Глава III
ПРИМЕРЫ ХРИСТИАНСКОЙ КРИТИКИ КОНКРЕТНЫХ АНТИЧНЫХ МИФОВ
§ 1. Персонажи римских мифов у Тертуллиана
В своей прорывающейся иногда наружу ненависти ко всему греко-римскому Тертуллиан, пожалуй, более всего близок Татиану, о котором С. С. Аверинцев пишет: «<…> в яростных нападках автора1 на все греческое мы уже ощущаем не только вражду христианина к язычеству, но и неприязнь сирийца к эллинизму, когда-то навязанному его предкам. Первое служит санкцией для второго»2. Надо отметить, что в своих эпизодических положительных отзывах об империи3, Тертуллиан скорее одобряет не римское государство, а государство, хотя оно и римское. Ведь он полагает, что «<…> всякое суеверие уже не философов и не поэтов, и не народов, от которых произошло, а владычествующих римлян, которыми оно присвоено и благодаря которым приобрело свое влияние» (К язычникам, II 9, 2; ср.: Откровение Иоанна Богослова, 18, 23: «и волшебством твоим введены в заблуждение все народы»). Чтобы понять, как Тертуллиан относится к Риму как таковому, достаточно прочитать 40-ю гл. его «Апологетика» (8), где он со злорадством пишет о битве при Каннах и о нападении галлов: «Никто еще в Риме Богу истинному не поклонялся, когда Ганнибал при Каннах римские перстни благодаря учиненной им резне измерял модием. Все боги ваши всеми почитались, когда сеноны захватили сам Капитолий». Хотя в отличие от своих греческих предшественников Тертуллиан не балует исследователей сообщениями о себе4, нетрудно, однако, увидеть, на чьей стороне — пунийцев или римлян — были его симпатии, если сравнить следующие два отрывка: во 2-й книге «К язычникам» (14, 6) он говорит, что Сципион Эмилиан по количеству убийств, совершенных в одном лишь уголке Карфагена Бирсе превосходит Геркулеса, а в сочинении «К мученикам» (4, 5) он изображает жену Гасдрубала, бросившуюся в пламя горящего Карфагена вместе с детьми (ср.: К язычникам, I 18, 3), чтобы не видеть, как ее муж умолял Сципиона о пощаде, — примеры убийцы и самоотверженной героини едва ли взяты случайно. Эванс пишет, что «даже в апологетическом трактате нет недостатка в напряженности между сепаратистским ригоризмом (separatistic rigorism) Тертуллиана и его желанием разубедить своих читателей в том, что христианам чужды интересы государства»5.
Посмотрим, сказывается ли отрицательное отношение Тертуллиана к Риму на его критике римских богов и героев. Ромула вскормила продажная развратница6, и потому ее назвали блудницей (lupa) (К язычникам, II 10, 1). Сам он, основав город, убил брата и обманом похитил чужих девушек. Квирином он назван по той причине, что из-за него родители подняли вопль (parentibus quiritatum est per illum) (К язычникам, II 9, 19); в Риме он первым показал квадригу <для ристаний> (О зрелищах, 9, 4); он причислил к богам Конса (Против Маркиона, I 18, 4); сам он стал богом после смерти (К язычникам, II 9, 19); свидетелем своего восшествия на небо имел Прокула (Против Маркиона, IV 7, 3; Апологетик, 21, 23: «у вас прокулы имеют обыкновение утверждать о ромулах»). Если порицание братоубийства Ромула часто встречается у римских авторов7, то Эней обычно остается недоступным их критике. Даже Дидона в седьмом письме «Героид» Овидия не так страстно обличает его, как Тертуллиан, для которого он не кто иной, как «изменник родины» (К язычникам, II 9, 12). Апологет спрашивает (там же, II 9, 18): «Что иное прославляет Энея, если не то, что он нигде не появился во время Лаврентийского сражения?»8 По мнению автора, римский герой вновь, по своему обыкновению, бежал с поля боя, словно дезертир. Немного выше (13) он противопоставляет Энея, оставившего товарищей, когда отечество пылало, пунийской женщине, жене Гасдрубала, которая не последовала за мужем, умолявшем врага с робостью Энея (Aeneae timiditate), но, схватив сыновей, бросилась в огонь пылающего Карфагена, «словно в объятия гибнущей отчизны». Мэри Луиз Карлсон говорит, что «возможно, Тертуллиан часто обращается к примерам храбрости героинь Карфагена потому, что он сам был из Африки»9. Для Лактанция, пользовавшегося расположением императора Диоклетиана и бывшего воспитателем сына императора Константина, «вергилиевский Эней остается образцом римской pietas. Vitium <…> записывается не на счет persona poetica, не на счет эпического героя, а на счет poeta, имевшего, по мнению христианина Лактанция, ложную концепцию pietas»10. Тертуллиан, когда речь заходит об Энее, не упускает случая вставить что-нибудь обидное о римском национальном герое (например, о позорности раны от камня во 2-й книге «К язычникам», 9, 12: «каковое оружие насколько презренно и пригодно для собак, настолько бесславна рана <от него>»). Минуций Феликс, бывший, как и Тертуллиан, уроженцем Северной Африки, подобно ему беспощаден в своей критике римской религии (особенно в 25-й главе «Октавия»). Однако он щадит Энея и не комментирует так подробно историю и функции собственно римских богов. М. Хайдентхаллер11, связывая фрагмент из 2-й книги Тертуллиана «К язычникам» (9, 12 сл.) с «Прошением о христианах» (21)12 Афинагора, полагает, что у истоков атак на Энея был Афинагор.
Опровергая в «Апологетике» веру римлян в то, что они обрели могущество благодаря своему благочестию по отношению к богам, он утверждает, что власть римлянам должны были бы дать римские боги, в качестве представителей которых называются Sterculus, Mutunus, Larentina (25, 3). Все более или менее «почтенные» боги оказываются иноземными, а, будучи таковыми, едва ли решили бы помогать завоевателям13. Ведь Юпитер родился на Крите (25, 7), Юнона покровительствовала Карфагену (25, 8), а о Венере Тертуллиан говорит (О венке, 12, 2): «Но я не считаю Венеру римлянкой из-за ее связи с Марсом, которая для наложницы — предмет гордости, для богини — боль». Религиозность римлян, являясь для Тертуллиана, как и религиозность других народов, суеверием, представлялась более ничтожной и примитивной14. В «Апологетике» (24, 2) христианский Бог «в качестве non Romanus deus на мгновение вместе с неримскими египетскими и прочими богами молчаливо противопоставлен богам римским»15. Любопытно, что при сравнении римских богов, таких как Стеркул, Бона Деа, Санкт с неримскими героями Авгием, Пенелопой, Алкиноем выигрывают последние (К язычникам, II 9, 20; 22 и 23). Энея в его любви к родителю превосходят аргивские юноши, которые сами впряглись в ярмо и повезли мать (ср.: Геродот. История, I 31), и дочь, кормившая отца в темнице грудью (К язычникам, II 9, 16—17).
Выше (9, 6—9) Тертуллиан делит римских богов «на общих и собственных, то есть на тех, которых имеют вместе со всеми, и тех, которых сами для себя выдумали <…>. Так как общие боги входят как в физический, так и в мифический вид, то о них уже было сказано, когда речь шла об этих видах. Если говорить о собственно римских богах (de Romanis16), то мы поневоле поражаемся тому третьему роду враждебных богов, потому что никакой другой народ не изобрел для себя такого суеверия». Здесь апологет словно бы дискутирует с Цицероном, в трактате которого «О природе богов» (II 3, 8) сказано, что римляне в других отношениях или равны иноземцам или уступают им, религией же они их превосходят. Мотивируя свой отказ от трехчастного деления римских богов, Тертуллиан не упускает случая поиздеваться над римлянами, удивляясь, зачем им неизвестные боги, когда есть известные; может быть, предполагает он с сарказмом, они захотели соперничать с глупостью афинян, у которых есть храм с надписью «неведомым богам»17.
