Н. Д. Фюстель де Куланж

Гражданская община древнего мира.

КНИГА ТРЕТЬЯ.
Гражданская община.

Нюма Дени Фюстель де Куланж (Numa Denis Fustel de Coulanges)
Гражданская община древнего мира
Санкт-Петербург, 1906 г.
Издание «Популярно-Научная Библиотека». Типография Б. М. Вольфа. 459 с.
Перевод с французского А. М.
ПОД РЕДАКЦИЕЙ
проф. Д. Н. Кудрявского
Экземпляр книги любезно предоставлен А. В. Коптевым.

Гла­ва III
Обра­зу­ет­ся граж­дан­ская общи­на.

Три­ба, как и фра­трия и семья, сло­жи­лась с тем, чтобы стать неза­ви­си­мым целым, так как и у нее был свой осо­бый культ, из кото­ро­го исклю­чал­ся вся­кий посто­рон­ний. с.136 Раз состав­лен­ная, она не мог­ла более при­нять ни одной новой семьи. Тем более две три­бы не мог­ли слить­ся вме­сте: это­му про­ти­ви­лась рели­гия. Но подоб­но тому, как несколь­ко фра­трий соеди­ни­лись в одну три­бу, мог­ли соеди­нить­ся вме­сте и несколь­ко триб, с усло­ви­ем, чтобы ува­жал­ся культ каж­дой из них. В тот день, когда был заклю­чен этот союз, воз­ник­ла граж­дан­ская общи­на.

Совер­шен­но не важ­но най­ти при­чи­ну, побудив­шую несколь­ко триб соеди­нить­ся вме­сте. Ино­гда такой союз был доб­ро­воль­ным, ино­гда он был вынуж­ден пре­вос­ход­ной силой дру­гой три­бы или могу­чей волей одно­го чело­ве­ка. Досто­вер­но во вся­ком слу­чае то, что свя­зы­ваю­щим эле­мен­том ассо­ци­а­ции был опять-таки культ. Три­бы, соеди­ня­ясь вме­сте для того, чтобы обра­зо­вать граж­дан­скую общи­ну, все­гда воз­жи­га­ли свя­щен­ный огонь и созда­ва­ли общую рели­гию.

Таким обра­зом, чело­ве­че­ское обще­ство арий­ской расы рос­ло не напо­до­бие кру­га, кото­рый, рас­ши­ря­ясь, захва­ты­ва­ет посте­пен­но все более и более широ­кую пло­щадь; здесь, наобо­рот, неболь­шие груп­пы, сфор­ми­ро­вав­ши­е­ся задол­го перед тем, соеди­ня­ют­ся друг с дру­гом. Несколь­ко семей соста­ви­ли фра­трию, несколь­ко фра­трий — три­бу, несколь­ко триб — граж­дан­скую общи­ну. Семья, фра­трия, три­ба, граж­дан­ская общи­на — все это обще­ства вполне сход­ные меж­ду собой, воз­ник­шие одно из дру­го­го в силу цело­го ряда сою­зов.

Нуж­но еще заме­тить, что по мере того, как соеди­ня­лись вме­сте эти раз­лич­ные груп­пы, ни одна из них все же не теря­ла сво­ей инди­виду­аль­но­сти и сво­ей неза­ви­си­мо­сти. Пусть несколь­ко семей соеди­ни­лись для обра­зо­ва­ния фра­трии, но строй каж­дой из них оста­вал­ся тот же, что и в эпо­ху ее обособ­лен­но­сти; ничто в ней не изме­ни­лось: ни ее культ, ни свя­щен­но­слу­же­ние, ни ее пра­во соб­ст­вен­но­сти, ни пра­во внут­рен­не­го семей­но­го суда. Далее соеди­ни­лись курии, но каж­дая из них сохра­ни­ла свой культ, свои собра­ния, свои празд­ни­ки, сво­его гла­ву. От три­бы пере­шли к граж­дан­ской общине, но три­бы из-за это­го не рас­па­лись, и каж­дая из них про­дол­жа­ла состав­лять целое почти так же, как если бы с.137 граж­дан­ская общи­на не суще­ст­во­ва­ла. В рели­гии суще­ст­во­ва­ло мно­же­ство мел­ких куль­тов, над кото­ры­ми воз­вы­шал­ся общий культ; в поли­ти­ке про­дол­жал суще­ст­во­вать целый ряд мел­ких пра­ви­тельств, а над ними воз­вы­си­лось одно общее для всех. Граж­дан­ская общи­на была феде­ра­ци­ей. Вот поче­му она была обя­за­на, по край­ней мере в тече­ние несколь­ких веков, ува­жать рели­ги­оз­ную и граж­дан­скую неза­ви­си­мость триб, курий и семей и не име­ла сна­ча­ла пра­ва вме­ши­вать­ся в част­ные дела каж­до­го из этих малень­ких обществ. Ей неза­чем было загляды­вать внутрь семьи, она не явля­лась судьей того, что в семье про­ис­хо­дит, она пре­до­став­ля­ла отцу пра­во и обя­зан­ность судить жену, сына, кли­ен­та. Вот поче­му част­ное пра­во, уста­но­вив­ше­е­ся в эпо­ху семей­ной обособ­лен­но­сти, мог­ло так дол­го суще­ст­во­вать в граж­дан­ской общине и изме­ни­лось лишь весь­ма позд­но.

