В. В. Рязанов

Монеты и монетарии Римской республики

Любезно предоставлено автором, 2011.

Дена­рий Л. Вале­рия Ацис­ку­ла
Crawford, 474/1a
45 г. до н. э.
Источ­ник иллю­ст­ра­ции: SIX­BID.COM

Сюже­ты, изо­бра­жен­ные на рим­ских рес­пуб­ли­кан­ских дена­ри­ях, почти все­гда мно­го­слой­ны, содер­жат сра­зу несколь­ко уров­ней инфор­ма­ции. В них мы можем най­ти и вос­по­ми­на­ния о древ­ней исто­рии семьи моне­та­рия, и отго­лос­ки совре­мен­ных собы­тий, исто­ри­че­ских дея­те­лей и мифи­че­ских пер­со­на­жей.

Ацис­кул про­ис­хо­дил из древ­не­го пат­ри­ци­ан­ско­го рода Вале­ри­ев, вышед­ше­го из сабин­ской зем­ли. В ста­ро­дав­ние вре­ме­на Вале­рии жили в сабин­ском горо­де Фале­рии, с кото­рым свя­за­на леген­да о чуде, нис­по­слан­ном бога­ми через пред­ста­ви­тель­ни­цу их рода.

«Когда в Фале­ри­ях сви­реп­ст­во­ва­ла чума, неся за собой поваль­ную смерть, — писал в под­ра­жа­ние Плу­тар­ху в «Малых парал­лель­ных жиз­не­опи­са­ни­ях» его неиз­вест­ный совре­мен­ник, — было дано пред­ска­за­ние, что бед­ст­вие пре­кра­тит­ся, если еже­год­но при­но­сить в жерт­ву Юноне девуш­ку. Так как людь­ми вла­дел все вре­мя суе­вер­ный страх, то, соглас­но жре­бию, при­ве­ли девуш­ку по име­ни Вале­рия Лупер­ка для совер­ше­ния обряда. Но орел, спу­стив­ший­ся с высоты, выхва­тил меч и бро­сил в жерт­вен­ный огонь пал­ку, на кон­це кото­рой был надет моло­то­чек. Меч же пора­зил тел­ку, кото­рая пас­лась воз­ле хра­ма. Заме­тив это, девуш­ка при­нес­ла в жерт­ву быка и, под­няв моло­то­чек, про­шла по домам и под­ня­ла на ноги боль­ных, нано­ся лег­кие уда­ры этим моло­точ­ком и при этом каж­до­му желая здрав­ст­во­вать. Поэто­му и по сей день совер­ша­ет­ся такое свя­щен­но­дей­ст­вие».

Л. Вале­рий Ацис­кул изо­бра­зил на сво­их дена­ри­ях Лупер­ку и бога Апол­ло­на, послав­ше­го изле­че­ние боль­ным. Изо­бра­же­нию бога сопут­ст­ву­ет и риту­аль­ный моло­ток, о кото­ром идет речь в леген­де — acis­cu­lus. Оче­вид­но, Л. Вале­рий обра­тил­ся к ста­рин­ной и мало­из­вест­ной местеч­ко­вой леген­де, чтобы обыг­рать свой ког­но­мен и под­черк­нуть рас­по­ло­же­ние, кото­рым бог Апол­лон наде­лил его семью.

Отме­тим, одна­ко, что изо­бра­же­ние ревер­са не пол­но­стью соот­вет­ст­ву­ет ста­рин­ной леген­де. В мифе про Вале­рию Лупер­ку гово­рит­ся о тел­ке, тогда как моне­ты пока­зы­ва­ют жен­щи­ну, еду­щую на быке. Как кажет­ся, рим­ские масте­ра монет­но­го дво­ра, не зна­ко­мые с фале­рий­ски­ми мифа­ми, реа­ли­зо­ва­ли замы­сел моне­та­рия в тра­ди­ци­он­ной мане­ре. Вале­рия Лупер­ка на тел­ке пре­вра­ти­лась под их рез­ца­ми в Евро­пу, похи­щае­мую Зев­сом-Юпи­те­ром. Одна­ко, меж­ду дена­ри­я­ми Вале­рия Ацис­ку­ла и отче­ка­нен­ны­ми на 35 лет ранее дена­ри­я­ми Л. Волум­ния Стра­бо­на, дей­ст­ви­тель­но изо­бра­жаю­щи­ми миф о похи­ще­нии Евро­пы, есть боль­шие отли­чия. Изо­бра­же­ние ревер­са — девуш­ка на быке — сопро­вож­да­ет­ся сим­во­лом Зев­са-Юпи­те­ра, мол­нией, а сам вер­хов­ный бог поме­щен на авер­се. Кро­ме того, бык с дена­ри­ев Волум­ния беше­но мчит­ся вле­во, а левая сто­ро­на тра­ди­ци­он­но ассо­ции­ро­ва­лась у людей антич­но­сти с запа­дом. Напом­ним, что Евро­па была похи­ще­на в Фини­кии и достав­ле­на в Гре­цию, то есть ее путь про­хо­дил в запад­ном направ­ле­нии.

Дена­рии Вале­рия Ацис­ку­ла при общей схо­же­сти име­ют и зна­чи­тель­ные отли­чия. Во-пер­вых, на них изо­бра­жен не Юпи­тер, а Апол­лон, бог-цели­тель. Сце­ну на ревер­се не сопро­вож­да­ют мол­нии Юпи­те­ра, а сама девуш­ка едет (а не мчит­ся) впра­во, то есть, гео­гра­фи­че­ски, на Восток.

Таким обра­зом, по наше­му мне­нию, сюжет моне­ты свя­зан не с обще­ан­тич­ным мифом о похи­ще­нии Евро­пы, а с мест­ной леген­дой рода Вале­ри­ев и горо­да Фале­рии. Тем более, что на мно­гих штем­пе­лях мы видим не быка, а тел­ку.

Моне­та­рий не сде­лал выдаю­щей­ся карье­ры. Един­ст­вен­ное упо­ми­на­ние о Вале­рии Ацис­ку­ле отно­сит­ся к пери­о­ду, когда он зани­мал долж­ность народ­но­го три­бу­на. Одна­ко, про­сла­вил­ся он в этой долж­но­сти не сво­и­ми поли­ти­че­ски­ми свер­ше­ни­я­ми, а баналь­ным адюль­те­ром. Он был любов­ни­ком «рас­пут­ной» Катии, о кото­рой писал Гора­ций:

«Кро­ме лица, ниче­го у мат­ро­ны никак не увидишь:
Если не Катия — все нис­па­даю­щим пла­тьем закры­то»

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1304093169 1303308995 1263912973 1326470773 1326471764 1326472853