Античная мифология в историческом контексте
Часть I. Миф в истории Афин.
ИСТОРИЯ И МИФ (VII—
VII—
Предметом вдохновения и подражания мифологические персонажи станут для Писистрата. Образы «героического прошлого» оказывали значительное влияние на афинского тирана. Кроме того, пользуясь образным языком мифа он будет вести своего рода диалог с согражданами. Речь в данном случае идет о мифологической символике возвращения Писистрата «богиней Афиной».
В то же время миф мог иметь практическое, если не сказать прикладное, значение, а также использоваться в пропагандистских целях. Оружием пропаганды, по словам П. Картледжа, он стал в случае с Клисфеном1. Последний вел небезуспешную борьбу со своим соперником Исагором, поддерживаемым Спартой. Спартанцы, как сообщает Геродот, вынудили Клисфена покинуть Афины, поскольку он принадлежал к семейству Алкмеонидов, то есть был «оскверненным» (Her. V. 70—
Мифу доверяли, на него могли ссылаться, используя для достижения конкретных политических или военных целей. Таким образом, в частности, использовали миф афиняне и тегейцы в их споре накануне Платейской битвы (478 г. до н. э.): «Здесь при распределении мест в строю начался многословный спор у тегейцев с афинянами. И те и другие требовали себе места на одном крыле, ссылаясь при этом на древние и новые примеры» (Her. IX. 26 и сл.)2.
Аристотель, рассуждая в своей «Риторике» относительно свидетелей, относит к числу последних древних поэтов и их произведения. «Что касается свидетелей, то они бывают двоякого рода: древние и новые… Под древними свидетелями я разумею поэтов и других славных мужей, приговоры которых пользуются известностью» (Arist. Rhet.
В начале VI в. до н. э., как известно, в Афинах разразился тяжелейший социально-экономический и политический кризис. Ситуация была критической. Афиняне разделились на противоборствующие группировки, готовые к самым крайним мерам. Для разрешения возникшего кризиса афиняне избирают поэта Солона примирителем (диаллактом) и архонтом самыми широкими полномочиями (Arist. Ath. Pol. 5. 2).
Политическая известность пришла к Солону с завоевания о. Саламин, принадлежавший Мегарам4. Плутарх приводит несколько версий того, как это случилось. По одной из них Солон получил из Дельф следующий оракул:
«Первых земли той героев склони ты обильною жертвой, Тех, кого грудью скрывает от нас Асопида, Мертвые, смотрят они в края заходящего солнца.» |
(Plut. Sol. 9, — пер. С. Соболевского) |
Именно так и поступил Солон, переплыв ночью на остров и принеся требуемые жертвы местным героям Перифему и Кихрею (Plut. Sol. 9). Это, по-видимому, и определило успех всей операции. В ознаменование победы на месте высадки афинского десанта впоследствии был возведен храм Ареса Эниалия (т. е. воинственного). Кстати сказать, в данной версии завоевание Саламина больше похоже на бандитский набег, нежели военную операцию: в нем было задействовано множество рыбацких лодок и тридцативесельное судно (Plut. Sol. 9)5.
Однако мегаряне были полны желания вернуть себе Саламин. На сей раз конфликтующие стороны прибегли к третейскому суду. В качестве посредников и судей были приглашены спартанцы. Любопытно не то, что афиняне опять-таки благодаря Солону выиграли процесс, а то, как это произошло. По свидетельству многих авторов Солону в этом деле помог авторитет Гомера (Arist. Rhet.
«Мощный Аякс Теламонид двенадцать судов саламинских Вывел и с оными стал, где стояли афинян фаланги.» |
(Il. 2. 557— |
По словам афинян, Солон также сумел убедить спартанских судей в том, что сыновья Аякса Филей и Эврисак получили у афинян право гражданства и, передав остров Афинам, поселились в Аттике: один в Бравроне, другой в Мелите (Plut. Sol. 10)8. Такой ход разбирательства вполне возможен. В более поздние времена спартанцы, по словам Платона, с большим вниманием и интересам относились к генеалогиям9.
Если все (или почти все) было так, как сообщает Плутарх, мы имеем дело с использованием мифа для достижения практических целей. Очевидно, что для участников судебного разбирательство миф мог быть веским историческим аргументом. Точнее сказать, веским аргументом мог быть гомеровский миф. Возможно, именно Солону принадлежит пальма первенства в деле упорядочивания поэм Гомера. В этой связи обращает на себя внимание замечание Диогена Лаэртского: «Песни Гомера он (Солон —
Впрочем, авторитета Гомера, по-видимому, оказалось недостаточно. Плутарх сообщает далее, что Солон использовал и другие аргументы для доказательства прав афинян на Саламин. Он, в частности, сопоставлял погребальные обычаи афинян и мегарян: афиняне обращали тела умерших к западу, а мегаряне — к востоку, кроме того у каждого афинянина была своя отдельная могила, а мегаряне хоронили по трое или четверо (Plut. Sol. 10, см. также: Diog. Laert. I. 48). «Но Солону, говорят, — пишет он, — помогли и какие-то пифийские оракулы, в которых бог назвал Саламин “Ионией”» (Plut. Sol. 10, — пер. С. Соболевского).
Получив известность как военачальник, Солон вновь привлекает к себе внимание афинян, теперь уже как поэт. По словам Аристотеля многим пришлась по душе элегия Солона, в которой он, сокрушаясь о «клонящейся ниц первой прежде страны», «нападает на обе партии, защищая в то же время одну от другой, разбирает весь спор, а после этого убеждает одинаково тех и других прекратить возникший раздор» (Arist. Ath. Pol. 5. 2, — пер.
Выступив с этими стихами, Солон обретает массу сторонников, которые избирают его в качестве примирителя и исправителя положения. Став архонтом, Солон проводит целый ряд реформ, подробный анализ которых не входит в нашу задачу. Заметим в этой связи лишь то, что солоновский анализ причин кризиса исключительно рационален. Кризис в Афинах рисуется им как следствие действий конкретных людей и людских пороков — алчности, ведущей к безудержному стяжательству. Возможно, дело не только в рационализме Солона, не допускающего мысли о гневе богов. Его задача — успокоить афинян, которыми в это время овладевает суеверный страх.
Плутарх сообщает, что накануне и в момент реформ Афины были взбудоражены. «Вследствие смут и одновременного нападения мегарян афиняне потеряли Нисею и опять были вытеснены из Саламина. Населением овладел суеверный страх; являлись привидения; по заявлению гадателей, жертвы указывали, что кощунства и осквернения требуют очищения» (Plut. Sol. 12)11.
Над городом довлело давнее проклятье — так называемая «Алкмеонидова скверна». Некогда представители знатнейшего афинского рода Алкмеонидов совершили святотатство, расправившись прямо в святилище с участниками Килонова мятежа (Her. V. 71, Thuc. I. 126, Plut. Sol. 12). Есть смысл подробнее описать случившее в Афинах.
Афинянин Килон, получивший известность как победитель на Олимпийских играх, попытался установить в Афинах свою тиранию12. «Он до того возгордился, — писал Геродот, — что стал добиваться тирании» (Her. V. 71, — пер.
Однако заговор не удался и его участники вынуждены были искать спасения у алтаря богини Афины на Акрополе. Архонт Мегакл из рода Алкмеонидов уговорил их сойти с Акрополя и предоставить дело решению суда. Тогда заговорщики, желая быть под защитой божества, привязали к статуе богини нитку и, держась за нее, стали покидать храм. «Но, когда они, сходя с акрополя, поравнялись с храмом Почтенных Богинь (то есть, Эвменид или Эриний —
Тогда-то и прибывает в Афины — не исключено, что именно по приглашению Солона — критянин Эпименид, который был знатоком науки о божестве и даже считался одним из Семи мудрецов14. «Умилостивительными жертвами, очищениями, сооружением святынь он очистил и освятил город…» (Plut. Sol. 12, — пер. С. Соболевского). Аристотель и Плутарх говорят о том, что очищение производилось Эпименидом после суда над Алкмеонидами (Arist. Ath. Pol. 1. 1, Plut. Sol. 12)15.