Так скла­ды­ва­лась граж­дан­ская общи­на, и об этом свиде­тель­ст­ву­ют сохра­няв­ши­е­ся еще дол­го обы­чаи. Если мы посмот­рим на вой­ско граж­дан­ской общи­ны в пер­вое вре­мя ее воз­ник­но­ве­ния, то увидим, что оно разде­ля­лось на три­бы, курии и семьи, «так, чтобы, — гово­рит один древ­ний, — воин в бит­ве имел сво­им сосе­дом того, с кем в мир­ное вре­мя он совер­ша­ет вме­сте воз­ли­я­ния и при­но­сит жерт­вы на одном и том же алта­ре». Если мы взгля­нем на народ­ные собра­ния в пер­вые века после осно­ва­ния Рима, то увидим, что голо­са пода­ют­ся по кури­ям и родам. Если мы обра­тим­ся к куль­ту, то най­дем в Риме шесть веста­лок, по две на каж­дую три­бу. В Афи­нах архонт совер­шал боль­шую часть жерт­во­при­но­ше­ний от име­ни всей граж­дан­ской общи­ны, но, кро­ме того, суще­ст­во­ва­ли раз­лич­ные цере­мо­нии, кото­рые долж­ны были совер­шать­ся сооб­ща гла­ва­ми триб.

Граж­дан­ская общи­на, таким обра­зом, не явля­лась собра­ни­ем отдель­ных лиц, она была феде­ра­ци­ей несколь­ких групп, воз­ник­ших рань­ше нее и про­дол­жав­ших в ней суще­ст­во­вать. Из речей атти­че­ских ора­то­ров мы видим, что каж­дый афи­ня­нин являл­ся зараз чле­ном четы­рех раз­лич­ных обще­ст­вен­ных групп: он член семьи, член с.138 фра­трии, три­бы и, нако­нец, член граж­дан­ской общи­ны. Он не всту­па­ет одно­вре­мен­но во все четы­ре, как, напри­мер, фран­цуз, кото­рый с момен­та сво­его рож­де­ния при­над­ле­жит одно­вре­мен­но семье, общине, депар­та­мен­ту и оте­че­ству. Фра­трия и три­ба не явля­ют­ся адми­ни­ст­ра­тив­ным деле­ни­ем; чело­век всту­па­ет в эти четы­ре обще­ства в раз­лич­ные эпо­хи сво­ей жиз­ни; он, неко­то­рым обра­зом, вос­хо­дит от одной к дру­гой. Ребе­нок при­ни­ма­ет­ся, преж­де все­го, в семью посред­ст­вом рели­ги­оз­но­го обряда, кото­рый совер­ша­ет­ся над ним через десять дней после его рож­де­ния. Несколь­ко лет спу­стя он всту­па­ет во фра­трию в силу ново­го рели­ги­оз­но­го обряда, кото­рый мы опи­сы­ва­ли выше. Нако­нец, в воз­расте от шест­на­дца­ти до восем­на­дца­ти лет, он явля­ет­ся для поступ­ле­ния в граж­дан­скую общи­ну. В этот день, перед лицом алта­ря, на кото­ром дымит­ся жерт­вен­ное мясо, он про­из­но­сит клят­ву, в кото­рой обя­зу­ет­ся, меж­ду про­чим, все­гда чтить рели­гию государ­ства — граж­дан­ской общи­ны. С это­го дня он посвя­ща­ет­ся в обще­ст­вен­ный культ и ста­но­вит­ся граж­да­ни­ном. Взгля­ни­те на моло­до­го афи­ня­ни­на, кото­рый под­ни­ма­ет­ся со сту­пе­ни на сту­пень, от куль­та к куль­ту и перед вами будет образ той посте­пен­но­сти, через кото­рую про­шло неко­гда чело­ве­че­ское обще­ство. Тот путь, кото­рый он дол­жен сде­лать, есть путь, по кото­ро­му шло неко­гда обще­ство.

