Мозес Финли

Империя в греко-римском мире1

Оригинал статьи: Finley M. I. Empire in Greco-Roman World // G&R. 2nd ser. Vol. 25. № 1. (Apr., 1978) P. 1—15.
Перевод с англ. Зарщикова А. В., Любимовой О. В.

с.1 Мы со всех сто­рон слы­шим, что яко­бы исто­ри­ки не могут долж­ным обра­зом раз­гра­ни­чить тер­ми­ны «импе­рия» и «импе­ри­а­лизм», хотя исполь­зу­ют их сплошь и рядом2. Доволь­но любо­пыт­но: посто­рон­ний чело­век не увидит в этом осо­бой про­бле­мы, и я попы­та­юсь дока­зать, поче­му он будет прав. Боль­шин­ство затруд­не­ний в про­фес­сио­наль­ной лите­ра­ту­ре про­ис­хо­дит от эле­мен­тар­ной пута­ни­цы меж­ду дефи­ни­ци­ей и типо­ло­ги­ей. К при­ме­ру, опре­де­ле­ние импе­рии, исклю­чаю­щее либо афин­скую, либо пер­сид­скую импе­рию на том осно­ва­нии, что Афи­ны были демо­кра­ти­че­ским горо­дом-государ­ст­вом, а Пер­сия — авто­кра­ти­че­ской монар­хи­ей, вряд ли будет при­год­но, несмот­ря на то, что это раз­ли­чие может быть суще­ст­вен­ным и для типо­ло­гии, и для ана­ли­за.

Суще­ст­ву­ют, по край­ней мере, три ниже­сле­дую­щих источ­ни­ка излиш­них затруд­не­ний, кото­рые мы долж­ны крат­ко рас­смот­реть. Пер­вый заклю­ча­ет­ся в неиз­беж­ной линг­ви­сти­че­ской дву­смыс­лен­но­сти. Про­ис­хо­дя от латин­ско­го im­pe­rium, тер­мин «импе­рия» ока­зал­ся тес­но свя­зан­ным со сло­вом «импе­ра­тор», и боль­шин­ство учё­ных дис­кус­сий от Сред­не­ве­ко­вья до наших дней захо­дит в тупик: импе­рия — это терри­то­рия, управ­ля­е­мая импе­ра­то­ром3. Одна­ко, как извест­но, суще­ст­ву­ют (и суще­ст­во­ва­ли в про­шлом) зна­чи­тель­ные импе­ри­а­лист­ские государ­ства, кото­ры­ми управ­ля­ют не импе­ра­то­ры: сле­до­ва­тель­но, мы можем оста­вить в сто­роне линг­ви­сти­че­скую непо­сле­до­ва­тель­ность как без­вред­ную, какое бы исполь­зо­ва­ние вре­мя от вре­ме­ни не нахо­ди­ли ей люби­те­ли про­па­ган­дист­ских схем.

Вто­рой источ­ник затруд­не­ния я нахо­жу более слож­ным для объ­яс­не­ния и даже для пони­ма­ния; воз­мож­но, он свя­зан с тем, что успеш­но орга­ни­зо­ван­ные государ­ства часто вели агрес­сив­ную и экс­пан­си­о­нист­скую поли­ти­ку. Я гово­рю о тен­ден­ции путать импе­рию с терри­то­ри­аль­ным государ­ст­вом (в наи­бо­лее закон­чен­ном виде она пред­став­ле­на в шко­ле Рихар­да Кёб­не­ра) или с «поли­ти­кой» и с «поли­ти­че­ской систе­мой» (в тер­ми­но­ло­гии Айзен­штад­та)4. Как кажет­ся, суще­ст­ву­ет фун­да­мен­таль­ный изъ­ян в кон­цеп­ции, кото­рая не в силах про­ве­сти чёт­кое раз­ли­чие, ска­жем, меж­ду фран­цуз­ским прав­ле­ни­ем в мет­ро­по­лии и фран­цуз­ским же прав­ле­ни­ем в Алжи­ре и Индо­ки­тае. Без­услов­но, мож­но доста­точ­но дале­ко про­ник­нуть в глубь веков, чтобы обна­ру­жить эле­мент заво­е­ва­ния, или, по край­ней мере, эле­мент под­чи­не­ния в про­цес­се созда­ния мет­ро­по­лии, но такое зло­употреб­ле­ние воз­вра­ще­ни­ем к исто­кам сво­дит на нет любой исто­ри­че­ский ана­лиз. Соб­ст­вен­но, исто­рик может назвать государ­ство импе­ри­а­лист­ским, если в любой дан­ный пери­од вре­ме­ни оно исполь­зу­ет власть над дру­ги­ми государ­ства­ми (общи­на­ми или наро­да­ми) для сво­их соб­ст­вен­ных целей и выгод, каки­ми бы они ни были (или каки­ми бы они ни пола­га­лись). Это, без сомне­ния, рас­плыв­ча­тые, неточ­ные кри­те­рии, но не более рас­плыв­ча­тые и неточ­ные, чем те, кото­рые обыч­но исполь­зу­ют­ся для дру­гих круп­но­мас­штаб­ных чело­ве­че­ских учреж­де­ний, осо­бен­но для государ­ства.

