Перевод с последнего французского издания Н. И. Лихаревой
(постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную по главам)
с.452
Правосудие.
1. Право частной мести.
В первобытной Греции преследование за убийство ложилось не на общественную власть, а на родственников жертвы, и осуществлялось не судом, а посредством оружия. Одним словом, война одной семьи против другой представляла единственный способ пресечения преступлений.
Легко представить себе происходившие вследствие этого беспорядки. Поэтому уже с ранних времен почувствовалась необходимость заменить указанный обычай другим, менее варварским. Таким средством явился выкуп, т. е. особая сделка, по которой виновный выплачивал протори и убытки, чем обеспечивал себе жизнь и имущество. Очень возможно, что этот обычай постепенно переходил в право и что договоры подобного рода первоначально обусловливались соглашением сторон, а потом уже сделались обязательными. В гомеровскую эпоху этот обычай достигает уже полного развития. Одна из с.453 изображенных на щите Ахилла сцен описывается поэтом таким образом:
«Множество граждан толпятся на месте народных собраний. Тяжба пред ними решается. Двое там спорят о пене За умерщвленного мужа. Один пред народом клянется В том, что весь долг уплатил, а другой — что не видел уплаты. Оба они пожелали окончить свой спор пред судьею. Граждане подняли крик, защищая того иль другого. Их успокоить пытаются вестники. В круге священном Старцы сидят, разместившись на гладко обтесанных камнях. Посохи в руки берут у глашатаев звонкоголосых И, опирясь на них, чередой возглашают решенье». (Илиада, XVIII, 497 и сл. Пер. Минского). |
В другом месте Аякс говорит так:
«Даже тот, чьего брата убили, Чье умертвили дитя, искупительный дар принимает. Выкуп большой заплатив, остается убийца в народе, А принимающей выкуп смиряется гордой душою». (Там же, IX, 632 и сл.). |
Сумма, которую должен был выплатить виновный, называлась ποινή или τιμή. Она могла взыскиваться не только при убийстве, но и при всяком другом преступлении. Размер ее, конечно, менялся в зависимости от свойства вины, которую надо было загладить, и, может быть, от общественного положения потерпевшего лица. Если при определении размера штрафа или при выплате его происходили какие-нибудь недоразумения, то обращались к решению суда. Так по крайней мере обстояло дело в гомеровскую эпоху, а раньше, по всей вероятности, прибегали к помощи оружия.
С течением времени эта система исчезла, но в греческом праве она оставила однако очень заметные следы. Один закон Дракона, никогда не выходивший из употребления в Афинах, устанавливал следующий принцип: семье принадлежало право преследовать убийцу за неумышленное убийство одного из ее членов. Родственники, на с.454 которых возлагалась эта обязанность, «распределялись в известном порядке, напоминавшем порядок наследования. Сначала шли родственники первой и второй степени родства, т. е. отец, братья, сыновья; затем следовали двоюродные братья и их потомство; наконец, за неимением этих последних, дети лиц, избираемых во фратрии убитого». (Dareste). Из различных текстов того времени явствует, что эти лица могли входить в соглашение с виновным и требовать от него вместо крови известную сумму денег. «Как только», говорит Демосфен, «изъявляется согласие на прощение, действия потерпевшей стороны прекращаются. Это правило настолько распространено, что после осуждения за неумышленное убийство, если потерпевшая сторона помирилась с убийцей и простила его, она уже не имеет права требовать его изгнания. Более того: если жертва перед смертью прощает своего убийцу, то родственникам, оставшимся в живых, не разрешается преследовать его». (Против Пантенета, 58—
2. Аристократический характер суда.
Первые греческие суды имели аристократический характер. Вся судебная власть находилась в руках у царей; это преимущество, как и свою правительственную власть, цари получили от богов. Правом судить пользовались также богатые и благородные люди, преимущественно наиболее пожилые из них. Они заседали обыкновенно на общественных площадях, а толпа стояла вокруг них и, не стесняясь, громко высказывала свои чувства. Законы тогда не были еще писанными. Существовали только с.455 обычаи, передававшиеся изустно и державшиеся высшим классом в секрете. Поэтому низший класс находил такой суд иногда мало справедливым. Гезиод часто жалуется на этих «пожирателей подарков», которые допускают подкуп и постановляют несправедливые приговоры. Он утверждает, что такие судьи приносят зло не только тяжущимся, но и всему государству. Он угрожает им гневом богов и старается доказать, что они сами заинтересованы в хорошем судопроизводстве. Эти старания являются верным доказательством, что учреждения того времени не предоставляли людям его положения никакой гарантии против судей.