При­мер сде­ла­ет нам эту исти­ну более оче­вид­ной. У нас оста­лось доста­точ­но пре­да­ний и вос­по­ми­на­ний отно­си­тель­но афин­ской древ­но­сти, чтобы мы мог­ли доста­точ­но ясно видеть, как сло­жи­лась в Афи­нах граж­дан­ская общи­на. «В нача­ле, — гово­рит Плу­тарх, — Атти­ка была разде­ле­на на роды. Неко­то­рые роды этой пер­во­быт­ной эпо­хи, как, напри­мер, Эвмоль­пиды, Кек­ро­пиды, Гефо­реи, Фита­лиды, Лаки­а­ды, про­дол­жа­ли суще­ст­во­вать и в сле­дую­щие века. Афин­ская общи­на тогда еще не суще­ст­во­ва­ла, но каж­дый род, окру­жен­ный сво­и­ми млад­ши­ми отрас­ля­ми и кли­ен­та­ми, зани­мал извест­ную область и жил в ней совер­шен­но неза­ви­си­мо. У каж­до­го была своя соб­ст­вен­ная рели­гия: Эвмоль­пиды, жив­шие в Эле­в­зи­се, с.139 покло­ня­лись Демет­ре; Кек­ро­пиды, оби­тав­шие на ска­ле, где постро­е­ны были поз­же Афи­ны, име­ли сво­и­ми бога­ми-покро­ви­те­ля­ми Посей­до­на и Афи­ну. Совсем рядом, на малень­ком хол­ме Аре­о­па­га, покро­ви­те­лем был Арес; в Мара­фоне богом был Гер­ку­лес, в Пра­зи­ях — Апол­лон, дру­гой Апол­лон был богом в Фли­ях; Дио­с­ку­ры были в Кефа­ли­ях, и так далее во всех про­чих обла­стях.

Каж­дая семья, подоб­но тому, как име­ла сво­его бога и свой алтарь, име­ла так­же и сво­его гла­ву. Когда Пав­за­ний посе­тил Атти­ку, то нашел в малень­ких местеч­ках древ­ние пре­да­ния, кото­рые про­дол­жа­ли суще­ст­во­вать вме­сте с куль­том; эти имен­но пре­да­ния и поведа­ли ему, что у каж­до­го местеч­ка был неко­гда свой царь, до того еще вре­ме­ни, когда Кек­ропс цар­ст­во­вал в Афи­нах. Не было ли это вос­по­ми­на­ни­ем о тех отда­лен­ных вре­ме­нах, когда огром­ные пат­ри­ар­халь­ные семьи, подоб­но кла­нам кель­тов, име­ли каж­дая сво­его наслед­ст­вен­но­го гла­ву, являв­ше­го­ся одно­вре­мен­но и жре­цом и судьей? Сот­ня малень­ких обществ жила, таким обра­зом, в стране совер­шен­но изо­ли­ро­ван­но друг от дру­га, не зная ни рели­ги­оз­ной, ни поли­ти­че­ской свя­зи меж­ду собой, имея каж­дая свою терри­то­рию, воюя часто друг с дру­гом и живя до такой сте­пе­ни обособ­лен­но одна от дру­гой, что даже брак меж­ду чле­на­ми раз­лич­ных семей не все­гда был воз­мо­жен.

