Представления о государстве и государственной власти римских писателей эпохи Августа.
Под ред. д-ра ист. наук.
ISBN 5-288-02074-4
с.294 Смутное время конца первой и второй половины I в. н. э. выявило необходимость пересмотра старых республиканских взглядов на проблемы государства и государственного устройства в Риме. Многие политические деятели пытались найти выход из создавшегося положения. Цезарь и Помпей, следуя скорее своей интуиции, нежели каким-то конкретным планам переустройства державы, пытались на практике осуществить спасительные для государства преобразования. Такие люди как Цицерон теоретически разрабатывали проекты изменений, благодаря которым Рим смог бы существовать и дальше без губительных для него потрясений. Методы решения проблемы переустройства государства у каждого были свои.
Октавиан Август, опираясь на опыт своих предшественников, претворил в жизнь новую систему государственной власти, получившую название принципат. Насколько удачным казалось это решение самим римлянам, можно судить, рассмотрев творчество некоторых наиболее видных писателей и поэтов «золотого века» римской литературы.
1. Взгляды Вергилия на Рим, принцепса и государство.
Вергилий родился около 70 г. до н. э. Его родители были простого звания, но достаточно богаты, чтобы дать сыну хорошее образование. Биография Вергилия известна довольно плохо, ибо реконструируется по поздним и недостаточно надежным источникам, поэтому для нас в его жизни многое остается неясным1.
Все творчество Вергилия проникнуто глубоким чувством патриотизма. Поэт считает, что Рим не обычный город, каких сотни, а именно тот, который боги избрали не только в качестве своего земного жилища (Aen., VIII, 351—
Для того, чтобы эти труды и подвиги оказались римлянам по плечу и чтобы они и в будущем всегда могли сохранять любовь богов, бессмертные дали римлянам набор необходимых нравственных качеств. Вергилий считает, что одним из самых главных качеств римского народа является благочестие (pietas), недаром царь-основатель Эней в поэме ничего не осмеливается делать без соизволения богов (Aen., I, 220; I, 378—
Еще одним качеством, присущим каждому римлянину, Вергилий считает доблесть (virtus), которая помогает человеку свершить то, что предначертано богами.
Кроме этих двух основных качеств римляне, по мнению Вергилия, не должны забывать о скромности и простоте нравов, ведь благодаря всем этим достоинствам предки стали первым народом в Италии:
«…Трудолюбивая там молодежь, довольная малым; Вера в богов и к отцам уважение… Древние жизнью такой сабиняне жили когда-то Также с братом и Рем. И стала Этрурия мощной. Стал через это и Рим всего прекраснее в мире…» (Verg. Georg., II, 472— |
К сожалению, пишет Вергилий, римляне не пожелали жить согласно заветам предков. Они утратили простоту нравов, вместе с богатством и иноземной роскошью лишились и благочестия, связывавшего их с богами, и оказались предоставленными сами себе. В результате римское государство пришло в расстройство, начались с.296 невзгоды, распри, гражданские войны (Georg., I, 506—
Между тем, Вергилий убежден, что возвращение к старым нравам и былому благочестию могло бы вновь вернуть римлянам расположение богов и восстановить порядок в государстве (Aen., III, 265—
В час, когда Цезарь угас, пожалело и солнце о Риме, Лик лучезарный оно темнотой багровеющей скрыло (Verg. Georg., I, 466— |
Впоследствии ожидание подобного избавителя стало принимать все более актуальный характер. Это нашло отражение в знаменитой
Далее, по мере развития борьбы за власть, в Риме стал вырисовываться образ человека, способного на такую роль. Этим человеком стал юноша Октавиан, на которого Вергилий, как и многие другие римляне, стал возлагать большие надежды, тем более, что он был сыном Цезаря, которого поэт считал чуть ли не спасителем Италии (Georg., I, 498—
Таким образом, совершенно отчетливо видно, что Вергилий неразрывно связывает судьбу римской державы с правлением одного человека, который при помощи богов сможет вернуть государству и народу столь неразумно утраченные им качества. И в этих взглядах поэт был далеко не одинок…
2. Темы вечности Рима и государственной власти в творчестве Катулла, Тибулла, Проперция.
Эти поэты «золотого века» римской литературы, являясь (за исключением Катулла) современниками Вергилия, высказывают в своих стихах подобные идеи. Для них Рим является одной из важнейших жизненных ценностей: «Что может быть отрадней, чем Рим?» (Prop., II, 32, 43), — восклицает поэт.
