Ахиев С. Н.

Clementia Caesaris: сущность, причины, цели.

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 11. Саратов, 2002. С. 71—80.

с.71 Одним из важ­ней­ших направ­ле­ний дея­тель­но­сти Цеза­ря в граж­дан­ской войне ста­ло про­веде­ние поли­ти­ки, полу­чив­шей в исто­рио­гра­фии назва­ние «cle­men­tia Cae­sa­ris». Ни один иссле­до­ва­тель, обра­тив­ший­ся к опи­са­нию меро­при­я­тий дик­та­то­ра, не обо­шел вни­ма­ни­ем уди­ви­тель­ную мяг­кость Цеза­ря по отно­ше­нию к побеж­ден­но­му про­тив­ни­ку. Как пра­ви­ло, кон­ста­ти­ру­ют­ся два момен­та:

1. Поли­ти­ка «мило­сер­дия» была неожи­дан­на для рим­ско­го обще­ства, опа­сав­ше­го­ся, по мне­нию иссле­до­ва­те­лей, терро­ра и репрес­сий в духе сул­лан­ских про­скрип­ций.

с.72 2. «Мяг­кость» Цеза­ря суще­ст­вен­ным обра­зом повли­я­ла на обще­ст­вен­ное настро­е­ние, тем самым, создав бла­го­при­ят­ные усло­вия для захва­та им вла­сти1.

Одна­ко подоб­ный под­ход к оцен­ке «cle­men­tia Cae­sa­ris» остав­ля­ет вне поля зре­ния такие важ­ные харак­те­ри­сти­ки этой поли­ти­ки, как ее сущ­ность и цель. В совре­мен­ной исто­рио­гра­фии выска­за­но нема­ло суж­де­ний о кор­нях и направ­лен­но­сти «мило­сер­дия» Цеза­ря.

По мне­нию Г. Ферре­ро, поли­ти­ка «cle­men­tia» в усло­ви­ях граж­дан­ской вой­ны носи­ла «при­ми­ри­тель­ный» харак­тер, будучи при­зван­ной смяг­чить ее жесто­кость2. Тео­дор Момм­зен пишет, что показ­ной уступ­чи­во­стью Цезарь ком­про­ме­ти­ро­вал про­тив­ни­ков перед обще­ст­вен­ным мне­ни­ем3. В. С. Дуров счи­та­ет, что в осно­ве поли­ти­ки «мило­сер­дия» лежит созна­ние вины за раз­вя­зан­ную бра­то­убий­ст­вен­ную вой­ну4. Л. Тэй­лор отме­ча­ет, что сво­ей поли­ти­кой Цезарь стре­мил­ся заво­е­вать попу­ляр­ность, осо­бен­но — в среде пра­вя­ще­го клас­са5. Послед­няя точ­ка зре­ния была уточ­не­на С. Л. Утчен­ко, кото­рый под­черк­нул, что поли­ти­ка «мило­сер­дия» была рас­счи­та­на: 1) на обще­ст­вен­ное мне­ние Ита­лии, 2) на сол­дат про­тив­ни­ка, 3) на при­вле­че­ние к сотруд­ни­че­ству ста­ро­рим­ской ари­сто­кра­тии6. Оче­вид­но, что мно­го­об­ра­зие при­веден­ных выше суж­де­ний обу­слов­ле­но раз­лич­ны­ми под­хо­да­ми иссле­до­ва­те­лей к оцен­ке сущ­но­сти и целей поли­ти­ки «cle­men­tia». Раз­ре­шить эти про­ти­во­ре­чия мож­но толь­ко после тща­тель­но­го ана­ли­за сведе­ний источ­ни­ков, и в первую оче­редь — слов само­го Цеза­ря и его оппо­нен­та Цице­ро­на.

с.73 Нача­ло фор­ми­ро­ва­ния поли­ти­ки «мило­сер­дия» С. Л. Утчен­ко отно­сит ко вре­ме­ни галль­ской вой­ны Цеза­ря7. Впро­чем, по оцен­ке боль­шин­ства иссле­до­ва­те­лей, решаю­щее зна­че­ние она при­об­ре­ла толь­ко в пери­од граж­дан­ской вой­ны8. Изве­стие о пере­хо­де войск Цеза­ря через Руби­кон вызва­ло пани­ку в выс­ших сло­ях рим­ско­го обще­ства. Источ­ни­ки доволь­но еди­но­душ­но отме­ча­ют рас­те­рян­ность, страх, опа­се­ние за соб­ст­вен­ную жизнь, охва­тив­шие рим­ских граж­дан при изве­стии о втор­же­нии в Ита­лию войск мятеж­но­го про­кон­су­ла9. Подоб­ное обще­ст­вен­ное настро­е­ние не мог­ло импо­ни­ро­вать Цеза­рю, про­па­ган­ди­ро­вав­ше­му закон­ность сво­их пре­тен­зий на власть, почет и ува­же­ние10.

И тогда впер­вые в граж­дан­ской войне была при­ме­не­на новая, неожи­дан­ная для всех поли­ти­ка «мило­сер­дия». Аппи­ан отме­ча­ет, что Цезарь, захва­тив Ари­мин, при­влек на свою сто­ро­ну насе­ле­ние не толь­ко силой, но и чело­ве­ко­лю­би­ем (ἢ βίᾳ χει­ρούμε­νος ἢ φι­λανθρω­πίᾳ — App. BC. II. 35. 141). Столь же мило­сти­вым было его отно­ше­ние к Л. Доми­цию Аге­но­бар­бу, кото­ро­го Цезарь отпу­стил невреди­мым со всем иму­ще­ст­вом11. Оче­вид­но, в это же вре­мя Цезарь пуб­лич­но про­воз­гла­сил, что он будет счи­тать сво­им дру­гом всех, кто воз­дер­жит­ся от уча­стия в войне и ни к кому не при­мкнет12.

Цезарь пре­крас­но пони­мал, сколь­ко выгод мож­но извлечь из поли­ти­ки «мило­сер­дия». В пись­ме, адре­со­ван­ном его бли­жай­шим спо­движ­ни­кам — Л. Баль­бу и Г. Оппию 11 мар­та 49 г. до н. э. он сам писал: «Haec no­va sit ra­tio vin­cen­di: ut mi­se­ri­cor­dia et li­be­ra­li­ta­te nos mu­nia­mus» (Пусть это будет новый с.74 спо­соб побеж­дать — укреп­лять­ся состра­да­ни­ем и вели­ко­ду­ши­ем — Cic. Att. IX. 7c. 1). В этом изре­че­нии сле­ду­ет выде­лить две осо­бен­но­сти.

