В. В. Рязанов

Монеты и монетарии Римской республики

Любезно предоставлено автором, 2011.

Дена­рий Л. Кас­сия Лон­ги­на
(Crawford 413/1; Sy­den­ham 935; Sear 364)
60 г. до н. э.
Источ­ник иллю­ст­ра­ции: An­cient Coins Search En­gi­ne.

Моне­та­рий дан­но­го выпус­ка Луций Кас­сий Лон­гин про­ис­хо­дил из пле­бей­ской семьи, вошед­шей в рим­скую поли­ти­че­скую эли­ту в пер­вой поло­вине II в. Впро­чем, несмот­ря на доволь­но «недав­нюю» знат­ность, род Кас­си­ев доста­точ­но твер­до укре­пил­ся в ноби­ли­те­те, доби­ва­ясь кон­сульств на про­тя­же­нии четы­рех под­ряд поко­ле­ний.

Луций Кас­сий был млад­шим сыном Г. Кас­сия Лон­ги­на, кото­рый был кон­су­лом в 73 г. и про­кон­су­лом Циз­аль­пин­ской Гал­лии годом спу­стя. В этом каче­стве он коман­до­вал арми­ей про­тив Спар­та­ка на севе­ре Ита­лии, но коман­до­вал неудач­но, — в бит­ве при Мутине отряды рабов и гла­ди­а­то­ров раз­гро­ми­ли про­кон­суль­скую армию.

Про­кон­сул имел трех сыно­вей. Стар­ший сын Гай стал гла­вой заго­во­ра про­тив Цеза­ря, коман­дую­щим послед­ней армии рес­пуб­ли­кан­цев и покон­чил жизнь само­убий­ст­вом при Филип­пах. Сред­ний сын Квинт под­дер­жи­вал в граж­дан­ской войне Цеза­ря, стал намест­ни­ком Испа­нии и погиб при воз­вра­ще­нии из про­вин­ции в кораб­ле­кру­ше­нии.

Млад­ший брат цеза­ре­убий­цы — наш моне­та­рий — оста­вил мень­ший след в исто­рии, одна­ко стал осно­ва­те­лем рода импер­ских Кас­си­ев, пород­нив­ших­ся с домом Цеза­рей. Луций Кас­сий родил­ся око­ло 80 г. В 50-х гг. он совер­шал обыч­ную для рим­ско­го ноби­ля карье­ру — был избран в вигин­ти­ви­рат (III­vir mo­ne­ta­lis), высту­пал обви­ни­те­лем в несколь­ких судеб­ных про­цес­сах, в част­но­сти про­тив Гнея План­ция, где его оппо­нен­том был Цице­рон, и в деле Мило­на.

Начав­ша­я­ся граж­дан­ская вой­на рас­ко­ло­ла рим­ское обще­ство на две части. В раз­ных лаге­рях ока­за­лись и бра­тья Кас­сии — стар­ший под­дер­жал Пом­пея, а млад­ший при­со­еди­нил­ся к Цеза­рю. В 48 г. мы встре­ча­ем его в Фес­са­лии в ран­ге про­кон­су­ла — высо­кая долж­ность для чело­ве­ка, толь­ко встав­ше­го на путь поче­стей. Цезарь пишет, что Кас­сий Лон­гин коман­до­вал XXVII леги­о­ном ново­бран­цев и был послан в Фес­са­лию для обо­ро­ны этой про­вин­ции от пом­пе­ян­цев. В ходе наступ­ле­ния Метел­ла Сци­пи­о­на Кас­сий был отбро­шен и был вынуж­ден поспеш­но отсту­пить в горы север­ной Гре­ции, по направ­ле­нию к Амбра­кии. Впро­чем, раз­гро­мить Кас­сия Метел­лу Сци­пи­о­ну не уда­лось — актив­ные дей­ст­вия дру­го­го цеза­ри­ан­ско­го пол­ко­во­д­ца Гн. Доми­ция Каль­ви­на вынуди­ли его отсту­пить на соеди­не­ние с дру­ги­ми вой­ска­ми пом­пе­ян­цев. Цезарь пишет: «Таким обра­зом, Кас­сия спас­ла энер­гия Доми­ция, а Фаво­ния (про­ти­во­сто­яв­ше­го Каль­ви­ну — В. Р.) — быст­ро­та Сци­пи­о­на» (Caes. B. C. III, 34—36). В даль­ней­шем леги­он Кас­сия вошел в состав отряда Кв. Фуфия Кале­на и участ­во­вал в очи­ще­нии про­вин­ции Ахайи от войск пом­пе­ян­ско­го пол­ко­во­д­ца П. Рути­лия Лупа.

