Городской образ и визуальный сюжет: Марсово поле во времена Августа
Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой.
Марсово поле, в течение столетий республики находившееся в состоянии градостроительной спячки, в императорский период ясно засвидетельствовано как впечатляющий монументальный район. Тогда как последующие императоры дополняли Поле Марса, именно Август Цезарь дал важнейший толчок к изменению города. В данной статье я намерен исследовать существование сформулированного символического городского образа в римской северной долине разлива. Обращаясь к архитектурным формам, декорациям и планировке, важно понять, действительно ли принцепс и его помощники осознанно создали на Марсовом поле спланированный визуальный сюжет для распространения идеологии Августа. Повлиял ли умышленно созданный городской образ на внешний вид района, его строения, украшения и топографию в ходе пропаганде мира Августа, золотого века и особы императора? Если спонтанная планировка Рима накладывала ограничения на архитектурные начинания в пределах республиканского городского пейзажа, то фактически не использовавшееся поле дало Августу редкую возможность создать спланированный городской образ с самого начала. Благодаря использованию эстетических форм и идейного символизма и превращению района в место для отдыха, заданный городской образ мог оказать воздействие на разнородное население Рима, безотносительно социального положения или национальности. Привлекательный и доступный всякому, этот образ должен был играть роль активного средства воздействия при достижении целей пропаганды Августа.
«А кругом — множество портиков, парки, три театра, амфитеатр и пышные храмы, расположенные друг за другом, так что описание остального города, пожалуй, излишне»1.
Так удивило Страбона архитектурное преобразование долины разлива к северу от Рима. Треть своего рассказа о городе времен Августа он посвятил рассмотрению этого преобразования, и урбанизация Марсова поля воплотила архитектурное великолепие эпохи. В данной статье я намерен установить, играло ли Марсово поле роль тщательно спланированного, концептуального, знакового района в зарождающейся Империи (рис. 1). С помощью детального критического анализа структурных форм района, его топографического облика и тематического содержания я намерен проверить предположение о том, что Поле содержало эстетически единый, идеологически привлекательный образ города. При этом будут исследованы такие базовые вопросы, как гражданская восприимчивость римского населения и городская юрисдикция Августа. Хорошо засвидетельствовано, что Марсово поле — единственное место, полностью перепланированное за время правления Августа. С другой стороны, характер этого места как намеренно спроектированного района, символизирующего августовскую идеологию, нуждается в анализе.
В «Моралиях» Плутарх кратко намекает на важность структуры и облика города в античном мире: «Город словно живое создание… единое и непрерывное целое»2. Их эффективное использование, важное для распространения заданных идей, верований и политики, упрочило в глазах общества статус самых главных городов в античности, а именно, Александрии, Пергама и самого августовского Рима3. В отличие от независимых художественных или архитектурных работ (которые запечатлевают выбранную сцену в единственном визуальном образе), городской облик представляет собой всецело динамическую, развивающуюся структуру. Она определяется климатом, строительством, разрушением и миграцией населения, и ее можно наблюдать с разных точек зрения и на разных чувственных уровнях4. Опыт реального взаимодействия, воплощение целенаправленного визуального сюжета потенциально могут повлиять на установки, взгляды и даже поведение городских наблюдателей.
В отличие от республиканского Рима5, изначально плохо спланированного, незастроенное Марсово поле дало Августу возможность начать комплексную городскую программу с нуля. Великолепный театр-резиденция Помпея (Theatrum Pompei), во времена Республики подверженный затоплению при разливах Тибра, был единственным монументальным сооружением, украшавшим Поле до битвы при Акции6. Практически невероятно, чтобы Август, связанный при восстановлении Вечного Города спонтанной городской планировкой и асимметричными извилистыми улицами, упустил бы шанс сформировать единый городской образ на Марсовом поле. Притягательное объединенное Поле не только имело бы собственную непреходящую ценность, но и как нельзя лучше отвлекало бы внимание от городских недостатков самого Рима.
Как и другие древние цивилизации, римляне были искусны в толковании городской среды обитания. В условиях распространенной неграмотности даже у необразованных плебеев вырабатывалась хорошие способности к восприятию. Точно так же, как лица патрицианского достоинства были сведущи в понимании политических посланий, распространяемых по всему городу, — так и плебейским массам требовалась достаточная острота зрения, чтобы бродить по Риму и его окрестностям. Следует помнить, что, в отличие от современного общества непрерывного движения и высоких скоростей, граждане перемещались по Марсову полю эпохи Августа или пешком или в медленных повозках. Каждый наблюдатель, способный на досуге оценить и пересмотреть структуру города, способен был и сформировать собственное восприятие преобразованного района. Теоретически это означало идею или, точнее, городской образ Марсова Поля7. Обладая такими способностями и возможностями, зрители оказывались восприимчивы к изображениям, которые встречались им как в топографии, так и в орнаментах.