1. Отсут­ст­вие при­ня­то­го в совре­мен­ной исто­рио­гра­фии тер­ми­на «cle­men­tia».

2. Цезарь сам объ­яс­ня­ет цели сво­ей «новой поли­ти­ки» — vin­cen­di.

Эти фак­ты тре­бу­ют ком­мен­та­рия. Отсут­ст­вие в пись­ме сло­ва «cle­men­tia» пол­но­стью соот­вет­ст­ву­ет тен­ден­ции исклю­че­ния это­го тер­ми­на из «Граж­дан­ской вой­ны» Цеза­ря. Линг­ви­сти­че­ский ана­лиз тек­ста «Запи­сок», про­веден­ный Дж. Кол­лин­зом, пока­зал, что Цезарь наме­рен­но избе­гал употреб­лять сло­во «cle­men­tia», заме­няя его дру­ги­ми тер­ми­на­ми — le­ni­tas, hu­ma­ni­tas, tem­pe­ran­tia13. Дан­ный факт объ­яс­ня­ет­ся тем обсто­я­тель­ст­вом, что «cle­men­tia», наряду со зна­че­ни­ем «мяг­кость», «кротость» име­ет иной, очень важ­ный смысл — «милость» (осо­бен­но в отно­ше­нии заслу­жи­ваю­ще­го нака­за­ния). Это поня­тие, по мне­нию неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей, про­ти­во­ре­чи­ло фун­да­мен­таль­ным цен­но­стям рес­пуб­ли­кан­ско­го Рима — ius и lex, соглас­но кото­рым лишь народ мог про­стить пре­ступ­ни­ка и облег­чить участь винов­но­го и кото­рые регу­ли­ро­ва­ли вза­и­моот­но­ше­ния меж­ду рав­но­прав­ны­ми парт­не­ра­ми14.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, как под­черк­нул В. де Суза, «cle­men­tia», по сути, не явля­лась рес­пуб­ли­кан­ским поня­ти­ем15. Этот под­ход не может быть при­знан все­це­ло спра­вед­ли­вым, посколь­ку иссле­до­ва­те­ли исхо­дят из харак­те­ри­сти­ки «cle­men­tia», дан­ной Сене­кой, вклю­чив­шим это поня­тие в чис­ло доб­ро­де­те­лей пра­ви­те­ля: «cle­men­tia er­go non tan­tum ho­nes­tio­res, sed tu­tio­res praes­tat, or­na­men­tum­que im­pe­rio­rum est, si­mul cer­tis­si­ma sa­lus» (Sen. De clem. I. 11. 4). Одна­ко нель­зя забы­вать, что Сене­ка писал трак­тат, уже имея перед гла­за­ми при­ме­ры дес­по­ти­че­ско­го прав­ле­ния Кали­гу­лы и Неро­на. Его сочи­не­ние мож­но счи­тать в какой-то мере при­зы­вом к пра­ви­те­лям воз­дер­жи­вать­ся от бес­смыс­лен­ных каз­ней, быть мило­сти­вым: «cle­men­tia est tem­pe­ran­tia ani­mi in po­tes­ta­te ul­cis­cen­di vel le­ni­tas su­pe­rio­ris ad­ver­sus in­fe­rio­rem in con­sti­tuen­dis poe­nis» (Sen. De clem. II. 3. 1).

с.75 Если бы поня­тие «cle­men­tia» было столь чуж­дым рес­пуб­ли­кан­ским цен­но­стям, вряд ли Цезарь, а позд­нее и Август, про­па­ган­ди­ро­вав­шие свое стрем­ле­ние «вос­ста­но­вить рес­пуб­ли­ку» с тра­ди­ци­он­ны­ми эти­че­ски­ми нор­ма­ми, вооб­ще допу­сти­ли бы исполь­зо­ва­ние это­го тер­ми­на при­ме­ни­тель­но к сво­им осо­бам. Меж­ду тем нема­ло при­ме­ров обрат­но­го. Не гово­ря уже о речах Цице­ро­на, пря­мо обра­щен­ных к «cle­men­tia» Цеза­ря, сле­ду­ет отме­тить поста­нов­ле­ние сена­та о стро­и­тель­стве в Риме хра­ма «Мило­сер­дия» (Plut. Caes. 57; App. BC. II. 106. 443; Dio Cass. XLIV. 6. 4). Эта инфор­ма­ция нахо­дит под­твер­жде­ние в дан­ных нумиз­ма­ти­ки: изве­стен дена­рий 44 г. до н. э., на авер­се кото­ро­го изо­бра­жен храм с 4 колон­на­ми и отче­ка­не­на леген­да CLE­MEN­TIA CAE­SA­RIS16. Окта­виан Август так­же под­чер­ки­вал свое мило­сер­дие к про­тив­ни­ку: «Я… поща­дил граж­дан, про­сив­ших о мило­сти»17. Нель­зя оста­вить без вни­ма­ния и слов Цице­ро­на в пер­вой речи про­тив Кати­ли­ны, про­из­не­сен­ной в нояб­ре 63 г. до н. э.: «Хочу я, отцы-сена­то­ры, быть мило­серд­ным» (Cu­pio, pat­res con­scrip­ti, me es­se cle­men­tem…» — Cic. Cat. I. 2. 4). Едва ли Цице­рон, извест­ный идео­лог рес­пуб­ли­ки, при­ме­нил бы к себе поня­тие «cle­men­tia» в слу­чае, если бы оно не соот­вет­ст­во­ва­ло нор­мам рес­пуб­ли­кан­ской мора­ли.

Инте­рес­ный мате­ри­ал для выво­дов дает изу­че­ние эпи­сто­ляр­но­го твор­че­ства Цице­ро­на и его речей в защи­ту М. Клав­дия Мар­цел­ла, Кв. Лига­рия, царя Дейота­ра.

