К. Крафт

Золотой венок Цезаря и борьба за разоблачение «тирана»

Kraft K. Der goldene Kranz Caesars und der Kampf um die Entlarvung des «Tyrannen». Mit eimen Nachwort zum Neudruck.
Darmstadt, Wissenschaftliche Buchgesellshaft, 1969.
Перевод с немецкого О. В. Любимовой под редакцией Е. Валльрабенштайн.

VIII. (Лав­ро­вый венок Авгу­ста).

Золо­той цар­ский венок не достал­ся боль­ше нико­му, кро­ме Цеза­ря. Август не при­нял этот голов­ной убор, и это ещё раз под­чер­ки­ва­ет, что он был не сим­во­лом боже­ст­вен­ной победы, а чем-то иным и боль­шим — рега­ли­ей древ­них царей. Авгу­сту тоже тре­бо­вал­ся сим­вол его монар­хи­че­ско­го поло­же­ния. Одна­ко он избрал иной путь, чем Цезарь. Момм­зен оши­ба­ет­ся — веро­ят­но, пото­му, что счи­тал венок на моне­тах Цеза­ря лав­ро­вым, — утвер­ждая, буд­то «с нача­ла прин­ци­па­та лав­ро­вый с.92 венок был отли­чи­тель­ным при­зна­ком пра­ви­те­ля»405. Хотя Момм­зен счи­тал есте­ствен­ным руко­вод­ст­во­вать­ся толь­ко моне­та­ми, так как в круп­ной скульп­ту­ре вен­ки отсут­ст­ву­ют406, он не слиш­ком точ­но про­следил раз­ви­тие изо­бра­же­ний на чекан­ке. Окта­виан-Август на моне­тах не носит лав­ро­вый венок ни до 31 г. до н. э., ни в тече­ние пер­вых 15 лет после бит­вы при Акции. Пер­вые при­ме­ры появ­ля­ют­ся в 16 г. до н. э. Леген­да к ним выглядит как CAE­SA­RI AVGVSTO, на ревер­се над­пись SPQR и три­ум­фаль­ная колес­ни­ца в хра­ме или три­ум­фаль­ная квад­ри­га407. Эти леген­ды свиде­тель­ст­ву­ют о том, что сенат пре­до­ста­вил Авгу­сту поче­сти победи­те­ля. С 16 г. до н. э. Август в лав­ро­вом вен­ке появ­ля­ет­ся и на отдель­ных экзем­пля­рах чекан­ки моне­та­ри­ев408. Рез­кий пово­рот про­ис­хо­дит одно­вре­мен­но с 12-й импе­ра­тор­ской аккла­ма­ци­ей в 11 г. до н. э.409 Име­ет­ся лугдун­ская чекан­ка с 10-й и 11-й импе­ра­тор­ской аккла­ма­ци­ей ещё без лав­ро­во­го вен­ка, как и пер­вые экзем­пля­ры с 12-й импе­ра­тор­ской аккла­ма­ци­ей. Затем, в пери­од дей­ст­вия этой аккла­ма­ции, — а сле­до­ва­тель­но, не она послу­жи­ла пово­дом, — на моне­тах с таким же ревер­сом появ­ля­ет­ся порт­рет Авгу­ста, сти­ли­сти­че­ски усо­вер­шен­ст­во­ван­ный и укра­шен­ный лав­ром. С тех пор на всех моне­тах Август изо­бра­жа­ет­ся в лав­ро­вом вен­ке, кро­ме мед­ной чекан­ки моне­та­ри­ев, где порт­рет пока оста­вал­ся без вен­ка. Теперь лавр ста­но­вит­ся отли­чи­тель­ным при­зна­ком пра­ви­те­ля. Таким обра­зом, в поис­ках внеш­не­го выра­же­ния монар­хи­че­ско­го гос­под­ства про­яв­ля­ет­ся суще­ст­вен­ное раз­ли­чие меж­ду Цеза­рем и Авгу­стом: Цезарь взял ста­рую рега­лию, кото­рая под­хо­ди­ла лишь обла­да­те­лю монар­хи­че­ской вла­сти. Август взял за осно­ву сим­вол победы, пре­до­став­лен­ный ему за дости­же­ния сена­том и наро­дом, осто­рож­но и посте­пен­но огра­ни­чил его соб­ст­вен­ной пер­со­ной и тем самым пре­вра­тил в монар­хи­че­ский сим­вол.


Гип­со­вы­ми слеп­ка­ми и справ­ка­ми я обя­зан маде­му­а­зель Г. Фаб­ре, Париж; мисс А. Роберт­сон, Глаз­го; Р. А. Кар­со­ну, Лон­дон; К. М. Краю, Окс­форд; Э. Хольз­май­ру и Г. Бру­ку, Вена; Г. Гал­сте­ру, Копен­га­ген; Х. А. Кану, Базель. Р. А. Кар­сон так­же пре­до­ста­вил мне гип­со­вые слеп­ки экзем­пля­ров, ранее нахо­див­ших­ся в Бер­лине.

Я дол­жен побла­го­да­рить А. Аль­фёль­ди за полез­ную кри­ти­ку пер­вой вер­сии ста­тьи. Если моя работа в раз­лич­ных пунк­тах спо­рит с резуль­та­та­ми иссле­до­ва­ния мое­го глу­бо­ко­ува­жае­мо­го учи­те­ля, то преж­де все­го это объ­яс­ня­ет­ся тем, что в сфе­ре обла­че­ний и рега­лий он почти везде про­ло­жил новые пути. Исправ­ле­ния, кото­рые здесь пред­ло­же­ны, опре­де­лён­но не ста­вят под сомне­ние мно­гие надеж­ные резуль­та­ты иссле­до­ва­ний Аль­фёль­ди.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 405Mom­msen, St. R. II, с. 806.
  • 406Mom­msen, S. R. II, с. 1149. На скульп­ту­рах импе­ра­то­ров встре­ча­ет­ся прак­ти­че­ски толь­ко дубо­вый венок.
  • 407BMC Emp. I, илл. 8, 2. 4. 5. 10 сл. Опи­са­ние «head of Augus­tus lau­rea­te»[1] в BMC Emp. I, с. 63 № 351 сл. илл. 7, 5 сл. оши­боч­но. Этот вопрос будет рас­смот­рен подроб­но в дру­гой рабо­те.
  • 408BMC Emp. I, илл. 3, 8—12; 4, 6. 10. 12.
  • 409BMC Emp. I, илл. 11, 16. 19. 20; 12, 1. 4 сл.; илл. 13.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]Голо­ва Авгу­ста в лав­ро­вом вен­ке.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1335253318 1303322046 1303320677 1341515196 1341658575 1341747115