Итак, очевидно, что структурно интегрированное, концептуально единое Поле должно было привлечь все население Рима, вне зависимости от социального положения или национальности8. Я бы предположил, что этот район исполнил свое предназначение за счет наличия разнообразных компонентов, заметных и интересных для наблюдателей, обладающих различным уровнем интеллекта. Так как восприятие плебеев неизбежно было ограниченно, они должны были восхищаться монументальными постройками Поля, роскошными садами (horti) и спокойной обстановкой. Точно так же и образованная элита, большая часть которой наслаждалась открытыми видами Марсова Поля из своих роскошных вилл на римских холмах9, должна была изумляться гидравлическим работам Агриппы, прямоугольной планировке района и замысловатым деталям Ara Pacis Augustae (Алтаря Мира Августа). Кроме того, обновление римского общества, осуществляемое Августом, было всем понятно, и его статус отца города (pater urbis) явно пропагандировался во всем этом районе. С другой стороны, колоссальный масштаб и грандиозные очертания Поля могли внушить трепет и почтение наблюдателям-иноземцам; «величие его силы (Рима) так же может присутствовать с известным авторитетом и в его общественный постройках»10. Все, от поразительной формы Mausoleum Augusti (Мавзолея Августа) до обелисков покоренного Египта, подчеркивало двойное господство: Вечного Города как властелина империи и Августа как первого гражданина. Представляется несомненным, что Поле Августа должно было быть не менее действенным, чем всепроникающий лейтмотив возрождения римского городского пейзажа11.
В противоположность республиканской бездеятельности, в эпоху Августа засвидетельствовано возведение или реставрация примерно тридцати двух строений на Марсовом поле. Достоверность существования «плана» застройки Поля, который с легкостью приписывается принцепсу и его помощникам, по сути, зависит от того, имел ли Август прерогативу в области архитектуры. Хотя работы императора по строительству и восстановлению зданий в городе формально производились властью сената (auctoritate senatus), влияние Августа, не имеющее себе равных, заставляет предположить, что это была всего лишь конституционная фикция12. Например, кажется непонятным, как явно проавгустовский Алтарь Мира мог считаться построенным по обету сената13. Литературные свидетельства дают дальнейшие подтверждения. У Светония засвидетельствовано, как принцепс поощряет Статилия Тавра, Марция Филиппа и Луция Корнифиция проводить строительные или ремонтные работы на благо города14. Этот факт, удостоившийся редкой похвалы Тацита15, ярко подчеркивает, насколько римская городская политика была подвластна императору. Более того, он наводит на мысль, что мероприятия других лиц должны были увеличивать величие только города; «он (Август) постоянно заботился об общем благе, но не завидовал ничьей славе, полученной за такие общественные благодеяния»16. Из этого следует вывод, что стремиться к архитектурной славе мог теперь только сам император, и выразительной демонстрацией этой концепции стал Мавзолей Августа17.
После веков относительного бездействия, бесспорно, именно дальновидность императорского дома послужила причиной трансформации Марсова Поля. Огромное значение в этом отношении имела непоколебимая лояльность верного помощника принцепса Марка Агриппы. Именно комплексные усилия Агриппы, от завершения строительства акведука Девы (19 г. до н. э.) до капитального ремонта канализационной системы Рима подготовили Марсово поле к обширной урбанизации18. Учитывая его поистине активный подход к восстановлению инфраструктуры города19, вероятно также, что Агриппа оказывал очень большое влияние на развитие Марсова Поля до своей смерти в 12 г. до н. э. Агриппа получил от принцепса огромную власть, и его непоколебимая преданность вновь указывает на централизацию городской власти у императора. Действительно, великолепие и практическая польза от проектов Агриппы, украшавших район, вновь подтверждает это мнение20. Хотя эти проекты и приносили Агриппе большой авторитет, их основной целью было прославление особы императора и Золотого века, который он основал; «он (Агриппа) советовал Августу самые гуманные, самые честолюбивые и самые полезные проекты, но не претендовал даже на малую долю той славы, которые они приносили. Напротив, он использовал почести, которые Август даровал ему, не в личных целях или для удовольствий, а на пользу самому императору и государству в целом»21. Явно символизируя принцепса, эти проекты, очевидно, являлись неотъемлемыми компонентами возрожденного городского сюжета этого района. Агриппу, преданно подчинявшегося императору22, можно с полным основанием считать движущей силой при подготовке и создании монументального Поля Августа.