На основании полученных наблюдений можно сделать вывод, что отношение Тертуллиана к «римским суевериям» еще хуже, чем к божествам других народов, например, к популярной в Карфагене Целесте (К язычникам, II 8, 5; Апологетик, 12, 4; 23, 6; 24, 8). Из неримских богов только Эскулап, пожалуй, вызывает у него такую же ненависть18. Учитывая, что Тертуллиан жил и писал в Карфагене, где мы не находим в то время в числе наиболее распространенных19 культы Энея и других собственно римских богов, с которыми ему нужно было бы бороться, я полагаю, что особая ненависть и презрение к этим персонажам имеют своей причиной неприязнь Тертуллиана-карфагенянина ко всему римскому.
§ 2. Греческие мифы в изложении Тертуллиана
Тертуллиан затрагивает языческую мифологию в своих сочинениях, обращенных в основном к язычникам20 и в меньшей степени — к еретикам21 или единоверцам22. При этом он упоминает богов и героев собственно римских23 и «варварских»24, в том числе египетских25 и карфагенских26. Греческая мифология также не избежала критики Тертуллиана27. Порой в одном пассаже фигурируют одновременно и римские, и иноземные боги. Так в сочинении «К язычникам» (II 7, 15—17) читаем о похищении Цереры, о принесении чужих детей28 в жертву Сатурну29, не пощадившему своих, об оскоплении юноши (т. е. Аттиса), который отверг Идейскую богиню (т. е. Кибелу), и, наконец, о ланувийских женщинах, не вкушавших от жертвенных трапез Геркулеса30. В отличие от богов римских, малоазийских, египетских или карфагенских, «согласно Геродоту (II 53), греческих богов создали Гомер и Гесиод, и это в какой-то степени верно. Образы богов, созданные Гомером, оставили неизгладимый отпечаток в умах людей»31. Следовательно, можно сказать, что греческие боги принадлежат литературе не менее, чем религии, и в качестве литературных персонажей могли порой рассматриваться Тертуллианом. В этом параграфе будет рассмотрен его подход к той области языческой мифологии, что стала частью литературы.
Тертуллиан обычно с сарказмом или иронией упоминает имена мифологических персонажей. Но иногда даже герои языческой литературы иногда заслуживают его одобрение. Например, во второй книге «К язычникам» (9, 22), где он с похвалой отзывается о Пенелопе, которая, «пребывая среди стольких ничтожных поклонников, мягкостью защитила осаждаемое ими целомудрие». Эака Тертуллиан называет справедливым мужем (О душе, 33, 9), а Алкиноя — «человеколюбивейшим» (К язычникам, II 9, 23). Боги никогда не описываются им сочувственно. При сравнении их с мифологическими смертными последние ставятся выше. Например, в сочинении «О плаще» (3, 5) Арахна выигрывает при сравнении с Минервой: «<…> вы все заведование шерстью и распоряжение оружием отдаете Минерве, хотя у Арахны работа тщательнее». В свою очередь, персонажи мифов уступают реальным людям. Аристид оказывается более справедливым, чем Минос и Радамант (К язычникам, I 19, 5; ср.: Апологетик, 11). В «Апологетике» (21, 8) Тертуллиан противопоставляет рождение Сына Божьего языческим мифам: Христос «не имел отцом бога, ставшего чешуйчатым, рогатым или оперенным для кровосмешения с сестрой, разврата с дочерью или чужой женой или превратившемся в золото любовником Данаи» (Ср.: Феофил Антиохийский. К Автолику, II 22.) На этом фоне вызывают удивление два фрагмента, где фигурирует имя Прометея. В «Апологетике» (18, 2) Тертуллиан называет Бога, все основавшего, создавшего из земли человека, истинным Прометеем, а в первой книге «Против Маркиона» читаем, что у этого еретика-гностика «истинный Прометей, Бог всемогущий, терзается богохульствами» (1, 4). Ни одному герою греческих мифов не повезло так, как этому сыну Иапета: он удостоился быть прообразом самого Христа! Впрочем, это — не единственное смелое сравнение у Тертуллиана. В сочинении «О душе» (53, 6) ангел, призывающий души, назван «Меркурием поэтов». В сочинении «О плоти Христа» (9, 2) Тертуллиан, говоря о проникновении истины о нашем вылепленном из ила теле в мифы язычников, подразумевает, по всей видимости, тот миф о Прометее, что изложен Аполлодором в «Мифологической библиотеке» (I 7, 1) и Овидием в «Метаморфозах» (I 80—83). Таким образом, в данном месте (О плоти Христа, 9, 2), где нет указания на происки бесов, исказивших христианское учение, мы сталкиваемся с утверждением о дохристианском действии Логоса, сходным с Иустиновым32. Вермандер говорит, что Тертуллиан, полемика которого не имела ничего общего с полемикой кабинетного ученого, боролся с противниками, рассматривавшимися как живые33; объектом его атак были божества, влияние культа которых очень сильно ощущалось в Римской Африке на рубеже II—III столетий. Прометей не имел популярного культа и не представлял угрозы христианству. Прежде чем перейти к рассмотрению изображения Тертуллианом мифологических героев, вызывающих его наибольшее раздражение, даже ненависть, приведу несколько примеров сравнения им христианских перетолкованных еретиками образов с языческими. Бог Маркиона (бог Нового Завета) должен был бы, по мнению писателя, дать миру по крайней мере какую-нибудь собственную чину (род травянистого растения), чтобы стать новым Триптолемом (Против Маркиона, I 11, 5). Валентиниане именуют Христа в том числе и Несторовой смесью (Nestoris cocetum) (Против Валентиниан, 12, 4; ср. Илиада, XI 624: «Им Гекамеда кудрявая смесь в питие составляла», пер. Н. И. Гнедича), а их «духовного», «душевного», «земляного», «материального» человека Тертуллиан называет «quadruplum Geryonem» (25, 3). Встречается у Тертуллиана и еще очень любопытное сравнение. В сочинении «О душе» (34, 2—5) он высмеивает утверждение Симона Самаритянина34 о том, что выкупленная им из публичного дома Елена является воплощением жены Менелая, «пагубнейшей для Трои, а впоследствии для глаз Стесихора» (34, 4), пострадавшей и от поэтов, и от еретиков, опозоренной тогда прелюбодейством, теперь развратом. «Разве только, — замечает автор, — из Трои она освобождается более славно, чем из публичного дома, тысячей кораблей, а не тысячей динариев». Сам Симон также уступает Менелаю: «Устыдись, Симон, более медлительный в поисках, более непостоянный в избавлении. Менелай, напротив, сразу преследует утраченную, сразу требует назад отнятую, десятилетним сражением спасает» (34, 5).
Одним из богов, культ которых был распространен в Африке в то время, являлся Эскулап35. Небесная Дева (Юнона), тоже очень популярная36, не вызывала такого гнева у Тертуллиана, как бог-врач. Эдельстейн37 объясняет различие между инвективами христиан в адрес Асклепия и их критикой таких богов, как Зевс, Аполлон, Гера или Афина тем, что они видели в Асклепии своего сильнейшего врага, наиболее опасного антагониста Христа, сходство деяний которого с деяниями Асклепия усугубляло конфликт между христианской верой и культом этого бога. О столкновении христиан со жреческой корпорацией Эскулапа на почве конкуренции в деле исцелений пишет П. Ф. Преображенский38. Вермандер предполагает, что Тертуллиан боролся с Кельсом и что он метит в богов, из которых язычники сделали соперников Иисусу Христу: Антиноя, Эскулапа39. Во второй книге «К язычникам» Тертуллиан пересказывает миф об Эскулапе, «о котором говорили, что он, придумав кое-что в медицине, воскрешал мертвых. Он, хотя и Аполлонов сын, является человеком настолько, насколько он — внук Юпитера, правнук Сатурна, (если только его не должно считать бастардом40, раз он — от неизвестного отца, как передал Сократ Аргивский); никто не может отрицать, что он, подкинутый, найденный, позорнее, чем Юпитер, вскормленный, а именно собачьими сосцами41, был человеком; он был поражен молнией. <…> Пиндар провинности его не сокрыл: за алчность и жадность до прибыли, из-за которой он живых к смерти, не мертвых вновь к жизни вел, вероломно используя свое продажное искусство, он был осужден42. Говорят также, что мать его погибла таким же образом, по заслугам: ведь она произвела на свет столь опасного зверя» (14, 9—14). Если мы сравним процитированный отрывок о младенчестве Эскулапа с фрагментом из «Божественных установлений» (I 10, 2) Лактанция, также передающего слова Тарквития/Сократа43, то оценим умение Тертуллиана комментировать материал своего источника. Сказание о неверности Корониды Аполлону и ее наказание, которое Тертуллиан считает заслуженным, были излюбленным сюжетом писателей и поэтов. Об этом писали Пиндар (Пифийские оды, III 25—44), Аполлодор (Мифологическая библиотека, III 10, 3), Овидий (Метаморфозы, II 605—631), Гигин (Мифы, 202), Павсаний (Описание Эллады, II 26, 6). Перечисленные авторы отмечают, что еще не родившийся Асклепий-Эскулап был извлечен из утробы мертвой матери. Тертуллиан же в том, что касается рождения и младенчества Эскулапа, следует другой версии мифа, изложенной, например, Павсанием (Ук. соч. II 26, 4), согласно которой, этот бог был покинут матерью. Ненависть Тертуллиана к Эскулапу столь сильна, что прямо-таки рвется из текста, не оставляя в нем места ни для иронии, ни для сарказма, которые обычно легко найти на страницах этого апологета, посвященных языческой мифологии. Вермандер полагает, что критика «Апологетика» (23, 6) обращена против апологии Эскулапа, которой занимался Кельс44.