Плутарх замечает, что подружившийся с Солоном Эпименид способствовал реформам в религиозной сфере (ср.: [Demosth.] 43. 62)16. Безусловно Солон не был атеистом. Скорее наоборот, несмотря на всю свою мудрость (в греческом смысле слова) и рационализм17, это — глубоко верующий человек. Он отдавал себе отчет в ограниченности возможностей разума, имевшего свои пределы. Солону принадлежат строки, пришедшиеся по душе Клименту Александрийскому — одному из раннехристианских авторов:
«Разума мерки нет ясной, ее очень трудно заметить, Но лишь она всем делам точно пределы кладет.» |
(fr. 16 Diehl, — пер. |
Пиетет к богам чувствуется и в других его произведениях. За нечестно приобретенное богатство, считает он, можно поплатиться. Гнев Зевса неизбежно падет либо на тех, кто не гнушался никакими средствами для того, чтобы разбогатеть, либо на их детей (fr. 1. 25—
Солон был уверен, что несмотря на разразившийся в Аттике кризис, боги не дадут погибнуть Афинам:
«Нет, никогда, никогда не погибнет наш город родимый Волею Зевса и всех вечных, блаженных богов: То ведь Паллада-Афина, заступница крепкая наша, Бога великая дочь, длани простерла над ним.» |
(fr. 3. 1— |
Особо следует сказать об отношении Солона к Земле, выраженном в его поэтических произведениях. Как известно, одним из мероприятий Солона была так называемая сисахфия, то есть «стряхивание бремени». Любопытно уже само название, в котором явно чувствуется пиетет реформатора к по отношению к Земле18. Бременем были долговые столбы (ὅροι), поставленные на полях попавших в кабалу должников. В одном из своих стихов, приводимых Аристотелем (Arist. Ath. Pol. 12. 4), Солон описывает это не как освобождение должников — чего, пожалуй, и следовало бы ожидать — а как освобождение Матери — Земли:
«Какой же я из тех задач не выполнил, Во имя коих я тогда сплотил народ? О том всех лучше перед Времени судом Сказать могла б из олимпийцев высшая — Мать черная Земля, с которой снял тогда Столбов поставленных я много долговых, Рабыня прежде, ныне же свободная.» |
(Sol. fr. 24. 1— |
Не может не броситься в глаза то, что Солон называет Землю высшим из олимпийских божеств (μητῆρ μεγίστη δαιμόνων Ὀλύμπιων). В этом контексте действия реформатора обретают совершенно иной — религиозно-мифологический оттенок19. Очевидно, в словах Солона нашли отражение мифологические представления греков, уходящие корнями в глубокую древность. Известно, что обожествление Матери-Земли — составная часть олимпийской теологии20. Почитание Земли нашло отражение в выделение священных участков, посвященных тем или иным богам — теменов, которые запрещалось распахивать.
Правда, более Солон нигде эту мысль не развивает. Возможно, дело в том, что упоминаемые Аристотелем строки написаны Солоном накануне его отъезда из Афин, когда он и его реформы подвергались острейшей критике. В данном случае можно предположить, что Солон отвечал на критику со стороны тех, кто был недоволен кассацией долгов. Им реформатор вынужден напомнить о том, что земля не должна рассматриваться лишь как источник дохода, но и как объект почитания.
Помимо того, некоторые исследователи считают, что именно Солон учредил в Афинах культ Аполлона Отчего (Apollo Patroos), что традицией приписывалось Иону — мифическому родоначальнику ионийцев21. Учреждение этого культа должно было, прежде всего, символизировать единство афинского общества, пережившего эпоху смут. Если это так, то уже тогда становится очевидным стремление Афин заявить о себе как о родине ионийцев. Ионийцы, как известно, особо почитали Аполлона Отчего. Идея первенства Афин выражена в одной из солоновских элегий, написанных накануне его реформ:
«Да, понимаю, и в сердце глубоко кручина запала: Вижу, как клонится ниц первая прежде страна Меж Ионийских земель.» |
(fr. 4. 1— |
Таковы сравнительно немногочисленные факты, позволяющие судить о том, что миф играл определенную роль в истории Афин в момент законодательной реформы. Впрочем, речь в данном случае может идти главным образом о периоде, предшествовавшем им. В самих реформах, которые взросли на ниве рационализма, увидеть мифологические аллюзии довольно сложно. Некоторым исключением, возможно, является сисахфия. Но в этом случае необходимы дополнительные исследования.
Как уже было сказано выше, наиболее зримо влияние мифа — в особенности героического — ощущается в действиях Писистрата. Приводимые ниже факты позволяют судить о его внимании преимущественно к одному мифологическому персонажу — Гераклу. Возможно даже, что Писистрат в чем-то подражал мифическому герою.
При объяснении данного феномена, как уже было сказано выше, мы полностью солидаризируемся с мнением
Историки уже давно заметили склонность Писистрата к исторической стилизации — подражанию кому-либо или чему-либо23.
Однако эта точка зрения, на наш взгляд, не находит подтверждения в источниках27. На связь Писистрата с Тезеем указывает, пожалуй, лишь приписываемая афинскому тирану правка текстов гесиодовского «Каталога женщин» и «Одиссеи» Гомера. По словам мегарского история Герея, Писистрат изъял фразу о любви Тезея к Эгле, дочери Панопея (Plut. Thes. 20 = FGrHist 486 F1). Кроме того, из желания польстить афинянам он внес в текст «Одиссеи» фразу:
«Славных, богами рожденных, — Тесея царя, Пирифоя.» |
(Od. 11. 631, — пер. В. А. Жуковского) |
Скорее всего объектом пристального внимания и даже подражания со стороны Писистрата был не Тезей, а Геракл. Именно Геракл чаще всего изображался на афинских вазах эпохи Писистрата, причем нередко в обществе вооруженных дубинами людей28. Хотя в начале 6 в. до н. э. Тезей был весьма популярной в афинской вазописи фигурой, что и Геракл. Но уже в середине этого столетия Геракл по своей популярности оставляет Тезея далеко позади29.
Кроме того, очевидна любовь афинского тирана к Гомеру и гомеровским персонажам. Немало фактов свидетельствует о неплохом знании Писистратом произведений Гомера. Как известно, Писистрат был лидером одной из политических группировок, боровшихся за власть в Афинах: Геродот называет его лидером гиперакриев, Аристотель — диакриев (Her. I. 59, Arist. Ath. Pol. 13. 4)30. Писистрат, судя по всему, последним включился в развернувшуюся борьбу, но именно ему удается захватить власть в Афинах и установить свою тиранию. И Геродот и Аристотель отмечают, что ему удалось захватить власть при помощи дубинщиков — охраны, которую ему выделили сами афиняне31.
Писистрат добился выделения телохранителей весьма экстравагантным способом. Нанеся раны себе и своим мулам, Писистрат въехал на городскую площадь, как будто спасаясь от врагов. Под этим предлогом он стал просить народ о выделении ему охраны (Her. I. 59, Arist. Ath. Pol. 14. 1). Находившийся на площади Солон тут же усмотрел в действиях Писистрата гомеровские аллюзии. Солон, по словам Плутарха, обратился к нему со следующими словами: «Нехорошо, сын Гиппократа, ты играешь гомеровского Одиссея: он обезобразил себя, чтобы обмануть врагов, а ты делаешь это, чтобы ввести в заблуждение граждан» (Plut. Sol. 30 — пер. С. Соболевского)32.