Воспевая стены своего города (Prop., IV, 1, 55—
Среди всех этих бедствий, обрушившихся на римскую державу, все желали только одного — мира (Tibull., I, 10, 33—
Итак, как мы видим, взгляды Вергилия, Катулла, Тибулла и Проперция весьма схожи. Однако есть и различие. Вергилий вместе с Октавианом возвеличивает и его отца — Цезаря, в то время как Катулл и Тибулл считают последнего одним из виновников развязывания гражданской войны. Здесь, вероятно, сказывается неоднозначность восприятия личности Цезаря римскими гражданами, ибо энергичная деятельность диктатора, соединившего в своих руках всю полноту власти, хоть и вполне соответствовала политической ситуации, но все же тогда еще слишком отличалась от привычных республиканских устоев. Эта двойственность мнений по отношению к Гаю Цезарю, идущая еще от Цицерона и Саллюстия, сохранится и в будущем. Заметим же однако, что Октавиан Август, вышедший на арену с.299 политической борьбы сразу после убийства Цезаря и являвшийся фактически единоличным правителем государства, уже не считался узурпатором, но однозначно воспринимался современниками, да и многими потомками положительно, как спаситель старой и устроитель новой римской державы, названной позже империей.
3. Гораций — один из творцов официальной идеологии принципата. Искренность или творчество на заказ?
Поэт родился 8 декабря 65 г. до н. э. в Венузии, старой римской колонии на юге Италии. Несмотря на то, что отец Горация был вольноотпущенником, молодой человек получил хорошее воспитание и прошел через все круги тогдашнего образования, которое закончил в Афинах, как это было в обычае у римской знати. Вначале по своим убеждениям Гораций стал республиканцем, примкнул к Бруту, в качестве военного трибуна командовал легионом в битве при Филиппах (Suet. Hor., 1), поражение в которой положило конец его военной карьере. Позднее, во время очередного витка гражданских войн, после битвы при Акции, он понимает, какое зло несут междоусобные распри римлян, длящиеся уже много лет (Hor. Epod., XVI, 1—
Гораций, как истинный римлянин, горячо любит Рим и державу, созданную этим городом (Od., III, 3, 37; IV, 3, 12; Sat., I, 5, 1; Hymn., 9—
…пусть Капитолий, блеск Бросая вокруг, стоит, и грозный |
|
с.300 | Рим покоряет парфян законам. Внушая страх, он пусть простирает власть До граней дальних, там, где Европы край От Африки пролив отрезал, Вздувшись, где Нил орошает пашни…» (Hor. Od., III, 3, 42— |
Поэтому человек, который смог остановить заклятие рока и дать мир римской державе, скорее всего вызывал искреннее доброжелательство Горация4. Поэтому нельзя согласиться с некоторыми авторами, которые утверждают, что поэзия Горация является тенденциозной и служебной5. Скорее всего, новые политические взгляды поэта, отошедшего от республиканских убеждений, вполне искренни, поскольку он сам прошел через гражданскую войну и видел, какие бедствия она несет любимой Отчизне. Гораций вполне согласен с тем, что деятельность Августа, направленная на восстановление и увеличение мощи Рима, заслуживает того, чтобы о нем помнили в веках, и поэтому он является одним из творцов апофеоза принцепса, возможно, сам и не вполне веря в это. Еще до Августа Марий, Сулла, Цезарь, Антоний открыто претендовали на особое покровительство богов, предназначавших им стать «спасителями Рима», но Август, по мнению Горация, был более достоин божественного происхождения и звания спасителя Рима, так как ему удалось надолго остановить междоусобную вакханалию (Od., IV, 14, 1—
Вот и Верность, и Мир, вот и Честь, и древний Стыд, и Доблесть вновь, из забвенья выйдя, К нам назад идут, и Обилье с полным Близится рогом… (Hor. Hymn., 57— |
с.301 Во-вторых, Август, по мнению Горация, еще более увеличил мощь и силу римского государства, покорив «британцев и персов грозных» (Od., III, 5, 1—
Итак, Гораций, безусловно, является одним из творцов официальной государственной идеологии принципата, за что он был осыпан милостями и щедротами Августа и Мецената: ему было подарено поместье в Сабинских горах и предложена должность секретаря при императоре (Suet. Hor., 3). Однако, несмотря на это, вряд ли творчество поэта можно считать исполнением определенного социального заказа. Ведь, если рассматривать не отдельные высказывания, а всю совокупность взглядов Горация на судьбу римского государства, причины постигших его несчастий, пути выхода из кризиса в целом, то слова поэта, восхваляющие принцепса, покажутся не подобострастной лестью, а искренним выражением чувств6.