Сарказм обнаруживается, например, в 14 главе «Апологетика» (2—4), где Тертуллиан пересказывает стихи Гомера. Цель автора — показать читателям, что они сами презирают своих богов. В указанном фрагменте, после которого следует рассказ об Эскулапе (5) (при упоминании о нем Тертуллиан сразу утрачивает свою насмешливость45), читаем о богах, сражавшихся между собой, как пары гладиаторов; о ранении Венеры (ср.: Илиада. V 335—343); об оковах Марса (ср.: Ил. V 385—391); об Юпитере, спасенным неким чудовищем (ср.: Ил. I 401—406); о плаче по Сарпедону (ср.: Ил. XVI. 433—434); о разврате с сестрой (ср.: Ил. XIV, 313—328). «После этого какой поэт, — заключает Тертуллиан, — опираясь на авторитет своего главы (Гомера. Прим. мое. — А. Б.), не оказывался бесчестящим богов? Этот приговаривает Аполлона пасти скот у Адмета (ср.: Ил. II 766—767; Еврипид, Алкестида, 1—9); тот берет подряд Нептуну на строительные работы у Лаомедонта» (ср.: Ил. VII 452—453; XXI 441—457; Пиндар, Олимпийские оды, VIII 31 слл.)46. Тертуллиан несколько раз обращается к мифу о Мидасе, с юмором намекая на последствия «Мидасова суда». В сочинении «О плаще» (2, 1) он упоминает Силена, нашептавшего небылицы на ухо Мидасу, пригодное и для более значительных вымыслов. В другом месте (О душе, 2, 3) читаем о фригийце Силене, которому, когда пастухи привели его к Мидасу, тот предоставил свои огромные уши. Розарий Мидаса упоминается в сочинениях «О плаще» (2, 7) и «О венке» (14, 4)47. Интересно, что один и тот же миф интерпретируется в апологических сочинениях иначе, чем в произведениях иных жанров. В сочинении «О плаще» после критики Ахиллеса (4, 2) за его переодевание в девушку Тертуллиан принимается за Геркулеса. Позорный обмен одеждой с Омфалой, по мнению автора, перечеркивает все прежние подвиги. «Где Диомед и кровавые стойла, — вопрошает Тертуллиан, — где Бусирис и погребальные алтари (bustuaria altaria)? Где трехтелый Герион?» Ниже упоминается палица, предпочитавшая зловоние от выбитых мозгов оскорбительному благовонию, «древняя кровь гидры и кентавров» и львиная шкура, приспособленная для Омфалы. После этого Тертуллиан замечает с иронией, что «Немея, если у этой местности был свой гений, застонала: она увидела, что потеряла льва» (4, 3). В сочинении «К язычникам» (II 14, 7—9) нет и слова о подвигах (если не считать вопроса в II 14, 5 «Даже если Геркулес сходил в преисподнюю, то кто не знает, что путь в царство мертвых открыт всем?»), зато читаем о его разврате с девами и женами, об Омфале, дезертирстве из-за Гиласа, безумии, убийстве сыновей и жены, яде жены и костре. Здесь перед Тертуллианом стояла задача любой ценой скомпрометировать обожествленного героя, тогда как там (О плащ», 4, 3) — показать позор перемены одежды. Вот еще один пример язвительности Тертуллиана при интерпретации им греческих мифов: в сочинении «К язычникам» (II 9, 15) он замечает, что римляне «обожествляют сына Венеры, и Вулкан, зная об этом, терпит, и Юнона смиряется». Апологет умеет выбирать из мифов нужную информацию для разоблачения культовых героев.
Греческая мифология не всегда является объектом ненависти или насмешек Тертуллиана. В трактате «О душе» (56, 2) он объясняет слова Гомера из 23-й песни Илиады (59—92) о Патрокловом требовании погребения как поэтической вольностью, так и благочестием Гомера. Поэт заботится о скорбящих близких, которые еще больше томятся, когда откладывают похороны: «Ведь настолько больше он уделил внимания заботе о погребении, насколько осудил даже отсрочку его как несправедливую по отношению к душам, чтобы никто, сохраняя умершего дома, сам с ним не томился сильнее из-за вскормленного скорбью извращенного утешения. Он <Гомер>, выдумывая подобным образом жалобы непогребенной души, ставил перед собой две цели: настоять на немедленном погребении и на оказании почестей телам и притупить воспоминания о переживаниях». Подобные экзегезы Гомера находим еще у Платона (например, в «Пире», 190 b, в «Государстве», IV 441 bc). Сократ в «Алкивиаде» II утверждает, что поэты говорят загадками (147 bc). Философы, прежде всего стоики, влияние идей которых на Тертуллиана бесспорно48, понимали поэзию как зашифрованную мудрость и использовали произведения Гомера в том числе и в своем этическом учении49. В сочинении «К язычникам» (I 8, 6) апологет, опираясь на слова «более разумных людей», рационализирует миф о Филомеле, ставшей немой, по его мнению, не из-за того, что лишилась языка, а из-за стыда.
Иногда Тертуллиан обращается к образам, существовавшим в языческой мифологии, с тем, чтобы нагляднее выразить свою мысль50. Во второй книге «О женском убранстве» (13, 6) он призывает возненавидеть золото, погубившее праотцов (см.: Исх. 32), говоря, что для христиан всегда, а особенно теперь, не золотой век, но железный. В сочинении «Против Маркиона» (I 2, 1) автор говорит о двух богах Маркиона как о двух Симплегадах его кораблекрушения. Подобным образом мифологические образы использует Татиан (Речь против эллинов, 26), сравнивая книги язычников с лабиринтами, а их читателей с бочкой Данаид. Опровергая веру в переселение душ (О душе, 31, 6), Тертуллиан замечает, что даже Платон, которого можно было бы счесть Нестором из-за «меда красноречия» не помнит, кем был в прошлой жизни. В том же трактате (50, 3) он, говоря об удивительных водоемах, в том числе об исцеляющем бассейне, бывшем в Иудее до Христа (Ин. 5, 2—4), упоминает и Стигийские болота, удаляющие смерть, по словам поэта, но не спасшие сына Фетиды. Далее (50, 4) автор утверждает, что магия не прогоняет смерть и не обновляет жизнь; Медее не было дано омолодить человека, даже если она смогла проделать это с бараном (ср. Овидий, Метаморфозы, VII 297—349). В трактате «О душе» (17, 9) он утверждает: «Те, кто теряет рассудок, одних в других видят, как Орест увидел мать в сестре и Аякс Улисса в скоте, как Афамант и Агава зверей в сыновьях. Глаза ли ты будешь винить в этой лжи или безумие?» Орест, Аякс, Улисс, Афамант и Агава для Тертуллиана реальные лица51, если только он не рассматривает их в качестве примеров52, подобных тем, что часто использовались в риторике53. Встречаются и одиночные ссылки на мифологические персонажи, не имеющие целью вызвать в уме читателя образ упомянутого героя. В сочинении «О стыдливости» (8, 11) находим поговорку «nihil enim ad Andromacham» в значении «<это> не к месту», «не по делу»; ср.: οὐδὲν πρὸς τὸν Διόνυσον τραγικά54.