Если в част­ной пере­пис­ке Цице­рон, пора­жен­ный успе­ха­ми поли­ти­ки Цеза­ря, с горе­чью пишет о «cle­men­tia»18, то в офи­ци­аль­ных речах, при­зы­ваю­щих Цеза­ря к поща­де, поми­мо обра­ще­ния к «мило­сер­дию»19, замет­но употреб­ле­ние, хотя и в мень­шей сте­пе­ни, иных тер­ми­нов — mi­se­ri­cor­dia, li­be­ra­li­tas, с.76 man­sue­tu­do, mo­de­ra­tio, be­ne­fi­cium, hu­ma­ni­tas20. В речи за Лига­рия, обра­ща­ясь к Цеза­рю с прось­бой о поми­ло­ва­нии, Цице­рон взы­ва­ет к трем каче­ствам дик­та­то­ра: vel hu­ma­ni­ta­tis vel cle­men­tiae vel mi­se­ri­cor­diae. Сам ора­тор оста­нав­ли­ва­ет­ся на «мило­сти»: ad cle­men­tiam tuam con­fu­gio (Cic. Pro Li­gar. X. 30). Здесь же содер­жит­ся важ­ное ука­за­ние на сущ­ность это­го поня­тия: de­lic­ti ve­niam pe­to, ut ig­nos­ca­tur oro (я про­шу про­ще­ния за его пре­ступ­ле­ние, я умо­ляю про­стить его)21.

Таким обра­зом, мож­но кон­ста­ти­ро­вать, что в позд­не­рес­пуб­ли­кан­скую эпо­ху cle­men­tia не явля­лось пре­до­суди­тель­ным каче­ст­вом, хотя и к доб­ро­де­те­лям это поня­тие отне­сти так­же труд­но, посколь­ку оно нераз­рыв­но свя­за­но с «про­ще­ни­ем», то есть граж­дан­ским нерав­но­пра­ви­ем.

Оче­вид­но, имен­но это настой­чи­вое употреб­ле­ние тер­ми­на «cle­men­tia» в отно­ше­нии поли­ти­ки Цеза­ря и лег­ло в осно­ву трак­тов­ки дей­ст­вий дик­та­то­ра в совре­мен­ной иссле­до­ва­тель­ской лите­ра­ту­ре. То, что поведе­ние Цеза­ря было поли­ти­кой, ина­че гово­ря, созна­тель­но и после­до­ва­тель­но про­во­ди­мой выгод­ной лини­ей поведе­ния, а не свой­ст­вом лич­но­сти Цеза­ря, сего­дня ни у кого не вызы­ва­ет сомне­ния22. Как заме­тил в свою пору Цице­рон, Цезарь не про­яв­лял жесто­ко­сти в отно­ше­нии побеж­ден­ных «не по сво­ей при­ро­де, а пото­му, что счи­тал мяг­кость угод­ной наро­ду, так что, если он утра­тит рас­по­ло­же­ние наро­да, то станет жесто­ким» (…na­tu­ra non es­set cru­de­lem, sed quod pu­ta­ret po­pu­la­rem es­se cle­men­tiam; quod si po­pu­li stu­dium ami­sis­set, cru­de­lem fo­re…)23. Подоб­ная тер­ми­но­ло­гия проч­но укре­пи­лась в антич­ной тра­ди­ции, как латин­ской, так и гре­че­ской24.

Иссле­до­ва­те­ли отме­ти­ли еще одну важ­ную осо­бен­ность поли­ти­ки «cle­men­tia»: созна­тель­ное исполь­зо­ва­ние лозун­га «мило­сер­дие» в про­па­ган­де Цеза­ря пря­мо пере­кли­ка­ет­ся с иде­ей «спа­се­ния рим­ских граж­дан», обра­щав­шей­ся к тра­ди­ци­он­ным цен­но­стям рим­ско­го обще­ст­вен­но­го созна­ния. Осо­бен­но ярко эта мысль про­во­дит­ся через «Граж­дан­скую вой­ну» Цеза­ря25. Антич­ная с.77 тра­ди­ция сохра­ни­ла при­зыв Цеза­ря щадить рим­ских граж­дан в Фар­саль­ской бит­ве (Suet. Iul. 75. 2). В сво­их пись­мах уже после бит­вы он писал, что самое для него при­ят­ное в победе — воз­мож­ность даро­вать спа­се­ние вое­вав­шим про­тив него сограж­да­нам (Plut. Caes. 48). Сло­ва Цеза­ря нахо­дят кос­вен­ное под­твер­жде­ние у Вел­лея Патер­ку­ла, под­чер­ки­вав­ше­го, что после Фар­саль­ской бит­вы «родине не при­шлось опла­ки­вать ни одно­го граж­да­ни­на, кро­ме пав­ших на поле бра­ни»26. На связь меж­ду поня­ти­ем «cle­men­tia» и спа­се­ни­ем граж­дан ука­зы­вал в сво­ем трак­та­те Сене­ка27.

Таким обра­зом, мож­но гово­рить о стрем­ле­нии Цеза­ря про­па­ган­ди­ро­вать свое миро­лю­бие, что было напря­мую свя­за­но с тра­ди­ци­он­ны­ми доб­ро­де­те­ля­ми рим­ско­го граж­да­ни­на. Этот вывод поз­во­ля­ет точ­нее опре­де­лить сущ­ность и цели поли­ти­ки «cle­men­tia».

Если мило­сти­вое отно­ше­ние Цеза­ря к сол­да­там, горо­дам, общи­нам не вызы­ва­ет осо­бо­го удив­ле­ния совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей, то их оцен­ки мило­сер­дия, про­яв­ля­е­мо­го к ари­сто­кра­тии, суще­ст­вен­но отли­ча­ют­ся. Так, Т. Момм­зен счи­тал, что мило­сер­дие Цеза­ря носи­ло столь демон­стра­тив­ный харак­тер имен­но в пику пом­пе­ян­цам, неод­но­крат­но устра­и­вав­шим мас­со­вые каз­ни воен­но­плен­ных и, сле­до­ва­тель­но, глав­ной целью поли­ти­ки «cle­men­tia» была ком­про­ме­та­ция про­тив­ни­ка28. Р. Ю. Вип­пер объ­яс­ня­ет мяг­кость дик­та­то­ра к пом­пе­ян­цам тем, что Цезарь стре­мил­ся най­ти в них про­ти­во­вес ради­каль­ным кру­гам сво­его лаге­ря29. По сути, иссле­до­ва­тель гово­рит об изна­чаль­ном стрем­ле­нии Цеза­ря най­ти опо­ру в среде родо­ви­той ари­сто­кра­тии. Эта мысль полу­чи­ла даль­ней­шее раз­ви­тие у С. Л. Утчен­ко, отме­чав­ше­го, что целью поли­ти­ки «cle­men­tia» явля­лось при­ми­ре­ние родов и при­вле­че­ние к сотруд­ни­че­ству ста­ро­рим­ской зна­ти30.