Составление и обнародование во всеобщее сведение законов было, таким образом, большим шагом вперед. Невозможно установить с точностью время, когда произошла эта реформа. Мы знаем только имена некоторых из законодателей, взявших на себя эту задачу: Дракон и Солон в Афинах (VII и VI века), Питтак в Митилене (VI век), Залевк в Локрах (VII век), Харонд в Катане (VII век). Когда законы, которыми пользовались судьи какого-нибудь города, становились известными обывателям последнего, они менее зависели от судебного произвола. Но если в демократических государствах вводились кроме того суды присяжных из народа, то в аристократических монополия правосудия продолжала находиться в руках небольшого числа должностных лиц. Таким образом, в Спарте гражданские процессы разбирались царями или эфорами, а уголовные — Советом.
3. Суды присяжных.
Греки додумались до мысли, что лучший способ обеспечить себе хороший суд — быть самим своими судьями. Отсюда вытекало основание суда присяжных. В Афинах это учреждение относится ко временам Солона. Ясно, что значение его не было сначала так велико, как впоследствии. Область ведения присяжных, или, как их тогда с.456 называли, гелиастов, была вначале очень ограничена, но мало-помалу она расширилась, в особенности в течение V века, а успехи, которых этот суд достиг в следующем веке, дали ему возможность закончить сосредоточение в своих руках всех гражданских дел и почти всех уголовных.
Чтобы быть присяжным, надо было достигнуть 30-летнего возраста и пользоваться всеми гражданскими и политическими правами. Достаточно было явиться к надлежащему должностному лицу, которое вносило в список присяжных. Несостоятельные люди долго воздерживались от несения обязанностей гелиаста, потому что они были очень трудны, а многие граждане должны были для поддержания своего существования иметь какую-нибудь работу. Благодаря Периклу эта обязанность сделалась доступной для всех, потому что он решил выдавать присяжным за каждое заседание от одного до двух оболов (6—
Общий список присяжных составлялся ежегодно. Он состоял из 6000 имен. По-видимому, вначале нередко бывали случаи подкупа. Для пресечения этого зла придумали очень остроумный и, по-видимому, действительный прием, который давал возможность держать втайне до самого открытия заседания состав присяжных, назначенных разбирать то или иное дело. Бесполезно было бы давать подробное описание его. Для ознакомления с ним достаточно ознакомиться с трактатом Аристотеля «Об афинском государственном устройстве», который, впрочем, к сожалению, подвергнулся искажению. Число присяжных изменялось сообразно с характером процесса. В гражданском процессе оно колебалось от 200 до 400 человек. В уголовных число их обыкновенно равнялось 500, но могло быть и больше. Греки были в самом деле убеждены, что большое количество судей с.457 являлось гарантией правосудия. Случаи исключительной важности в Афинах рассматривались судом 1000 гелиастов.
Председателем бывал обыкновенно один из архонтов, но правило это не было безусловным. Если вопрос шел о военных преступлениях, прениями руководил стратег; если разбирались проступки, причинявшие вред казне, эту роль выполнял чиновник финансового ведомства, и т. д.
4. Отсутствие общественной обвинительной власти.
Характерной чертой афинского правосудия было отсутствие общественной обвинительной власти. У афинян не было чиновника, на котором лежала бы обязанность преследовать от имени общества людей, совершивших преступления и проступки. Это право в принципе принадлежало потерпевшей стороне. Обокраденный не мог возложить, как у нас, на должностное лицо обязанность отыскивать вора, собирать улики в его виновности и обвинять его перед судом. Все это должна была делать потерпевшая сторона. В некоторых случаях это право становилось обязанностью, например, при убийстве: с одной стороны, очевидна была необходимость карать за подобные преступления; но, с другой стороны, один обычай очень древнего происхождения предоставлял родственникам убитого привилегию мести за смерть; поэтому закон обязывал этих последних воспользоваться своим правом под страхом привлечения в противном случае к ответственности.
В процессах, называвшихся γραφαί, право преследования признавалось не только за лицом, непосредственно потерпевшим от преступления, но и за любым гражданином. В такого рода процессах, думали тогда, было заинтересовано также все общество, и желательно было дать каждому возможность требовать наказания за совершенный поступок.
Этот обычай повлек за собой крупные злоупотребления. Доносы обратились в специальное ремесло с.458 некоторых лиц, называвшихся сикофантами. Против них принимался ряд мер, устанавливавших разные наказания. Так, например, если обвинитель не получал пятой части голосов судей, то на него налагался штраф в 1000 драхм (около 370 руб.), и он терял на будущее время право возбуждать подобные преследования. Но эта угроза часто бывала призрачной и мало устрашала сикофантов: они видели в своем ремесле способ привлечь к себе внимание, удовлетворить своей мести, а также получить материальную выгоду: деньги добывались путем шантажа или в силу предоставленного обвинителям права требовать себе часть штрафа, налагавшегося на их жертву.
5. Сикофанты.
Сикофант (обращаясь к Хремилу и Кариону). — Эй вы, презренные, я уверен, что мои деньги — у вас.
Хремил. — О Деметра! это сикофант! вот так беда!
Карион. — Он, наверно, голоден.
Сикофант. — Ты сейчас же пойдешь со мной на агору и, когда тебя станут пытать на колесе, ты сознаешься в своих мошенничествах.