с.2 Если мне далее ска­жут, что под пред­ло­жен­ное поня­тие импе­рии под­па­да­ет власть Спар­ты над периой­ка­ми Лако­ни­ки, хотя исто­ри­ки и не исполь­зу­ют поня­тие импе­рии для этой ситу­а­ции, я отве­чу, что ниче­го не имею про­тив. В этом отно­ше­нии исто­рия Рим­ской импе­рии очень пока­за­тель­на. Рим­ляне при­об­ре­ли основ­ную часть сво­ей импе­рии еще в эпо­ху Рес­пуб­ли­ки, фор­маль­но будучи все­го лишь горо­дом-государ­ст­вом. Затем, после того, как импе­рия, в кон­це кон­цов, полу­чи­ла импе­ра­то­ра, начал­ся про­цесс в ходе кото­ро­го власт­во­ва­ние «Рима» над дру­ги­ми стра­на­ми и наро­да­ми мед­лен­но, но вер­но сме­ни­лось уни­тар­ным терри­то­ри­аль­ным государ­ст­вом с еди­ным пра­вя­щим клас­сом, разде­ля­ю­щим долж­но­сти, поче­сти и при­ви­ле­гии неза­ви­си­мо от их ста­рин­но­го (или даже недав­не­го) «под­чи­нен­но­го» ста­ту­са. Когда в нача­ле III века импе­ра­тор Кара­кал­ла рас­про­стра­нил рим­ское граж­дан­ство фак­ти­че­ски на всех сво­бод­ных жите­лей сво­ей дер­жа­вы, эта не слиш­ком зна­чи­тель­ная адми­ни­ст­ра­тив­ная мера озна­ча­ла, что государ­ство, име­ну­е­мое нами «Рим­ской импе­ри­ей», пре­кра­ти­ло быть импе­ри­ей. При этом ещё оста­ва­лись лос­кут­ные терри­то­рии «зави­си­мых государств» и дру­гие неупо­рядо­чен­ные эле­мен­ты, но они были слиш­ком незна­чи­тель­ны, чтобы пред­став­лять серь­ёз­ную поме­ху для ана­ли­за. Здесь мож­но было бы про­ве­сти парал­ле­ли с исто­ри­ей Китай­ской импе­рии или с Ирлан­ди­ей и Уэль­сом на про­тя­же­нии боль­шей части исто­рии совре­мен­ной Вели­ко­бри­та­нии.

Третья ошиб­ка воз­ни­ка­ет из, по-види­мо­му, непре­одо­ли­мо­го маг­не­тиз­ма целей и моти­вов, как буд­то мотив, дей­ст­вие и послед­ст­вия пред­став­ля­ют собой три нераз­рыв­ные части одно­го цело­го. Эта пред­по­ло­же­ние (нико­гда, разу­ме­ет­ся, не озву­чен­ное) под­ра­зу­ме­ва­ет, что лица, при­ни­маю­щие реше­ния, про­во­дят согла­со­ван­ную или еди­ную поли­ти­ку, регу­ляр­но и рацио­наль­но ана­ли­зи­ру­ют все воз­мож­ные аль­тер­на­ти­вы, воз­ни­каю­щие перед ними, без­упреч­но осве­дом­ле­ны; что основ­ные резуль­та­ты при­ня­тых реше­ний и осу­щест­влён­ных дей­ст­вий явля­ют­ся пред­виден­ны­ми и желан­ны­ми; что замыс­лы нико­гда не пере­смат­ри­ва­ют­ся и не коррек­ти­ру­ют­ся. Если не все эти поло­же­ния выпол­ня­ют­ся (а они нико­гда все не выпол­ня­ют­ся), если, ины­ми сло­ва­ми, исто­ри­че­ские дан­ные обна­ру­жи­ва­ют сомне­ния, неиз­вест­ность, про­счё­ты, непред­виден­ные послед­ст­вия, дела­ет­ся заклю­че­ние, что резуль­та­ты демон­стри­ру­ют отсут­ст­вие целей. Так, Грюн недав­но заявил: «Если Рим всту­пил в игру ради экс­плуа­та­ции, он не играл её долж­ным обра­зом. Слиш­ком мно­го воз­мож­но­стей было упу­ще­но… Как ока­за­лось, импе­ри­а­ли­сти­че­ские амби­ции, в обыч­ном пони­ма­нии фра­зы, отсут­ст­во­ва­ли»5. Давая более услож­нён­ную фор­му­ли­ров­ку, Поль Вейн пред­ла­га­ет раз­ли­чать «импе­рию» в смыс­ле геге­мо­нии и «импе­ри­а­лизм в смыс­ле стрем­ле­ния или необ­хо­ди­мо­сти при­ме­нить геге­мо­нию»6.