Но необ­хо­ди­мость или чув­ство сбли­зи­ли их посте­пен­но. Неза­мет­но они ста­ли соеди­нять­ся в груп­пы по четы­ре, по шесть семей. Так в пре­да­ни­ях мы нахо­дим сведе­ния о том, что четы­ре местеч­ка Мара­фон­ской рав­ни­ны соеди­ни­лись, чтобы покло­нять­ся сооб­ща Апол­ло­ну Дель­фий­ско­му; жите­ли Пирея, Фале­ра и двух сосед­них обла­стей соеди­ни­лись со сво­ей сто­ро­ны и постро­и­ли храм Гер­ку­ле­су. С тече­ни­ем вре­ме­ни эта сот­ня малень­ких государств сокра­ти­лась до два­дца­ти сою­зов. Пере­ме­ну, вслед­ст­вие кото­рой насе­ле­ние Атти­ки пере­шло от пат­ри­ар­халь­но­го семей­но­го строя к более обшир­но­му обще­ст­вен­но­му строю, пре­да­ние при­пи­сы­ва­ет трудам Кек­ро­п­са; пони­мать это нуж­но таким обра­зом, что с.140 пере­ме­на эта завер­ши­лась лишь в эпо­ху его цар­ст­во­ва­ния, кото­рое отно­си­ли к шест­на­дца­то­му веку до нашей эры. Мы видим, впро­чем, что Кек­ропс цар­ст­во­вал над одним из две­на­дца­ти сою­зов, над тем, кото­рый сде­лал­ся поз­же Афи­на­ми; один­на­дцать дру­гих сою­зов оста­ва­лись вполне неза­ви­си­мы­ми; у каж­до­го был свой бог-покро­ви­тель, свой алтарь, свой свя­щен­ный огонь и свой гла­ва.

Про­шло несколь­ко поко­ле­ний за то вре­мя, пока груп­па Кек­ро­пидов при­об­ре­ла неза­мет­но выдаю­ще­е­ся зна­че­ние. От это­го вре­ме­ни оста­лось вос­по­ми­на­ние о кро­ва­вой борь­бе, кото­рую они выдер­жа­ли про­тив Эле­взин­ских Эвмоль­пидов и в резуль­та­те кото­рой послед­ние долж­ны были под­чи­нить­ся, сохра­нив за собой един­ст­вен­ное пра­во наслед­ст­вен­но­го свя­щен­ства при сво­ем боже­стве. Мож­но пред­по­ла­гать, что были и дру­гие вой­ны и дру­гие заво­е­ва­ния, вос­по­ми­на­ний о кото­рых не сохра­ни­лось. Ска­ла Кек­ро­п­са, на кото­рой раз­вил­ся мало-пома­лу культ Афи­ны и кото­рой усво­е­но было, нако­нец, имя ее глав­но­го боже­ства, при­об­ре­ла вер­хов­ную власть над один­на­дца­тью про­чи­ми государ­ства­ми. Тогда появил­ся Тезей, наслед­ник Кек­ро­пидов. Все пре­да­ния утвер­жда­ют еди­но­глас­но, что он соеди­нил две­на­дцать групп в одну общи­ну. Ему дей­ст­ви­тель­но уда­лось заста­вить всю Атти­ку при­нять культ Афи­ны Пал­ла­ды, так что с тех пор вся стра­на ста­ла совер­шать общие пана­фи­ней­ские жерт­во­при­но­ше­ния. До него у каж­до­го местеч­ка был свой свя­щен­ный огонь и свой при­та­ней, он же стре­мил­ся к тому, чтобы афин­ский при­та­ней сде­лал­ся рели­ги­оз­ным цен­тром всей Атти­ки. С тех пор афин­ское един­ство было уста­нов­ле­но. В рели­ги­оз­ном отно­ше­нии каж­дая область сохра­ня­ла свой древ­ний культ, но все они при­ня­ли в то же вре­мя еще и один общий; в поли­ти­че­ском отно­ше­нии каж­дая из них сохра­ня­ла сво­его гла­ву, сво­их судей, свое пра­во народ­ных собра­ний, но выше этих мест­ных управ­ле­ний сто­я­ло цен­траль­ное управ­ле­ние граж­дан­ской общи­ны.