с.78 Исхо­дя из это­го тези­са, иссле­до­ва­тель дела­ет общий вывод о том, что поли­ти­ка «мило­сер­дия» не толь­ко не оправ­да­ла себя, но и ста­ла «круп­ной поли­ти­че­ской ошиб­кой» Цеза­ря31. Фран­цуз­ский исто­рик П. Гри­маль опре­де­лял цели поли­ти­ки «cle­men­tia» стрем­ле­ни­ем Цеза­ря «не столь­ко заво­е­вать серд­ца, сколь­ко вклю­чить себя как дик­та­то­ра в систе­му граж­дан­ских тра­ди­ций и норм»32.

Чтобы луч­ше разо­брать­ся в целях поли­ти­ки «cle­men­tia», необ­хо­ди­мо рас­смот­реть, что пони­ма­ли под ней совре­мен­ни­ки и, в первую оче­редь, ее автор. Пока­за­тель­но, что Цезарь в сво­ем пись­ме одно­знач­но опре­де­ля­ет цели сво­его «мило­сер­дия»: это поли­ти­ка «победы»33. Выше уже отме­ча­лось, что антич­ная тра­ди­ция сохра­ни­ла нема­ло при­ме­ров того, что свои сло­ва Цезарь под­кре­пил реаль­ны­ми дела­ми. Успех «мило­сер­дия» был настоль­ко оче­виден совре­мен­ни­кам, что его был вынуж­ден с гру­стью отме­тить даже Цице­рон, харак­те­ри­зо­вав­ший поли­ти­ку Цеза­ря, как ковар­ство, зло­коз­нен­ность (Cic. Att. VIII. 16. 2: «in­si­dio­sa cle­men­tia»). Позд­нее Цице­рон кон­ста­ти­ро­вал тот факт, что Цезарь скло­нял про­тив­ни­ка на свою сто­ро­ну «види­мо­стью мило­сер­дия» (Cic. Phil. II. 45. 116: «ad­ver­sa­rios cle­men­tiae spe­cie de­vin­xe­rat»). Суще­ст­вен­ное изме­не­ние обще­ст­вен­но­го мне­ния в резуль­та­те успеш­но­го про­веде­ния поли­ти­ки «cle­men­tia» не оста­лось без вни­ма­ния и в совре­мен­ной иссле­до­ва­тель­ской лите­ра­ту­ре34. Таким обра­зом, мож­но кон­ста­ти­ро­вать, что поли­ти­ка «мило­сер­дия» ока­за­лась весь­ма дей­ст­вен­ной в усло­ви­ях граж­дан­ской вой­ны. Она при­ве­ла к тому, что ранее нега­тив­ное обще­ст­вен­ное мне­ние в Ита­лии изме­ни­лось если и не в поль­зу Цеза­ря, то и не про­тив него. Быст­рое про­дви­же­ние по Ита­лии в 49 г. до н. э., мас­со­вый пере­ход сол­дат про­тив­ни­ка в лагерь Цеза­ря, воз­вра­ще­ние в Рим мно­гих маги­ст­ра­тов и воз­об­нов­ле­ние дея­тель­но­сти сена­та — вот дале­ко не пол­ный пере­чень бли­жай­ших резуль­та­тов поли­ти­ки «cle­men­tia Cae­sa­ris».

Вряд ли мож­но счи­тать спра­вед­ли­вой оцен­ку поли­ти­ки «cle­men­tia», дан­ную С. Л. Утчен­ко, назвав­шим ее ошиб­кой. Ана­лиз дан­ных источ­ни­ков поз­во­ля­ет гово­рить о том, что поли­ти­ка «мило­сер­дия» при­ме­ня­лась толь­ко в годы вой­ны. Ее суть состо­я­ла в осво­бож­де­нии от нака­за­ния про­тив­ни­ков дик­та­то­ра. Это отно­си­лось не толь­ко к лич­но­стям (вро­де М. Клав­дия Мар­цел­ла или М. Юния Бру­та), но и к целым груп­пам насе­ле­ния в лице сол­дат, союз­ных общин, горо­дов. От поми­ло­ван­ных тре­бо­ва­лось толь­ко одно — отка­зать­ся от сво­ей непри­ми­ри­мо­сти.

Ни о каком стрем­ле­нии Цеза­ря «сотруд­ни­чать» с побеж­ден­ным про­тив­ни­ком, на чем наста­и­ва­ют М. Гель­цер, Л. Тэй­лор, С. Л. Утчен­ко, в рам­ках с.79 поли­ти­ки «cle­men­tia» речи быть не может. Нали­цо сме­ше­ние раз­лич­ных направ­ле­ний дея­тель­но­сти Цеза­ря на пути к вла­сти. Цели поли­ти­ки «сотруд­ни­че­ства», как спра­вед­ли­во пока­зал еще Т. Момм­зен, суще­ст­вен­но отли­ча­лись от целей поли­ти­ки «мило­сер­дия»35. Да и хро­но­ло­ги­че­ски обе поли­ти­ки сов­па­да­ют толь­ко частич­но.

В этой свя­зи умест­но отме­тить неко­то­рую транс­фор­ма­цию поли­ти­ки «cle­men­tia» со вре­ме­ни победы Цеза­ря в Афри­ке. Если после Фар­саль­ской бит­вы была объ­яв­ле­на все­об­щая амни­стия, поз­во­ляв­шая вер­нуть­ся в Рим всем оппо­нен­там Цеза­ря, то после Афри­кан­ской и осо­бен­но Испан­ской кам­па­ний, по сооб­ще­нию ряда источ­ни­ков, были про­веде­ны мас­со­вые убий­ства лиде­ров оппо­зи­ции. Все это поз­во­ли­ло Б. Низе даже утвер­ждать, что «к 46 г. до н. э. вре­мя мило­сер­дия про­шло»36.