Упу­щен­ные воз­мож­но­сти («не играл игры долж­ным обра­зом») едва ли дока­зы­ва­ют отсут­ст­вие амби­ций: эта ошиб­ка прин­ци­па «всё или ниче­го» вызва­на мето­до­ло­ги­че­ским про­счё­том, а имен­но допу­ще­ни­ем, что на осно­ва­нии отдель­но­го дей­ст­вия мож­но сде­лать выво­ды о замыс­ле или с.3 о про­цес­се при­ня­тия реше­ния о нача­ле это­го дей­ст­вия. К сожа­ле­нию, исто­рик-анти­ко­вед не рас­по­ла­га­ет иной доступ­ной ему тех­но­ло­ги­ей поис­ка моти­вов, так как ему не хва­та­ет инфор­ма­ции, необ­хо­ди­мой для пони­ма­ния про­цес­са при­ня­тия реше­ний — пол­ных тек­стов зако­нотвор­че­ских деба­тов, ино­стран­ных государ­ст­вен­ных архи­вов, писем и днев­ни­ков глав­ных дей­ст­ву­ю­щих лиц. Едва ли нуж­но напо­ми­нать, что мы не рас­по­ла­га­ем ни одной пол­ной запи­сью обсуж­де­ния в рим­ском сена­те (или афин­ском собра­нии) и что наши антич­ные авто­ри­те­ты так­же испы­ты­ва­ли нуж­ду в них. В луч­шем слу­чае, у нас есть слу­чай­ная цита­та или более или менее надёж­ный пере­сказ того, что про­из­нёс ора­тор, или крат­кое изло­же­ние выска­зан­ных аль­тер­на­тив­ных точек зре­ния. Более того, обще­из­вест­но, что пуб­лич­ные заяв­ле­ния, исхо­дя­щие от офи­ци­аль­ных орга­нов или отдель­ных поли­ти­че­ских фигур, не все­гда сов­па­да­ют с точ­кой зре­ния тех же офи­ци­аль­ных орга­нов и лиде­ров, выска­зан­ной кон­фиден­ци­аль­но. Поэто­му, даже если бы мы име­ли сте­но­гра­фи­че­скую запись пре­ний в сена­те, мы бы по-преж­не­му нуж­да­лись в не менее важ­ной запи­си част­ных дис­кус­сий сре­ди ноби­лей перед ито­го­вым обсуж­де­ни­ем, во вре­мя и после него. Пись­ма Цице­ро­на — это един­ст­вен­ное исклю­че­ние, и, пожа­луй, не тре­бу­ет­ся глу­бо­ких раз­мыш­ле­ний, чтобы оце­нить, насколь­ко иска­же­но было бы без них наше пред­став­ле­ние о тех деся­ти­ле­ти­ях, если бы мы дела­ли выво­ды о моти­вах и стрем­ле­ни­ях на осно­ва­нии дей­ст­вий.

Мы обре­тём более надёж­ную поч­ву, если при­мем на воору­же­ние то, что исто­рик аме­ри­кан­ско­го импе­ри­а­лиз­ма назвал «поведен­че­ским» под­хо­дом8: мы рас­по­ла­га­ем доста­точ­ной инфор­ма­ци­ей, чтобы систе­ма­ти­че­ски иссле­до­вать поэтап­ный про­цесс дей­ст­вия, его послед­ст­вий, после­дую­ще­го дей­ст­вия и, при накоп­ле­нии дан­ных, сде­лать общие выво­ды. Я попы­та­юсь объ­яс­нить с помо­щью это­го под­хо­да пре­сло­ву­тую про­бле­му в исто­рии рим­ской экс­пан­сии — реше­ние 264 г. до н. э. о втор­же­нии на Сици­лию, кото­рое, было то ожи­дае­мым или нет, вовлек­ло Рим в первую из вели­ких войн с Кар­фа­ге­ном, став­шую пово­рот­ной точ­кой в евро­пей­ской исто­рии7. Моти­вы пер­во­го шага рим­лян настоль­ко труд­но­уло­ви­мы, что даже Поли­бию (I. 10—11) они дались с трудом — тому само­му Поли­бию, чья «Исто­рия» поко­ит­ся на посыл­ке, что миро­вое гос­под­ство было абсо­лют­но осо­знан­ной целью рим­лян и пред­став­ля­ло мало про­блем. Но Поли­бий не сомне­вал­ся, что глав­ным послед­ст­ви­ем окку­па­ции Сици­лии было созда­ние пер­вой рим­ской про­вин­ции, обес­пе­чив­шее рим­ско­му государ­ству и отдель­ным его пред­ста­ви­те­лям зна­чи­тель­ные выго­ды на мно­го лет впе­рёд.