На эту ремарку чаще всего не обращают внимание, считая сам эпизод легендой либо позднейшей вставкой33. Между тем, нельзя не заметить, что в действиях Писистрата — если, конечно, это был хорошо разыгранный спектакль — видна связь мифом. По версии Плутарха (или Солона) — с гомеровским мифом. Уже упоминавшийся Дж. Бордмэн усматривает в разыгранном спектакле связь с мифом о Геракле, непременными участниками которого были именно дубинщики. Кроме того, на афинских вазах этого времени Геракл постоянно изображался в сопровождении свиты — друзей или охраны34.
Как бы то ни было Писистрату удалось получить охрану, с помощью которой он и захватил власть в Афинах. Однако менее чем через шесть лет он изгоняется из Афин объединенными усилиями его противников (Her. I. 60, Arist. Ath. Pol. 14. 3). Но затем, пробыв в изгнании приблизительно столько же времени, Писистрат был возвращен в Афины. «Попав в затруднительное положение, — пишет Геродот, — Мегакл (лидер паралиев —
Возможно, именно тогда и возникла идея превратить возвращение в эффектное зрелище. Писистрат, как сообщают источники, въехал в город на колеснице в сопровождении самой «богини Афины» — продавщицы венков Фии из Пеанийского дема, одетой наподобие богини. Перед тем, как въехать в город, Писистрат и ставший его союзником Мегакл «не постеснялись — по словам Геродота, — разыграть с афинянами, которые считались самыми хитроумными из эллинов, вот какую шутку»: в Афины были посланы глашатаи, которые должны были обратиться к гражданам со следующими словами: «Афиняне! Примите благосклонно Писистрата, которого сама Афина почитает больше всех людей и возвращает теперь в свой акрополь». Так глашатаи кричали, обходя улицы и тотчас по всем демам пошел слух, что Афина возвращает Писистрата из изгнания. В городе все верили, что эта женщина действительно богиня, молились смертному существу и приняли Писистрата» (Her. I. 60, — пер.
Итак, для Геродота это был всего лишь трюк, ловкая выходка, призванная одурачить афинян. Доверчивость последних несколько удивила «отца истории», который даже позволил себе сравнить легковерных афинян с варварами. Однако вряд ли возможно согласиться с Геродотом в том, что афиняне не увидели в Афине продавщицы венков. Аристотель в этой связи оставил любопытное замечание: Писистрат, по его словам, вернулся в город «на старинный лад и слишком простым способом» (ἀρχαίως καὶ λίαν ἁπλῶς) (Arist. Ath. Pol. 14. 4). По-видимому, за всей этой театральностью кроется определенный ритуальный или мифологический подтекст.
Ф. Кольб говорит об особой связи Писистрата и его сыновей с культом богини Афины35. Уже упоминавшийся Дж. Бордмэн усматривает в происшедшем намек на Геракла, который в обществе богини Афины был препровожден на Олимп36. Дж. Эльзе видит в действиях Писистрата скорее подражание гомеровскому Одиссею, который был возвращен Афиной из долгой ссылки37.
Мы разделяем мнение тех исследователей, кто считает, что ключ к разгадке данного эпизода следует искать у Гомера. Но не в «Одиссее», а во 2 Песне «Илиады» — в тексте так называемого «Каталога кораблей». Вот эти строки:
«Но мужей, населяющих град велелепный Афины, Область царя Эрехтея, которого в древние веки Матерь-земля родила, воспитала Паллада Афина, И в Афины ввела, и в блестящий свой храм водворила, Где и тельцами и агнцами ныне ее ублажают Чада Афин, при урочном исходе годов круговратных…» |
(Il. II. 546— |
Несомненно, данный отрывок из гомеровского «Каталога кораблей» должен был быть хорошо известен афинянам. Более того, именно на «Каталог кораблей» ссылался Солон, доказывавший права афинян на о. Саламин. Почему же именно этот отрывок может послужить ключом к разгадке данного вопроса? Ответ на этот вопрос мы находим у Диогена Лаэртского. Последний приводит текст письма Писистрата к Солону. Оно, конечно же, не может быть признано подлинным, однако именно в нем содержатся отголоски подлинных событий. «Я не единственный среди эллинов, — пишет Писистрат, — посягнул на тиранническую власть, и я достоин ее, ибо я из потомков Кодра; я лишь вернул себе то, что афиняне обещали воздавать Кодру и его роду, но не сдержали обещания» (Diog. Laert. I. 53, — пер.
Впрочем, этот эпизод может быть рассмотрен и под другим углом зрения. «Феспиду, — читаем мы у Диогена Лаэртского о Солоне, — он воспретил представлять трагедии, полагая, что притворство пагубно; и когда Писистрат сам себя изранил, Солон сказал: “Это у него от трагедий!”» (Diog. Laert. I. 59—
Появление трагедии связано с празднествами в честь Диониса — Великими Дионисиями. Родоначальником аттической трагедии традиция называет афинянина Феспида, который впервые поставил ее на Великих Дионисиях 534 г. до н. э.40 Плутарх сообщает, что Феспид начал ставить первые трагедии еще при жизни Солона. В биографии последнего он приводит бывший тогда, по-видимому, в ходу анекдот об отрицательном отношении Солона к трагедии. Приведем рассказ Плутарха полностью:
«Солон по своему характеру любил слушать и учиться, а в старости у него еще больше развился вкус к безделью, забавам и, клянусь Зевсом, даже к попойкам и к музыке. Он пошел смотреть Феспида, который, по обычаю древних, сам был актером. После представления Солон обратился к нему с вопросом, как не стыдно ему так бессовестно лгать при таком множестве народа. Феспид отвечал, что ничего нет предосудительного в том, чтобы так говорить и поступать в шутку. Тогда Солон сильно ударил палкой по земле и сказал: “Да, теперь мы так хвалим эту забаву, она у нас в почете, но скоро мы найдем ее и в договорах”» (Plut. Sol. 29, — пер. С. Соболевского).
Вслед за этим идет рассказ о том, как Писистрату удалось получить себе охрану, разыграв нападение на него врагов (см. предыдущий раздел). Хронологически эти события вряд ли могли совпадать, однако очевидно, что Плутарх усматривал некую связь между ними.
Тем самым традиция фактически связывает Писистрата с установлением в Афинах культа Диониса и связанных с ним Дионисий. В Афинах культ Диониса Элевтера (Eleutheros) связан с включением в состав Аттики Элевтер — местечка на границе Аттики и Беотии. «Прежде границы (Беотии —
С именем Писистрата связано еще одно знаменательное событие — «очищение» священного для афинян и всех ионийцев о. Делос — родины бога Аполлона. Накануне по инициативе самосского тирана Поликрата здесь вновь стал справляться праздник Аполлона Делосского, чем, по существу, подтверждался его общеионийский статус (Suda. s. v. Πυθία καὶ Δηλία).
По мнению Геродота, очищение Делоса было всего лишь одним из способов удержания власти, когда Писистрат в третий раз — теперь окончательно — подчинил себе Афины.
Подтверждает эту информацию и Фукидид. Он пишет, что во время Пелопоннесской войны (в 426 гг. до н. э.) афиняне также получили из Дельф оракул с требованием «очистить» Делос. «Очистил его, — сообщает Фукидид, — и тиран Писистрат, но не весь, а лишь ту часть острова, какая представлялась взору, если смотреть от храм» (Thuc. III. 104, — пер. Ф. Мищенко).