Безотносительно того влияния на градостроительную политику, которым обладал Август, краткого рассмотрения заслуживает роль архитектора. Хотя наши знания об архитекторах того периода, к сожалению, ограничены23, следует понять, могли ли они серьезно повлиять на эстетическое и структурное развитие региона? Обязательная концентрация на пропаганде Августа, пусть и предполагаемая, по всей вероятности, должна была лишить их этой возможности. Я полагаю, что указания императора вытеснили индивидуальное самовыражение. Принцепс, набиравшийся опыта в течение десятилетий, несомненно, понимал, какие возможности для убеждения дает городской пейзаж, особенно для распространения среди зрителей изображений императора и его достижений. Более того, он должен был осознавать, что эти возможности всецело зависели от архитектурно-идейной организации, принципы которой легко разрушаются несоответствиями или спонтанностью независимой мысли. Следовательно, целесообразность настоятельно требовала ограничить архитектурную свободу. Напротив, авторитарное руководство немногих избранных, в основном Агриппы и самого Августа, гораздо лучше подходило для создания сконцентрированного и бескомпромиссного образа города.
В противоположность плотно24 и непродуманно застроенному Риму25, Август превратил Марсово поле в изящный городской район. Используя прямоугольный план для центральной территории, Август заменил прежние болотистые низины, ветхие здания и опасные улицы роскошными мраморными строениями, зеленым парком (horti) и заново вымощенной дорогой (Via Flaminia)26. Вполне правдоподобно, что известное самовосхваление Августа: «Я нашел Рим кирпичным, а оставляю его мраморным»27 больше подходит для описания обновленной долины разлива, чем самого Рима. Предполагали, что этот район, географически близкий к городу, играл роль двора перед Римом. Он похож на атрий в римском доме28, и можно представить себе, как внушительно выглядела его структура, убедительно воспроизводя военную славу расположенного позади Вечного Города. Ведущая из Рима к Тибру Фламиниева дорога зрительно усиливала эту ассоциацию. Дорога пересекала поле с севера, и ее приподнятый уровень позволял наблюдателям беспрепятственно наслаждаться обширным городским пейзажем, раскинувшимся внизу. Более того, вероятно, принцепс намеренно видоизменил Фламиниеву дорогу, удачно расположив вдоль нее строения. Двигаясь по ней, наблюдатели воспринимали эти строения в сознательно заданной последовательности, что делало дорогу целостным средством обзора29. Удачным примером является местоположение Мавзолея Августа, символически завершавшее ряд гробниц, тянувшихся на подступах к Риму. Этот визуальный символ выразительно подтверждал для зрителей статус Августа как «первого гражданина». Более того, по дороге гражданам часто встречались и скульптурные изображения принцепса. Представляется несомненным, что подобная вездесущность, от верхней части Мульвийского моста на Тибре до «бронзовой статуи императору Августу»30 на вершине Мавзолея Августа, активно пропагандировала его положение как отца города в деле физического и нравственного возрождения Рима. Такое положение Августа было очевидно для всех наблюдателей, двигавшихся по Фламиниевой дороге, которая была важнейшим въездом в Рим и гарантировала обширную зрительскую аудиторию.
Единый городской образ функционирует на внутренне взаимосвязанных уровнях — практическом и символическом. Я полагаю, что поле Августа удовлетворяло первому критерию, будучи спроектировано как центр отдыха. Благодаря объединению театров, бань и роскошных садов, ощутимое удобство отдыха должно было напоминать всем римлянам о спокойствии и стабильности эпохи. Усиливая чувство общности в Риме при помощи многочисленных игр, праздников и театральных представлений31, Август добился того, чтобы Марсово поле могло соответствовать коллективному духу. При этом республиканские постройки (цирк Фламиния) и строения современников (амфитеатр Тавра) были включены в городской сюжет Августа. Вдобавок к театрам Помпея и Бальба, принцепс построил в 13 г. до н. э. театр Марцелла (Theatrum Marcelli)32. Этот проект, начатый Юлием Цезарем33, был посвящен памяти умершего зятя Августа, юноши, подававшего надежды на непревзойденное величие34. Таким образом, театр прославлял весь род Юлиев (Gens Julia), подобно многочисленным августовским памятникам, заполнявшим город. Хотя театр Помпея был главным образцом в Риме, существование трех театров в такой близости друг от друга должно было иметь идейное значение35. С окончанием гражданской войны на Марсовом Поле можно было беспрепятственно наслаждаться неограниченным свободным временем. Напоминая о временах Золотого века (aureum Saeculum), слава Августа как pater urbis вновь ясно подтверждалась для признательных жителей Рима.