Сици­лия, как писал Цице­рон веком поз­же (Verr. II. 2. 2), «впер­вые научи­ла наших пред­ков, как заме­ча­тель­но пра­вить дру­ги­ми наро­да­ми»[1]. Како­вы бы ни были моти­вы пер­во­го шага, Рим быст­ро и реши­тель­но вос­поль­зо­вал­ся собы­ти­я­ми для рас­ши­ре­ния импе­рии. Через три года после окон­ча­ния Пер­вой Пуни­че­ской вой­ны он «про­тив вся­ко­го пра­ва» (Po­lyb. III. 28. 2) захва­тил Сар­ди­нию. Сар­ди­ния и боль­шая часть Сици­лии рас­смат­ри­ва­лись как «вла­де­ния», обя­зан­ные пла­тить еже­год­ные пода­ти, при­ни­мать рим­ских чинов­ни­ков и пре­до­ста­вить, по край­ней мере, одну мор­скую гавань (в Лили­бее). Так был сде­лан огром­ный с.4 шаг от слож­ной союз­ни­че­ской систе­мы, орга­ни­зо­ван­ной в поко­рён­ной Ита­лии, к про­вин­ци­аль­ной систе­ме буду­ще­го. Пред­виде­ли или нет рим­ляне (или, ско­рее, неко­то­рые из рим­лян) появ­ле­ние этих воз­мож­но­стей, при­ни­мая в 264 г. исход­ное реше­ние, — но не может быть сомне­ний, что они дей­ст­во­ва­ли «импе­ри­а­лист­ским» обра­зом, как толь­ко им пред­став­ля­лась воз­мож­ность. Для 25 тысяч жите­лей Агри­ген­та, про­дан­ных в раб­ство в 261 г. до н. э., для 150 тысяч элли­нов Эпи­ра, так же про­дан­ных в 167 г. до н. э., или для после­дую­щих поко­ле­ний, пла­тив­ших пода­ти, ста­ло бы сла­бым уте­ше­ни­ем уве­ре­ние, что Рим пла­ни­ро­вал все­го лишь обо­ро­ни­тель­ную вой­ну.

Насколь­ко нам поз­во­ля­ют утвер­ждать наши, несо­мнен­но непол­ные, исто­ри­че­ские дан­ные, за пол­сто­ле­тия, пред­ше­ст­во­вав­шие пер­во­му брос­ку на Сици­лию, не нашлось ни еди­но­го года, когда бы рим­ские леги­о­ны не были на мар­ше. И на про­тя­же­нии двух сто­ле­тий после 264 г. до н. э. было не более две­на­дца­ти лет зати­шья9. Если же при­нять во вни­ма­ние мас­шта­бы кам­па­ний и сра­же­ний, то под­счё­ты Бран­та пока­зы­ва­ют, что за 50 лет Ган­ни­ба­ло­вых и Македон­ских войн одна деся­тая и порой даже бо́льшая часть всех взрос­лых муж­чин Ита­лии год за годом нахо­ди­лась на войне и что эта доля воз­рас­та­ет во вре­мя войн I в. до н. э. уже до одной третьей части10. Эти циф­ры труд­но­во­об­ра­зи­мы, они вооб­ще не име­ют ана­ло­гов для про­ме­жут­ка вре­ме­ни такой дли­тель­но­сти, и, тем не менее, они без­услов­но вер­ны, по край­ней мере, при­бли­зи­тель­но. Немно­гие исто­ри­ки сей­час оспа­ри­ва­ют сен­тен­цию Бэди­а­на, что «ни одно пра­ви­тель­ство в исто­рии так само­заб­вен­но не посвя­ти­ло себя ограб­ле­нию под­дан­ных ради част­ных выгод пра­вя­ще­го клас­са, как Рим в послед­ний век Рес­пуб­ли­ки»11. Несмот­ря на это, Бэди­ан идёт в аван­гар­де тех, кто отри­ца­ет «эко­но­ми­че­ские моти­вы» в беше­ной гон­ке Рима двух пред­ше­ст­во­вав­ших сто­ле­тий. Мож­но ли всерь­ёз утвер­ждать, что, в тече­ние двух­сот лет посто­ян­но при­об­ре­тая гигант­ское коли­че­ство добы­чи, огром­ные воен­ные кон­три­бу­ции, сот­ни тысяч рабов и гран­ди­оз­ные про­стран­ства кон­фис­ко­ван­ной зем­ли, рим­ское государ­ство еже­год­но декре­ти­ро­ва­ло и сна­ря­жа­ло армию без како­го-либо инте­ре­са, ожи­да­ния или надеж­ды на воз­мож­ные мате­ри­аль­ные выго­ды, обще­ст­вен­ные или част­ные? Я нахо­жу такое пред­став­ле­ние слиш­ком абсурд­ным для серь­ёз­но­го рас­смот­ре­ния. Я не скло­нен недо­оце­ни­вать ни стрем­ле­ния к сла­ве, ни бояз­ни ино­зем­но­го вла­ды­че­ства, но ни одно из них не исклю­ча­ет жаж­ды добы­чи.