Дума­ет­ся, что для подоб­но­го утвер­жде­ния осно­ва­ний нет37. В дей­ст­ви­тель­но­сти мож­но гово­рить не о пре­кра­ще­нии поли­ти­ки «cle­men­tia», а лишь о более жест­ком отно­ше­нии Цеза­ря к поли­ти­че­ским про­тив­ни­кам со вре­мен Афри­кан­ской кам­па­нии. И дело здесь не в каз­нях, пред­при­ня­тых по при­ка­зу Цеза­ря, тем более что убеди­тель­ных дока­за­тельств это­го фак­та в источ­ни­ках не содер­жит­ся. Автор «Афри­кан­ской вой­ны», без­услов­но, рас­по­ло­жен­ный к Цеза­рю, рас­ска­зы­ва­ет о неко­то­рых меро­при­я­ти­ях дик­та­то­ра в отно­ше­нии побеж­ден­ных, кото­рые были бы абсо­лют­но недо­пу­сти­мы в его дей­ст­ви­ях в Ита­лии и Испа­нии несколь­ки­ми года­ми ранее: на общи­ны нала­га­ют­ся штра­фы, взыс­ки­ва­ют­ся кон­три­бу­ции, и, что самое пока­за­тель­ное, нака­за­нию под­верг­лись даже цен­ту­ри­о­ны, слу­жив­шие в армии Пет­рея и Юбы (Ps.-Caes. Bell. Afr. 97).

Тем не менее, все это не поз­во­ля­ет гово­рить о пре­кра­ще­нии поли­ти­ки «мило­сер­дия» в 46 г. до н. э. Доста­точ­но было бы упо­мя­нуть, что имен­но в это вре­мя был пуб­лич­но поми­ло­ван лич­ный недруг Цеза­ря — М. Клав­дий Мар­целл. Одна­ко это не един­ст­вен­ный при­мер. Источ­ни­ки, повест­вуя о воз­вра­ще­нии Цеза­ря в Рим после победо­нос­но­го завер­ше­ния граж­дан­ской вой­ны, почти с.80 дослов­но повто­ря­ют друг дру­га в рас­ска­зе о все­об­щей, уже вто­рой по сче­ту, амни­стии поли­ти­че­ских про­тив­ни­ков дик­та­то­ра38.