Термы Агриппы (Thermae Agrippae) (рис. 2), создавшие пример для дальнейшего строительства императорских бань, усиливали развлекательную направленность Марсова поля. В процветающих после постройки Акведука Дева термах, первом банном комплексе столицы, имелись озелененные участки для упражнений, бассейны для плавания и великолепные художественные произведения36. После смерти Агриппы эти термы были сделаны бесплатными37, и их доступность для всех жителей соответствовала всеохватному характеру отдыха во времена Августа. Также и масштабная трансформация этого района за счет разбивки садов, должна была значительно подкреплять визуальный сюжет. Развивая успехи Помпея и Юлия Цезаря, Август в отношении Марсова поля следовал эллинистическому принципу, согласно которому великому городу необходимы привлекательные сады38. Можно предположить, что пышная растительность, поддерживаемая обновленной системой столичных акведуков, в термах Агриппы, погребальных садах Мавзолея и на лежащем рядом поле Агриппы служила двум целям. Эстетически связывая памятники района между собой, обильная зелень поддерживала представление о непрерывном росте и процветании aureum Saeculum. Марсово поле, позволяющее городским жителям спастись от давки и суеты Рима, символически было превращено в спокойный зеленый парк.
Базовые эстетические принципы очень важны при формировании единообразного облика города. Систематическое следование этим принципам обеспечивает определенный физический порядок на застроенной территории и позволяет эффективно транслировать заранее установленные понятия и идеологию. Стиль материального воплощения особенно бросается в глаза, и на поле Августа ему следовали, широко используя мрамор. Оказывая непосредственное визуальное воздействие, он, несомненно, пропагандировал обширный символический подтекст среди зрителей, проходящих по Марсову полю. Равноправие Рима, украшенного блестящими мраморными строениями, с эллинистическими столицами было подтверждено. Кроме того, внушительные формы и использование цветного иноземного мрамора привлекало внимание к имперскому статусу Вечного Города39. Сверкающие поверхности зданий, отражающие солнечный свет, к месту напоминали бы зрителям о чудесном aureum Saeculum, который достигнут и сохраняется благодаря принцепсу40. Применение мрамора должно было обогатить впечатление от города. От внушительной формы Мавзолея Августа до декоративного оформления Алтаря Мира Августа, мрамор занимал видное место на всем Поле на монументальном и декоративном уровнях. Дорогой, прочный и зрительно впечатляющий мрамор убедительно поддерживал впечатление о восстановлении Рима и образ его первого гражданина.
В античном мире превосходящему статусу всегда соответствовали огромные размеры. Столкнувшись с переполненным республиканским ландшафтом города Рима и консервативным в своей основе обществом, Август имел лишь ограниченные возможности для масштабных градостроительных экспериментов41. Поэтому принцепс позаботился, чтобы Марсово поле могло прославиться колоссальными постройками, превосходящими строения как современников, так и предков. Как театр Марцелла имел больший диаметр и вместимость, чем его непосредственный соперник, театр Бальба, так и термы Агриппы затмевали существующие банные комплексы42. Кроме того, в этом районе находился Дирибиторий, описанный Дионом Кассием как «самое большое строение, находящееся под одной крышей»43. Мавзолей Августа, господствующий над ландшафтом северной части поля, был особенно внушительным строением (рис. 3). Колоссальный размер мавзолея, рядом с которым остальные римские гробницы казались миниатюрными, выражал постоянство принцепса в жизни и смерти. Действительно, высказывалось предположение, что размеры и великолепие Мавзолея вознесли Августа в глазах современников над предшествовавшими summi viri, такими, как Ромул, Сулла и Цезарь44. Визуальная крепость и прочность строения, в котором в 23 г. до н. э. был похоронен Марцелл45, убедительно намекала на долговечность правления Юлиев. Статуя принцепса, украшавшая вершину Мавзолея, явно пропагандировала вездесущность Августа. Статуя была хорошо заметна издалека, и зрители встречались с первым гражданином, приходя на Поле или покидая его. Весьма символично выраженная исключительная способность принцепса обеспечить и сохранить мир в Риме была очевидна для всех наблюдателей46.