Карион. — Ах, поди ты!
Добрый человек. — Клянусь Зевсом-спасителем, как возблагодарят все греки Аполлона, если он уничтожит этих гнусных сикофантов!
Сикофант. — Да ты смеешься надо мной! Ах, вот как! Так я донесу на тебя, как на соучастника. Откуда у тебя этот новый плащ? Вчера я видел на тебе совсем поношенный.
Добрый человек. — Я тебя не боюсь…
Сикофант. — Нахалы! Но вы, мои насмешники, не сказали мне, что вы тут делаете; вероятно, ничего хорошего.
Хремил. — Разумеется, для тебя — ничего хорошего, будь уверен в этом.
Сикофант. — Клянусь Зевсом, будете вы обедать на мой счет.
с.459 Хремил. — Чтоб ты сдох со своим свидетелем, клеветник!
Сикофант. — А, так вы не сознаетесь; я бьюсь об заклад, что в этом доме много соленой рыбы и жареного мяса (нюхает воздух).
Хремил. — Чуешь ты что-нибудь, плут?
Добрый человек. — Вероятно, только холод: его плащ такой дырявый.
Сикофант. — О Зевс! Можно ли терпеть такие издевательства! О боги! как жестоко обращаются со мной, честным человеком и добрым гражданином!
Хремил. — Ты-то честный и добрый гражданин?
Сикофант. — Более, чем все другие.
Хремил. — Ладно! отвечай-ка на мои вопросы.
Сикофант. — О чем?
Хремил. — Ты земледелец?
Сикофант. — Я еще не сошел с ума.
Хремил. — Купец?
Сикофант. — При случае я себя называю купцом.
Хремил. — Знаешь ты какое-нибудь ремесло?
Сикофант. — Конечно, нет.
Хремил. — Чем же ты живешь, если ничего не де лаешь?
Сикофант. — Я наблюдаю за общественными и частными делами.
Хремил. — Ты? но на каком основании?
Сикофант. — Мне это нравится.
Хремил. — Ты, как вор, суешься туда, где не имеешь никаких прав. Все тебя презирают, а ты претендуешь на звание честного человека!
Сикофант. — Как, глупец, я не имею права посвятить себя всецело служению родине?
Хремил. — Разве отечеству служат низкими происками?
Сикофант. — Служат, поддерживая установленные законы и не позволяя никому нарушать их.
Хремил. — Это дело судов, они поставлены для этого.
Сикофант. — А кто обвиняет пред судом?
с.460 Хремил. — Кто хочет.
Сикофант. — Ага! вот я и есть обвинитель! потому-то все общественные дела и подлежат моему ведению. (Аристофан. Плутос).
6. Пытка.
Для восстановления на суде истины греки применяли те же приемы, что и мы; но, кроме того, они прибегали к пытке.
Пытке никогда не подвергали свободного человека; она предназначалась только для рабов. «Рабов нельзя было вызывать в качестве свидетелей, особенно против их господ; но их принуждали говорить под пыткой, которая, несомненно, была не слишком жестокой, тем более, что господин имел право требовать вознаграждения за протори и убытки в том случае, если раб был возвращен ему в плохом состоянии. Это была формальность, вытекающая из самого положения раба, который мог опасаться мщения своего господина, если бы показания его делались им не по принуждению. Рабы, кроме того, всегда могли кое-что порассказать, потому что многое делалось на их глазах, и при расследовании преступления трудно было отказаться от такого драгоценного материала. Это до некоторой степени объясняет, почему афиняне придавали такое большое значение приему, который был совершенно противен здравому смыслу. (Dareste. Plaidoyers civils de Demosthène, стр. XVI—
Антифон1 говорит, что свободный человек дает показания под присягой, а раб — под пыткой, «которая неизбежно вырывает у него истину». (О смерти одного хоревта, 25). Исократ2 заканчивает одну речь следующими обращенными к судьям словами: «Я всегда замечал, что вы признаете пытку самым верным и надежным средством и думаете, что если свидетели могут сговориться давать ложные показания, то пытка с.461 выведет истину на свет». (Трапезитика, 54). Исей3 высказывается так же: «Пытка, в ваших глазах, есть самый точный прием следствия. Если рабы и свободные люди присутствовали при событии, в котором надо осветить какую-нибудь темную сторону, вы не доверяете показаниям свободных людей, но предаете пытке рабов. Этим средством вы хотите узнать истину. И вы правы: вы говорите себе, что видели, как многие (свободные) свидетели давали ложные показания, между тем среди рабов, отданных под пытку, не нашлось таких, у которых она не вырвала бы истины». (О наследстве Кирона, 12).
Аристофан в своей пьесе «Лягушки» (614—
«Ксантий. — Чтоб мне умереть, если я украл у тебя хоть булавку! Бери этого раба, пытай его, и если у тебя будут доказательства моей виновности, добивайся моей гибели.
Эак. — А как его пытать?