Таким обра­зом, мож­но утвер­ждать, что поли­ти­ка «cle­men­tia» явля­лась дол­го­сроч­ной про­грам­мой дея­тель­но­сти Цеза­ря на его пути к вла­сти. Направ­лен­ная на изме­не­ние нега­тив­но­го обще­ст­вен­но­го отно­ше­ния, поли­ти­ка «мило­сер­дия» суще­ст­вен­ным обра­зом отли­ча­лась от поли­ти­ки «сотруд­ни­че­ства». «Cle­men­tia» — поли­ти­ка победы, а не созида­ния. Адре­со­ван­ное раз­лич­ным соци­аль­ным сло­ям, «мило­сер­дие» Цеза­ря ока­за­лось очень эффек­тив­ным направ­ле­ни­ем дея­тель­но­сти дик­та­то­ра по при­вле­че­нию сим­па­тий обще­ст­вен­но­сти на его сто­ро­ну. Успе­ху «cle­men­tia Cae­sa­ris» в нема­лой сте­пе­ни спо­соб­ст­во­вал факт вза­и­мо­свя­зи этой поли­ти­ки с тра­ди­ци­он­ны­ми цен­но­стя­ми рим­ско­го обще­ст­вен­но­го созна­ния, в част­но­сти — цен­но­стью жиз­ни рим­ско­го граж­да­ни­на. В конеч­ном ито­ге, успеш­ное при­ме­не­ние поли­ти­ки «мило­сер­дия» во мно­гом содей­ст­во­ва­ло пре­вра­ще­нию Цеза­ря из мятеж­но­го про­кон­су­ла в еди­но­лич­но­го пра­ви­те­ля Рим­ской дер­жа­вы.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1См., напри­мер: Нич К. В. Исто­рия Рим­ской рес­пуб­ли­ки / Пер. с нем. под ред. Д. П. Кон­ча­лов­ско­го. М., 1908. С. 472—473; Момм­зен Т. Исто­рия Рима. М., 1941. Т. 3. С. 301, 388; Ферре­ро Г. Вели­чие и паде­ние Рима / Пер. с итал. М., 1916. Т. 2. С. 221—222; Gel­zer M. Cae­sar. Der Po­li­ti­ker und Staatsmann. Wies­ba­den, 1983. S. 193, 249; Christ K. Ge­schich­te der rö­mi­schen Kai­ser­zeit. Von Augus­tus bis zu Konstan­tin. Mün­chen, 1992. S. 45 f.; Маш­кин Н. А. Исто­рия древ­не­го Рима. М., 1956. С. 309; Ковалев С. И. Исто­рия Рима. Л., 1948. С. 458; Утчен­ко С. Л. Древ­ний Рим. Собы­тия. Люди. Идеи. М., 1969. С. 136. Сле­ду­ет осо­бо выде­лить оцен­ку поли­ти­ки «cle­men­tia», дан­ную Б. Низе. По его мне­нию, сво­ей «неожи­дан­ной мяг­ко­стью» Цезарь при­об­рел «все­об­щую любовь» (Низе Б. Очерк рим­ской исто­рии и источ­ни­ко­веде­ния / Пер. с нем. под ред. Ф. Ф. Зелин­ско­го и М. И. Ростов­це­ва. СПб., 1899. С. 208). Оче­вид­но, что эта мысль немец­ко­го исто­ри­ка выглядит чрез­мер­но кате­го­рич­ной. Цезарь нико­гда не поль­зо­вал­ся «все­об­щей любо­вью». Мож­но вести речь толь­ко о пере­ло­ме в обще­ст­вен­ном мне­нии рим­лян.
  • 2Ферре­ро Г. Указ. соч. Т. 2. С. 222. «Con­cor­dia or­di­num» — один из глав­ных «над­пар­тий­ных» лозун­гов пери­о­да граж­дан­ских войн (см.: Утчен­ко С. Л. Идей­но-поли­ти­че­ская борь­ба нака­нуне паде­ния Рес­пуб­ли­ки. (Из исто­рии поли­ти­че­ских идей I в. до н. э.). М., 1952. С. 182).
  • 3Момм­зен Т. Указ. соч. Т. 3. С. 301.
  • 4«Цезарь все­гда тяго­тил­ся созна­ни­ем того, что он вынуж­ден вести вой­ну со сво­и­ми соро­ди­ча­ми, и охот­но про­щал всех высту­пав­ших про­тив него с ору­жи­ем в руках» (Дуров В. С. Юлий Цезарь: чело­век и писа­тель. Л., 1991. С. 86).
  • 5Tay­lor L. R. Par­ty po­li­tics in the Age of Cae­sar. Ber­ke­ley, 1949. P. 164 f.
  • 6Утчен­ко С. Л. Юлий Цезарь. М., 1976. С. 316. Иссле­до­ва­тель осо­бен­но выде­лил тре­тий пункт, отме­чая в част­но­сти, что акты поми­ло­ва­ния наи­боль­ший резо­нанс име­ли в сенат­ских кру­гах (там же. С. 314).
  • 7Утчен­ко С. Л. Юлий Цезарь. С. 190, 313.
  • 8См.: Treu M. Zur cle­men­tia Cae­sa­ris // MH. 1948. Bd. 5. S. 197 ff. — с раз­бо­ром точек зре­ния. Как под­черк­нул Ч. Вир­шуб­ски, поня­тие «cle­men­tia» появи­лось в поли­ти­че­ском сло­ва­ре Рима вслед­ст­вие граж­дан­ских войн (Wirszubski Ch. Li­ber­tas as a po­li­ti­cal idea at Ro­me du­ring the la­te re­pub­lic and ear­ly prin­ci­pat. Cambr.; N. Y., 1968. Р. 151).
  • 9Caes. BC. I. 14; App. BC. II. 35. 141—36. 143; Plut. Caes. 33; Cic. Att. VII. 11. 1. Р. Ю. Вип­пер счи­тал, что бег­ство круп­ных земле­вла­дель­цев объ­яс­ня­ет­ся тем, что «аги­та­ция Цеза­ря была направ­ле­на на низы насе­ле­ния и, осо­бен­но, на рабов…, кото­рые с при­бли­же­ни­ем армии Цеза­ря заня­ли угро­жаю­щее поло­же­ние» (Вип­пер Р. Ю. Указ. соч. С. 266). Дан­ная точ­ка зре­ния не толь­ко ничем не аргу­мен­ти­ро­ва­на, но про­ти­во­ре­чит извест­ным фак­там. Источ­ни­ки ниче­го не гово­рят об отно­ше­нии рабов к войне. Более того, как пока­за­ла Е. М. Шта­ер­ман, Цезарь нико­гда не искал опо­ры в рабах и вооб­ще осуж­дал прак­ти­ку их исполь­зо­ва­ния во вре­мя усо­биц (Шта­ер­ман Е. М. Рас­цвет рабо­вла­дель­че­ских отно­ше­ний в Рим­ской рес­пуб­ли­ке. М., 1964. С. 232).
  • 10Перед сол­да­та­ми он пред­став­лял­ся как пол­ко­во­дец, мно­го сде­лав­ший для вели­чия Рима и неза­слу­жен­но оби­жен­ный сена­том, поправ­шим зако­ны пред­ков и поку­сив­шим­ся на пра­ва народ­ных три­бу­нов; перед сена­том Цезарь высту­пал в каче­стве доб­ро­по­рядоч­но­го граж­да­ни­на, про­лив­ше­го кровь во имя государ­ства и име­ю­ще­го пол­ное пра­во на почет и ува­же­ние. (См.: Caes. BC. I. 7; App. BC. II. 32. 128—33. 133; Plut. Caes. 31. Ср.: Eut­rop. VI. 19. 2).
  • 11Vell. II. 50. 1; App. BC. II. 38. 150; Caes. BC. I. 23; Plut. Caes. 34; Suet. Iul. 34. 1.