4. Отношение к принципату Тита Ливия.
Восхваление римской державы и мира, принесенного принцепсом, не ограничивается только поэзией рассматриваемого нами периода. В то же время жил и творил один из самых знаменитых историков Рима — Тит Ливий.
Родился Тит Ливий в 58 г. до н. э. в семье благородного происхождения. Появившись на свет и получив образование еще во времена республики, Ливий со школьной скамьи, сохраняя приверженность республиканским идеалам7, был уверен в том, что Рим в силу доблести с.302 граждан и благосклонности богов должен господствовать в мире. Годы юности будущего писателя совпали с эпохой кровопролитных гражданских войн, общим упадком государства, когда мыслящие, патриотически настроенные люди активно искали пути выхода из кризиса. Это, вне всяких сомнений, не могло не волновать и Тита Ливия, который с жадностью прислушивался к различным теориям по исправлению существующего положения дел в римском государстве. В частности, по мнению некоторых исследователей, Ливий был почитателем Цицерона и находился под определенным влиянием его воззрений8. Древний Рим являлся идеалом писателя, на первом месте везде у него выступают римская доблесть, скромность, постоянство, самопожертвование9, то есть те качества, которые и Цицерон считал самыми главными в характере идеального римского гражданина (Cic. Pro Mur., 10, 22; De rep., I, 33; Tusc., II, 41; De nat. deor., I, 4; III, 5; De off., I, 78). Очевидно, в своей огромной «Истории» римского государства Ливий хотел преподнести читателю примеры тех древних идеалов, к которым современные ему римляне должны стремиться для того, чтобы их город долгое время оставался главою мира10.
Поэтому вполне естественно, что труд Тита Ливия остался памятником не только Риму и деяниям римского народа, но и Августу, который в значительной мере способствовал сохранению mores maiorum и укреплению всего государства в целом11. При этом Август, несмотря на некоторые республиканские убеждения историка, послужил реальным прообразом первых царей-основателей Рима — Ромула и Нумы12, ибо, по мнению писателя, он был так же благочестив и угоден богам, стремясь к укреплению римского государства (Liv. I, 4, 1; I, 18, 1). Можно сказать, что сочинение Тита Ливия — это не исторический труд в нашем понимании, как это пытаются представить некоторые ученые исследователи, критикуя Ливия за недостаток научности13, это скорее обоснование вечности Рима, римского народа, с.303 претензий римлян на мировое господство на основании тех исторических событий, которые с древнейших времен по воле богов вели Рим к роли гегемона во всем Средиземноморье14.
Раскрывая перед читателем историю основания и развития римского государства, Тит Ливий неоднократно пытается показать божественное покровительство15, обеспечивающее Риму и его народу могущество и власть над другими странами. Еще Вергилий писал, что боги задолго до основания Рима задумали отдать ему верховную власть над всеми народами. Но Вергилий — автор мифологической поэмы, основанной на сказочных сюжетах и пророчествах. Ливий же пишет историю, стараясь опираться не на легенды и мифы, а на древнейшие записи понтификальных календарей, составлявших так называемую Великую Летопись. Этого не скрывает сам историк (XLIII, 13, 1—
Вторым слагаемым римского могущества Тит Ливий считает благочестие, присущее гражданам (XXXI, 9, 5) и добрые нравы, благодаря которым наравне с покровительством богов римская держава родилась и окрепла (Praef., I, 9). Историк показывает, что данные качества вот уже на протяжении нескольких столетий отличали многих великих полководцев и героев, неуклонно ведших свою родину к победам во многих кровопролитных войнах, в отличие от греческого мира, явившего, по мнению писателя, только одного выдающегося человека — с.304 Александра, но не сумевшего сохранить завоевания последнего выдвижением равных ему по таланту и славе людей (IX, 17, 7—
Однако Тит Ливий, показав, что римское государство не имеет более сильных соперников в других землях, с сожалением констатирует то, что «оно страдает от своей собственной громадности» (VII, 29, 2) и «силы народа, давно уже могущественного, истребляют сами себя» (Praef., I, 4). Причина подобного поворота событий, по мнению автора, кроется в падении нравов, которые «зашатались и, наконец, стали падать неудержимо» (Praef., I, 9). Суждено ли Риму погибнуть от собственных пороков или из создавшегося положения существует выход? Для ответа на этот вопрос Ливий обращается к древнейшей истории Города и показывает, благодаря какой форме правления римлянам удалось заложить основы своего могущества. В его понимании, это, как это ни странно для республиканца по воспитанию, — царская власть. Ливий считает, что имя царя людям не может быть отвратительно, ибо, во-первых, так благочестие велит называть Юпитера-покровителя римского народа (III, 39, 4), во-вторых, так именовались первые правители Рима — Ромул и Нума, войною и миром укрепившие Город (I, 21, 6). Затем, опять-таки, Сервий Туллий учредил ценз — «самое благодетельное для будущей великой державы установление» (I, 42, 5), ибо «не всем без разбора было дано равное право голоса, а вся сила находилась бы у виднейших людей государства» (I, 43, 10). И всех бы вполне устраивала подобная власть в государстве, если бы не гордыня и произвол последнего из царей (II, 1, 2). После изгнания Тарквиния римляне решили не отказываться от благ царской власти, но ограничили ее консульским правлением «равным царскому по величию» (II, 1, 7; IV, 2, 8).