При доказательстве тех или иных утверждений даже в своих «внутрицерковных» сочинениях Тертуллиан не боится обращаться к стихам греческих поэтов, где изложены мифы о богах. В сочинении «О зрелищах», доказывая греховность игр, автор ссылается на Стесихора, сказавшего, что коней Кастору и Поллуксу дал Меркурий (9, 2). В сочинении «О венке» он полагает, что для рассмотрения вопроса об истории использования венков необходимо привлечь светскую литературу: «Если была некая Пандора, которую Гесиод (см. “Труды и дни”, 60—89. Прим. мое. — А. Б.) называет первой женщиной, то первой увенчанной Харитами была ее голова, когда она всеми одаривалась — отсюда Пандора. У нас же Моисей, пророк-пастух, не поэт-пастух, пишет, что первая женщина Ева срам прикрыла листьями, а не виски цветами. Нет, стало быть, никакой Пандоры. Однако следует стыдиться происхождения венка как на основании лжи, так и на основании правды о нем» (7, 3). Далее со ссылками на Ферекида, Диодора, а также Каллимаха и Пиндара, Тертуллиан перечисляет богов и другие мифологические персонажи, которые носили венки и повязки: Сатурна, Юпитера, Приапа, Ариадну, Юнону, Геркулеса, Аполлона. Критерием истинности мифа здесь является Библия.
Принимая в расчет сказанное, можно сделать вывод, что Тертуллиан рассматривал греческую мифологию как материал, способный послужить ему не только в полемике с язычниками, но и при дискуссии с христианами, причем в первом случае мифологические персонажи изображаются сатирически или даже с ненавистью, особенно когда это — образы, определяющие духовную жизнь оппонентов. Во втором случае язвительный тон автора порой сменяется ироническим, например, в сочинении «О плаще» (4, 3); критика мифов, как правило, менее жесткая, чем в апологетических трудах. Оценка мифологических персонажей определяется целью, стоящей перед Тертуллианом в том или ином произведении, и мало зависит от того, было ли оно написано в «католический» или «монтанистский» период его творчества.
§ 3. Серапис, Митра, Кибела у христианских авторов
Образ эллинистического бога Сараписа/Сераписа по-разному трактовался разными церковными писателями. Климент Александрийский в «Увещевании к язычникам» (4, 48, 4—6) приводит версию Афинодора, согласно которой ваятель Бриаксид, создавая по повелению египетского фараона Сесостриса статую его предка Осириса, вылепил Сараписа из опилок различных металлов и размельченных драгоценных камней с добавлением средства, оставшегося от погребения Осириса и Аписа. «Имя его, — пишет Климент, — намекает на связь с похоронами и на изготовление из того, что имеет отношение к могиле, — составленное из “Осириса” и “Аписа” и ставшее Осираписом». Этот же автор в первой книге «Стромат» (21, 106, 4—6) приводит еще два варианта мифа о Сараписе. Согласно одному, Апис, царь Аргоса, основал Мемфис и под именем Сараписа стал почитаться египтянами; согласно другому, умерший и забальзамированный бык Апис был положен в урну (σόρος) в храме почитаемого божества и поэтому был назван Сороапис, а затем — Сарапис.
В то время, как Климент пытался доказать, что наиболее почитаемое его читателями божество — Сарапис — творение рук человеческих (Увещевание, 4, 48, 1), Тертуллиан во 2-й книге «К язычникам» (8, 10) утверждает, что Серапис прежде звался Иосифом. После этого апологет пересказывает библейскую историю о продаже его в Египет братьями и о его деяниях там. При этом оклеветавшая его женщина оказывается не женой Потифара (как в книге Бытия, 39, 7—18), а самой царицей; фараон женит его на своей дочери Фарии, хотя согласно Библии (Быт. 41, 45 и 50) Иосиф был женат на дочери жреца Асенефе. Ниже (8, 16—17) Тертуллиан говорит, что Иосифа назвали Сераписом по сооружению, украшавшему его голову; «вид этого сооружения емкостью в один модий увековечивал память о распределении им хлеба, а то, что забота о продовольствии была возложена на него, явствует из тех колосьев, которыми он окружался». Для Тертуллиана это — редкий случай. Обычно он утверждает, что язычники посвящают в небожители кровосмесителей, прелюбодеев, воров, отцеубийц (ср. К язычникам, II 7, 7).
Исидор Леви утверждает, что здесь христианская апологетика, как и во многих других местах, является наследницей иудейской. По его словам, Сераписа с патриархом Иосифом отождествил живший в Тивериаде в эпоху Антонинов раввин Иуда бен Илай, заметив по поводу запрета носить печатки с мифологическими изображениями, что Иосиф — это не кто иной, как Серапис, сын Иакова, бывший князем и удовлетворивший, умиротворивший мир. Сведения раввина Иуды, по словам Леви, александрийского происхождения55.
Согласно словарю Суда (s. v. Σάραπις), одни говорили, что Сарапис — это Зевс, другие, что это — Нил из-за того, что у него на голове емкость воды в один модий; третьи же, что это — Иосиф; «иные, что Апис был неким предприимчивым человеком и царем в египетском городе Мемфисе; когда случился голод в Александрии, он на собственные средства предоставил ей провиант. Умершему ему воздвигли храм, в котором содержался бык <…>, названный также Аписом. Урну с телом Аписа, перенесли в Александрию, и, составив имя из “урны” (σόρος) и “Аписа”, назвали его Сораписом. Впоследствии же другие — Сараписом».
Митра, культ которого был очень популярен в Римской империи, не мог оставить равнодушными христианских авторов. В «Диалоге с Трифоном иудеем» (70) Иустин пишет, что посвященные в мистерии Митры, называя этого бога «рожденным от камня», а место посвящения «пещерой», заимствовали это у пророка Даниила (2, 34) и у Исайи (33, 13—19). В 1-й Апологии (конец 66-й главы) он утверждает, что злые демоны, имитируя христианскую евхаристию, научили при посвящении в таинства Митры предлагать хлеб и чашу с водой. Тертуллиан негодует на дьявола, подражающего христианским таинствам. «Крестит <дьявол> и сам некоторых — конечно, своих верных и преданных; он обещает устранение грехов через крещение56. И если я еще помню о Митре, он <дьявол> ставит там (т. е. в культовой пещере. Прим. мое. — А. Б.) знаки на лбах своих воинов, празднует приношение хлеба и образ воскресения вводит, и под мечом убирает венок». (О прескрипции против еретиков, 40, 3—4.) «Он (приверженец Митры. Прим. мое. — А. Б.), когда посвящается в пещере, поистине в военном лагере тьмы, увещевается, чтобы предложенный ему венок со вставленным в него, словно для подражанья мученичеству, мечом и затем ему на голову возложенный, отстраняя рукой, убрал с головы и на плечо, пожалуй, <бога> перенес, говоря, что его венок — Митра<…>» (О венке, 15, 3). По поводу последнего фрагмента Райнхольд Меркельбах замечает, что Тертуллиан говорит об этом обряде одновременно и с гневом и с одобрением (in einer Mischung von Grimm und Anerkennung)57. Манфред Клаусс на основании подробного и точного описания Тертуллианом обрядов посвящения в таинства Митры предполагает, что Тертуллиан превосходно знал эти мистерии и, вероятно, был их свидетелем. «Как сын центуриона он вполне мог быть посвященным в этот культ, так как культ Митры был широко распространен в военных кругах»58. Тертуллиан говорит, что в мистериях Митры излагалось философское учение59. В 1-й кн. «Против Маркиона» (13, 5) читаем: «о львах Митры философствуют как о таинствах сухой и жаркой природы». В сочинении «О прескрипции», 40, по мнению Вермандера, Тертуллиан намеревался показать, что митраизм, будучи дьявольским, является отличным от христианства; это способ возразить Цельсу, поставившему обе религии на один уровень60. Ориген в сочинении «Против Цельса», I 9, писал, что Цельс приравнивает людей, без исследования принимающих за истину все, что им говорят, к тем, что верят служителям Митры, Сабазия и других подобных божеств.