В литературе высказывалось предположение, что у тирана не складывались отношения с Дельфами. Именно в Дельфах нашли прибежище его соперники Алкмеониды, взявшие подряд на строительство храма Аполлона42. В последнее время — в связи с информацией об архонтстве Клисфена в 525/4 гг. до н. э.43 — эта точка зрения пересматривается44. Похолодание во взаимоотношениях с Дельфами следует отнести ко времени правления Писистратидов — не ранее 514 г. до н. э.45 Скорее всего афинский тиран имел давние и прочные связи с культом Аполлона. В пользу этого говорит хотя бы то, что изначальным местом почитания Аполлона в Аттике был, по-видимому, Марафон46. Выше мы уже говорили, что Марафон входил в состав Диакрии, с которой Писистрат имел тесные политические и генеалогические связи. Поэтому не лишено оснований утверждение о том, что именно Писистрат переносит культ Аполлона из Марафона в Афины47. Если это так, то очищением Делоса Писистрат подкрепил конкретными делами претензии афинян на первенство среди ионийцев.
Возможно и то, что очищение Делоса тоже имеет отношение к Гомеру. С его именем, как известно, связывается один из древнейших гимнов, посвященных Аполлону Делосскому. В тексте гимна даже содержится упоминание некоего «мужа слепого» с острова Хиос. Автор гимна обращается к девам — жрицам Аполлона Делосского со следующими словами:
«Если какой-либо вас посетит человек земнородный, Странник, в скитаньях своих повидавший немало, и спросит: “Девы, скажите мне, кто здесь у вас из певцов наилучший? Кто доставляет из них наибольшее вам наслажденье?” Страннику словом хорошим немедленно все вы ответьте: “Муж слепой. Обитает на Хиосе он каменистом. Лучшими песни его и в потомстве останутся дальнем”». |
(Hymn. Hom. Apoll. Del. 167— |
Если это так, то Писистрат вновь выказал себя не только ревностным почитателем Аполлона, но, возможно, еще и поклонником творчества Гомера.
Реформы Клисфена, как известно, были важным этапом на пути формирования афинского демократического полиса. Реформатор создал десять новых фил, создал Совет 500, ввел так называемый остракизм — суд черепков. Важнейшей из его реформ является, конечно же, разделение афинян на десять территориальных фил, которые заменили прежние ионийские филы.
Многими исследователями подчеркивается рациональный характер реформ Клисфена. Очевидно, что на реформатора значительное влияние оказывали философские идеи, в частности, идеи пифагорейцев48. Тем не менее и в этом случае не обошлось без влияния мифологии и мифологических персонажей. Выше мы говорили о том, что новые филы были названы по именам мифологических героев, которые были избраны Пифией: «Филам он дал в качестве эпонимов из ста предварительно намеченных архегетов десятерых, которых изрекла пифия» (Arist. Ath. Pol. 21. 6, — пер.
Есть основания полагать, что религия и мифология оказала влияние и на другие преобразования афинского реформатора. Любопытным новшеством, приписываемым Клисфену, был суд черепков, или остракизм. Вот на нем нам и хотелось бы остановиться подробнее.
Поскольку данная проблема весьма сложна и запутана, сразу же следует оговориться и сказать о том, какие вопросы, касающиеся остракизма, мы не будем обсуждать в данном очерке49.
Во-первых, мы не будем здесь обсуждать хронологические проблемы. Дело в том, что еще не все ясно с датировкой этого нововведения. Аристотель в «Афинской политии» замечает, что впервые афиняне применили остракизм лишь после Марафонской битвы: «Спустя два года после победы (то есть в 488 г. до н. э. — В. Г.), когда народ стал уже чувствовать уверенность в себе, тогда впервые применили закон об остракизме, который был установлен ввиду подозрения к людям, пользующимся влиянием, так как Писистрат из демагога и полководца сделался тираном. И первым подвергся остракизму один из его родственников Гиппарх, сын Харма, из Коллита, которого главным образом имел в виду Клисфен, издавая этот закон, так как хотел его изгнать» (Arist. Ath. Pol. 22. 3 — пер.
Во-вторых, в стороне оставляем мы и вопрос о целях введения остракизма, хотя в этом смысле источники единодушны: суд черепков, введенный после низвержения тирании в Афинах, был направлен против тех, от кого исходила угроза тирании51. Вот что по этому поводу говорит Аристотель:
«Если кто-либо один или несколько человек, больше одного, но все-таки не настолько больше, чтобы они могли заполнить собой государство, отличались бы таким избытком добродетели, что добродетель всех остальных и их политические способности не могли бы идти в сравнение с добродетелью и политическими способностями указанного одного или нескольких человек, то таких людей не следует и считать составной частью государства…Такой человек был бы все равно что божество среди людей… На этом основании государства с демократическим устройством устанавливают у себя остракизм: по-видимому, стремясь к всеобщему равенству, они подвергали остракизму и изгоняли на определенный срок тех, кто казалось, выдавался своим могуществом, опираясь либо на богатство, либо на обилие друзей, либо на какую-нибудь силу, имеющую значение в государстве» (Pol.
В данном очерке мы намерены поставить другой вопрос: не имеется ли у процедуры остракизма каких-либо мифологических аналогов. Сразу же скажем, что этот вопрос возник не на пустом месте. Подобные предположения, как мы покажем ниже, уже высказывались.
Сравнительно недавно на связь остракизма с мифологией вновь обратил внимание Д. Мирхэди55. Он упоминает, в частности, приведенный выше пассаж из «Политики» Аристотеля, где тот рассуждает об остракизме как способе достижения равенства граждан. Продолжим его: «Согласно мифологическому преданию, по той же самой причине аргонавты покинули Геракла: корабль Арго не пожелал везти его вместе с прочими пловцами, так как он намного превосходил их»
Другим намеком на мифологические корни остракизма представляется исследователю молитва изгнанного в 483/2 гг. до н. э. из Афин Аристида, напомнившая Плутарху небезызвестные слова оскорбленного Агамемноном Ахилла (Plut. Arist. 6, Il. I. 229—
Сам Мирхэди, опираясь на выводы Дж. Фонтенроуза, связывает остракизм с взаимоотношениями общества и героя-атлета56. Последний, добиваясь внушительных спортивных побед, становится фактически над остальными согражданами. Однако подобное возвышение несет потенциальную угрозу для общины. Вспомним то, о чем шла речь в самом начале. Герой может проявлять себя и с самой дурной стороны, поэтому нередко — в силу тех или иных причин — он оказывается во враждебных отношениях со своими согражданами и изгоняется из города. А в некоторых случаях — при совершении им тяжких преступлений — даже наказывается смертью.
Данное предположение, на наш взгляд, выглядит слишком усложненным. На наш взгляд, остракизму можно было бы подыскать и более простое объяснение. Например, вряд ли можно пройти мимо того факта, что сам Клисфен изгонялся из Афин в период его борьбы с Исагором. Речь идет, как нетрудно догадаться о так называемой «Алкмеонидовой скверне», о которой мы говорили выше.
Исагор решил призвать на помощь спартанского царя Клеомена, который и вынудил Клисфена покинуть город. «…Клеомен, — пишет Геродот, — сначала отправил в Афины глашатая с требованием изгнать Клисфена и вместе с ним много других афинян, над которыми, как он считал, “тяготела скверна”. Это все он сделал по наущению Исагора… Когда Клеомен через глашатая потребовал изгнать Клисфена и запятнанных скверной, сам Клисфен тайно бежал из города» (Her. V. 70, 72, — перевод
Рассказ Аристотеля не только не противоречит сказанному Геродотом, но добавляет некоторые нюансы. «Исагор, видя ослабление своих сил, снова57 пригласил Клеомена, который был с ним в отношениях гостеприимства, и убедил его принять участие в “изгнании скверны” (курсив наш —
Если учесть сказанное выше, то оснований видеть в процедуре остракизма черты очистительного ритуала будет, на наш взгляд, несколько больше. Мало того, остракизм, или очистительный ритуал вполне мог нести существенную политическую нагрузку. В будущем он мог обезопасить Афины от повторного вмешательства со стороны Спарты. Запуск механизма остракизма позволял решать подобные проблемы бескровно и без опасения, что кто-то вновь обратится к спартанцам за помощью.