Ксантий. — Всеми способами! Ты можешь привязать его к кобылке, вешать его, мучить ударами, сдирать с него кожу, вывертывать ему члены, лить в нос уксус, наваливать на него кирпичи и делать все, что тебе угодно».
Демосфен упоминает еще и о колесовании.
7. Логографы.
Ссоры между греками были обычным явлением, и процессы в Афинах возникали очень часто. В Греции не было человека, который мог бы питать уверенность, что ему рано или поздно не придется предстать перед судом. Что же следовало предпринять, если противником человека, привлеченного к суду, было лицо, хорошо владеющее словом?
До мысли создать особое сословие адвокатов в Греции не додумались. Самое большее, если ответчику разрешалось приглашать в суд себе на помощь близкого родственника с.462 или друга. Все умы были проникнуты мыслью, что гражданин должен самостоятельно удовлетворять всем обязательствам, налагаемым гражданской жизнью, и греки не могли бы понять, каким образом постороннему человеку можно было поручить защиту перед судом своего имущества или жизни. Тем не менее, когда человек не доверял собственным силам, он обращался к какому-нибудь известному оратору, или, как тогда говорили, логографу, с просьбой составить для него защитительную речь. Первый занявшийся этим ремеслом был Антифон, живший во второй половине V века. Его примеру последовало множество подражателей, и с тех пор не было знаменитых ораторов, за исключением, может быть, Эсхина и Ликурга, которые не имели бы такой работы на клиентов.
Это значительно упрощало задачу человека, являющегося перед судом. Тем не менее ему также приходилось приложить свой труд. Речь, которую на основании имеющихся в процессе данных написал по его просьбе для него логограф, тяжущийся должен был произнести перед судьями лично; читал ли он ее или произносил на память — нам неизвестно. Но всегда ответчик должен был являться сам на суд и лично произносить речь, а не держаться в стороне, как в наше время. Если ему приходилось иметь дело с таким же неопытным лицом, как он сам, беда была не велика. Но положение его было совершенно иным, если противником оказывался человек красноречивый от природы и в тонкости познавший тайны риторики, тем более, что это искусство производило обаятельное влияние на судей.
(По Perrot. L’Éloquence politique et judiciaire à Athènes, т. I, стр. 254 и сл.).
8. Клятва гелиастов.
«Я буду голосовать согласно законам и постановлениям афинского народа и Совета 500. Когда закон не будет давать указаний, я поступлю согласно с моей с.463 совестью, без пристрастия и ненависти. Я буду подавать голос только относительно тех дел, которые составят предмет преследования. Я буду выслушивать истца и ответчика с одинаковым чувством благосклонности.
Клянусь в этом Аполлоном, Зевсом и Деметрой. Если я сдержу свое слово, да будет мне благо; если я нарушу его, да погибну со всем моим родом!»
(Gilbert. Handbuch der griechischen Staatsalterthümer, т. I, стр. 373).
9. Афинский присяжный по изображению Аристофана4.
Каждый гражданин, достигший тридцатилетнего возраста, имел право быть судьей. Он мог по произволу оправдать одного из подсудимых и обвинить другого; тронуться мольбами того из них, у которого есть красивая дочь, радующая своим видом старого судью; обратить внимание на иного, потому что он насмешил его или продекламировал ему несколько прекрасных стихов; снисходительно отнестись к такому, который, вернувшись с агоры, сыграет ему прекрасную арию на флейте. Вот какие мотивы имеют для присяжного решающее значение. Чтобы убедить его, надо найти дорогу к его сердцу. Поэтому самые высокомерные люди становятся смиренными перед ним. Присяжный при входе в суд видит, что к нему направляются наиболее именитые лица, ласково протягивающие ему руку, которая расхищала общественную казну, и низко кланяются ему. Затем он садится на свое место и до вечера принимает важный вид, наслаждается лестными речами, мольбами и обещаниями людей, привлеченных к суду, и знает, что день его не пропал даром, так как государство позаботилось о нем, назначив ему три обола (около 18 коп.) в день. В тех важных делах, которые Народное Собрание и Совет отправляют на рассмотрение с.464 присяжных, перед решеткой суда появляются первые лица в государстве. Клеоним рассыпается перед судьей в уверениях преданности, а Клеон отгоняет от него надоедающих ему мух. «Ах», восклицает судья Филоклеон, «разве мне принадлежит не такая власть, как Зевсу? ведь я слышу, что обо мне говорят так же, как о Зевсе». Когда судьи шумят, прохожие говорят: «Великие боги, какой гром производит этот суд!».