  • 12Веро­ят­но, пер­вым выска­зал­ся Гн. Пом­пей Магн, а Цезарь заим­ст­во­вал его фра­зу, заме­нив в ней одно сло­во (см.: Cic. Pro Li­gar. XI. 33: «Te enim di­ce­re audie­ba­mus, nos om­ni ad­ver­sa­rios pu­ta­re, ni­si qui no­bis­cum es­sent: te om­nes, qui contra te non es­sent, tuos»). Выска­зы­ва­ние Пом­пея при­во­дит­ся боль­шин­ст­вом источ­ни­ков, хотя и несколь­ко в иной фор­ме, чем у Цице­ро­на: App. BC. II. 37. 148; Caes. BC. I. 33; Plut. Caes. 33; Pomp. 65; Suet. Iul. 75. 1.
  • 13Col­lins J. Cae­sar as Po­li­ti­cal Pro­pa­gan­dist // ANRW. 1972. Vol. 1. P. 959 f. При­чи­ну этой заме­ны иссле­до­ва­тель видит в том, что Цезарь в «Граж­дан­ской войне» пред­став­лял себя в каче­стве «ci­vis bo­nus», защи­щаю­ще­го рес­пуб­ли­ку. «Cle­men­tia», по мне­нию исто­ри­ка, — доб­ро­де­тель монар­ха, и избе­га­ние Цеза­рем это­го тер­ми­на пока­зы­ва­ет, что он не хотел выхо­дить за рам­ки рес­пуб­ли­кан­ских тра­ди­ций.
  • 14См.: Бар­то­шек М. Рим­ское пра­во: Поня­тия, тер­ми­ны, опре­де­ле­ния / Пер. с чешск. Ю. В. Прес­ня­ко­ва. М., 1989. С. 70; Гри­маль П. Цице­рон / Пер. с фр. Г. С. Кна­бе, Р. Б. Саши­ной. М., 1991. С. 535; Меже­риц­кий Я. Ю. «Рес­пуб­ли­кан­ская монар­хия»: мета­мор­фо­зы идео­ло­гии и поли­ти­ки импе­ра­то­ра Авгу­ста. М.; Калу­га, 1994. С. 394; Wirszubski Ch. Op. cit. P. 152. Как отме­чал сам Цезарь, он «не хотел… само­воль­но при­сва­и­вать себе пра­во поми­ло­ва­ния, при­над­ле­жа­щее наро­ду» (Caes. BC. III. 1).
  • 15De Sou­za V. Po­li­ti­sche Aus­sa­ge und Pro­pa­gan­da auf Denkmä­lern spät­re­pub­li­ka­ni­schen und augus­tei­schen Zeit. Mün­chen, 1974. S. 46. Как отме­тил А. Б. Его­ров, «cle­men­tia» была воз­мож­на имен­но как отно­ше­ние выс­ше­го к низ­ше­му, и эта поли­ти­ка «обна­ру­жи­ва­ет силь­ный монар­хи­че­ский эле­мент» (Его­ров А. Б. Доб­ро­де­те­ли щита Авгу­ста // Антич­ный мир. Про­бле­мы исто­рии и куль­ту­ры. СПб., 1998. С. 284 сл.).
  • 16Co­hen H. Descrip­tion his­to­ri­que des mon­naies frap­pees sous l’Em­pi­re Ro­main com­mu­ne­ment ap­pe­lées me­dail­les im­pe­ria­les. Graz, 1955. Vol. 1. P. 16. № 44).
  • 17RGDA. 3. 1. А. Б. Его­ров отме­тил, что Окта­виан впер­вые начал исполь­зо­вать лозунг «мило­сер­дия» в 36 г. до н. э. после победы над Секс­том Пом­пе­ем (Его­ров А. Б. Указ. соч. С. 284. Ср.: Kie­nast D. Augus­tus. Prin­zeps und Mo­narch. Darmstadt, 1982. S. 64). Дан­ная дати­ров­ка пред­став­ля­ет­ся слиш­ком позд­ней. Дион Кас­сий при­во­дит сло­ва Окта­ви­а­на, пуб­лич­но объ­явив­ше­го в 42 г. до н. э. вско­ре после бит­вы при Филип­пах, что он «будет все делать в мяг­кой и гуман­ной мане­ре, как делал его отец» (καὶ προ­συ­πισχνούμε­νος πάν­τα καὶ πρᾴως καὶ φι­λανθρώ­πως κα­τὰ τὸν πα­τέρα ποιήσειν) (Dio Cass. XLVIII. 3. 6). Пока­за­тель­но, что «cle­men­tia» была вклю­че­на в чис­ло доб­ро­де­те­лей Авгу­ста, пере­чис­лен­ных в над­пи­си на золо­том щите, поме­щен­ном в Юли­е­вой курии (RGDA. 34. 2. Cp.: Dess. I. 82). О доб­ро­де­те­лях щита Авгу­ста см.: Christ K. Op. cit. S. 88; Kie­nast D. Op. cit. S. 82 f.; Его­ров А. Б. Указ. соч. С. 282—288.
  • 18Cic. Att. VIII. 16. 2; X. 4. 8. Ср.: Fam. VI. 6. 8. См. оцен­ку дан­ных писем Цице­ро­на: Tay­lor L. R. Op. cit. P. 164; Hel­le­gouarc’h J. Le vo­ca­bu­lai­re la­tin des re­la­tions et des par­tis po­li­ti­ques sous la ré­pub­li­que. P., 1963. P. 261 f.
  • 19От про­сто­го обра­ще­ния — «cle­men­tiae tuae» (Cic. Pro Deiot. XIV. 43), до вос­хва­ле­ния — «tam inu­si­ta­tam inau­di­tam­que cle­men­tiam» (Cic. Pro Marc. I. 1) и насто­я­ще­го гим­на — «O cle­men­tiam ad­mi­ra­bi­lem at­que om­nium lau­de, prae­di­ca­tio­ne, lit­te­ris mo­nu­men­tis­que de­co­ran­dam!» (Cic. Pro Li­gar. II. 6).
  • 20См., напри­мер: Cic. Pro Marc. I. 1; III. 9; VI. 16, 19; VII. 21; Pro Li­gar. I. 1, III. 6; VIII. 23; Pro Deiot. XIV. 40.
  • 21Cic. Pro Li­gar. X. 30. Таким обра­зом, cle­men­tia суще­ст­вен­но отли­ча­ет­ся от mi­se­ri­cor­dia. Если пер­вое — осво­бож­де­ние от нака­за­ния за пре­ступ­ле­ние (…non li­ber­ta­tio­nem cul­pae), то вто­рое — снис­хож­де­ние за заблуж­де­ние (…er­ra­ti ve­niam — Cic. Pro Li­gar. I. 1). См. сопо­став­ле­ние поня­тий: Hel­le­gouarc’h J. Op. cit. P. 261, 263.
  • 22См.: Утчен­ко С. Л. Юлий Цезарь. С. 316; Гри­маль П. Указ. соч. С. 383; De Sou­za V. Op. cit. S. 43; Christ K. Op. cit. S. 46.
  • 23Cic. Att. X. 4. 8. Цице­рон пута­ет здесь при­чи­ну и след­ст­вие. Цель поли­ти­ки «мило­сер­дия» и состо­я­ла в том, чтобы добить­ся рас­по­ло­же­ния наро­да.
  • 24См.: Sall. Cat. 54. 2—3. Из более позд­них латин­ских авто­ров сле­ду­ет осо­бо выде­лить Вел­лея Патер­ку­ла и Све­то­ния (Vell. II. 55. 2, 56. 3, 57. 1; Suet. Iul. 75. 1). Из гре­че­ских писа­те­лей, под­чер­ки­вав­ших мило­сер­дие Цеза­ря, надо упо­мя­нуть, преж­де все­го, Нико­лая Дамас­ско­го (Nic. Dam. Vi­ta Caes. 19. 59, 19. 62) и Дио­на Кас­сия (XLVIII. 3. 6). Харак­тер­но, что чет­ко­го гре­че­ско­го экви­ва­лен­та поня­тию «cle­men­tia» прак­ти­че­ски не было: исполь­зо­ва­лись сло­ва ἐπι­είκεια, πρᾳό­της (см.: Его­ров А. Б. Указ. соч. С. 284).
