Об одной группе эллинистических сосудов из некрополя Ольвии
с.342 При работе с материалами эллинистического некрополя Ольвии мое внимание привлекли две столовые импортные амфоры, происходящие из раскопок
Первая была найдена в могиле № 25 (рис. 1, 1). Она имеет вытянутую форму с овоидными очертаниями, высокое горло и воронковидный профилированный венчик. Туловище сосуда каннелировано. Ручки не сохранились, но в местах их крепления с горлом и плечиками амфоры сохранились круглые ротели. Лак черный, не очень высокого качества. На горле с обеих сторон накладной глиной и белой краской исполнен орнамент в виде гирлянд из копьевидных подвесок. На плечиках помещен пояс орнамента в виде волны, исполненный гравировкой. В центральной части тулова между орнаментом в виде поясков из точек расположен неширокий фриз. На нем изображены пальметты и точечные розетки, исполненные белой краской. Высота сосуда 63,6 см, диаметр 30,5 см, диаметр венчика 21,5 см, диаметр ножки 14,8 см.
Вторая подобная амфора происходит из могилы № 39 (рис. 1, 2). Форма сосуда в целом аналогична предыдущему. Роспись же ее несколько отличается от амфоры из могилы № 25. На плечиках помещена более сложная композиция: с одной стороны, как и у предыдущей амфоры, находится пояс в виде волны, а с другой стороны — пояс из точечных розеток и птичек, исполненных белой краской. Отличается и орнамент на фризе в центральной части тулова. В данном случае это венки и пальметты. Высота амфоры составляет 64,4 см, диаметр тулова 32,9 см, диаметр венчика 21,2 см, диаметр ножки 14,9 см.
Комплекс находок из погребения 25, включающий в себя большой набор различных категорий керамики, надежно датируется в пределах конца II — начала I вв. до н. э. В погребении 39 находок было встречено немного, но синхронность его с предыдущим не вызывает сомнений2.
Находки амфор рассматриваемого нами типа весьма редки. Амфора, практически аналогичная вышеописанному сосуду из ольвийского погребения № 39, хранится в коллекции Музея Античного Искусства в Берлине (рис. 2, 2). Попала она туда из Ольвии через торговца древностями Мафрогодато. Тулово ее также каннелировано. Горло украшено с обеих сторон гирляндами из копьевидных подвесок. На фризе слабо видны изображения венков, на плечах — гравированный орнамент в виде волны. В отличие от наших сосудов, у берлинской амфоры сохранились плоские в сечении ручки3.
с.343 Еще одна близкая по форме и декору амфора была приобретена
Еще две амфоры рассматриваемого нами типа, также происходящие из Ольвии, хранятся в Одесском археологическом музее6. Форма тулова этих амфор практически не отличается от описанных выше, роспись же имеет свои особенности. На одной из них7 горло орнаментировано так же, как и у большинства предыдущих экземпляров — гирляндой из копьевидных подвесок, исполненной белой краской и жидкой глиной. Роспись плеч тоже достаточно стандартна — волнообразный гравированный орнамент. В центре же тулова располагается широкий фриз с сюжетной росписью. На фризе изображена сцена гоплитодрома (бег в полном вооружении). Между бегущими фигурами помещены треножники. Изображение было выполнено гравировкой, белой краской и жидкой глиной. Высота амфоры 59 см, диаметр тулова 31,5 см, диаметр венчика 18,5 см, диаметр ножки 15,6 см.
На второй амфоре роспись почти не сохранилась8. Горло ее было украшено пальметтами, исполненными белой краской и жидкой глиной. На тулове также располагался фриз. Сейчас слабо различимы лишь треножник и колонна, изображенные под ручками.
с.344 Бросается в глаза безусловная взаимосвязь орнаментов и сюжетов на амфорах из разных музеев. Причем полностью аналогичные росписи отсутствуют, сходными являются лишь отдельные детали (волнообразный пояс, изображения птиц и
Амфоры, хранящиеся в Историческом музее и Берлинском Alten Museum, отличаются от прочих более вытянутыми пропорциями и более лаконичной росписью. Исходя из общей тенденции развития античной керамики (прежде всего, амфор различных типов), от приземистых к вытянутым формам, можно предположить, что амфоры из Эрмитажа и Одесского музея несколько древнее. По крайней мере, их можно датировать не позднее второй половины
Несомненный интерес вызывает уникальная стеклянная амфора из Ольвии (рис. 2, 3)10, хранящаяся в Берлинском музее11. Этот сосуд имеет аналогичную нашим сосудам морфологию. Высота ее 59,6 см, диаметр 22,4 см,
Итак, рассматривая приведенные аналогии, можно сделать вывод о том, что мы имеем дело с серией сосудов, произведенных в одном центре во II — начале
В фондах Одесского археологического музея13, помимо вышеописанных, обращают на себя внимание еще две близких по морфологии группы амфор. Первая включает сосуды с чернофигурной росписью по светлому фону. Одна из ваз сохранилась полностью14. Она имеет веретенообразное тулово, длинное узкое горло и ножку в виде высокого кольцевого поддона15. Амфора изначально была изготовлена со сквозным отверстием в дне. Глина амфоры светло-коричневая, с содержанием слюды.