Из этих столь точ­ных пре­да­ний и вос­по­ми­на­ний, кото­рые так свя­то хра­ни­лись Афи­на­ми, выте­ка­ют, как нам с.141 кажет­ся, две оди­на­ко­во оче­вид­ные исти­ны: пер­вая, что граж­дан­ская общи­на была сою­зом групп, сло­жив­ших­ся рань­ше нее; вто­рая, что обще­ство раз­ви­ва­лось лишь по мере того, как рас­ши­ря­лись и рели­ги­оз­ные веро­ва­ния. Труд­но ска­зать, был ли рели­ги­оз­ный про­гресс при­чи­ной про­грес­са соци­аль­но­го, но досто­вер­но, что они оба воз­ник­ли одно­вре­мен­но и в заме­ча­тель­ном соот­вет­ст­вии.

Нуж­но при­нять во вни­ма­ние ту чрез­вы­чай­ную труд­ность, какая пред­став­ля­лась пер­во­быт­ным наро­дам при осно­ва­нии пра­виль­ных обществ. Не лег­ко уста­но­вить обще­ст­вен­ную связь меж­ду людь­ми настоль­ко раз­лич­ны­ми, до такой сте­пе­ни сво­бод­ны­ми, столь непо­сто­ян­ны­ми. Чтобы дать им общие зако­ны, уста­но­вить власть, вну­шить пови­но­ве­ние, заста­вить стра­сти под­чи­нить­ся разу­му, инди­виду­аль­ный разум — разу­му обще­ст­вен­но­му, — тре­бу­ет­ся, без сомне­ния, нечто более силь­ное, чем сила физи­че­ская, нечто более чти­мое, чем выго­да, более надеж­ное, чем фило­соф­ские тео­рии, более нена­ру­ши­мое, чем дого­вор, — нечто, что нахо­ди­лось бы оди­на­ко­во в глу­бине всех сер­дец и име­ло бы над все­ми ими власть.

Это нечто есть веро­ва­ние. Нет ниче­го более власт­но­го над душой чело­ве­ка. Веро­ва­ние есть про­из­веде­ние наше­го духа, но мы не власт­ны изме­нить его сво­бод­но по наше­му жела­нию. Оно наше созда­ние, но мы это­го не зна­ем. Оно чело­веч­но, а мы счи­та­ем его боже­ст­вен­ным. Оно дей­ст­вие нашей силы и оно силь­нее нас. Оно в нас самих, оно нико­гда не покида­ет нас, гово­рит с нами вся­кую мину­ту. Если оно велит нам пови­но­вать­ся, — мы пови­ну­ем­ся; если оно пред­пи­сы­ва­ет нам обя­зан­но­сти, — мы им под­чи­ня­ем­ся. Чело­век может поко­рить при­ро­ду, но он под­вла­стен сво­ей мыс­ли.

И вот древ­ние веро­ва­ния при­ка­зы­ва­ли чело­ве­ку чтить пред­ка; культ пред­ков собрал семью вокруг одно­го алта­ря. Отсюда вышла пер­вая рели­гия, пер­вые молит­вы, пер­вое поня­тие дол­га, пер­вые поня­тия о нрав­ст­вен­но­сти; отсюда про­изо­шло так­же и уста­нов­ле­ние соб­ст­вен­но­сти, опре­де­ле­ние поряд­ка насле­до­ва­ния, отсюда, нако­нец, все част­ное пра­во, все зако­ны домаш­ней с.142 орга­ни­за­ции. Далее, с ростом веро­ва­ний рос­ли и фор­мы обще­ст­вен­ной жиз­ни. По мере того, как люди начи­на­ли чув­ст­во­вать, что у них есть общие боги, они нача­ли соеди­нять­ся в более обшир­ные груп­пы. Те же нор­мы, най­ден­ные и уста­нов­лен­ные в семье, при­ло­же­ны были поз­же и к фра­трии, три­бе, к граж­дан­ской общине.