  • 25См., напри­мер, утвер­жде­ние: «mo­ve­ba­tur etiam mi­se­ri­cor­dia ci­vium quos in­ter­fi­cien­dos vi­de­bat qui­bus sal­vis at­que in­co­lu­mi­bus rem ob­ti­ne­re ma­le­bat» («жалел он и сво­их сограж­дан, кото­рых при­шлось уби­вать, а он пред­по­чи­тал одер­жи­вать победу так, чтобы они оста­лись невреди­мы­ми» / Пер. М. М. Покров­ско­го) (Caes. BC. I. 72). Цезарь поща­дил капи­ту­ли­ро­вав­ших Афра­ния и Пет­рея, а их сол­да­там даже воз­ме­стил ущерб за раз­граб­лен­ное иму­ще­ство (Caes. BC. I. 74; I. 87); поми­ло­вал моря­ков раз­бив­ше­го­ся во вре­мя бури флота (III. 27) и т. д. Сал­лю­стий под­чер­ки­вал, что Цезарь «не обра­щал­ся с сограж­да­на­ми как с вра­га­ми» (Sall. Ep. I. 2. / Пер. С. Л. Утчен­ко). См. так­же оцен­ку поступ­ков Цеза­ря: Col­lins J. Op. cit. P. 960 f.
  • 26Vell. II. 52. 6. Инте­рес­но отме­тить, что эту же мысль про­во­дит Цице­рон (Cic. Pro Li­gar. VI. 19: «quis non eam vic­to­riam pro­bet, in qua oc­ci­de­rit ne­mo, ni­si ar­ma­tus?» (Кто бы не одоб­рил победы, в кото­рой никто не погиб ина­че, как с ору­жи­ем в руках?). О поми­ло­ва­нии сограж­дан после бит­вы гово­рил и сам Цезарь (Caes. BC. III. 98).
  • 27Выде­ляя «cle­men­tia» в каче­стве доб­ро­де­те­ли пра­ви­те­ля, Сене­ка здесь же ука­зы­ва­ет: «nul­lum or­na­men­tum prin­ci­pis fas­ti­gio dig­nius pulchri­us­que est, quam il­la co­ro­na ob ci­ves ser­va­tos» (Sen. De clem. I. 26. 5). См., так­же: De Sou­za V. Op. cit. P. 45. Co­ro­na ci­vi­ca — одна из почет­ней­ших наград рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да.
  • 28Момм­зен Т. Указ. соч. Т. 3. С. 301. Ана­ло­гич­ный взгляд пред­став­ля­ет Дж. Кол­линз, пока­зав­ший, что «Запис­ки» Цеза­ря содер­жат нема­ло при­ме­ров откро­вен­ных про­ти­во­по­став­ле­ний дей­ст­вий цеза­ри­ан­цев и пом­пе­ян­цев; при этом целе­на­прав­лен­но под­чер­ки­ва­ет­ся гуман­ность и мяг­кость поступ­ков дик­та­то­ра. См.: Col­lins J. Op. cit. P. 959 ff.
  • 29Вип­пер Р. Ю. Очер­ки исто­рии Рим­ской импе­рии. М., 1908. С. 272—273, 280.
  • 30Утчен­ко С. Л. Юлий Цезарь. С. 313—314. Эту же мысль про­во­ди­ли М. Гель­цер и Л. Тэй­лор (Gel­zer M. Op. cit. P. 249 f.; Tay­lor L. R. Op. cit. P. 165).
  • 31Утчен­ко С. Л. Юлий Цезарь. С. 316.
  • 32Гри­маль П. Указ. соч. С. 383. Иссле­до­ва­тель, в част­но­сти, отме­ча­ет, что в Риме под­верг­нуть чело­ве­ка смерт­ной каз­ни мож­но было лишь по реше­нию народ­но­го собра­ния, да и сама казнь счи­та­лась свое­об­раз­ной мило­стью срав­ни­тель­но со смер­тью на чуж­бине.
  • 33Cic. Att. IX. 7c. 1: «vin­cen­di». О направ­лен­но­сти этой поли­ти­ки свиде­тель­ст­ву­ет еще одна фра­за из речи Цеза­ря перед сена­том в 49 г. до н. э.: «…Он жела­ет быть выше дру­гих сво­ей спра­вед­ли­во­стью и гуман­но­стью» (Caes. BC. I. 32).
  • 34См., напр.: Низе Б. Указ. соч. С. 208; Нич К. В. Указ. соч. С. 472; Christ K. Op. cit. S. 45 f.; Дуров В. С. Указ. соч. С. 86. Даже С. Л. Утчен­ко не мог не при­знать фак­та успе­ха поли­ти­ки в воен­ное вре­мя (Утчен­ко С. Л. Юлий Цезарь. С. 317).
  • 35Момм­зен Т. Указ. соч. Т. 3. С. 391—392. Иной взгляд на цель поли­ти­ки «сотруд­ни­че­ства» пред­ла­га­ет Р. Ю. Вип­пер (Вип­пер Р. Ю. Указ. соч. С. 280). Вопрос о направ­лен­но­сти этой поли­ти­ки выхо­дит за рам­ки темы дан­ной ста­тьи.
  • 36Низе Б. Указ. соч. С. 213.
  • 37Сооб­ще­ния источ­ни­ков об убий­ствах очень про­ти­во­ре­чи­вы. О мас­со­вых каз­нях гово­рит Плу­тарх (Plut. Caes. 53; Cat. Min. 61—62). Нико­лай Дамас­ский под­чер­ки­ва­ет, что «про­ще­ние полу­чи­ли очень немно­гие…, так как Цезарь был враж­деб­но настро­ен про­тив плен­ни­ков». При­чи­на это­го — они «не извлек­ли уро­ка из преды­ду­щих войн» (Nic. Dam. Vi­ta Caes. 7. 16). Све­то­ний пишет, что были каз­не­ны Афра­ний, Л. Цезарь и Фавст Сул­ла, но при этом ого­ва­ри­ва­ет­ся, что, воз­мож­но, Цезарь не вино­ват в их гибе­ли (Suet. Iul. 75. 3). Псев­до-Вик­тор рас­ска­зы­ва­ет о каз­ни Лен­ту­ла, Афра­ния и Фав­ста Сул­лы (Ps.-Vict. De vir. ill. 78. 9). О каз­ни в Ути­ке всех чле­нов Сове­та трех­сот, состо­яв­ше­го из рим­ских граж­дан, упо­ми­на­ет Аппи­ан (App. BC. II. 100. 416). В «Афри­кан­ской войне» Псев­до-Цеза­ря рису­ет­ся совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ная кар­ти­на: Сул­ла и Афра­ний уби­ты взбун­то­вав­ши­ми­ся сол­да­та­ми вопре­ки воле Цеза­ря; чле­ны Сове­та поми­ло­ва­ны и нака­за­ны толь­ко кон­фис­ка­ци­ей иму­ще­ства и штра­фом; пере­чис­лен ряд знат­ных лиц, полу­чив­ших про­ще­ние (Ps.-Caes. Bell. Afr. 89—91). Вел­лей Патер­кул огра­ни­чи­ва­ет­ся крат­ким заме­ча­ни­ем: «мило­сер­дие Цеза­ря к побеж­ден­ным в Афри­ке было не мень­шим, чем преж­де» (Vell. II. 55. 2).
  • 38Ср.: «Цезарь, вер­нув­шись в Рим…, про­стил, во что труд­но пове­рить, всех, кто под­нял про­тив него ору­жие…» (Vell. II. 56. 1); «…в послед­ние годы… он поз­во­лил вер­нуть­ся в Ита­лию всем, кто еще не полу­чил про­ще­ния…» (Suet. Iul. 75. 4); «…Цезарь воз­вра­тил всех бег­ле­цов…, про­стил сво­их вра­гов» (App. BC. II. 107. 448).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1262418983 1263488756 1266494835 1287068204 1287503749 1287596727