Надо отметить, что ни Иустин, ни Тертуллиан, нападая на культ Митры, совершенно не касаются личности самого этого бога и не затрагивают мифы, в которых он фигурирует. Это может показаться странным, если учесть, что на Эскулапа, еще одного «соперника» Христа, Тертуллиан изливает весь яд своего красноречия. Объяснение этому факту, вероятно, можно найти в том, что большинству читателей митраистские мифы были менее известны, чем мифы об Эскулапе-Асклепии. Критика апологетов направлена только на обряд, а не на легенду. Впрочем, у церковных авторов бывал и другой подход. Климент Александрийский, например, в «Увещевании», 11—23 и 34, не только высмеивает обрядность мистерий, но и мифы, которые легли в их основу.
Миф о фригийской Кибеле, Великой Матери богов, также нашел отражение в сочинениях христианских авторов. Если Феофил Антиохийский (К Автолику, I 10) из-за скромности вообще отказался говорить о деяниях этой богини и ее служителей, то Афинагор, утверждая, что демоны присвоили себе имена умерших людей, и доказывая это ссылкой на их дела, решился в качестве примера привести Рею (= Кибелу), приверженцы которой отсекают детородные члены (Прошение о христианах, 26, 1). Поскольку Тертуллиан, по замечанию Николая Щеглова, «те положения или мнения, которые берет у того или другого апологета, развивает до nec plus ultra, анализирует их до последней степени возможности»61, представляется целесообразным рассмотреть в качестве примера именно его трактовку мифа о Кибеле. На львов, сопровождавших богиню, он намекает в «Апологетике» (12, 4), говоря: «нас бросают к зверям, к тем, конечно, которых вы отдаете Либеру, Кибеле и Келесте». О том, что суеверие, прибегая к природным объяснениям, скрывает свой позор хитростью и истолковывает Великую Мать как землю, с которой убраны посевы, вспаханную и орошенную, он пишет в сочинении «Против Маркиона» (I 13, 4). В сочинении «О посте» (2, 4) Кибела упоминается наряду с Аписом и Исидой (речь идет о постах в их честь, во время которых исключалось употребление определенной пищи). В 16-й главе этого же сочинения (7) Тертуллиан объясняет происками дьявола сходство монтанистских «сухоедений» с таковыми у Исиды и Кибелы. О Великой Матери, председательствующей на эврипе62, без которой захирело бы собрание демонов, читаем в соч. «О зрелищах» (8, 5). Миф об оскоплении Аттиса также привлекал внимание Тертуллиана. В сочинении «К язычникам» (I 10, 45) он говорит об изображениях страданий богов на сцене: «Кибела о пастухе вздыхает надменном»; ниже (I 10, 47) он вспоминает о своих посещениях зрелищ: «Мы часто видели оскопленного Аттиса, бога из Пессинунта»63.
Рассмотрим подробнее два места из «Апологетика». В 22-й гл. (12) Тертуллиан спрашивает: «Что мне о прочих способностях или даже силах обманчивого духа сообщить, <…> когда он производит чудеса: <…> корабль, сдвинутый поясом». Речь идет о корабле, на котором в 204 г. до Р. Х. везли в Рим с Востока изображение Великой Матери богов. Тит Ливий (История от основания Города, XXIX 14, 11—12) пишет об этом следующее: «Когда корабль подошел к устью Тибра, Корнелий, как было приказано, вышел на другом корабле в море, принял от жрецов богиню и вынес ее на сушу. Ее приняли первые матроны города; среди них была знаменитая Клавдия Квинта. До того о ней говорили разное, но такое служение богине прославило в потомстве ее целомудрие» (Пер. М. Е. Сергеенко). Согласно Светонию (Тиберий, 2, 3), Клавдия из рода Клавдиев «сняла с мели на тибрском броде корабль со святынями Идейской Матери богов, помолившись при всех, чтобы он тогда лишь пошел за нею, если она действительно чиста» (Пер. М. Л. Гаспарова). Аппиан (Война с Ганнибалом, 56) так описывает доставку в Рим изображения Матери богов: «Говорят, что корабль, который вез его, завязнув в иле реки Тибра, никакими средствами не мог быть сдвинут с места, пока, после того как прорицатели сказали, что он пойдет только в том случае, если его потащит женщина, чистая от общения с чужими мужами, Клавдия Квинта, на которой тяготело обвинение в прелюбодеянии, но которая еще не подверглась суду, хотя ее роскошная жизнь и как будто бы вполне подтверждала его, не обратилась к богине с большой молитвой относительно своей невинности и не привязала ленту своего головного убора к кораблю. И богиня последовала»64 (Пер. С. П. Кондратьева). Овидий (Фасты, IV 325 и 327) говорит о Клавдии Квинте, что после молитвы «за канат она только слегка потянула <…> Двинулась Матерь богов, отвечая движеньем моленью». (Пер. Ф. Петровского.) Из приведенных примеров видно, насколько известной была эта легенда в Риме. Тертуллиан, не решаясь отрицать «очевидное», приписывает «чудо» действиям демонов.
В 25 главе «Апологетика» (4—6) он с иронией говорит, что Кибела, возлюбив Рим в память о троянском племени своих земляков, защищенном ею от оружия ахейцев, и перейдя к мстителям, которые, как она знала, подчинят Грецию, покорительницу Фригии, подтвердила теперь свое благоволение к Риму: ее жрец, принося жертву уже после смерти Марка Аврелия, как всегда произнес молитву о здоровье императора. Апологет восклицает: «О медлительные вестники, о сонливые депеши, из-за которых Кибела не узнала о смерти императора заранее так, чтобы христиане не осмеивали бы такую богиню!». Вермандер полагает, что здесь проявляется новаторство Тертуллиана. Упрек в improvidentia обращен не ко всем вообще богам, а к Кибеле, способность которой предвидеть была общепризнанной, так как считалось, что прибыв в 204 г. в Рим, она предсказала, что он отомстит Греции за Илион. «На довод, основанный на римской истории, Тертуллиан возражает, стало быть, при помощи аргументации такой же природы. Это было столь же искусно, сколь оригинально (C’etait aussi habile qu’original)»65. До Тертуллиана апологеты за примерами неведения богов обращались к мифам, подобным мифу об Аполлоне и Дафне66. Э. Хек считает, впрочем, что этот анекдот о Кибеле как жертве медленной передачи информации ничего не доказывает (beweist aber nicht)67, встречаясь, по-видимому, только у Тертуллиана68.
Итак, с одной стороны, чудо Кибелы с кораблем и поясом приписывается бесам (Апологетик, 22, 12), с другой стороны, этой богине отказывается в способности знать не только будущее, но и прошлое (там же, 25, 4—6). Между тем выше (22, 8) апологет утверждает, что всякий дух стремителен, таковы и ангелы, и демоны; вследствие этого они моментально узнают о том, что и где происходит. Противоречие между главами 22-й и 25-й, по-видимому, объясняется тем, что в первом случае Тертуллиан хочет показать опасность язычества, во втором, где речь идет о богах, которые могли бы содействовать величию Рима, он обращает внимание на их ничтожество.
Из трех рассмотренных божеств один «оказывается» библейским персонажем, другой — сотрудником дьявола, обличаемым своим бывшим приверженцем. Случаи с Кибелой, которую Тертуллиан считает уже почти римской богиней, являют нам пример того, как в зависимости от цели, языческие боги могут рассматриваться то как демоны, то как ни на что не способные идолы. В следующем параграфе будет рассмотрен еще один миф, отношение к которому Отцов Церкви совершенно иное, чем к тем, о которых шла речь выше.
Миф о фениксе69 занимает особое место в ряду прочих мифов. Для Отцов Церкви так же, как и для их современников, он был рассказом о явлении, хотя и таинственном, но реальном70. Этим объясняется, по-видимому, введение некоторыми авторами в повествование «реалистического» мотива возникновения жизни из разложившихся останков. Несмотря на это, представляется целесообразным рассмотреть, как христианские авторы первых веков интерпретировали этот миф, поскольку практически все мифы могли быть и часто бывали рационально объясняемыми (при помощи идей Эвгемера и т. п.) и рассматриваемыми то как приукрашенные истории из жизни древних царей, то как происки демонов, то есть как реальные в принципе события. Одним таким событиям церковные писатели давали положительную оценку, считая их знамениями свыше, другие оценивали, как козни дьявола. Древний миф о фениксе, будучи приспособленным для целей христианского поучения, является одним из немногих, относящихся к первым.