Оки­нем взглядом путь, прой­ден­ный людь­ми. Вна­ча­ле семья живет обособ­лен­но, и чело­век зна­ет лишь домаш­них богов, θεοὶ πατρῷοι, dii gen­ti­les. Выше семьи обра­зу­ет­ся фра­трия со сво­им богом θεός φράτ­ριος, Iuno cu­ria­lis. Затем идет три­ба и бог три­бы θεός φύ­λιος. Нако­нец, явля­ет­ся граж­дан­ская общи­на и поня­тие о боге, про­виде­ние кото­ро­го хра­нит всю общи­ну, θεός πο­λιεύϛ, pe­na­tes pub­li­ci. Иерар­хия веро­ва­ний — иерар­хия обще­ст­вен­ных сою­зов. Рели­гия у древ­них была вдох­но­ви­тель­ни­цей и орга­ни­за­то­ром обще­ства.

Индус­ские, гре­че­ские и этрус­ские мифы рас­ска­зы­ва­ют, что боги откры­ла людям зако­ны обще­жи­тия. В этой леген­дар­ной фор­ме заклю­ча­ет­ся исти­на. Соци­аль­ные зако­ны были делом богов, но сами эти могу­ще­ст­вен­ные и бла­го­де­тель­ные боги есть не что иное, как чело­ве­че­ские веро­ва­ния.

Тако­во было про­ис­хож­де­ние государ­ства у древ­них. Иссле­до­ва­ние это было необ­хо­ди­мо, чтобы мы мог­ли соста­вить себе тот­час же поня­тие о при­ро­де учреж­де­ний граж­дан­ской общи­ны. Но здесь мы долж­ны сде­лать ого­вор­ку. Если пер­вые граж­дан­ские общи­ны обра­зо­ва­лись путем сою­зов ранее уста­но­вив­ших­ся малень­ких обще­ст­вен­ных групп, то нель­зя ска­зать того же обо всех извест­ных нам граж­дан­ских общи­нах, что все они обра­зо­ва­лись тем же путем. Раз обще­ст­вен­ная орга­ни­за­ция была най­де­на, то не пред­став­ля­лось надоб­но­сти начи­нать сыз­но­ва каж­до­му горо­ду тот же длин­ный и труд­ный путь. Порядок мог быть часто даже совер­шен­но обрат­ным. Когда какой-нибудь пред­во­ди­тель выхо­дил из горо­да уже сло­жив­ше­го­ся и шел осно­вы­вать дру­гой, то он уво­дил с собой обык­но­вен­но толь­ко неболь­шое коли­че­ство сво­их сограж­дан и к ним при­со­еди­нял мно­го посто­рон­не­го наро­ду, людей, вышед­ших из раз­лич­ных мест, с.143 при­над­ле­жа­щих ино­гда даже к раз­лич­ным расам. Но новое государ­ство гла­ва этот устра­и­вал все­гда по образ­цу того, из кото­ро­го он вышел. Он делил, сле­до­ва­тель­но, свой народ на три­бы и фра­трии. Каж­дая из этих малень­ких обще­ст­вен­ных групп име­ла свой алтарь, свои жерт­во­при­но­ше­ния, свои празд­ни­ки; каж­дая при­ду­мы­ва­ла себе даже древ­не­го героя, кото­ро­го чти­ла куль­том и в про­ис­хож­де­ние от кото­ро­го начи­на­ла со вре­ме­нем верить.

Слу­ча­лось часто и так, что люди какой-нибудь стра­ны жили, не имея ни зако­нов, ни поряд­ка; было ли это пото­му, что обще­ст­вен­ная орга­ни­за­ция не смог­ла там уста­но­вить­ся, как в Арка­дии, или же она была иска­же­на и раз­ру­ше­на, как в Кирене и Фури­ях, — но все­гда, в таких слу­ча­ях, зако­но­да­тель, желав­ший уста­но­вить пра­виль­ный порядок сре­ди этих людей, начи­нал с того, что делил их на три­бы и фра­трии, как буд­то кро­ме это­го не суще­ст­во­ва­ло ино­го типа обще­ст­вен­ной орга­ни­за­ции. В каж­дой из назван­ных групп он уста­нов­лял героя-эпо­ни­ма, учреж­дал жерт­во­при­но­ше­ния, вво­дил пре­да­ния. Таким путем начи­на­ли все, кто желал осно­вать пра­виль­ное обще­ство. Так посту­па­ет и сам Пла­тон, когда он пред­став­ля­ет себе образ­цо­вое государ­ство.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1290958949 1263488756 1264888883 1291152931 1291153267 1291153533