Таким образом, в период зарождения и становления римского государства не только царская власть, но и личность самого правителя оказались решающими факторами в строительстве будущей великой державы, ибо в дальнейшем римский народ обрел только большую свободу (II, 1, 7), само же государство продолжало стоять на фундаменте, прочно и удачно заложенном еще первыми царями.
Тит Ливий считал, что в его время римская держава опять находится в кризисном состоянии, и этот кризис гораздо более страшен Риму, чем все предыдущие. Ведь если раньше, противостоя внешней опасности, римляне находили в себе силы победить ее, то сейчас им с.305 приходится бороться самим с собой, а Рим может быть побежден только его же воинами (II, 44, 12). Мятежи и междоусобицы — «единственная пагуба для великих держав» (II, 44, 8), которые могли бы существовать довольно долго. Рим же создан для того, чтобы стоять вечно (Liv., 44, 8; VII, 6, 3), и сами боги провозгласили его главой всего мира (I, 16, 7). Но бессмертные, считает историк, создали для этого все от них зависящее, теперь слово за самими римлянами. Тит Ливий полагает, что могущество и вечность Риму дает «теперешний мир», достигнутый Августом, и согласие граждан (IX, 19, 17), которое усилит страх варваров, окружающих государство, перед доблестью римлян (III, 65, 6). А поскольку Август принес римскому государству мир, согласие граждан и вечность, то все прочие установления и изменения, появившиеся при Октавиане в Риме, заслуживают права на существование. Ливий утверждает, что смена формы государственного правления в любом случае должна была произойти, ибо «в Городе, созданном на века и растущем, не зная предела, невозможно обойтись без новых гражданских, жреческих и правовых установлений. Ибо не было консулов — их учредили, не было диктаторской власти и звания — они появились, также по мере надобности появлялись эдилы, квесторы, трибуны» (IV, 4, 4). Таким образом, по мнению Ливия, появление принцепса и его власти — еще один шаг, который делает Рим в своем вечном движении, и шаг этот сделан только на благо ему, ибо, если бы его не было, вся держава могла бы рухнуть.
5. «Пусть другие поют старину, я счастлив родиться ныне,
и мне по душе время, в котором живу!» (Овидий).
В начале первого века новой эры в Риме, во многом благодаря политике Августа, в основном сформировалась идеология новой формы правления — принципата. Римляне старшего поколения, из чьей памяти еще не изгладились ужасы гражданской войны, славили принцепса за установление мира и спасение державы от развала. Молодые люди, возмужавшие в новых условиях, воспринимали существующую политическую действительность как естественное положение. И те и другие наслаждались благами былых завоеваний и предоставляли управлять огромным государством от имени всех граждан мудрому и справедливому правителю, строго следящему за соблюдением интересов Рима и римлян.
Нужно отдать должное таланту Октавиана Августа, который сделал все возможное, чтобы максимально приблизиться к тому идеальному «принцепсу», образ которого был создан еще Цицероном на с.306 страницах трактата «De re publica». Демократия всегда ищет себе вождя, лидера, «первого человека», который осыпается похвалами в случае побед и удач, но который первый же принимает на себя гнев толпы в случае поражения. Достаточно вспомнить полные взлетов и падений, зависящих от настроения сограждан, судьбы Фемистокла, Алкивиада, Перикла. Подобно последнему, Августу удается около сорока лет удерживать в своих руках бразды правления государством, которое формально сохраняло при этом свой республиканский облик.