Конструктивное единство — еще одна заметная черта возрожденного Поля. Можно смело предположить, что строения были умышленно расположены вблизи друг от друга для увеличения монументальности района. Увеличивая обзорные возможности Фламиниевой дороги, такие группы должны были представлять собой определенные городские ансамбли. Солнечные часы (Horologium) Августа, Мавзолей Августа и крематорий Августа (Ustrinum Domus Augustae) служат известным примером (рис. 1), а проложенные дорожки и общественный парк усиливают структурные связи и воспринимаемое единство47. Кроме того, вероятно, что вертикальные и горизонтальные линии доминировали на схематичном и визуальном уровнях. Топографически выделяющаяся Фламиниева дорога должна была привлекать взгляд, прочерчивая линию через Поле. И такие сооружения, как портики, представляли собой ясные с эстетической точки зрения элементы. Район, включающий портики Октавия, Октавии и Филиппа, имел протяженный фасад, тянущийся примерно на 290 метров48. Неоспоримо, что это внушительное сооружение визуально и физически привлекало зрителей, воздействуя таким образом на передвижение горожан по району.
Такая архитектурная конфигурация, несомненно, распространяла среди зрителей идеологию Августа. Предполагается, что существовала заранее предопределенная визуальная прямая между мавзолеем Августа и Пантеоном Агриппы (рис. 4)49. Учитывая тонкость зрительного восприятия многообразного населения Рима, концептуальная важность этой прямой должна была быть весьма значительна; хотя ограничения, налагаемые на монархию, не позволяли физически поместить принцепса в Пантеон при жизни50, это, бесспорно, был намек, что Август достигнет апофеоза после смерти, как до него Ромул и Цезарь. Точно так же и мавзолей Августа, видимо, функционировал как элемент трехчастного комплекса, вместе с Алтарем Мира Августа и Солнечными часами Августа (рис. 5а). Хотя они и строились в течение двадцати лет, их топографическая близость и изолированность от других сооружений подтверждают, что они были зрительно, идеологически и программно связаны. Horologium, возведенное в 10 г. до н. э., было огромными солнечными часами (solarium) с массивной бронзовой сеткой у основания вздымающегося египетского обелиска около тридцати метров в высоту. Функционируя как гномон, обелиск отбрасывал тень на определенные монументы, связанные с родом Юлиев. На севере — Мавзолей Августа, на юге — Пантеон Агриппы и на востоке — Алтарь Мира Августа; семейный подтекст был ясен для наблюдателей. Важный момент наступал в осеннее равноденствие, когда тень попадала внутрь Алтаря Мира (рис. 5b), архитектурное олицетворение aureum Saeculum. Это происходило 23 сентября, в день рождения принцепса. Этот осознанный символизм обеспечил ежегодное празднование мирного правления Августа как предопределенного божественного события.
Важно было, чтобы городской пейзаж Августа, покоясь в обстановке aureum Saeculum, выражал и неотъемлемую двойственность Мира Августа (Pax Augusta). В римской идеологии война и мир были неразрывно связаны, устойчивая стабильность эпохи достигалась и поддерживалась благодаря своей идейной противоположности, римскому империализму51. Как пишет Вергилий: «Римлянин! Ты научись народами править державно — / В этом искусство твое! — налагать условия мира, / Милость покорным являть и смирять войною надменных!»52. Хотя после Акция народная воля жаждала мира, эта жажда сливалась с прочно укоренившимся желанием неослабевающего военного господства. Богиня Мира символизировала мир, но мир в римском понимании: «это был не идиллический мир, но мир римского империализма»53. В то время, как форум Августа символизировал внушительную «Римскую Валгаллу»54, прославляя военную мощь города, вполне правдоподобно, что принцепс обеспечил, чтобы зрители постигали Мир Августа, прогуливаясь по Марсову Полю55. Во всем этом прежде военном районе внушительные архитектурные формы со знанием дела были уравновешены роскошными садами и всепроникающей атмосферой отдыха. Мавзолей Августа и Алтарь Мира были бы в этом отношении особенно символичны. Они пропагандировали различные понятия, но очень вероятно, что их географическая близость и династические ассоциации визуально подтверждали двойственную природу мира.