В отно­си­тель­но мень­шем мас­шта­бе ана­ло­гич­ная ситу­а­ция суще­ст­во­ва­ла и в Афи­нах в V в. до н. э. Меж­ду 478 г. и нача­лом Пело­пон­нес­ской вой­ны в 431 г. Афи­ны едва ли не каж­дый год участ­во­ва­ли в воен­ных дей­ст­ви­ях. За эти пол­ве­ка они успеш­но при­нуди­ли боль­шин­ство эгей­ских горо­дов выпла­чи­вать еже­год­ные взно­сы и допу­стить раз­лич­ные фор­мы афин­ско­го вме­ша­тель­ства в их внут­рен­ние дела. Навер­ное, нет нуж­ды повто­рять для Афин тот рито­ри­че­ский вопрос, кото­рый я толь­ко что озву­чил для Рима, о надеж­дах и ожи­да­ни­ях афин­ских государ­ст­вен­ных дея­те­лей.

с.5 При­ме­ча­те­лен факт, что ни сре­ди афи­нян, ни сре­ди рим­лян не было внут­рен­не­го сопро­тив­ле­ния импе­рии как тако­вой. Я не знаю ни еди­но­го голо­са про­тив в Афи­нах; в Риме они были крайне мало­чис­лен­ны. Нет сомне­ния, что их было боль­ше, чем те немно­гие, кто оста­вил свой след в сохра­нив­шей­ся исто­ри­че­ской хро­ни­ке, но ника­кое спе­ци­аль­ное заступ­ни­че­ство не может под­нять их до ста­ту­са зна­чи­тель­ной оппо­зи­ции. Было доста­точ­но спо­ров и раз­но­гла­сий, но они все­гда каса­лись так­ти­ки и насущ­ных реше­ний, не затра­ги­вая прин­ци­пов и тео­рий импе­рии или же её леги­тим­но­сти. В осно­ве это­го лежа­ли два поня­тия, не вызы­вав­ших сомне­ния. Пер­вое — это иерар­хия: гос­под­ство было «есте­ствен­ным», как гос­под­ство муж­чин над жен­щи­на­ми, гос­под­ство сво­бод­ных над раба­ми или гос­под­ство одних общин над дру­ги­ми. «Мы не дела­ли ниче­го необыч­но­го, — гово­рит в Спар­те безы­мян­ный афи­ня­нин в защи­ту афин­ской импе­рии у Фукидида (I. 76. 2), — ниче­го про­тив­но­го чело­ве­че­ско­му обы­чаю, при­няв вла­ды­че­ство, когда оно было пред­ло­же­но нам, и затем не желая отка­зать­ся от него. Все­гда суще­ст­во­ва­ло пра­ви­ло, что сла­бый дол­жен под­чи­нить­ся силь­но­му». Ана­ло­гия с Цице­ро­но­вым «как заме­ча­тель­но пра­вить дру­ги­ми наро­да­ми» вполне оче­вид­на. Это­му сопут­ст­во­ва­ло дру­гое уни­вер­саль­ное пра­ви­ло (явля­ю­ще­е­ся вто­рым обос­но­ва­ни­ем мое­го тези­са): победи­те­лю при­над­ле­жит добы­ча, вклю­чаю­щая терри­то­рию, иму­ще­ство и насе­ле­ние, как граж­дан­ское, так и воен­ное, муж­чин, жен­щин и детей, сво­бод­ных и рабов. Победи­тель не все­гда в пол­ной мере исполь­зо­вал своё пра­во, но это был его одно­сто­рон­ний выбор. Вряд ли тре­бу­ет доку­мен­таль­но­го обос­но­ва­ния вопрос, столь хоро­шо извест­ный и само­оче­вид­ный, но я всё-таки при­ве­ду един­ст­вен­ный при­мер. В 212 г. до н. э. Рим, всё ещё вовле­чён­ный в Ган­ни­ба­ло­ву вой­ну, заклю­чил дого­вор с это­ля­на­ми о сою­зе в войне про­тив Филип­па V Македон­ско­го12. Сре­ди его поло­же­ний были сле­дую­щие: 1) любые терри­то­ри­аль­ные при­об­ре­те­ния будут при­над­ле­жать это­ля­нам; 2) добы­ча из каж­до­го сов­мест­но захва­чен­но­го горо­да будет разде­ле­на меж­ду рим­ля­на­ми и это­ля­на­ми. Я при­вел этот при­мер пото­му, что он пояс­ня­ет не толь­ко общий прин­цип, но так­же и вари­ан­ты, воз­мож­ные на прак­ти­ке.

Одним из воз­мож­ных вари­ан­тов была аннек­сия (в отли­чие от кон­фис­ка­ции зем­ли без аннек­сии), и это было пре­вра­ти­ли в тра­ди­ци­он­ное пред­убеж­де­ние те, кто отри­ца­ет суще­ст­во­ва­ние импе­ри­а­лиз­ма в Риме вплоть до послед­них деся­ти­ле­тий Рес­пуб­ли­ки. И я недо­уме­ваю — поче­му; ведь Афи­нам уда­ва­лось полу­чать зна­чи­тель­ные выго­ды, не при­бе­гая к аннек­сии, так же посту­пал и Рим в ходе дли­тель­но­го и неумо­ли­мо­го поко­ре­ния Ита­лии, пока Сици­лия не была пре­вра­ще­на в первую рим­скую про­вин­цию. Аннек­сия, конеч­но, важ­на, но ни в антич­но­сти, ни в совре­мен­ный пери­од она не явля­лась необ­хо­ди­мым усло­ви­ем импе­рии. Тако­вы­ми были экс­плуа­та­ция и при­быль; на них я и скон­цен­три­рую свое вни­ма­ние.