Существовали две основные версии мифа о фениксе у античных авторов: I) феникс рождается (необычным образом) и имеет отца, тело которого потом несет к месту погребения в Египет; II) феникс, не имея отца, возрождается либо из гниющих останков, либо из пепла или пламени. Рассмотрим некоторые свидетельства. (Те из них, переводчик которых не указан, переведены мной.)
I. 1. Геродот (ум. ок. 425 г. до Р. Х.). История II 73: «Есть еще одна священная птица под названием феникс. <…> О нем рассказывают вот что (мне-то этот рассказ кажется неправдоподобным). Феникс прилетает будто бы из Аравии и несет с собой умащенное смирной тело отца в храм Гелиоса, где его и погребает» (Пер. Г. А. Стратановского).
I. 2. Тацит (ок. 58 — после 117 г. по Р. Х.). Анналы, VI 28, 1—3; 5—6: «По истечении положенных ему лет, почувствовав приближение смерти, он <феникс> у себя на родине строит гнездо и изливает в него детородную силу, от которой возникает птенец; и первая забота того, когда он достигнет зрелости, — это погребение останков отца, и он не берется за это опрометчиво, но сначала, подняв мирру равного веса, испытывает себя в долгом полете, и когда станет способен справится с таким грузом и с таким дальним путем, переносит тело отца на жертвенник солнца и предает его там сожжению. Все это недостоверно и приукрашено вымыслом, но не подлежит сомнению, что время от времени эту птицу видят в Египте». (Пер. А. С. Бобовича, ред. Я. М. Боровского.)
I. 3. Ахилл Татий из Александрии в сочинении «О любви Левкиппы и Клитофонта» (конец II в. по Р. Х.) (III 25) говорит: «<…> когда умирает <феникс>, <…> сын несет его к Нилу, сделав для него временную гробницу».
I. 4. Элиан (ок. 200 г. по Р. Х.). О природе животных, VI 58: «Фениксы без счетного искусства знают, когда число лет достигает пятисот, являясь учениками мудрейшей природы и поэтому не имея нужды ни в пальцах ни в чем другом для того, чтобы уметь считать. Для чего им надо знать это — есть общеизвестное сказание. <…> Клянусь богами, разве не мудрость — знать, где находится Египет, где город Солнца, в который ему <фениксу> суждено прийти, и куда следует положить отца и в какую могилу?»
I. 5. Гораполлон (2-я пол. IV в. по Р. Х.). Иероглифика: «<…> когда фениксу предстоит умереть, он бросается на землю и получает рану от удара, и из ихора, вытекающего из раны, рождается другой <феникс>. И он, как только оперится, отправляется в город Солнца в Египте с отцом, который, прибыв туда вместе с восходом солнца, умирает там. И после смерти отца птенец снова возвращается в свою отчизну, египетские жрецы хоронят того умершего феникса» (II 57). (Ср.: I 34 и 35).
I. 6. Артемидор (2 пол. II в. по Р. Х.) в «Соннике» (Онирокритика), IV 47, говоря о том, что может предвещать увиденный во сне феникс, приводит обе версии мифа; согласно одной из них, «феникс хоронит своего отца», согласно другой, «феникс не хоронит отца, и у него вообще нет оставшегося в живых отца и никого из предков, но всякий раз, когда к нему приближается смерть, он отправляется в Египет (откуда — люди не знают), и, создав сам себе из корицы и смирны костер, на нем умирает. Через некоторое время после того, как костер загорается, из пепла, говорят, рождается червь, который при росте изменяется и опять становится фениксом и улетает из Египта туда, откуда прибыл феникс до него».
II. 1. Овидий (43 г. до Р. Х. — ок. 18 г. по Р. Х.) употребляет по отношению к фениксу глагол «возрождаться», однако в то же время говорит об «отцовской могиле» (Метаморфозы, XV 392—393; 402; 405—407): Только одна возрождает себя своим семенем птица: / «Феникс» ее ассирийцы зовут; <…> / Выйдя из праха отца, возрождается маленький Феникс. <…> / Благочестиво свою колыбель и отцову могилу / взяв <…>, / Дар на священный порог в Гипериона храме слагает. (Пер. С. Шервинского.)
II. 2. Согласно Плинию Старшему (23/24—79 гг. по Р. Х.), «Естественная история», X 2, 4, сенатор Манилий сообщал, что феникс «состарившись, сооружает из ветвей дикой корицы и фимиама гнездо, наполняет его благовониями и умирает в нем. Затем из его костей и костного мозга рождается сначала словно червячок, потом становится птенцом и в начале устраивает предшественнику надлежащие похороны и все гнездо, <что> возле Панхеи, переносит в город Солнца и там кладет на алтарь»71. Ср.: XIII 42.
II. 3. Помпоний Мела (I в. по Р. Х.) в «Хорографии» (III 8, 83—84), написанной ок. 44 г. по Р. Х., хотя и не говорит о черве, утверждает, что феникс рождается из гниющего тела: «Из птиц особенно надо сказать о фениксе, который всегда единственный. Ведь он не соитием зачинается и не при родах появляется на свет, но, прожив век в целых пятьсот лет, ложится поверх груды, образованной им для себя из различных благовоний, и умирает. Затем из тления гниющих членов, сгущаясь, сам себя зачинает и из себя вновь возрождается. Возмужав, кости прежнего тела, помещенные в мирру, уносит в Египет и в городе, который называют городом Солнца, полагая на пылающий алтарь для сжигания, освящает достославным погребением»
II. 4. Климент Римский. Послание к коринфянам (написано ок. 96 г. по Р. Х.) (I 25) первым из христианских писателей обращается к образу феникса: «Посмотрим на необыкновенное знамение, бывающее в восточных странах, то есть в тех, что около Аравии. Ибо <там> есть птица, которая называется феникс. Будучи единственной, она живет пятьсот лет. И приблизившись уже к смерти, делает себе гнездо из ливана и смирны и других благовоний, в которое, когда исполнится время, вступает и умирает. При гниении же плоти рождается некий червь, который, питаясь влагой умершего существа, оперяется; затем, став сильным, поднимает то гнездо, где находятся кости жившего прежде, и, неся его из аравийской земли в Египет, достигает города, называемого Гелиуполь (Город Солнца). И прилетая днем, когда все видят, кладет ношу на алтарь солнца и таким образом отправляется назад. Жрецы исследуют летописи и обнаруживают, что он прибывает когда проходит пятисот лет».
II. 5. Св. Амвросий Медиоланский (ок. 340—397 гг. по Р. Х.) в «Шестидневе» (V 23, 79) так рассказывает о фениксе: «Говорят, что также птица феникс в местах Аравии обитает, а живет она долгий век до пятисот лет. Когда она замечает, что приближается конец ее жизни, делает себе гроб из фимиама, мирры и прочих благовоний, в который, когда истекает время ее жизни, входит и умирает. Из влаги ее плоти возникает червь и постепенно растет и по истечении определенного времени обретает крылья и возвращает себе облик и форму прежней птицы. Итак, да научит нас эта птица хотя бы своим примером веровать в воскресение, которая и без примера, и без понимания разумом сама себе дает знамение воскресения. Разумеется, птицы существуют ради человека, не человек ради птиц. Итак, да будет это нам примером, ибо Создатель и Творец птиц не допускает, чтобы Его святые навсегда погибли; ведь Он, не допустив, чтоб погибла единственная птица, пожелал, чтобы она, восставшая из своего семени, восстановилась». Этот же автор в другом месте (О смерти брата своего Сатира, II 59) пишет: «Птица в аравийской стране, имя которой феникс, вновь возникающая из влаги своей отжившей плоти, хотя умерла, снова оживает. Неужели мы поверим, что лишь люди не воскресают? Но мы знаем и из часто звучащих разговоров и из авторитетных сочинений72, что упомянутая птица имеет определенный период жизни в пятьсот лет, и что она после того, как узнает благодаря некой присущей ее природе способности предчувствовать, что наступает конец ее жизни, готовит себе из фимиама, мирры и прочих благовоний гроб и, когда завершается ее работа и время, входит в него и умирает. Из ее влаги появляется червь; постепенно он, вырастая, приобретает облик и повадки той же самой птицы. Оперившись, исполняет благочестия ради долг обновленной жизни. Ведь гроб тот или могилу для тела или колыбель для возрождающегося, умирая в которой, он падает, и падая, восстает, из Эфиопии в Ликаонию несет. И таким образом жители местности по воскресению этой птицы узнают, что прошло пятьсот лет. Итак, для этой птицы годом воскресения является пятисотый, для нас — тысячный, для нее — в этом веке, для нас — при гибели мира. Многие даже полагают, что эта птица сама себе костер поджигает и из раскаленного пепла и золы снова оживает».