К этой кам­па­нии отно­сит­ся и упо­ми­на­ние Луция Кас­сия в эпи­гра­фи­че­ском источ­ни­ке — в над­пи­си, най­ден­ной у г. Оссы:

L(uci­us) Cas­sius Lon­gin (us)
pro­co(n)s(ule)
Tem­pe mu­ni­vit (CIL I, 618)

В 44 г. Луций Кас­сий был народ­ным три­бу­ном и пред­став­лял сво­его бра­та, отпра­вив­ше­го­ся на Восток, на Апол­ло­но­вых играх, устро­ен­ных город­ским пре­то­ром М. Бру­том. Види­мо, после того, как Гай Кас­сий был поми­ло­ван Цеза­рем и при­со­еди­нил­ся к нему, меж­ду бра­тья­ми, под­дер­жав­ши­ми в граж­дан­ской войне раз­ные пар­тии, вновь вос­ста­но­вил­ся мир. После гибе­ли дик­та­то­ра Луций встал на сто­ро­ну бра­та и про­ти­во­сто­ял пла­нам его вра­гов, при­чем с таким усер­ди­ем, что М. Анто­ний в курии даже обе­щал его убить. Речь идет о заседа­нии сена­та 28 нояб­ря 44 г., когда состо­ял­ся окон­ча­тель­ный раз­рыв меж­ду сена­том и Анто­ни­ем и нача­лась Мутин­ская вой­на.

Нача­ло про­скрип­ций заста­ви­ло Луция Кас­сия бежать из Рима. Он успеш­но ускольз­нул от пре­сле­до­ва­ния убийц, послан­ных три­ум­ви­ра­ми, и при­со­еди­нил­ся к армии бра­та. Одна­ко, долж­но­сти в вой­ске Луций не полу­чил и во вре­мя сра­же­ния при Филип­пах нахо­дил­ся в Эфе­се вме­сте с мно­ги­ми сена­то­ра­ми. Когда Анто­ний после Филипп при­был в про­вин­цию Азию, Луций Кас­сий и осталь­ные при­бы­ли к нему с прось­бой о поми­ло­ва­нии. Анто­ний не был жесток — каз­нив убийц Цеза­ря (в чис­ло кото­рых Л. Кас­сий не вхо­дил), он поми­ло­вал осталь­ных и ввел их в свое окру­же­ние.

Впро­чем, Луций Кас­сий после пора­же­ния рес­пуб­ли­кан­цев и гибе­ли бра­та и сына (Луций Кас­сий-млад­ший, види­мо, погиб при Филип­пах) разо­ча­ро­вал­ся в поли­ти­ке и уда­лил­ся в част­ную жизнь.

Луций Кас­сий Лон­гин был женат на Суль­пи­ции, доче­ри Сер­вия Руфа, кон­су­ла 51 г., и двою­род­ной сест­ре еще одно­го цеза­ре­убий­цы Д. Юния Бру­та Аль­би­на. От бра­ка он имел дво­их детей — упо­ми­нав­ше­го­ся выше сына Луция и дочь Кас­сию Пол­лу, то есть «Малень­кую» (упо­ми­на­ет­ся в над­пи­си — CIL VI, 361). Внук наше­го моне­та­рия — так­же Луций Кас­сий Лон­гин — был кон­су­лом в 11 г. н. э. и мужем сво­ей род­ст­вен­ни­цы Элии — доче­ри поэтес­сы Суль­пи­ции и внуч­ки кон­су­ла Сер­вия Руфа.