Итак, в отношении процедуры остракизма высказывались самые разнообразные точки зрения. Все их объединяет то, что остракизм увязывается в них с религиозным ритуалом, а через ритуал и с мифом.
Исследователями замечено, что победы афинян над персами оказали значительное влияние на греческую религию. Очевидным стало возросшее внимание афинян к культам местных и общегреческих героев. В особенности это касается легендарного афинского царя Тезея, ставшего в
Небывалый рост популярности Тезея начинается, по-видимому, вскоре после изгнания Ксеркса и связан с именем афинского полководца Кимона, сына Мильтиада. Апогей популярности легендарного героя приходится на середину
В 476 г. до н. э. известный афинский полководец Кимон завоевывает о. Скирос, где им отыскивается могила Тезея59. Вот что об этом писал Плутарх: «Прослышав, что древний Тезей, сын Эгея, бежавший из Афин на Скирос, был здесь изменнически убит боявшимся его царем Ликомедом, Кимон принялся усердно искать его могилу, тем более, что афинянам было дано прорицание оракула, повелевавшее им привезти в свой город останки Тезея и чтить его подобающим образом, как героя» (Plut. Cim. 8 — пер.
Естественно, и до этого события Тезей был одним из почитаемых мифологических персонажей. С именем царя связан целый ряд афинских праздников (и атлетических состязаний): Theseia, Synoikia, Kybernesia и т. п.62. С его именем традиция связывает такое важное событие, как афинский синойкизм — политическое объединение Аттики (Thuc. II. 15).
В начале VI в. до н. э. в афинской вазописи можно обнаружить два одинаково популярных персонажа: Тезея и Геракла. Но уже в середине этого столетия Геракл по своей популярности оставляет Тезея далеко позади63. Правда, и тогда Тезей остается одним из популярных мифологических персонажей. До находки Кимона Тезей скорее всего почитался одним из аристократических родов, возможно, — Алкмеонидами64. Изображение Тезея можно найти на одной из метоп афинской сокровищницы в Дельфах, строительство которой чаще всего связывается с находившимися в изгнании Алкмеонидами65. Впрочем, Тезей изображается на ней в компании Геракла.
Итак, несмотря на известность и популярность Тезея, превращение его культа после изгнания персов в общеафинский очевидно было новшеством. А если это так, резонно спросить: что же стоит за появлением исключительного внимания со стороны афинян именно к Тезею и именно в это время? Почему же они (и, разумеется, Кимон) вспомнили о своем легендарном царе вскоре после нашествия Ксеркса?
Естественно, данный эпизод не был обойден вниманием исследователей. В литературе выдвигалось немало предположений на сей счет. Выше уже говорилось о том, что культ Тезея нередко связывался с Алкмеонидами. В связи с этим некоторые авторы расценили действия Кимона как следствие альянса с влиятельным афинским родом, который кроме того был скреплен его браком с Исодикой66. Некоторые видят в действиях Кимона простую попытку добиться популярности, предпринятую в условиях возможного падения популярности Фемистокла после Саламина (см.: Plut. Them. 22, Diod. Sic. XI. 27. 3)67.
Другие авторы склонны объяснять интерес Кимона к Тезею чисто личными мотивами. Например, Вакхилид, посвятивший Тезею ряд своих произведений, вполне мог работать по заказу Кимона (Bacchyl. XVII, XVIII)68. Кроме Вакхилида Тезея упоминает историк Ферекид (FGrHist 3F 148—
Кроме того возрождение культа Тезея и обретение им невиданной популярности связывается с образованием Афинского морского союза. Будучи общеионийским героем Тезей, по мнению некоторых авторов, превращается теперь в носителя афинской имперской идеи71.
Целый ряд исследователей видит в действиях Кимона стремление воздать должное победителям Марафонского сражения (а вместе с ними и своему отцу — Мильтиаду)72. Марафонская битва в свое время произвела громадное впечатление на афинян. После нее, сообщает Плутарх, у всех на устах были речи о стратегическом искусстве Мильтиада. Некоторые даже считали, что с этой победой закончатся войны с персами (Plut. Themist. 3)73. В дальнейшем все, что имело отношение к этой битве было свято для афинян74. По словам Павсания, погибшие во время битвы были объявлены героями (Paus. I. 32. 4)75.
Древние авторы указывают на «явление» Тезея в момент Марафонской битвы (в частности, отцу Кимона Мильтиаду) и его содействие афинянам (Plut. Thes. 35, см. также Paus. I. 27. 8—
О роли Тезея при Марафоне можно судить и по росписям так называемого Пестрого Портика (Стоа Пойкиле), строительство которого также связывается с именем Кимона77. Здесь находилась картина Полигнота, на которой было изображено Марафонское сражение78. Среди сражавшихся художник изобразил следующие персонажи: героя Марафона, который дал имя всей равнине, Тезея, поднимающегося из-под земли, а также Афину и Геракла (Paus. I. 15. 3).
Как правило, указания на тесную связь Тезея с Марафоном ограничиваются цитированием Плутарха и упоминанием росписей Пестрого Портика. Однако этого явно недостаточно. Несмотря на то, что в изображении Полигнота Тезей предстает едва ли не хтоническим божеством, тесно связанным именно с Марафоном, найти свидетельства его мифологической связи с Марафонской равниной непросто79.
Начнем с того, что практически все наиболее значимые подвиги совершались Тезеем за пределами Аттики. Самыми популярными из них были, пожалуй, те, что он совершил на пути из Трезены в Афины и, конечно же, убийство Минотавра (Bacchyl. 17, 18, Plut. Thes. 8—
Как известно, Марафонский (Критский) бык — имеет отношение к подвигам Геракла. Именно от этого быка жена Миноса Пасифая родила Минотавра, которого впоследствии убьет Тезей (Apollod. III. 1. 4)83. Согласно Аполлодору в качестве седьмого подвига Еврисфей велел Гераклу привести ему Критского быка84. Однако пойманный и доставленный Еврисфею бык был вскоре отпущен Гераклом на свободу и спустя некоторое время оказался в Аттике, став здесь уже Марафонским (Apollod. II. 5. 7, III. 1. 5).
Во время охоты на Марафонского быка Тезей, попавший в непогоду, был радушно принят некой Гекалой. В ее честь был установлен праздник Гекалесии, а жители соседних селений должны были приносить жертвы Зевсу-Гекалу (Plut. Thes. 14)85. Тезей одолел быка и, доставив его в Афины, принес в жертву Аполлону-Дельфинию (Plut. Thes. 14).
По мнению А. Шапиро, принесение Тезеем Марафонского быка в жертву богам — правда, не Аполлону, как говорит Плутарх, а Афине — могло стать aition, то есть мифологической подоплекой Синойкий — празднества в честь богини Афины. Судя по одной из сохранившихся надписей, датируемой
Для Фукидида Синойкии — совершаемый на общественный счет праздник (ἑορτὴ δημοτελής), связанный с так называемым Тезеевым синойкизмом, то есть с политическим объединением Аттики (Thuc. II. 15. 2)87. Согласно одной из афинских надписей в V в. до н. э. Синойкии отмечались четырьмя старыми, то есть до-клисфеновскими филами88. Это может означать только то, что Синойкии — древний, ионийский ритуал. Г. Уэйд-Джери называл их древним евпатридским праздником89. Действительно, связываемый с именем Тезея синойкизм кроме политической централизации Аттики имел отношение к выделению аристократии в особый социальный слой евпатридов (Plut. Thes. 25). Все это могло сопровождаться переселением местной знати в Афины, ставшие теперь столицей90.