Одна­ко сна­ча­ла я дол­жен сузить мой пред­мет в двух сле­дую­щих отно­ше­ни­ях. Я буду иметь дело почти исклю­чи­тель­но с афин­ским и рим­ским мате­ри­а­лом, отча­сти ввиду огра­ни­чен­но­сти объ­е­ма пуб­ли­ка­ции, отча­сти вслед­ст­вие того, что нам извест­но не так мно­го кон­крет­ных фак­тов из исто­рии с.6 дру­гих государств, и воз­мож­но, мне сле­ду­ет пред­у­предить, что я не под­ра­зу­ме­ваю здесь, что спар­тан­ский или кар­фа­ген­ский импе­ри­а­лизм был иден­ти­чен с афин­ским или рим­ским. Далее, хотя я делаю акцент на мате­ри­аль­ной сто­роне жиз­ни импе­рии, я не буду рас­смат­ри­вать «бух­гал­тер­ские» аспек­ты акта заво­е­ва­ния, будь то финан­со­вые издерж­ки или непо­сред­ст­вен­ные при­бы­ли. И те, и дру­гие вре­ме­на­ми были колос­саль­ны, но они ско­рее идут под руб­ри­кой «вой­на», неже­ли «импе­рия». Отдель­ные вой­ны и еди­нич­ные кам­па­нии часто при­но­си­ли мно­го добы­чи, не при­во­дя к посто­ян­ной экс­плуа­та­ции побеж­дён­ных, без кото­рой нель­зя гово­рить об импе­рии13.

Здесь будет полез­но при­ве­сти при­мер­ную типо­ло­гию раз­лич­ных спо­со­бов, с помо­щью кото­рых одно государ­ство мог­ло осу­ществлять свою власть над дру­ги­ми ради сво­ей соб­ст­вен­ной выго­ды:

1) огра­ни­че­ние сво­бо­ды дей­ст­вий в меж­го­судар­ст­вен­ных отно­ше­ни­ях;

2) поли­ти­че­ское, адми­ни­ст­ра­тив­ное или судеб­ное вме­ша­тель­ство во внут­рен­ние дела;

3) набор в армию и на флот;

4) взыс­ка­ние «пода­тей» в той или иной фор­ме, либо в узком смыс­ле, в виде регу­ляр­ной выпла­ты, либо в виде земель­но­го нало­га, транс­порт­ных пошлин и др.;

5) кон­фис­ка­ция зем­ли с после­дую­щим пере­се­ле­ни­ем коло­ни­стов из мет­ро­по­лии или без неё;

6) дру­гие фор­мы эко­но­ми­че­ско­го под­чи­не­ния или экс­плуа­та­ции, в диа­па­зоне от кон­тро­ля за моря­ми, тор­го­вых запре­тов и «Нави­га­ци­он­ных актов» до обя­за­тель­ной постав­ки това­ров по ценам ниже суще­ст­ву­ю­щей рыноч­ной цены, и т. п.

Я делаю акцент на сло­ве «мог­ло», посколь­ку отне­се­ние государ­ства к кате­го­рии «импе­рия» не тре­бу­ет нали­чия всех этих форм экс­плуа­та­ции одно­вре­мен­но. В про­тив­ном слу­чае, мы были бы вынуж­де­ны при­ме­нять это поня­тие толь­ко для кру­га государств, веду­щих себя более или менее иден­тич­но, совер­шив ошиб­ку, кото­рая повреди­ла бы любо­му серь­ёз­но­му иссле­до­ва­нию это­го вопро­са. Так­же, мы долж­ны допу­стить широ­кий круг вари­ан­тов в пре­де­лах каж­дой из шести кате­го­рий моей типо­ло­гии.