По изображению Аристофана, Филоклеон, этот тип афинского судьи, ни добр, ни зол, но он глуп, сумасброден, эгоист, не имеет понятия о добре и зле и видит в исполнении своих обязанностей средство удовлетворить своим страстям или предрассудкам. Попробуйте-ка доверить суду из 500 или 600 судей честь и жизнь граждан; поручите-ка им разрешение запутанных вопросов, где необходимо знание права или где дело связано с судьбою государства; даже больше того: приведите-ка на этот суд из афинских граждан их подданных или союзников, с которыми они склонны обращаться, как с существами низшими или врагами, и которые пожалуются на вымогательства, совершенные по отношению к ним каким-нибудь афинским чиновником, — какого правосудия можете вы ожидать? Даже в том случае, когда присяжные добросовестны и проникнуты стремлением судить правильно, они, вследствие своего невежества и предрассудков, постановили бы произвольный приговор. Если же они недобросовестны, то трудно предвидеть, до какой степени дойдет их глупость, побуждаемая скупостью. Филоклеон судит вкривь и вкось, взламывает печать на завещании, наперед подает свой голос с обвинением, не выслушав даже дела и руководясь только своим капризом и личными интересами.
(Couat. Aristophane, стр. 73).
10. Афинский присяжный по описанию ораторов.
Дошедшие до нас речи ораторов дают возможность догадаться, что афинский присяжный был человек с.465 посредственной честности, с ограниченными умом и мало знакомый с законами. Он был чувствителен к красноречию, желал судить по совести, но отличался большой страстностью, чересчур проникался личными интересами, был очень склонен руководиться посторонними для дела соображениями, покровительствовал тем, кто льстил его предрассудкам или кто разделял его мнение.
Самым действительным средством выиграть процесс было не доказывать свое право, а расписать себя перед присяжными прекрасным гражданином, с большой готовностью уплачивавшим подати, исполнявшим военную службу и приносившим тяжелые жертвы на пользу республики.
Всякая защитительная речь подразделялась обычно на две части. Первая посвящалась обсуждению дела; во второй обвиняемый восхвалял свои гражданские добродетели и старался умалить достоинство противника, радуясь, если можно было с некоторой вероятностью приписать ему аристократические стремления, а себя выставить ревностным демократом.
Однажды перед афинским судом предстал по обвинению в убийстве уроженец Митилены. Обвинитель не упустил случая сослаться на то, что отец обвиняемого принял участие в восстании Митилены против Афин. Обвиняемый счел себя обязанным ответить следующим образом: «До этого восстания мой отец всем своим поведением доказал свое расположение к вам. Но когда весь город, к сожалению, отложился от вас, то он был принужден принять участие в общей ошибке. Хотя он всегда придерживался прежних своих взглядов, но не мог на деле проявить их, так как не имел возможности покинуть свою страну, где его удерживали дети и имущество; с другой стороны, он не мог бороться один против общего решения. Когда вы наказали вожаков, а другим разрешили остаться в стране, мой отец, которого вы не подвергали наказанию, вел себя совершенно безупречно. Он исполнял все свои обязанности, подчинялся всем повинностям, с.466 которые налагались на него Митиленой и Афинами». (Антифон. Об убийстве Герода, 76—
На одном процессе о наследовании оратор Исей говорит следующее: «Надо изучить обе стороны. Фрасипп, отец Гагнона и Гагнофея, чрезвычайно усердно платит налоги и несет повинности (литургии). Его сыновья покидали Аттику только в том случае, когда шли на войну. Они не были бесполезны для государства, а служили в войске, платили налоги, исполняли все требования и, как всем известно, были образцовыми гражданами; следовательно, они имеют больше оснований, чем Хариад, требовать наследства Никострата. В самом деле, когда Хариад жил здесь, он попал за воровство в тюрьму и был выпущен из нее только по вине некоторых должностных лиц, которых вы присудили впоследствии к смерти. Затем он был замешан еще в другом деле, а потому выехал за границу. Он жил там 16 лет и вернулся только после смерти Никострата. Он не участвовал ни в одном вашем походе, не вносил никаких налогов, не выполнял никаких литургий, а стремится завладеть имуществом других». (Исей. О наследстве Никострата, 27—
11. Заседание присяжных (гелиастов).
Представим себе, что разбирается судебное дело по иску Демосфена, вчиненному им своему опекуну Афобу.
Гелиасты входят в суд и занимают свои места на деревянных скамьях. При входе каждый из них получает свинцовый жетон, который обменивается им при выходе на 3 обола (18 копеек). Это — вознаграждение за его присутствие на суде. Место председателя занимает архонт-эпоним. Он садится на высокое седалище, а около него располагается его секретарь. На мраморном столе ставится урна (κάδισκος) для собирания голосов и особого вида ваза (ἐχῖνος), в которой помещаются запечатанные документы, относящиеся к делу. Заседание ведется с.467 публично, и судьи отделяются от присутствующие деревянной перегородкой.
После краткой молитвы секретарь вызывает обе стороны: Демосфена — истца, и ответчика — Афоба. Они отзываются на свои имена. Затем секретарь читает текст жалобы, составленной таким образом: «Демосфен, сын Демосфена, из пэанийского дема, против Афоба, сына N, из дема N. Опека. Оценка: 10 талантов (около
Гелиасты сейчас же встают и начинают обмениваться впечатлениями. Каждый сообщает свое мнение соседу, и большинство громко высказывается за Демосфена. Но вот на эстраде появляется Афоб. Архонт требует молчания и едва может водворить его: в такой мере присяжные склонны к болтовне.