Молодежь августовского времени, не отягощенная ни военными, ни политическими страстями, могла позволить себе относиться к жизни легко и беззаботно, так, как это делал Овидий — поэт нового века, века принципата. Он родился в 43 г. до н. э. в старинном богатом всадническом роду города Сульмоны. Все междоусобные войны прошли еще в период его детства и юношеских лет. Гражданский мир стал для будущего поэта чем-то само собой разумеющимся, равно как и новая форма правления, установившаяся к концу I в. до н. э. в Риме. Овидий, выросший в атмосфере принципата и упоенный внешним блеском «золотого Рима», не знает того чувства неудовлетворенности современной жизнью, через которое прошло большинство писателей предыдущего поколения. В отличие от своих старших коллег — Вергилия и Горация — он не прославлял старину, а был счастлив тем, что «родился именно теперь», и весьма ценил удовольствия, блага, искусство и культуру, которые принесло с собой новое правление.
Довольно часто в своих стихах Овидий обращается к прославлению принцепса (Ovid. Met. XV, 747—
На примере Овидия можно увидеть, с каким одобрением новое поколение воспринимало правление Августа, с каким оптимизмом смотрело в будущее. Поэт, создавая «Метаморфозы», пользовался философскими учениями Эмпедокла и Лукреция и развивал мысль о том, что метаморфозы — универсальный закон природы, ибо ничто не может оставаться неизменным (Met., XV, 252—
Как же Овидий представляет себе развитие мира? Главная идея поэта, как мы уже говорили, состоит в том, что ничто в мире не гибнет, а только обновляет свой вид (Met., XV, 254—
Таким образом, если в начале правления Августа чувствовалась необходимость обосновывать его право на власть, поддерживать его правление, что отразилось в произведениях Вергилия и Горация, то с начала I в. н. э. принципат окреп не только политически, но и идеологически был принят и одобрен римскими гражданами, как мы видели на примере творчества Овидия.
Итак, творчество рассмотренных нами писателей и поэтов позволяет проследить развитие взглядов римлян на государство и новую форму правления в нем. Если в конце республики римляне только распознали причины бедственного положения государства, которые, по их мнению, крылись в упадке нравов, а Саллюстий и особенно Цицерон наметили и начали разрабатывать возможные пути выхода из кризиса, то во время пришедшееся на начало правления Августа, римляне смогли в полной мере осознать благо зарождающейся формы правления. Октавиан, умело используя принципы создания нового с.308 государства, высказанные еще до него, возродил в условиях долгожданного гражданского мира былую мощь и величие Рима. Современники этих событий, по нашему мнению, вполне искренно приветствовали эти реформы, направленные на восстановление отцовских обычаев и нравов. А вместе с ними более спокойно воспринимали и те изменения в государственном устройстве, которые происходили во время правления Августа. И даже люди, приверженные старому государственному строю, в конечном итоге не могли не согласиться с нужностью и полезностью власти принцепса. Ведь у всех на памяти были ужасные события, которые происходили в Риме, как считалось, из-за падения нравов, а достаточно твердая власть в государстве, не только на словах, но и на деле постоянно доказывающая всю серьезность своих намерений по восстановлению «mores maiorum», наконец привлекла на свою сторону все патриотично настроенное гражданское население Рима, вне зависимости от его политических убеждений. Это достаточно хорошо видно на примере поэзии «золотого века». Все авторы сходятся в том, что Риму для дальнейшего его существования необходимо восстановление устоев предков и человек, способный это свершить, вполне достоин первенствующего положения в государстве. А Тит Ливий, создавая свое фундаментальное исследование по истории Рима и основываясь на исторических свидетельствах и фактах, предлагает уже новую концепцию развития римской державы, в соответствии с которой принципат есть не экстренная мера по борьбе с кризисом, а закономерный ход событий, такой же как возникновение царской власти на заре римской истории и в дальнейшем смена ее на республиканскую форму правления. При этом Ливий старается показать, что как бы ни называлась действующая власть, она тем не менее сохраняет в себе большую часть предыдущей формы правления и направлена на благо Рима и его народа, тем самым не нарушая вековые традиции и устои, данные римлянам еще богами.
ПРИМЕЧАНИЯ