Сыно­вья Л. Кас­сия и Элии (пра­вну­ки наше­го героя) Луций и Гай были кон­су­ла­ми в 30 г. н. э. (пер­вый — орди­нар­ным, вто­рой — суф­фек­том), а так­же пород­ни­лись с импе­ра­тор­ской семьей. Луций был женат на Дру­зил­ле, доче­ри Гер­ма­ни­ка и люби­мой сест­ре Гая Кали­гу­лы, а Гай на Юнии Лепиде, пра­пра­внуч­ке Авгу­ста, кото­рая была так­же пото­ми­цей Юни­ев Сила­нов, Ман­ли­ев Торк­ва­тов, Эми­ли­ев Лепидов, Клав­ди­ев Мар­цел­лов и дру­гих знат­ней­ших рим­ских родов.

Впро­чем, род­ство с импе­ра­тор­ской семьей в то вре­мя не спо­соб­ст­во­ва­ло, а ско­рее даже пре­пят­ст­во­ва­ло дол­го­жи­тель­ству. И Луций, и Гай под­верг­лись репрес­си­ям и погиб­ли, не оста­вив сыно­вей. Послед­ней пред­ста­ви­тель­ни­цей рода была дочь Гая, вышед­шая замуж за зна­ме­ни­то­го рим­ско­го пол­ко­во­д­ца Гн. Доми­ция Кор­бу­ло­на, так­же погиб­ше­го в репрес­си­ях Неро­на.

Дена­рий Луция Кас­сия в духе попу­ляр­ной в I в. тра­ди­ции про­слав­лять дея­ния пред­ков обра­ща­ет­ся к пра­деду моне­та­рия — кон­су­лу 127 г. и цен­зо­ру 125 г. Л. Кас­сию Лон­ги­ну Равил­ле,

Аверс, изо­бра­жаю­щий боги­ню Весту, напо­ми­на­ет о зна­ме­ни­том скан­да­ле, кото­рый раз­ра­зил­ся в Риме в 113 г. Вестал­ки, кото­рым было пред­пи­са­но хра­нить дев­ст­вен­ность, были обви­не­ны в нару­ше­нии цело­муд­рия. Гром­кие судеб­ные про­цес­сы сопро­вож­да­лись таки­ми нару­ше­ни­я­ми, что Кас­сий обви­нил вели­ко­го пон­ти­фи­ка Л. Метел­ла Дал­ма­ти­ка и всю кол­ле­гию пон­ти­фи­ков в нечи­сто­плот­но­сти, так как они осуди­ли лишь одну вестал­ку — Эми­лию, поща­див дру­гих — Мар­цию и Лици­нию, исхо­дя, види­мо, из близ­ко­го род­ства с ними. Рим­ский народ, взбудо­ра­жен­ный скан­да­лом, назна­чил Кас­сия сле­до­ва­те­лем в деле веста­лок и он добил­ся обви­не­ния двух веста­лок и несколь­ких их сообщ­ни­ков. Суро­вость, про­яв­лен­ную Кас­си­ем в деле веста­лок, отме­ча­ли потом­ки как при­мер истин­но рим­ских обы­ча­ев.

Таким обра­зом, Кас­сий мог счи­тать себя как бы «защит­ни­ком» боги­ни Весты от свя­тотат­цев, а его потом­ки про­слав­ля­ли его дея­ние и под­чер­ки­ва­ли сакраль­ную связь сво­его рода с боги­ней. Отме­тим, что Веста встре­ча­ет­ся на авер­се еще одно­го дена­рия Кас­си­ев, при­над­ле­жав­ше­го чекан­ке пред­ста­ви­те­ля дру­гой вет­ви рода (но так­же про­ис­хо­дя­щей от Равил­лы) — Квин­та Кас­сия (55 г., Crawford 428/1).