II. 6. Иоанн Цец, византийский филолог (1110—1180 гг.) в «Хилиадах» (V 391—392) пишет: «Всегда, когда приходит смерть, червь рождается сперва, / который в солнечных лучах станет фениксом опять» (Пер. М. И. Кук).
II. 7. О двукратной кремации говорится в поэме из 170-ти строчек, приписываемой Лактанцию (ум. после 317 г. по Р. Х.): «Строит потом для себя гнездо то ли, то ли гробницу, / Ведь умирает, чтоб жить; сам он себя создает. (77—78) / Тело меж тем, что погублено смертию, жизнь приносящей, / Все полыхает, и жар пламя рождает в себе. / Воспринимает огонь от горнего издали света: / Феникс горит, и потом в прах рассыпается труп. (95—98) / Передают, что из пепла без членов сперва возникает / Червь, а еще говорят, белый имеет он цвет. (101—102) / Преображается после в того, каковым был он прежде; / Старую кожу порвав, фениксом новым он стал. (105—106) / Как начинает цвести его ранняя, нежная юность, / Он вылетает, к домам отчим направя свой путь. / Прежде, однако, все то, что от тела его оставалось, — / Кости и пепел его, кожу, что сбросил он сам, — / Когтем бальзамовым в мирру он и в фимиам полагает, / Клювом священным своим в шар превращая его. / Шар в своих лапах неся, устремляется к солнца восходу, / Сев на алтарь, он кладет в храме ту ношу святом. (115—122) / Смерть для него есть любовь, и лишь к смерти его вожделенье. / Чтобы родиться он мог, хочет сперва умереть. / Сам он потомок себе и отец свой, и свой он наследник, / Сам он кормилец себе, сам он питомец всегда. / Сам, но, однако, не тот же, он сам и не сам в то же время, / Вечной он жизни достиг смерти ценою своей» (165—170).
II. 8. У Клавдиана (кон. IV — нач. V в.) в 1-й идиллии не сказано ни о черве, ни о рождении из гниющих останков (впрочем о погребении фениксом останков предшественника Клавдиан говорит): «И появляется он не из семени, не от зачатья, / Сам и отец и потомство себе; и, творца не имея, / Смертью преображает благой отслужившие члены, / Жизнь получает обратно, лишь только свершит погребенье <…> (23—26) / Листья сложив дорогие Аравии в кучу, / Приготовляет костер он себе и рожденье, что будет. / Здесь он садится и солнце приветствует ласковым криком; / Дряхлый мольбы сочетает с просительной песнею феникс. / Просит пожара, который бы дал ему новые силы. / Издали Феб как увидит его, натянувши поводья, / Сразу коней остановит и словом утешит питомца: / “Ты, что положишь в костер свою старость и в ложной гробнице / Новый рождения день обретешь, возрождаться привыкший / Силою гибели собственной и молодеть после смерти, / Вновь же начало прими и оставь изможденное тело, / Лучшим, чем прежде, явись, когда облик твой преобразится”. / Это сказав и главою потрясши, бросает поспешно / Волос один золотой, и перуном своим животворным / Феб поражает желавшего; тот добровольно сгорает, / Чтоб возродиться; и смерти он рад, торопясь к новой жизни <…> (43—58) / Скоро костер разродится, и у колыбели Природа, / Чтоб не погибла та вечная птица, хлопочет и просит / Верное пламя вернуть украшенье бессмертное мира. / Тотчас по членам рассыпанным жизнь, пробегая, вскипает; / И наполняются кровью сосуды его обновленной. / Без принуждения прах сам собою, победу почуя, / Двигаться вдруг начинает и перьями пепел скрывает. / Тот, кто родителем был, ныне сыном является миру <…>. (62—69) / Сразу же Манов отцовских у Нила почтить благовейно / Хочет и груду, в которой возник, отнести он в Египет» (72—74).
II. 9. В приписываемом Эпифанию (315—403 гг. по Р. Х.) «Физиологе» (11) феникс возникает из пепла на алтаре. Ни о черве, ни о гниющих останках и их погребении ничего не сказано: «И спустя пятьсот лет умащает свои крылья душистыми травами, и, когда жрец в Гелиополе дает знак, поднимается со своего места и отправляется к жрецу и входит со жрецом в храм, к священному жертвеннику, и все члены его обращаются в пепел. На следующий день жрец находит его оперяющимся, на третий же тот приветствует жреца уже полностью окрыленным и улетает обновленным опять в свое место. Истолкование. И как только могли преступные иудеи не поверить в воскресение Господа нашего Иисуса Христа в третий день, — ведь птица через три дня ожила, а почему Господь наш Иисус Христос не мог воскресить Себя из мертвых? Поэтому сказал пророк: “праведник процветет как феникс”». (Ср.: Пс. 92/91, 13).
II. 10. Согласно автору 6-го века после Р. Х. Иоанну Лаврентию Лиду (О месяцах, IV 11), червь возникает из пепла: «О фениксе говорят, что через пятьсот лет он отправляется в некое место Верхней Индии и приготовляет для себя из корицы и листьев нарда и укропа груду и восходит на нее. Когда она якобы воспламеняется неожиданно неким даймоном, феникс истребляется огнем. Вскоре из него возникает что-то вроде червя, который, оперившись, тотчас же взлетает к солнцу. Происходит же это на алтаре в городе Солнца, в святилище Аполлона».
II. 11. Исидор Севильский (ок. 560—636 гг. по Р. Х.) в «Этимологиях» (XII 7, 22) избегает натуралистических деталей возрождения феникса: «Феникс, аравийская птица, называется так потому, что имеет пурпурный (“финикийский”) цвет или потому, что во всем мире является единственной и исключительной. Ведь арабы единственную и исключительную называют “финикийской”. Она, живя свыше пятисот лет, когда увидит, что состарилась, собрав веточки ароматических растений, сооружает себе костер и, обратившись к солнечным лучам, хлопаньем крыльев добровольно навлекает на себя огонь и таким образом опять восстает из своего пепла».