Возможно, Синойкии не случайно связаны с Марафоном. Марафонский Тетраполис издавна представлял собой единое целое в религиозном отношении, в частности, он имел общий религиозный календарь (IG II2 1358) и посылал отдельное посольство в Дельфы и на о. Делос91. Все это можно считать следами былой независимости Марафона, или во всяком случае его отделенности от Афин92.
Если это так, то в убийстве Тезеем Марафонского быка быть может нашло свое мифологическое воплощение присоединения Марафона к Афинам93. Г. Алфельди считает, что последним актом аттического синойкизма было присоединение к Афинам восточной части Аттики и переселение в столицу проживавшей здесь аристократии94.
Но какое отношение это могло иметь к Марафонской битве? Быть может, победа над персами сопоставлялась афинянами с Тезеевой победой над марафонским быком? Все это было бы возможно, если бы не одно «но». Как мы выяснили выше, не этот подвиг легендарного афинского царя был самым популярным. Вспомним и то, что уже упоминавшийся Вакхилид вообще не упоминает об убийстве Тезеем Марафонского быка95.
Ниже мы еще вернемся к поставленным вопросам. Теперь же еще раз заметим, что значительный рост популярности Тезея происходит в период греко-персидских войн, и, быть может, благодаря Марафонской битве.
Но тогда возникает другой вопрос: почему в качестве объекта почитания был избран именно Тезей, а, скажем, не Геракл. Дело в том, что роль последнего в Марафонской битве была, пожалуй, не менее значительна. Помимо того, Геракл имел более прочные связи с Марафоном.
Прежде, чем говорить о связи Геракла с Марафоном, заметим, что, культ последнего, по мнению С. Вудфорд, имел в Аттике более глубокие корни и был значительно древнее. Исследовательница отмечает, что Гераклу было посвящено значительно больше храмов и священных участков в Афинах и Аттике, нежели Тезею96.
Как уже было сказано выше, образ и подвиги Геракла были одним из самых популярных сюжетов афинской вазописи в VI в. до н. э.97 Это при том, что сам Геракл не имел сколько-нибудь прочных мифологических связей с Афинами и Аттикой98. Впрочем, в самом начале VI в. до н. э. конкуренцию Гераклу в той же вазописи составлял именно Тезей99. Но уже с середины этого столетия образ Геракла становится самым популярным, чего, кстати, нельзя сказать о других областях Греции100. Дж. Бордмэн объясняет популярность Геракла персональным вниманием к нему со стороны афинского тирана Писистрата и его сыновей. Не исключено, что Геракл был не только объектом культового поклонения, но и подражания101.
Ситуация начинает изменяться с конца VI в. до н. э. Причем, именно в пользу Тезея102. Некоторые исследователи усматривают в этом связь с процессами демократизации в Афинах и, в частности, с реформами Клисфена103. Однако странным в таком случае выглядит отсутствие Тезея в числе героев-эпонимов новых афинских фил, созданных Клисфеном (Arist. Ath. Pol. 21. 6, ср.: Paus. 10. 10. 2)104. Быть может, в это время культ Тезея был, как мы говорили выше, сугубо семейным (клановым) культом Алкмеонидов105.
А теперь о Марафоне. Геродот сообщает, что перед Марафонской битвой афинские войска, ожидавшие подкреплений (платейцев), располагались у марафонского святилища Геракла (Heracleion), после нее — у другого его святилища в Киносарге (Her. VI. 108, 116).
Святилище Геракла в Киносарге (афинский дем Диомейя), пожалуй, одно из его самых почитаемых святилищ в Аттике. Его любопытной особенностью было то, что персонал святилища (παρασίτοι) набирался не из числа полноправных граждан, а из так называемых νόθοι — незаконнорожденных или ущемленных в гражданских правах106. Плутарх объясняет это тем, что Геракл сам был незаконнорожденным (Plut. Them. 1). Со святилищем в Киносарге и марафонским Гераклейоном связываются род Месогеев (Μεσόγειοι) (IG II2 1245, 1247) и древнейшая аттическая религиозная корпорация оргеонов107. Вплоть до разрушения Филиппом V (около 200 г. до н. э) святилище в Киносарге было центром интеллектуальной жизни Афин108.
То же самое можно сказать и о Марафоне, являвшимся одним из крупных центров почитания Геракла в Аттике109. По словам Павсания, жители Марафона первыми стали почитать Геракла как бога (Paus. I. 15. 3). Если это так, то марафонский Гераклейон должен быть древнее святилища в Киносарге.
Марафон был местом проведения спортивных состязаний в честь Геракла, которыми, по-видимому, раз в четыре года сопровождались религиозные праздники (Arist. Ath. Pol. 54. 7)110. Об этих играх говорит и Пиндар, сообщая, что наградой за победу в них была серебряная чаша (Pind. Ol. IX. 90, см. также XIII. 110, Pyth. VIII. 79)111. Ю. Вандерпул полагает, что до персидских войн марафонские игры имели исключительно местное значение. Но после Марафонской битвы они приобрели статус общеаттических, а ко времени Пиндара они уже становятся общеэллинскими112.
В какой-то мере на древнюю связь Геракла с Марафоном указывает и то, что именно здесь разворачивается действие трагедии Еврипида «Гераклиды». Здесь (хотя и не в Гераклейоне, а в храме Зевса) находят убежище дети Геракла и Иолай, спасавшиеся от преследования Еврисфея. Как известно, сын Тезея Демофонт, давший беглецам приют, громит войска микенского царя113. Погибая, Еврисфей говорит о том, что его могила станет своего рода защитой Афин от вражеского нашествия114. И действительно, Марафонский Тетраполис, точнее, селения его образовывающие были священным местом и для спартанцев, которые не рискнули опустошать Марафон в первые годы Пелопоннесской войны (Diod. Sic. 12. 45, Schol. Soph. Oed. Col. 701).
Другими словами, популярность Геракла накануне персидских войн едва ли была меньше, чем популярность Тезея. В особенности, это касается Марафона, где позиции Геракла были, пожалуй, даже более прочными. В свое время М. Нильссон объяснял общеэллинскую популярность Геракла тем, что он имел возможность отводить всякое зло (alexikakos)115. В этом случае шансы Геракла стать общеафинским героем после Марафонской битвы должны были бы быть, на наш взгляд, значительно выше. И тем не менее национальным героем становится не Геракл, а Тезей116. Хотя, конечно же, не будет забыт и Геракл.
Чем же объяснить такой выбор афинян? С одной стороны, нет ничего удивительного в том, что афиняне предпочли дорийцу Гераклу ионийца и афинянина Тезея. Если связывать рост популярности Тезея именно с Марафонской битвой, то в действиях афинян можно усмотреть стремление подчеркнуть в ней свою исключительную роль.
Мы полагаем однако, что дело здесь не только в Марафоне и Марафонской битве. С нее лишь начиналась всеафинская популярность Тезея. Дельфийский оракул, требовавший нахождения «могилы Тезея», был получен лишь после окончательной победы над Ксерксом («после окончания Персидских войн в архонтство Федона» — по словам Плутарха [т. е. в 476/5 гг. до н. э.]) (Plut. Thes. 36)117. В этом случае можно предположить, что в
А затем было успешное отражение нашествия Ксеркса, что, несомненно, укрепило веру афинян в своего покровителя. Вот тогда-то — когда популярность Тезея достигла своего апогея — и был получен оракул, в котором афинянам рекомендовалось отыскать «могилу» Тезея. С этим, как уже было сказано, успешно справился Кимон, несомненно, снискавший себе всеобщее уважение и авторитет118.