В осно­ве этих вари­ан­тов лежат раз­ли­чия меж­ду сами­ми импе­ри­а­лист­ски­ми государ­ства­ми. Более широ­кое иссле­до­ва­ние, есте­ствен­но, потре­бо­ва­ло бы вто­рой типо­ло­гии, я же огра­ни­чусь лишь ука­за­ни­ем трех отли­чий меж­ду импе­ри­а­лист­ски­ми Афи­на­ми (V в.) и импе­ри­а­лист­ским Римом, оста­вив в сто­роне огром­ные раз­ли­чия в про­дол­жи­тель­но­сти и мас­шта­бах соот­вет­ст­ву­ю­щих импе­рий. Во-пер­вых, Афин­ская импе­рия была чисто мор­ской и нахо­ди­лась в пре­де­лах про­стран­ства, огра­ни­чен­но­го при­бреж­ны­ми и ост­ров­ны­ми поли­са­ми Эгей­ско­го моря, тогда как Рим был сухо­пут­ной импе­ри­ей, в кон­це кон­цов, достиг­шей едва ли не поло­ви­ны совре­мен­но­го раз­ме­ра кон­ти­нен­таль­ных Соеди­нен­ных Шта­тов. Во-вто­рых, Афи­ны были горо­дом-государ­ст­вом, тогда как Рим, фор­маль­но сохра­няя до само­го кон­ца Рес­пуб­ли­ки инсти­ту­ты горо­да-государ­ства, за сто­ле­тие до это­го фак­ти­че­ски вклю­чал бо́льшую часть Ита­лии. Кро­ме того, с.7 чем даль­ше, тем боль­ше воз­рас­та­ло чис­ло рим­ских граж­дан в про­вин­ци­ях. Вряд ли мож­но пере­оце­нить раз­ни­цу в раз­ме­рах основ этих импе­рий. В-третьих, Афи­ны были демо­кра­ти­ей, а Рим — нет. Это озна­ча­ет раз­ли­чие в про­цес­се при­ня­тия реше­ний, вли­яв­шее — как мы можем пред­ста­вить себе — и на импе­ри­а­лист­скую экс­пан­сию, и на рас­пре­де­ле­ние благ импе­рии.

«Афи­ны» и «Рим» — это абстрак­ции. Для любо­го ито­го­во­го балан­са (кото­рый я, разу­ме­ет­ся, пони­маю не в его бук­валь­ном, бух­гал­тер­ском смыс­ле), абстрак­ции необ­хо­ди­мо кон­кре­ти­зи­ро­вать: сна­ча­ла раз­гра­ни­чив при­быль, посту­паю­щую в государ­ст­вен­ную каз­ну, и при­быль, иду­щую отдель­ным граж­да­нам, затем рас­пре­де­лив послед­нюю по раз­лич­ным сло­ям и клас­сам граж­дан­ско­го насе­ле­ния.

Итак, сна­ча­ла — Афи­ны14. На пике импе­рии, при Перик­ле, глав­ным мате­ри­аль­ным при­об­ре­те­ни­ем для государ­ст­вен­ной каз­ны были еже­год­ные союз­ни­че­ские взно­сы, кото­рые были при­бли­зи­тель­но рав­ны обще­му внут­рен­не­му дохо­ду горо­да и уве­ли­чи­ва­лись в пол­то­ра раза за счет дру­гих видов импер­ско­го дохо­да, таких как кон­три­бу­ции за подав­лен­ные вос­ста­ния, дохо­ды от кон­фис­ко­ван­ных у Фасо­са золотых и сереб­ря­ных руд­ни­ков неда­ле­ко от Филипп, про­чие источ­ни­ки, кото­рые отнюдь не ясны нам сего­дня. Этот колос­саль­ный еже­год­ный доход исполь­зо­вал­ся, глав­ным обра­зом, для воен­ных целей: он давал воз­мож­ность Афи­нам управ­лять самым боль­шим и самым эффек­тив­ным в то вре­мя воен­ным фло­том в Евро­пе (и, пожа­луй, в мире) и создать бес­пре­цедент­ный резерв­ный фонд для нужд вой­ны. Гран­ди­оз­ная про­грам­ма стро­и­тель­ства на Акро­по­ле и дру­гие вели­ко­леп­ные обще­ст­вен­ные работы, кото­рые обыч­но при­вле­ка­ют наи­боль­шее вни­ма­ние, в финан­со­вом плане были куда менее зна­чи­тель­ны. Одна циф­ра для иллю­ст­ра­ции: Пар­фе­нон, очень доро­го обо­шед­ший­ся казне, в пери­од стро­и­тель­ства тре­бо­вал от 30 до 32 талан­тов в год15, — сум­ма, не пре­вы­шав­шая жало­ва­нье эки­па­жей шести-семи бое­вых кораб­лей в тече­ние пяти­ме­сяч­но­го сезо­на море­пла­ва­ния.