II. 12. Доказывая воскресение плоти, Тертуллиан обращается за помощью к примеру феникса (О воскресении плоти, 13, 1—4): «Если Вселенная недостаточно являет образ воскресения, если творение ничем этого не подтверждает (ибо некоторые его части претерпевают не столько смерть, сколько остановку, и не возрождение, а преобразование), то вот перед тобой полнейший и достовернейший образ этой надежды, существо одушевленное, подвластное и жизни и смерти. Я разумею птицу, обитающую на Востоке, замечательную своей редкостью и удивительную способностью к жизни: умирая по своей воле, она обновляется; умирая и возвращаясь в день своего рождения, феникс является там, где уже никого не было, вновь та, которой уже не было, иная и та же самая. Что может быть яснее и убедительнее для нашего предмета? И чему еще служит это доказательство? Даже в Своем Писании Бог говорит: “ты процветешь, как феникс”, то есть после смерти и погребения, чтобы ты поверил, что даже у огня можно отнять субстанцию тела. Господь сказал, что мы “лучше многих воробьев” (Ср.: Мф. 10, 31. Прим. мое. — А. Б.). Если мы не лучше многих фениксов, то не беда. Но должны ли навсегда погибать люди, если аравийские птицы спокойны за свое воскресение?» (Пер. Н. Шабурова.) Из существующих версий этого мифа он выбирает наиболее поэтическую, которую находим до него у Стация (Леса, II 4, 36—37: «<…> не сломленный старостью косной / Феникс войдет в благовонное пламя счастливее ставшим» (Пер. Т. А. Хавровой) и Марциала (Эпиграммы, V 7, 1—4): «Как обновляет пожар огнем ассирийские гнезда, / Если минуло уже фениксу десять веков, / Также и Рим молодой сложил свою ветхую старость, / И на защитника он стал походить своего» (Пер. Ф. А. Петровского). Феникс Тертуллиана не возникает из сгнивших останков умершего предшественника, а восстает из пламени. Версией Геродота (История, II 73) Тертуллиан пренебрегает. В отличие от Климента, так же как и он использующего эту легенду для того, чтобы оправдать веру в воскресение плоти, он не приводит ее второй части о путешествии феникса в Египет, ведь в этом случае речь не шла бы о возрождении в прежнем теле, как того хочет латинский апологет. Обходит он молчанием и фазу червя. Надо отметить, что Тертуллиан очень часто отдает предпочтение буквальному пониманию того или иного рассказа (в первую очередь, правда, это относится к пассажам из Библии) перед аллегорическим. В отличие от Геродота (II 73) и Тацита (Анналы, VI 28, 6) Тертуллиан ничуть не сомневается в том, о чем пишет (о возрождении того же самого феникса), для него это — documentum. Плиний Старший говорит в «Естественной истории»: «Эфиопы и инды сообщают о весьма разнообразно окрашенных неописуемых птицах и прежде всего о знаменитом фениксе из Аравии, — не знаю, вымысел ли это (haud scio an fabulose), — одном во всем мире <…>» (X 2, 3) Ср.: XXIX 29. Блаженный Августин (О душе и ее происхождении, IV (33), 20) осторожно замечает «как считают»: «Ведь то, что ты говоришь о фениксе, к делу, о котором идет речь, совершенно не относится, ибо она воскресение тел обозначает, а не отнимает пол у душ, если все-таки, как считают, возрождается после своей смерти». Ориген, споря с Кельсом, оказывается менее доверчивым, чем последний, в том, что касается феникса73. Тертуллиан же уверен, что пример феникса должен убедить оппонентов в его правоте. Такую веру ему придают слова псалма 92 (91), 13, которые он переводит «и, как феникс, процветешь»74. Он готов признать существование небывалых чудес, если на них намекают слова Библии. Едва ли, однако, можно говорить здесь о его легковерии. Скорее — о его стремлении выбрать наиболее эффектные рассказы, наиболее яркие примеры75. Точность и правдоподобие не важно. Важно произвести впечатление на читателя, не доказать, а убедить, действуя на эмоции, заговорить, «ослепить блестящими формулировками»76. Возникновение червя из гниющих останков, не считавшееся фантастическим до XIX в., гораздо более прозаично и «научно», чем возрождение из пламени. Надо отметить так же, что следование поэтической (= мифической) версии в ущерб «научной» для Тертуллиана скорее является исключением, нежели правилом, ведь «поэты лгут», mentiuntur sane poetae (К язычникам, II 7, 18). Так, говоря о Дидоне (К язычникам, I 18, 3; К мученикам, 4, 5; О душе, 33, 9; О поощрении целомудрия, 13, 3; О единобрачии, 17, 2), Тертуллиан совершенно игнорирует рассказ о ней Вергилия, следует более «историчной» версии, которую находим, например, у Тимея (F. H. G. fr. 23) и в эпитоме Помпея Трога (XVIII 6), и не опасается, по-видимому, что поэтическая Дидона испортит впечатление о Дидоне исторической.
Образ феникса использовался не только как символ воскресения. См. напр.: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, III 49; Синесий из Кирены. Дион Хризостом или О его образе жизни, 9, 2—3.
Для нехристианских авторов феникс ассоциировался с его долгожительством77 (см.: Лукиан. Гермотим, или О выборе философии, 53) или с его необыкновенным видом (ср.: Марциал. Эпиграммы, V 37, 12—14). Некоторые языческие авторы вообще не говорят о смерти или рождении феникса. Так поступает Секст Аврелий Виктор в «Книге о цезарях», 4, 14. В большинстве случаев феникс у языческих писателей входил в каталог диковинных или священных птиц. Поэтому можно сказать, что использование его образа в полемических целях принадлежит христианским авторам, хотя отнюдь не они первыми ввели в этот миф мотив тождественности умершего феникса его преемнику. Аргумент, «который Отцы Церкви хотели извлечь из веры в воскресение феникса, мог иметь силу лишь для собеседников, знающих заранее эту историю и считающих ее истинной»78, Марциал, по мнению Юбо, не стал бы использовать в своем панегирике императору, восстановившему сгоревший Рим, новый, ранее неизвестный мотив возрождения чудесной птицы79. Надо заметить, однако, что используемая Марциалом версия воскресения из огня, будучи известной и годившейся для прославления цезаря, совсем не должна была обязательно считаться реалистичной. Таким образом, из двух ранее существовавших версий церковные писатели могли выбирать ту, которая, по их мнению, могла сильнее подействовать на читателя, то есть либо убеждала правдоподобием, либо поражала красотой и величием.
Итак, мы видим, что языческие мифы были для христиан не только объектом критики или насмешек, но и материалом, который они использовали для проповеди своего учения.
«Мужья апостольские» в своих сочинениях практически не затрагивали язычества, с которым пришлось бороться апологетам. К христианским апологетам II в. относятся: 1) св. Иустин мученик (нач. II в. — ок. 165 г.). До нас дошли три его сочинения, подлинность которых бесспорна: две апологии, и «Диалог с Трифоном иудеем». Иустин учил о дохристианском действии Логоса, утверждая, что во всех людях есть семена истины (см. I Апология. 44).
2) Татиан (ум. ок. 175 г.), сириец по происхождению. Много странствовал, ища истину в разных философских школах. В Риме стал учеником св. Иустина. Ок. 170 г. написал «Речь против эллинов». Татиан был гораздо менее терпим к греческо-римской культуре, чем его учитель, после мученической кончины которого он уклонился в гностическую ересь (см.: Ириней. Против ересей. I 28, 1; ср.: Евсевий, Церковная история, IV 28—29).
3) О жизни афинянина Афинагора практически ничего не известно. До нас дошли два его сочинения: «Прошение о христианах» (ок. 177 г.) и «О воскресении мертвых». Афинагор часто цитирует языческих философов и поэтов. Красноречие и ясность в изложении своих мыслей отличает его от других греческих апологетов.
4) Феофил, шестой епископ Антиохийский (см.: Евсевий. Указ. соч. IV 20 и 24) до обращения был язычником. Его хорошее знакомство с греческой литературой показывает единственное дошедшее до нас сочинение в трех книгах «К Автолику» (написаны ок. 169 г.).
К ранней агиографической иудео-христианской литературе относятся так называемые «Климентины».
Климент Александрийский жил на рубеже II—III вв. От него дошли «Увещевание к язычникам», цель которого — привести человека к вере во Христа, «Педагог» (первый христианский «Домострой»), наставляющий уверовавшего в праведности, и «Строматы», в которых Климент определяет отношение между «лжеименным знанием» (ср. I Тим. 6, 20), эллинской философией и христианской верой. Сохранились также отрывки из «Гипотипоз» и сочинение «Какой богач спасется». В отличие от Татиана, Тертуллиана и некоторых других, считавших все, что так или иначе связано с язычеством, делом рук дьявола, Климент более терпим в отношении греческой культуры.
Из огромного количества сочинений Оригена (ок. 185—253/254) сохранились лишь некоторые. Наиболее известными являются: «Против Кельса» (сочинение, в котором Ориген опровергает «Истинное слово» философа Кельса, направленное против христианства) и «О началах» (где дается систематическое изложение христианской веры).
Тертуллиан (50-е—60-е гг. II в. — после 220 г. после Р. Х.), первый из известных нам латинских христианских авторов. От Тертуллиана дошло 31 сочинение. Их делят обычно на «апологетические» (две книги «К язычникам», «Апологетик», «О свидетельстве души», «К Скапуле»), «практико-аскетические» («К мученикам», «О зрелищах» и другие) и «догматико-полемические» («О прескрипции <против> еретиков», «Против Гермогена», «Против Валентинян», «Против Маркиона» и др.).
Минуций Феликс (нач. III в.), как и Тертуллиан, уроженец Сев. Африки. Написал в стиле Цицерона в защиту христианства трактат «Октавий», представляющий собой диалог между язычником Луцилием и христианином Октавием.
А. Ю. Братухин