Вместе с Солнечными часами Августа, Мавзолей Августа увековечивал актийский триумф принцепса при помощи явных отсылок к Египту. Значимый мотив символизировали обелиски. Они возводились египетскими царями «по случаю покорения чужих народов»56, и подражание Августа явно увековечивало покорение самого Египта. В то время, как обелиск солнечных часов славился надписью на базе, восхваляющей предполагаемое земное чудо, два колоссальных обелиска, изготовленных из египетского красного гранита располагались по обе стороны от входа в Мавзолей (рис. 3). Они были хорошо видны со всего Марсова Поля и, по-видимому, вновь подтверждали, что битва при Акции заложила основу эпохи Августа. Следует помнить, что символичный и несокрушимый вид Мавзолея и его колоссальный размер также распространяли идею господства Рима над Египтом и варварским Востоком57. Как олицетворение власти Августа, явно пропагандировалась решающая роль императора в имперской доблести Рима как проявление власти Августа.
Обеспечивая Мир Августа, принцепс, как отмечает Тацит: «покорил… всех вместе сладостными благами мира»58. Алтарь Мира Августа, с его ясным названием, был первой архитектурной декларацией этого принципа, эффектной данью aureum Saeculum (рис. 6). Если умиротворение империи послужило мотивом для начала постройки Алтаря Мира59, то его продуманное размещение в одной миле от померия характеризовало стабильность эпохи60. Изысканное декоративное оформление, украшающее стены внешнего ограждения, вероятно, могло оцениваться на разнообразных интеллектуальных уровнях. Физическое и идейное единство пронизывало монумент, от жертвенной процессии императорской семьи до символического фриза с богиней Теллус. На первой панели образованный зритель разглядел бы коллегии жрецов (рис. 7а) вместе с членами императорской семьи, расположенными династически в порядке наследования (рис. 7b)61. Видя лавровые венки, символизирующие мир, зрители вспоминали бы, что продолжительная безопасность Рима основана на безопасности рода Юлиев. Действительно, мольба Овидия: «Чтоб соблюдающий мир дом вековечно стоял!»62 вероятно, совпадала с молитвами изображенных жрецов и римского общества. Возглавляя жертвоприношение, Август, тем не менее, оставался его центральной фигурой (рис. 7а). Хотя семья Юлиев была изображена в идеализированной форме, в этом гармоничном целом63 зрители могли различить принцепса в образе из Прима Порты64. Несомненно, это было новым напоминанием о том, что Август положил начало aureum Saeculum, решительно заложил основание славного будущего Юлиев.
Лепные виноградные лозы и гирлянды на Алтаре Мира, покрывающие более половины стены внешнего ограждения, оказывали непосредственное зрительное воздействие. Вполне можно предположить, что даже необразованные плебеи понимали намек на социальное возрождение Рима, содержащийся в этом образе процветания и благополучия. Вместе с тем, их аккуратное симметричное расположение оказывало такое же воздействие, являясь, по мнению современных исследователей, сознательным напоминанием о моральном возрождении в эпоху Августа (рис. 6)65. Согласно императорской пропаганде aureum Saeculum, фриз с Теллус-Италией ясно выражал для зрителей изобилие и богатство (рис. 8). Основной образ, к которому часто обращались в поэзии времен Августа66, сидящая женская фигура, вызывал в памяти зрителей множество животворящих богинь, включая Цереру, Теллус и Венеру. Возможно, ее следует понимать как персонификацию самой рах67. Ее материнскую природу ясно иллюстрируют дети у нее на руках. Глядя на нее, окруженную пасторальным фоном из животных, ростков зерен и укрупненных листьев, можно представить себе, что зрителей вынуждали вспомнить о вышеупомянутом изобилии эпохи. Понятные лишь образованным зрителям aurae из греческой мифологии, располагающиеся по бокам, усиливали этот элемент68. Они были обращены лицом к богине и, вероятно, воспринимались как ее прислужницы, и даже сопутствующий дракон был укрощен в новую эпоху мира. Алтарь Мира во всем своем единстве зрительно утверждал атмосферу эпохи. Содержание изображений, равно понятное и патрициям, и плебеям, удачное расположение возле дороги Фламиния сильно увеличивали его пропагандистский потенциал для огромной зрительской аудитории.