Афоб выучил на память превосходную речь, составленную ему одним видным логографом. Произнесение этой речи отличается как искусством, так и уверенностью. Его поддерживают криками многочисленные друзья, рассеянные в публике и образующие настоящую клаку. В конце концов он не довольствуется с.468 чтением свидетельских показаний. Для большого эффекта он просит свидетелей стать около него и предлагает им вопросы. Но все это не ведет ни к чему. Гелиасты своим ропотом, вопросами, знаками нетерпения показывают, что его доказательства не трогают их. Некоторые требуют даже, чтобы его лишили слова. Тем не менее он пользуется своим правом до конца и хочет удержать его и дальше. Но, как только вода из клепсидр вытекает, архонт прерывает его. Затем идут прения, пока председатель не объявляет об окончании их.
Среди шумных разговоров присяжные направляются к эстраде, и каждый из них бросает в урну белый камешек, если подает в пользу Демосфена, или черный, если считает его виновным. Когда голосование оканчивается, урну опрокидывают на мраморный стол; председатель подсчитывает голоса и объявляет о результате, благоприятном для Демосфена. Теперь дело идет об определении суммы, какую Афоб должен вернуть Демосфену. Демосфен предъявляет иск на десять талантов. Тот предлагает гораздо меньше, — быть может, один талант. Происходит другое голосование, также с помощью белых и черных камешков, смотря по тому, принимается ли сумма истца или ответчика, и при счете голосов обнаруживается, что Афоб приговорен к возвращению десяти талантов. Этот приговор безапелляционный. Отныне для Демосфена трудность будет заключаться во взыскании этой суммы. Общественные власти не придут к нему на помощь. Он может рассчитывать только на самого себя, и, быть может, единственным средством для него явится насильственный захват имущества Афоба.
12. Захват имущества.
Суд приговорил одного афинянина к уплате известной суммы некоему Теофему, который путем захвата овладел имуществом своего должника.
«Теофем приходит», рассказывает истец, «захватывает стадо моих тонкорунных баранов из 50 голов с.469 а также пастуха и все, что относится к пастушескому делу. Затем он захватывает домашнего раба, несшего серебряный кувшин большой ценности, который на время был дан мне его собственником. Но это показалось Теофему недостаточным: он явился на мою землю (я пашу около гипподрома и живу здесь с детства). Прежде всего он сделал попытку завладеть моими рабами, но те ускользнули от него и разбежались в разные стороны. Тогда он направился к дому и разломал дверь в сад. Эверг, здесь присутствующей, брат Теофема, и его зять Мнесибул, с которыми у меня не было никакого судебного дела и которые не имели никакого права на мою собственность, проникли в помещение, где была моя жена и дети, и овладели всей остававшейся еще в моем доме мебелью.
Они, конечно, рассчитывали получить больше и захватить всю меблировку моего дома, которая раньше была гораздо богаче, но вследствие разных повинностей, налогов и расходов, произведенных из желания служить вам, часть этих вещей была заложена, а другая продана. То, что еще оставалось, было ими унесено. Но это не все. Моя жена занималась едой во дворе вместе с моими детьми и со старой кормилицей — добрым и преданным человеком, освобожденным моим отцом. Получив отпущение на волю, она поселилась со своим мужем; когда же овдовела и состарилась, то, не имея никого, кто бы содержал ее, она возвратилась ко мне. Я, разумеется, не мог оставить в нужде ту, которая была моей кормилицей, и забыть, как она заботилась обо мне в детстве. Кроме того, в это время я должен был пуститься в море в качестве триерарха. Таким образом, в доме оставался надежный человек при моей жене, которая была этим очень довольна. Итак, обе они обедали во дворе, когда внезапно врываются эти люди, схватывают их и овладевают домашней утварью. Другие служанки, находившиеся в верхнем этаже, где они живут, услыхав шум, заперли свои комнаты. Эверг и Мнесибул не проникли поэтому туда, но вынесли мебель, составлявшую с.470 убранство остальной части дома. Жена моя запрещала им трогать эти вещи, говоря, что они принадлежат ей и составляют по оценке часть ее приданого… Она говорила им также, что деньги, предназначенные для выплаты им, находятся в банке, но это не остановило их. Более того, кормилица моя держала в руках маленькую чашку, из которой она пила. Видя, как эти люди ворвались в дом, она спрятала эту чашку себе за одежду, чтобы они не могли взять ее. Теофем и его брат Эверг заметили это, вырвали у нее чашку, притом сделали это так грубо, что руки и пальцы ее были все окровавлены. Чтобы отнять у нее эту вещицу, они вывертывали старухе руки и повалили ее на землю. На шее ее были следы того, как ее душили, а на груди кровоподтеки. Они пришли в такую ярость, что, пока не отняли эту чашку, душили старуху за горло и беспощадно ее били. Слуги соседей слышали крики и видели разгром моего дома. Одни влезли на крыши, чтобы позвать на помощь прохожих; другие выбежали на дорогу с другой стороны дома и, увидя проходящего мимо Гагнофила, уговорили его пойти туда. Гагнофил пришел по приглашению слуги моего соседа Антемиона. Он не вошел в дом, не считая себя в праве сделать это в отсутствие хозяина, но с земли Антемиона, на которой он стоял, он видел, как выносились мои вещи, и заметил Эверга и Теофема, когда они выходили из моего дома. Но они взяли не только мои вещи, а увели и сына моего, приняв его за раба, пока один из моих соседей, Гермоген, встретивший их, не сказал им, что это мой сын».