Однако упомянутый призыв имел, на наш взгляд, двоякий смысл. С одной стороны, им подчеркивалась роль Тезея в борьбе с варварами. Тем самым афиняне обязывались воздать должное тому, кто немало способствовал их победам. С другой стороны, данный призыв можно расценить и как призыв к афинянам продолжать борьбу с персами.
В
Данная проблема имеет, на наш взгляд, еще один любопытный аспект. Кимон мог стать страстным почитателем Тезея не только в силу выше названных причин (сколько бы они ни были важны). Легендарный царь был подходящей для почитания фигурой для аристократа Кимона. Кстати сказать, Тезей вполне мог быть основателем Ареопага, хотя прямо об этом не говорит ни один источник121. В этом случае, если данное предположение верно, действия Кимона получают дополнительное объяснение. Обращение именно к Тезею могло быть обусловлено выявившимися вскоре после Саламина разногласиями между Ареопагом (и его сторонником Кимоном) и Фемистоклом, — другими словами, между носителями аристократических (или традиционалистских) и демократических тенденций122. Именно эти разногласия приведут в дальнейшем к остракизму Фемистокла. Вплоть до реформы Эфиальта немалые полномочия окажутся сосредоточенными в руках ареопагитов123. Лишь ослабление позиций Кимона позволит демократизировать афинскую политическую жизнь.
Позволим себе высказать еще одну идею: рост популярности Тезея мог быть напрямую связан с синойкизмом (переселением), то есть с тем, что афинская мифологическая традиция приписывает Тезею. Во всяком случае то, что происходило в результате нашествия Ксеркса, вполне укладывается в это понятие.
Греко-персидские войны и, в частности, вторжение Ксеркса заставили многих жителей Аттики перебраться в Афины, а затем двинуться еще дальше: в Трезену и на Саламин (Her. VIII. 41, Diod. Sic. XI. 13. 3)124. Это было в конце мая 480 г. до н. э. в архонтство Гипсихида125. В тексте приписываемого Фемистоклу декрета читаем, что афинские граждане отдаются под защиту «архегета страны» (ἀρχηγέτου τῆς χῶρας): Тезею или его деду Питфею126. Остальные будут искать спасения за «деревянными стенами» кораблей (Her. VII. 141—
Персы заняли Афины как только его жители (хотя и не все [Her. VIII. 51. 2]) покинули свой город. Однако вскоре персидские войска уходят в Беотию, а затем еще дальше — в Фессалию (Her. VIII. 113, 126). Вернувшиеся афиняне обнаруживают свой город основательно разрушенным. По сообщению Геродота, персами был сожжен Акрополь (Her. VIII. 51—
Афиняне вернулись в город окончательно лишь после Платейской битвы. Прежде всего, чтобы защитить себя от повторного нападения врага, они спешат укрепить город стенами, а затем начинают его восстановление. Стены воздвигались, как сообщают источники, с поразительной быстротой. Причиной тому был энтузиазм жителей города и округи (Thuc. I. 89. 3, Plut. Them. 19, Diod. Sic. XI. 39. 1, 40. 2). Строительство стен становится поистине общенациональной (если так можно выразиться) программой. Едва ли она могла породить какую-либо оппозицию. Это, впрочем, не свидетельствует об отсутствии политического противоборства в общественной жизни Афин. Скорее всего оно временно отошло на второй план.
Однако вскоре обострились взаимоотношения афинян со спартанцами, которые активно возражали против укрепления Афин стенами. Источники сообщают, что недавние оппоненты Фемистокл и Аристид, вместе отвечавшие за возведение стен (Arist. Ath. Pol. 23. 4) сумели довести дело до конца130. Помогли хитрость Фемистокла и поддержка Аристида, который был участником одного из посольств в Спарту (Thuc. I. 93. 3, Plut. Them. 19, об уловке Фемистокла см.: Thuc. I. 90—
По оценкам современных исследователей, новые оборонительные сооружения Афин, построенные в короткий срок, отличались от прежних примитивных укреплений132. Правда, в данный момент в силу ограниченности времени и средств была возведена лишь северная стена Акрополя, южная будет построена Кимоном несколько позднее — после его грандиозной победы при Евримедонте (Plut. Cim. 13)133. Помимо стен восстанавливались жилые кварталы и общественные здания134.
Афины на глазах его жителей превращались в неприступную крепость. Однако выполнение строительной программы имело своей целью не только оборону города от потенциального противника (будь то персы или спартанцы). Перестройки города требовало и то, что Афины становятся крупной морской державой и лидером Морского союза.
Тогда же начинаются работы в афинской гавани Пирей. Традиция связывает это с именем Фемистокла, присоединившего, по словам Аристофана, Пирей к городу (Aristoph. Eq. 813—
Выполнение столь масштабных работ привело к тому, что в Афинах и Пирее сосредоточилось немалое количество работающих — афинян, жителей Аттики и иностранцев (метеков). Последние, а равно и афинская беднота (ναυτικὸς ὄχλος), работавшая в доках, станет основным населением Пирея141. С уверенностью можно сказать, что немалая их часть окончательно переселяется в Афины (и, возможно, в Пирей). Там же найдут приют и те, кто лишился своего жилья в период персидской оккупации142.
Концентрация населения в Афинах обуславливалась не только выполнением строительной программы, но и превращением Афин в лидера Делосского союза и крупную морскую державу. «Так как после этого (после превращения в лидера Делосского союза —
Как бы то ни было, нам представляется вполне возможным, что население Афин после ухода персов возросло — как за счет переселившихся в Афины силу разных причин жителей Аттики, так и иностранцев-метеков. Очевидным, что в это время значительно возрастают объемы общественных работ в Афинах и, особенно, в Пирее, требовавшие дополнительного привлечения рабочей силы145. И потребность в ней не уменьшится, так как впереди еще строительство так называемых Длинных Стен и реализация обширной строительной программы, инициатором которой станет Перикл.
Итак, в 478—
Если сказанное выше верно, то все, что произошло в Афинах после отражения персидского нашествия, может быть названо синойкизмом, или — по словам С. Хорнблауера — физическим синойкизмом — миграцией, переселением146. Массовое переселение в город, как было сказано выше, имело место в период нашествия Ксеркса. Но с уходом персов переселение в Афины не завершается. Наоборот, для многих жителей Аттики именно Афины станут новым местом жительства (и работы). Иначе говоря, концентрация населения в городе в процессе выполнения строительной программы также может быть определена как синойкизм. Мало того, синойкизмом может быть названо даже строительство стен. Во всяком случае, именно наличие укреплений служит для Фукидида показателем некогда имевшего место синойкизма147.
Также могли расценивать происшедшее и афиняне. Тезей стал защитником и спасителем афинян в период их эвакуации в Трезену и на Саламин. Уже сама концентрация афинян в городе, а затем и эвакуация могла напомнить им о Тезее, подобно тому, как концентрация населения в Афинах накануне вторжения Архидама заставила вспомнить о нем Фукидида (Thuc. II. 15).
Смерть Кимона и завершение греко-персидских войн обозначили начало новой эпохи в истории Афин. К моменту заключения Каллиева мира Афины становятся величайшей и богатейшей державой Греции, лидером союза, объединившего многие греческие полисы. Во главе Афин в это время встает Перикл, с именем которого исследователи связывают целую эпоху афинской истории.
Несмотря на неудачи последних лет (например, египетскую катастрофу) афинянам удалось одержать целый ряд славных побед и укрепить свою власть в Делосской симмахии, казна которой с 454 г. до н. э. находилась не на священном для всех ионийцев о. Делос, а в Афинах. С этого момента Делосский союз эволюционировал в Афинскую архэ. Попросту говоря, Афины превратились в империю, заинтересованную не столько в расширении своих владений, сколько в их сохранении.
