа Нимфодора. Судя по фантастическим наслоениям, оно должно отстоять от времени жизни писателя не меньше, чем на два-три столетия. Может быть, следует согласиться с Бюрхнером, по мнению которого восстание следует отнести к
Некоторую помощь при определении времени восстания хиосских рабов могут оказать сведения, приведенные Фукидидом (см. Thuc., VIII, 24, 3). По его словам, страна хиосцев не испытывала никаких невзгод от с.91 Персидских войн до осады Хиоса во время Пелопоннесской войны. Трудно представить себе, чтобы Фукидид при всем его невнимании к движениям рабов мог бы так легко опустить столь серьезное для Хиоса потрясение. Трудно также согласиться с такой датой восстания, как 412 г. до н. э.20 Побеги рабов, пусть даже массовые, в лагерь афинян нельзя связать с активной борьбой рабов. Время Фукидида было еще временем пассивного сопротивления. Бегство рабов 412 г. до н. э. скорее напоминает аналогичные события Декелейской войны.
С нашей точки зрения, наиболее подходящий период для организованного выступления хиосских рабов — это IV (может быть III) в. до н. э. Именно в IV—
Рассказ этот интересен не только тем, что он сообщает об организованном выступлении рабов. Главная его ценность в том, что он свидетельствует о непрерывных волнениях и побегах хиосских рабов, подвергавшихся жестокой эксплуатации на полях хиосских землевладельцев, о постоянной угрозе восстаний рабов, державшей хиосских рабовладельцев в напряжении и страхе. Этот страх и породил легенду о добром и храбром рабе, установившем на Хиосе мир и порядок21.
ПРИМЕЧАНИЯ