(Демосфен. Речь против Эверга и Мнесибула, стр. 52—
13. Наказание за убийство.
Убийство рассматривалось афинянами с трех различных точек зрения. Во-первых, оно наносило ущерб интересам семьи покойного. Потому-то преследование за него возлагалось на родственников жертвы. Во-вторых, с.471 оно причиняло вред всему обществу, отымая от него одного из членов. Наконец, оно было прямым оскорблением божества: боги, творя человека, назначали ему определенную продолжительность жизни, поэтому обрывать его жизнь значило идти против их воли.
Суд над такими преступлениями, вследствие подобных взглядов, приобретал совершенно особый характер. Убийства с заранее обдуманным намерением разбирались Ареопагом. В Афинах это был самый священный суд. Происхождение его терялось во тьме времен. Основательницей его, по верованию афинян, была сама Афина. В состав его входили бывшие архонты, но заседали в нем не все они, а только люди безукоризненной жизни. Заседания ареопага происходили на «Проклятом холме», — холме, посвященном подземным богам (ἀραῖος πάγος) и состоявшем под специальным покровительством Эринний, в ведении которых находилось гармоническое развитие как физического, так и духовного мира. Производство дела в Ареопаге шло иначе, чем в суде присяжных. Было запрещено обращаться к милосердию судей, пытаться увлечь их красноречием. Ораторы должны были ограничиваться ясным и сжатым изложением фактов.
Другие случаи убийства (неумышленное, при самозащите, разрешенной законом) рассматривались судом, имевшим очень древнее происхождение. Он назывался судом эфетов. В нем заседали 51 присяжный, избираемые, как говорил закон, «аристократическим образом». Судопроизводство шло тут так же, как и в Ареопаге. Около половины IV века все дела подобного рода отошли к гелиастам. Один Ареопаг продолжал сохранять свое древнее судопроизводство.
14. Разные виды наказаний.
1. Смертная казнь. — Чаще всего при смертной казни пользовались ядом (цикутой). В очень редких случаях бывало, что политических преступников побивали камнями. К преступникам низшего разряда, как с.472 рабы, разбойники, профессиональные воры, применялись виселицы, плети, палочные удары.
2. Изгнание. — Изгнание было вечное и соединялось с конфискацией имущества. Если осужденный не покидал страны или возвращался в нее обратно, он подвергался казни.
3. Атимия. — Она могла быть общей и частной. В первом случае она заключалась в лишении гражданина всех его гражданских и политических прав, даже имущества; во втором у него отымались только те или иные права.
4. Тюремное заключение. — Оно применялось почти исключительно с целью или помешать обвиняемому скрыться от суда, или принудить должника заплатить свой долг. В качестве наказания тюремное заключение употреблялось тогда значительно реже, чем в наше время.
5. Продажа в рабство. — Продаже в рабство могли быть подвергнуты: иностранец, женившийся путем обмана на афинянке; метэк, выдавший себя за гражданина; вольноотпущенник, совершивший важное преступление по отношению к своему патрону. Можно было также продать гражданина, выкупленного из плена и отказывавшегося возвратить своему освободителю сумму, которая была внесена за его выкуп.
6. Конфискация. — Это был вид наказания, которым злоупотребляли чаще, чем другими. Конфискованные имущества отбирались в пользу государства и являлись для государственной казны обильным источником доходов.
7. Штраф. — В тех случаях, когда закон предоставлял определение высоты штрафа судьям, он достигал очень больших размеров. Если штраф не выплачивался в течение определенного срока, то его взыскивали в двойном размере; более того: оштрафованного вносили в список государственных должников, а затем подвергали атимии и даже тюремному заключению впредь до внесения штрафа.
(По Thonissen. Le droit pénal de la Republique athénienne, кн. II, гл. I).
с.473
15. Смерть от цикуты.