Реверс вспо­ми­на­ет еще об одном дея­нии Л. Кас­сия Лон­ги­на Равил­лы. Будучи народ­ным три­бу­ном в 137 г., он высту­пил ини­ци­а­то­ром зако­но­про­ек­та о веде­нии в судах закры­той пода­чи голо­сов. При­ня­тый закон демо­кра­ти­зи­ро­вал судо­про­из­вод­ство, так как умень­шал зави­си­мость при­сяж­ных от зна­ти. С дру­гой сто­ро­ны, новый закон вел к уве­ли­че­нию корруп­ции — нечи­стые на руку при­сяж­ные теперь мог­ли гораздо про­ще брать с участ­ни­ков про­цес­сов взят­ки за нуж­ные им реше­ния. Отме­тим, что в 30-х гг. II в. было при­ня­то три зако­на о тай­ном голо­со­ва­нии — кро­ме Л. Кас­сия, свои зако­ны про­ве­ли А. Габи­ний и Г. Папи­рий Кар­бон. Габи­ний ввел таб­лич­ки для выбо­ров маги­ст­ра­тов, Кар­бон — при при­ня­тии зако­нов. Закон Кас­сия о тай­ном голо­со­ва­нии в судах вме­сте с дву­мя дру­ги­ми под­ры­вал заси­лье зна­ти и уси­ли­вал роль «малень­ких людей» в государ­ст­вен­ных делах. Отме­тим, что Л. Кас­сий по сооб­ще­нию Цице­ро­на был одним из авто­ров так­же и Габи­ни­е­ва зако­на.

Рим­ляне по-раз­но­му отно­си­лись к зако­нотвор­че­ской дея­тель­но­сти Л. Кас­сия Лон­ги­на Равил­лы. Сци­пи­он Эми­ли­ан вся­че­ски под­дер­жи­вал новый закон и, воз­мож­но, был одним из его вдох­но­ви­те­лей. Прин­цепс сена­та М. Эми­лий Скавр про­ти­вил­ся это­му зако­ну и под­дер­жи­вал муни­ци­паль­ных поли­ти­ков, кото­рые сопро­тив­ля­лись введе­нию подоб­ных зако­нов в сво­их муни­ци­пи­ях. М. Тул­лий Цице­рон писал о законе Кас­сия: «Луций Кас­сий пред­ло­жил закон о голо­со­ва­нии пода­чей таб­ли­чек. Народ думал, что дело идет о его сво­бо­де. Ино­го мне­ния были пер­вые люди в государ­стве, кото­рые раде­ли о бла­ге опти­ма­тов и стра­ши­лись без­рас­суд­ства тол­пы и про­из­во­ла при пода­че таб­ли­чек» (Cic. pro Sest. 103).

Впро­чем, как бы не отно­си­лись рим­ляне к Кас­си­е­ву зако­ну, они не мог­ли не при­знать, что он стал важ­ной состав­ной частью рим­ской кон­сти­ту­ции. Про­слав­ляя на сво­ем дена­рии зна­ме­ни­тый закон пра­деда, Луций Лон­гин под­чер­ки­вал, что в тра­ди­ци­ях рода Кас­си­ев — зако­нотвор­че­ская дея­тель­ность, при­чем направ­лен­ная на уси­ле­ние роли про­стых людей в ущерб заси­лью зна­ти.

Итак, рели­ги­оз­ное бла­го­че­стие и зако­нотвор­че­ство в поль­зу про­сто­го наро­да… Чем не пред­вы­бор­ная про­грам­ма для Кас­си­ев Лон­ги­нов?

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1291165691 1291159995 1291159590 1303221058 1303222561 1303236123