Наличие на Марсовом Поле времен Августа определенного городского образа — это увлекательная идея. Хотя П. Цанкер отверг существование пропагандистской сети Августа69, беспрецедентное развитие «архитектуры как пропаганды» при первом римском императоре, по моему мнению, делает эту перспективу несомненно реалистичной. Принцепс понимал необходимость распространения своего образа, достижений и связанных с ними тем среди обширного римского населения для поддержания своей непревзойденной власти. Разве стали бы Август и его помощники, ограниченные непродуманным городским пейзажем республиканского Рима, урбанизировать незастроенное Поле, не имея плана? Август обладал приоритетом в сфере архитектуры, и с его стороны вполне рационально было стремиться к усилению пропагандистского потенциала района, формируя эстетически непротиворечивый архитектурный план. В конце концов, вполне понятно, что только целостный городской образ способен пропагандировать привлекательную, концентрированную идеологию. Подчеркивая остроту зрительного восприятия разнородного населения Рима, я продемонстрировал, что Поле Августа было понятно всем гражданам, независимо от интеллекта, социального положения или национальности. Более того, очевидно, что этот район убедительно пропагандировал Pax Augusta, aureum Saeculum и образ императора. Для этой цели принцепсу обязательно было нужно сформировать единый привлекательный городской образ. Символизируя определенный визуальный сюжет, этот образ представлял собой динамическое, всеохватное средство убеждения. Исторические обстоятельства предоставили Августу редкую возможность проиллюстрировать превращение Рима из республиканского города в столицу Империи. Создав урбанизированную местность, прославляющую его достижения, Август сделал личность принцепса непреходящей и всепроникающей темой.
Что же такое городской образ и как можно создать визуальный сюжет, оказывающий воздействие? Проходя по городу, каждый наблюдатель в уме формирует картину своего городского окружения. Это персонализированное восприятие, на которое воздействуют непосредственные чувства (особенно зрение) и предшествующие убеждения, представляет собой идею города, или, точнее, городской образ70. Таким образом, городской образ представляет собой отвлеченное понятие; это идея, направленная создателем (при помощи создания единой, идеологически привлекательной визуальной программы), но в конечном счете воспринятая в сознании каждого наблюдателя. Очевидно, что создатель, стремясь оказать воздействие на всех, должен обращаться к убеждениям и интеллекту каждого зрителя. Формулируя определенное понятие и связанные с ним темы так, чтобы городская аудитория и узнавала их, и благосклонно воспринимала, создатель обеспечивает, чтобы эти темы пронизывали весь план, дизайн и масштаб городской застройки, превращая ее в целостный визуальный сюжет. За счет вездесущего напоминания всем зрителям о заранее предопределенном понятии и темах реализуется присущее городскому образу единство. Этот городской образ, на личностном уровне привлекательный и даже вдохновляющий, способен задать нужное направление мыслям населения, выполняя пропагандистские цели создателя.
Вышеупомянутая теория особенно применима к Риму в начале Империи. После десятилетий ожесточенной гражданской войны, римское общество после Акция жаждало мира. Соответственно, Август обеспечил, чтобы Рим и Марсово поле предельно ясно пропагандировали среди зрителей устойчивое спокойствие aureum Saeculum, моральное возрождение, религиозное благочестие и Pax Augusta. Одновременно принцепс позаботился о своем повсеместном присутствии за счет городской застройки, статуй и монументов, прославляющих его образ, достижения и статус pater urbis. Римляне почитали Августа, фактически обладающего царской властью, как основателя Золотого Века. Благодаря явной вездесущности принцепса, все зрители могли сформировать яркий городской образ, центром которого, несомненно, был принцепс.
Рисунок 1. План Марсова Поля. Рим эпохи Аавгуста. С разрешения Пенелопы Дэвис.
|
Рисунок 2. Реконструкция Терм Агриппы, взгляд с запада. На переднем плане находится «Стагнум». Рисунок: Симон Вуд на основании К. Хельсена. Из Эрнст Нэш, Иллюстрированный словарь Древнего Рима, рис. 1228.
|
Рисунок 3. Реконструкция Мавзолея Августа, выполненная Х. фон Хесбергом. С разрешения Хеннера фон Хесберга. Из книги Пенелопы Дэвис «Death and the Emperor», рис. 4.
|
Рисунок 4. План Марсова Поля, Рим эпохи Августа с изображением зрительной линии от Пантеона к Мавзолею Августа. С разрешения Пенелопы Дэвис.
|
Рисунок 5a. Реконструкция северного Марсова Поля, справа налево: Алтарь Мира, обелиск Солнечных часов Августа и на некотором отдалении Мавзолей Августа. Рисунок: Симон Вуд на основании Эдмунда Бахера. Из книги Дианы Фавро «The Urban Image of Augustan Rome», рис. 109.
|
Рисунок 5a. Реконструкция Солнечных часов Августа; с высоты птичьего полета с юга. Тень указывала на Алтарь Мира 23 сентября, в день рождения Августа. Рисунок: Симон Вуд на основании Эдмунда Бахера. Из книги Дианы Фавро «The Urban Image of Augustan Rome», рис. 108.
|
Рисунок 6. Алтарь Мира: главный (восточный) вход во внутреннюю стену. С разрешения Нильса Ханнстеда.
|
Рисунок 7a. Алтарь Мира: южная сторона, Август и процессия жрецов. С разрешения Нильса Ханнстеда.
|
Рисунок 7b. Алтарь Мира: южная сторона, Агриппа с покрытой головой, за ним члены императорской семьи. С разрешения Нильса Ханнстеда.
|
Рисунок 8. Алтарь Мира: панель с Теллус. Венерой / Италией. С разрешения Пенелопы Дэвис.
|
Библиография:
Первичные источники:
Augustus. Res Gestae Divi Augusti. Oxford University Press, Oxford, 1967.