Перенесение союзной казны в Афины и империалистическая политика вызывали критику со стороны политических противников Перикла, объединившихся вокруг Фукидида, сына Мелесия (Plut. Per. 12).
Тогда же, по-видимому, принимается решение о том, что
В 449 г. до н. э. Перикл, который, по словам Плутарха, «внушал афинскому народу все большую гордость и уверенность в том, что Афинам предназначена большая роль в Элладе», предпринял попытку созыва в Афинах общеэллинский конгресс с целью восстановления греческих храмов (Plut. Per. 17, — пер.
Развертывание грандиозной строительной программы вызвало еще большую критику противников Перикла, объединенных вокруг Фукидида, сына Мелесия. «…Вся Греция, — говорили они, — считает, что над ней совершают открытое насилие и распоряжаются деспотически: греки видят, что средства, принудительно взыскиваемые с них для ведения войны, мы тратим на то, чтобы наш город, точно развратная бабенка, мог раззолотить и разубрать себя, надев на себя дорогие камни, статуи и храмы, стоящие тысячи талантов» (Plut. Per. 12, — пер.
Перикл, по-видимому, полагал, что афиняне, одержавшие победу над персами, вправе использовать союзные деньги по своему усмотрению. «Государство в достаточной мере обеспечено всем, что нужно для войны; поэтому оно правильно поступает, тратя свои средства на то, что, будучи выполнено, даст ему вечную славу, а, пока выполняется, дает афинянам готовые средства к существованию, так как эти мероприятия требуют применения всяческих ремесел и нуждаются в самых разнообразных работах» (Plut. Per. 12, — пер.
Перикл выносит на обсуждение народного собрания проекты грандиозных сооружений (Plut. Per. 12). В результате в Афинах и Аттике разворачиваются масштабные строительные работы. В Аттике строятся храм Посейдона в Сунии — мыс на южном побережье Аттики, храм Ареса в Ахарнах и храм Немезиды в Рамнунте; в Афинах — храмы Гефеста и Афины в Колоне, начинает застраиваться Акрополь149.
Венцом грандиозной строительной программы можно считать Парфенон — храм Афины Парфенос, возведенный архитекторами Иктином и Калликратом под руководством друга Перикла Фидия (Plut. Per. 13). Парфенон должен был увековечить победы афинян над персами и продемонстрировать всему миру — союзникам и противникам — могущество Афин150. Очень часто храм Афины Девы называют символом афинского империализма, а выполненную Фидием статую Афины — его монументальным воплощением151.
Парфенон — дорийский храм с ионийским и дорийским фризом. По своим религиозным функциям он был связан с празднеством в честь богини Афины — Панафинеями. Важнейшим элементом праздника была Панафинейская процессия, двигавшаяся через построенные тогда же Пропилеи — ворота Акрополя — к храму богини Афины. Статуя богини с копьем и щитом, выполненная Фидием из золота и слоновой кости, стояла во внутреннем помещении храма — в целле Парфенона. Торжественная процессия преподносила Афине праздничный наряд — пеплос, который иногда вывешивался на мачте священного корабля, снабженного колесами. В процессии участвовали все афинские граждане152.
На восточном фронтоне Парфенона было изображено рождение Афины из головы Зевса, на западном — сцена спора Афины с Посейдоном. Внешняя колоннада поддерживала 92 метопы, на которых изображались мифологические сюжеты: на южной стороне — битва лапифов и кентавров, на северной — борьба ахейцев с троянцами, на западной — сцены борьбы с амазонками, на восточной — битва богов и гигантов153. Центральной фигурой амазономахии и кентавромахии, как известно из его биографии, был Тезей. Тем самым еще раз подчеркивалась его роль в борьбе афинян с персами.
Впрочем, заполнение архитектурного пространства мифологическими сюжетами, изображавшими противоборствующие группы, — традиционный прием154. Нередко эти сюжеты называют «скучными повторами»155. Но в данном случае мы имеем дело не с архитектурной рутиной. Мифологические сюжеты напоминали не столько о «преданиях старины глубокой», сколько о подвигах афинян, совершенных ими во время греко-персидских войн.
Мифологические темы продолжал изобразительный ряд щита Афины: с внешней стороны на нем изображалась борьба афинян с амазонками, с внутренней — борьба богов и гигантов, на кромке ее сандалий сцены битвы лапифов и кентавров156. Одним из участников этой битвы был Тезей, которому Фидий — и это, как нам представляется, весьма символично — придал черты Перикла. Себя он изобразил в образе Дедала157. Не удивительно, что подобные вольности вызывали негодование афинян (Plut. Per. 13)158.
Еще большей вольностью представляются скульптурные изображения на фризе вокруг целлы. Здесь изображалась собственно Панафинейская процессия. Панафинейская процессия должна была символизировать почитание Афины как самими афинянами, так и теми греческими полисами, которые входили в состав Афинского морского союза. Вспомним в этой связи упомянутое выше отчисление
Впервые в греческом искусстве в ионическом фризе изображались смертные существа — в данном случае афиняне (а возможно, и ионийцы), участвовавшие в торжественном шествии159. Тем самым смертные возвышались до уровня бессмертных — боги и люди, по словам
Некоторые исследователи замечают, что, несмотря на посвящение богине Афине, Парфенон едва ли имеет отношение к религии. Точнее сказать, к традиционной афинской религии. Бросается в глаза то, что Парфенон строится на южной, а не на северной площадке Акрополя, считавшейся древним религиозным центром Афин161. Нередко высказываются сомнения даже в том, что это был храм162.
И все же Парфенон был афинским храмом. Хотя не только. Помимо собственно религиозных функций Парфенон должен был служить хранилищем афинской казны. «Афина, — по словам современного исследователя, — стала банкиром государства»163. И в то же время Парфенон символом афинского могущества. Это и было тем, что в самом начале мы определили как «новая мифология», в задачу которой входило воспевание подвигов реальных героев, что нередко делалось с помощью героев мифологических.
В завершение этого очерка приведем еще один факт, свидетельствующий о деформации традиционных мифологических персонажей в угоду «новой мифологии». На традиционную мифологию влияли не только гегемонистские устремления и прошлые победы афинян, но, возможно, и прихоти их лидеров.
Речь идет об удивительных метаморфозах, происшедших в это же время с Тезеем. Его небывалая популярность, как было сказано выше, началась с Марафонской битвы, а впоследствии — с находки Кимоном так называемых «костей Тезея». В эпоху Перикла Тезей продолжал оставаться популярным мифологическим персонажем. Но теперь он из царя неожиданно превращается в демократического лидера. Особенно это заметно в трагедиях Еврипида (см.: Eurip. Suppl. 353, 400—
Репутации демократа Тезей обязан скорее мнению самих афинян. По сообщению Павсания, в галерее Двенадцати богов в Керамике было помещено изображения Тезея, Демократии и Народа (Paus. I. 3. 3, Plin. Nat. Hist. 35. 129). «Картина, — пишет он, — изображает Тезея, как установившего для афинян равноправие. Действительно, среди народа существует общераспространенное мнение, будто Тезей передал все руководство делами народу, и что, начиная с этого времени, Афины стали демократией, пока Писистрат не восстал и не сделался тираном» (Paus. I. 3. 3 — пер.
Возможно, именно поэтому Фидий изображает Перикла в облике Тезея. Нельзя исключать и того, что и Перикл имел склонность к тому, что
ПРИМЕЧАНИЯ
«…Высказываясь вольно, Скорее даст согласие народ. Его я подчинил единовластью, Дав городу свободу всем равно Голосовать…» |
(Eurip. Suppl. 350— |
Сказанное слишком напоминает то, что говорил Перикл в своей Надгробной речи (Thuc. II. 35—