Критон дал знак близ стоявшему мальчику. Мальчик вышел и через несколько времени возвратился, ведя за собою человека, долженствовавшего дать яд и державшего в руке чашу. Увидев его, Сократ сказал: «Хорошо, добрый человек; что же мне надобно делать? ты ведь знаток этого». — «Более ничего», отвечал он, «как выпить и ходить, пока не почувствуешь тяжести в ногах, потом лечь: так и будет действие». И тут же подал Сократу чашу. Сократ принял ее с видом чрезвычайно спокойным, без трепета, не изменившись ни в цвете, ни в лице…
Он в ту же минуту поднес чашу к устам и без всякого принуждения, весьма легко выпил ее… Сократ затем начал ходить и, почувствовав, что его ноги отяжелели, лег навзничь, — так приказал тот человек. Вскоре он же, давший яд, ощупывая Сократа, по временам наблюдал его ноги и голени и наконец, сильно подавивши ногу, спросил: «Чувствуешь ли?» — «Нет», отвечал Сократ. Вслед за этим ощупывал он бедра и, таким образом восходя выше, показывал нам, как Сократ постепенно холодеет и окостеневает. Сократ осязал и сам себя и промолвил, что, когда дойдет ему до сердца, он отойдет. Между тем все нижние части тела его уже охолодели; тогда, раскрывшись (ибо был покрыт), он сказал (это были последние слова его): «Критон! мы должны Асклепию петуха; не забудьте же отдать». — «Хорошо, сделаем», отвечал Критон; «но смотри, не прикажешь ли чего другого?» На эти слова уже не было ответа; только немного спустя он вздрогнул, и тот человек открыл его: уста и глаза остановились. Видя это, Критон закрыл их.
(Платон. Федон, 117—
16. Политические процессы.
В Афинах всякий человек, пользовавшейся хоть какой-нибудь долей политической власти, был ответствен за с.474 свои действия, и у него могли потребовать в них отчета пред судом. Этот принцип применялся не только к чиновникам, заведовавшим государственными финансами, к стратегам, руководившим какими-нибудь внешними военными предприятиями, или к архонтам, которые ведали правосудие. То же правило прилагалось к частным лицам, которые вносили какое-нибудь предложение народу или Совету. Всякое предложение закона должно было исходить от известного человека, который считался его единственным автором, даже когда это предложение было одобрено Советом Пятисот и принято народом.
Если впоследствии обнаруживалось, что в законе имеются недостатки формального свойства или что он противоречит общественным интересам, всякий имел право начать процесс против оратора, проводившего этот закон. В случае осуждения закон отвергался, а на оратора налагался штраф, иногда громадных размеров. Это именно называлось γραφὴ παρανόμων, или обвинение в незаконном действии, и давало повод к множеству политических процессов, переносивших в среду гелиастов борьбу и страсти Народного Собрания. Один человек, Аристофон Азенийский, как нам известно, 75 раз обвинялся по подобным поводам, но всегда бывал оправдан.
17. Процесс по поводу венка.
После Херонейской битвы (в августе 338 г. до Р. Х.) афиняне спешно ввели некоторые оборонительные меры, оказавшиеся бесполезными, так как был заключен мир. Однако, одна из принятых мер, а именно: восстановление афинских и пирейских городских стен, не была отменена и после заключения мира. Постановление это было принято в мае 337 года по предложению Демосфена, а с июня была назначена, согласно обычаю, комиссия из 10 граждан, на которую возлагалось административное руководство работами. Демосфен вошел в состав этой комиссии и должен был, как член ее, выполнить десятую часть предполагавшейся работы. Общественная казна предоставила в его распоряжение 10 талантов с.475 (около
В 336 году, когда работы были окончены, один из членов Совета, Ктесифон, друг Демосфена, внес предложение возложить на оратора в театре во время празднования Дионисий5 золотой венок. Это было обычной наградой за общественные заслуги. Но при сложившихся тогда обстоятельствах такой декрет как бы подразумевал одобрение всей политики Демосфена, враждебной Македонии. Поэтому, когда декрет прошел через Совет Пятисот и был представлен в Народное Собрание, Эсхин6 стал утверждать, что предложение это было незаконно по форме и по существу, и настаивал на γραφὴ παρανόμων.
Это происходило в 336 г., за несколько дней до смерти Филиппа. В течение 6 лет дело не разбиралось, и суд состоялся только в 330 году. Почему произошло такое запоздание? По-видимому, ни тяжущимся сторонам, ни судьям незачем было торопиться. Македония была всемогуща, и свободы слова не существовало. Обстоятельства сделались более благоприятны, когда Александр углубился в верхнюю Азию. Тогда дело было передано суду присяжных.
Эсхин, как обвинитель, говорил первым и произнес дошедшую до нас речь. После него несколько слов в свою защиту сказал Ктесифон, а затем выступил в качестве друга обвиняемого Демосфен. В действительности он защищал себя самого и свою политику. За оправдание Ктесифона высказалось большинство. Эсхин не собрал пятой части голосов и был приговорен к штрафу в 1000 драхм (около 370 руб.). Это была очень скромная сумма, и он мог легко заплатить ее; но самое поражение нанесло удар его роли политического оратора. Он сам подверг себя добровольному изгнанию и уехал сначала в Эфес, потом в Родос, наконец в Самос, где и умер.
(Dareste. Plaidoyers politiques de Démosthène. II, стр. 200—