Dio Cassius. The Roman History: The Reign of Augustus. Penguin Books, London, 1987.
Horace. The Complete Odes and Epodes. Penguin Books, London, 1983.
Livy. The Early History of Rome. Penguin Books, London, 1971.
Ovid. The Fasti. Penguin Books, London, 2000.
Pliny (Elder). The Natural History (Volume IX). Loeb Classical Library, Harvard University Press, 1969.
Pliny (Elder). The Natural History (Volume X). Loeb Classical Library, Harvard University Press, 1969.
Strabo. The Geography. Loeb Classical Library, Harvard University Press, 1969.
Suetonius. The Twelve Caesars. Penguin Books, London, 1989.
Tacitus. The Annals of Imperial Rome. Penguin Books, London, 1996.
Virgil. The Aeneid. Penguin Books, London, 1991.
Vitruvius. De Architectura. Dover Publications, New York, 1960.
Вторичные источники:
Anderson, J (jr). 1997, Roman Architecture and Society. The John Hopkins University Press, Baltimore.
Boatwright, M. 1987, Hadrian and the City of Rome. Princeton University Press, Princeton, New Jersey.
Davies, P. 2000, Death and the Emperor: Roman Imperial Funerary Monuments from Augustus to Marcus Aurelius. Cambridge University Press, Cambridge.
Dudley, D. 1967, URBS ROMA: A Source Book of Classical: Texts on the City and its Monuments. Phaidon Press, Aberdeen.
Favro, D. 1993, ‘Reading the Augustan City’. in, Holliday, P (ed), Narrative and Event in Ancient Art, Cambridge University Press, Cambridge. pp. 230—
Favro, D. 1996, The Urban Image of Augustan Rome. Cambridge University Press, Cambridge.
Gruen, E. 1985, ‘Augustus and the Ideology of War and Peace’. in, Winkes, R (ed), The Age of Augustus, Louvain-la-Neuve, Belgium. pp. 51—
Hannestad, N. 1988, Roman Art and Imperial Policy. Aarhus University Press, Aarhus.
Macdonald, W. 1985, ‘Empire Imagery in Augustan Architecture’. In, Winkes, R (ed), The Age of Augustus, Louvain-la-Neuve, Belgium. pp. 137—
Nash, E. 1968, A Pictorial Dictionary of Ancient Rome (2 Volumes). Thames and Hudson Ltd, London.
Palmer, R. 1990, ‘Studies of the Northern Campus Martius in Ancient Rome’. Transactions of the American Philosophical Society, Volume 80, Part 2.
Platner. S/Ashby. T. 1929, A Topographical Dictionary of Ancient Rome. Oxford University Press, Oxford.
Richardson, L (jr). 1992, A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. The John Hopkins University Press, Baltimore.
Ward-Perkins, J. 1981, Roman Imperial Architecture, Penguin Books, London.
Weinstock, S. 1971, Divus Julius. Oxford University Press, Oxford.
Zanker, P. 1990, The Power of Images in the Age of Augustus. University of Michigan Press, Michigan.
Список иллюстраций:
Рисунок 1. План Марсова Поля.
Рисунок 2. Реконструкция терм Агриппы.
Рисунок 3. Реконструкция Мавзолея Августа.
Рисунок 4. План Марсова Поля, визуальная линия от Пантеона Агриппы к Мавзолею Августа.
Рисунок 5a. Реконструкция северной части Марсова Поля, показывающей Алтарь Мира, Horologium Августа и Мавзолей Августа.
Рисунок 5b. Реконструкция Horologium Августа.
Рисунок 6. Алтарь Мира: главный (восточный) вход в наружной стене.
Рисунок 7a. Алтарь Мира: южная сторона, Август и процессия жрецов.
Рисунок 7b. Алтарь Мира: южная сторона, Агриппа и императорская семья.
Рисунок 8. Алтарь Мира: Рельеф с Теллус / Италией, богиней мира.
ПРИМЕЧАНИЯ