Горло сосуда украшено горизонтальными и вертикальными полосами черного лака, такими же полосами украшены ручки сосуда. На тулове располагаются сюжетные росписи. На одной стороне — квадрига, управляемая Эротом, на другой — Эрот на коне преследует бегущего с.345 Эрота16. Высота амфоры 59,5 см, диаметр тулова 31,8 см, диаметр венчика 15,7 см, диаметр ножки-поддона 11,5 см.
Еще от двух подобных сосудов сохранились только фрагменты. Фриз одной из них украшен изображениями дельфинов в окружении растительного орнамента17. Эта амфора, судя по сохранившимся свинцовым скобам, в древности подвергалась ремонту. От нее также сохранилась крышка с аналогичной росписью.
От второй сохранилась часть тулова с фризом, на котором изображены пальметты с окружающими их грифонами18. Оба этих сосуда были изготовлены из светло-коричневой глины с серым закалом в центре черепка и частицами слюды.
Обращает на себя внимание морфологическое сходство этих сосудов с чернолаковыми амфорами из Исторического музея. Есть общее и в росписи этих ваз, например, трудно не заметить сходства в трактовке грифонов фрагментов амфоры из Одесского музея и эрмитажного сосуда. Но при этом заметны и отличия. Чернолаковые сосуды изготовлены из светло-коричневой, иногда розовой плотной глины без видимых примесей.
Вторая интересная группа сосудов из Одесского музея — это полихромные амфоры, изготовленные в местных, ольвийских мастерских19. Метрические параметры их меньше предыдущих20. При этом форма их, несомненно, подражает публикуемым нами ольвийским чернолаковым амфорам.
Все предыдущие исследователи считали, что этот эллинистический тип керамики ведет свое начало от
Место производства наших сосудов требует отдельного рассмотрения. На подобные амфоры в свое время обратил внимание еще с.346 Ростовцев, назвавший их «агонистическими погребальными амфорами»23. Единственная специальная работа, уже упомянутая ранее, посвященная этому типу керамики, была опубликована более 30 лет назад24. В ней автор определял эту группу как сосуды, сделанные на заказ для погребального ритуала. Исследователем были подробно рассмотрены сосуды из Одесского археологического музея. В результате им было выдвинуто предположение, что часть этих амфор производилась в Александрии, а часть — в Пергаме в пределах второй половины
Предыдущие исследователи относили часть чернофигурных амфор из Одесского музея к александрийскому производству, связывая их с «вазами Гадра»25. На сегодняшний день представляется, что эта связь не вызывает сомнений. По последним исследованиям
Помимо наиболее распространенного варианта «ваз Гадра» с росписью красно-коричневой краской по светлому ангобу, известны также чернолаковые гидрии и амфоры, часто упоминаемые вместе с этим типом эллинистической керамики27. В последнее время появились данные о том, что они также производились в округе Александрии в эллинистическое время28. При этом, как уже говорилось выше, исследуемые нами ольвийские сосуды имеют свою, специфичную форму. В других регионах близкие по морфологии амфоры известны только в более ранний период29. В этом контексте весьма интересны изображения подобных амфор на стене расписного склепа в некрополе Мариссы30 и в одном из богатых фракийских погребений на территории Болгарии31. То есть подобная форма погребальных сосудов была известна в Причерноморье и Средиземноморье, с.347 по крайней мере, в III—
Исходя из всего вышесказанного, напрашивается вывод о существовании специфичного типа эллинистических расписных погребальных амфор, производившихся в Александрии или в другом, но связанным с этим полисом центром производства, специально для импорта в Ольвию Понтийскую в III — нач.
The article is devoted to one type of amphoras found in the Olbia necropolis. Two amphoras were found in 1896 in the graves 25 and 39. The amphoras has stretched ovoid body, high throat and funnel-shaped offset rim. The leg is high and moulded. The body is ribbed. The handles are not preserved. At the places of handles’ attachments there are round rotelles. Glaze is black.
The shape of our vessel is characteristic for the Hellenistic period. Two amphorae of this type are known among finds from Olbia. The identical amphora storage in Antiken Sammlung in Berlin was bought in Olbia. The second one, which is Pseudo-Panathenaic, painted in black-figure style and dated to the II
Some facts let us speak about existence of specific type hellenistic painted funeral amphoras made in Alexandria or in other cities, but connected with this polis as the center of manufacture, specially for import in Olbia Pontica in III—
с.348
Рис. 1. Чернолаковые амфоры из собрания Государственного исторического музея (1, 2). |
Рис. 2. Сосуды из собрания Эрмитажа (1) и Берлинских музеев (2, 3). |
ПРИМЕЧАНИЯ