Сенека
краткая биографическая справка

Текст по изданию: Римские стоики: Сенека, Эпитет, Марк Аврелий.
Вступительная статья, составление, подготовка текста В. В. Сапова.
М.: Республика, 1995 г.

Луций Анней Сене­ка (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), млад­ший сын рим­ско­го «всад­ни­ка» и извест­но­го рито­ри­ка Луция Аннея Сене­ки Стар­ше­го, родил­ся в испан­ском горо­де Кор­ду­бе (Кор­до­ва). Уже в юно­сти он увле­кал­ся фило­со­фи­ей, хотя пер­во­на­чаль­но отец ока­зы­вал на него более силь­ное вли­я­ние, чем его учи­те­ля-фило­со­фы — Соти­он, Фабий Папи­рий и Аттал, — и Сене­ка Млад­ший пошел бы по сто­пам Сене­ки Стар­ше­го. Но, едва сту­пив на путь государ­ст­вен­ной дея­тель­но­сти, он серь­ез­но забо­лел и, с трудом пре­одолев в себе иску­ше­ние покон­чить жизнь само­убий­ст­вом, на мно­го лет уехал в Еги­пет, где лечил­ся и писал есте­ствен­но-науч­ные трак­та­ты.

Вер­нув­шись в Рим при импе­ра­то­ре Кали­гу­ле, Сене­ка вхо­дит в Сенат, где быст­ро доби­ва­ет­ся успе­хов как ора­тор, чем вызы­ва­ет рев­ни­вую и злоб­ную зависть у само­го импе­ра­то­ра. В 41 г. по нау­ще­нию жены импе­ра­то­ра Клав­дия Мес­са­ли­ны, про­сла­вив­шей­ся сво­им рас­пут­ст­вом, Сене­ка был сослан на Кор­си­ку, где про­был семь лет. Лишь в 48 г. после смер­ти Мес­са­ли­ны он был поми­ло­ван и по воз­вра­ще­нии в Рим стал настав­ни­ком буду­ще­го импе­ра­то­ра Неро­на. С 54 г. после воца­ре­ния Неро­на Сене­ка фак­ти­че­ски опре­де­ля­ет всю рим­скую поли­ти­ку.

В 62 г. он вышел в отстав­ку. Донос­чи­ки свя­за­ли его имя с неудав­шим­ся заго­во­ром Пизо­на, и Сене­ка по при­ка­зу Неро­на покон­чил жизнь само­убий­ст­вом, вскрыв себе вены (то же сде­ла­ла и его жена). Послед­ние мину­ты его жиз­ни опи­са­ны в «Анна­лах» Таци­та (XV, 63).

Сене­ка, несо­мнен­но, посе­тил сей мир в одну из его роко­вых минут, и отпе­ча­ток тра­ги­че­ской раз­дво­ен­но­сти, без­услов­но, лежит на всем его твор­че­стве и даже на его обли­ке. Был ли он при этом «бла­жен» — бог весть…

От Сене­ки сохра­ни­лось две­на­дцать неболь­ших трак­та­тов («диа­т­риб»), три боль­ших трак­та­та («О мило­сер­дии», «О бла­го­де­я­ни­ях», «Есте­ствен­но-исто­ри­че­ские вопро­сы»), «Нрав­ст­вен­ные пись­ма к Луци­лию», девять тра­гедий на мифо­ло­ги­че­ские сюже­ты, несколь­ко эпи­грамм и поли­ти­че­ский пам­флет на смерть импе­ра­то­ра Клав­дия («Отык­в­ле­ние боже­ст­вен­но­го Клав­дия»), напи­сан­ный в фор­ме менип­по­вой сати­ры. От неко­то­рых дру­гих его сочи­не­ний сохра­ни­лись неболь­шие фраг­мен­ты.

Из все­го это­го бога­то­го наследия совре­мен­ный оте­че­ст­вен­ный чита­тель прак­ти­че­ски зна­ком лишь с «Нрав­ст­вен­ны­ми пись­ма­ми к Луци­лию», пол­ный пере­вод кото­рых, выпол­нен­ный С. А. Оше­ро­вым, был издан у нас в 1977 г. и с тех пор несколь­ко раз пере­из­да­вал­ся (цели­ком или в сокра­щен­ном вари­ан­те). Осталь­ные сочи­не­ния Сене­ки из чис­ла пере­веден­ных на рус­ский язык печа­та­лись в недо­ступ­ных широ­ко­му чита­те­лю доре­во­лю­ци­он­ных жур­на­лах и хре­сто­ма­ти­ях.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1263912973 1304093169 1294427783 1328691323 1328693092 1328694047