И бое­вые кораб­ли, три­ре­мы, ведут нас к вопро­су о част­ных выго­дах. Три­ре­ма стро­и­лась исклю­чи­тель­но как воен­ный корабль, непри­год­ный для любо­го ино­го исполь­зо­ва­ния: она не мог­ла быть вза­и­мо­за­ме­ня­е­ма с тор­го­вы­ми кораб­ля­ми или рыбо­лов­ны­ми суд­на­ми. Нахо­дясь в море, три­ре­ма нес­ла эки­паж из двух­сот чело­век, боль­шая часть кото­рых были греб­ца­ми. Им пла­ти­ли за служ­бу, и, за исклю­че­ни­ем слу­ча­ев, когда рез­ко воз­рас­та­ла потреб­ность в воен­ных набо­рах, в основ­ном это были афин­ские граж­дане из бед­ней­ших клас­сов. Как след­ст­вие, мно­гие тыся­чи афи­нян таким спо­со­бом полу­ча­ли частич­ную, но важ­ную для них заня­тость, пони­мая, что это зави­сит от импе­рии. Ещё мно­гие тыся­чи наде­ля­лись земель­ны­ми участ­ка­ми на терри­то­ри­ях, кон­фис­ко­ван­ных у мятеж­ных «под­дан­ных»: к при­ме­ру, на ост­ро­вах Эвбея и Лес­бос. Сот­ни дру­гих нахо­ди­ли работу в каче­стве масте­ро­вых, на вер­фях, в ору­жей­ном про­из­вод­стве, на обще­ст­вен­ных работах. Здесь не было моно­по­лии граж­дан, но мож­но най­ти даже мно­го­чис­лен­ных рабов, чьи вла­дель­цы, мно­гие из кото­рых были людь­ми доволь­но скром­но­го достат­ка, без­услов­но, полу­ча­ли эко­но­ми­че­скую выго­ду. Нако­нец, с.8 сле­ду­ет отме­тить менее оче­вид­ные выго­ды. Обес­пе­че­ние боль­шей части про­до­воль­ст­вен­ных запа­сов Афин зави­се­ло от импор­та зер­на из-за гра­ни­цы. С этой целью они без­жа­лост­но и рас­чёт­ли­во исполь­зо­ва­ли свою воен­но-мор­скую мощь, и, хотя, в отли­чие от Рима, нико­гда не орга­ни­зо­вы­ва­ли бес­плат­ных хлеб­ных раздач для граж­дан, но гаран­ти­ро­ва­ли доступ­ность зер­на; ведь все­гда имен­но бед­ные — глав­ные жерт­вы нехват­ки про­до­воль­ст­вия и голо­да.

Далее, любо­пыт­но заме­тить, что мы не можем соста­вить соиз­ме­ри­мый пере­чень выгод выс­ших клас­сов, тех, кто обес­пе­чи­вал поли­ти­че­ское и воен­ное руко­вод­ство в деле созда­ния и сохра­не­ния импе­рии от нача­ла до кон­ца. Фак­ти­че­ски, их един­ст­вен­ная зна­чи­тель­ная выго­да — та, о кото­рой мы зна­ем совсем немно­го из несколь­ких слу­чай­но обна­ру­жен­ных доку­мен­тов: бога­тым афи­ня­нам уда­ва­лось при­об­ре­сти зем­лю, ино­гда огром­ные про­стран­ства на под­власт­ных терри­то­ри­ях путя­ми, кото­рые были, стро­го гово­ря, неза­кон­ны­ми, и кото­рые вызва­ли замет­ную напря­жён­ность в импе­рии. В осталь­ном их види­мые при­об­ре­те­ния ока­зы­ва­ют­ся нега­тив­ны­ми: более бога­тый слой граж­дан­ства, являв­ший­ся глав­ным пла­тель­щи­ком нало­гов, был осво­бож­дён от боль­шин­ства финан­со­вых тягот, свя­зан­ных с вой­ной, с содер­жа­ни­ем флота и с обще­ст­вен­ны­ми работа­ми Хотя Афи­ны в ито­ге рас­по­ла­га­ли шта­том, насчи­ты­ваю­щим до 700 чинов­ни­ков и более мно­го­чис­лен­ным, по срав­не­нию с Римом, нет осно­ва­ний счи­тать, что эти долж­но­сти (в том чис­ле и свя­зан­ные со сбо­ром нало­гов), были источ­ни­ком зна­чи­тель­но­го лич­но­го обо­га­ще­ния, что рез­ко кон­тра­сти­ру­ет с ситу­а­ци­ей в Риме.

Рим­ский слу­чай был настоль­ко более слож­ным и измен­чи­вым, что его необ­хо­ди­мо рас­смот­реть поэтап­но. Нач­нём вновь с государ­ст­вен­ной каз­ны. На пер­вом эта­пе заво­е­ва­ние цен­траль­ной и южной Ита­лии, закон­чив­ше­е­ся к середине III в. до н. э., при­нес­ло мно­го добы­чи и зна­чи­тель­ное коли­че­ство кон­фис­ко­ван­ной зем­ли; но самое важ­ное, оно так­же пре­до­ста­ви­ло Риму воз­мож­но­сти наби­рать в армию так назы­вае­мых ита­лий­ских «союз­ни­ков», слу­жив­ших под при­нуж­де­ни­ем, — без них бес­ко­неч­ное воен­ное наступ­ле­ние Рима было бы невоз­мож­ным16. Вто­рой этап, начав­ший­ся с войн про­тив Кар­фа­ге­на и про­дол­жав­ший­ся до кон­ца Рес­пуб­ли­ки, демон­стри­ру­ет рост про­вин­ци­аль­ной систе­мы. При­ток добы­чи зна­чи­тель­но уве­ли­чил­ся, и были введе­ны регу­ляр­ные нало­ги с про­вин­ций, пер­во­на­чаль­но (но не исклю­чи­тель­но) налог на зем­лю, выпла­чи­вае­мый в денеж­ном или нату­раль­ном выра­же­нии. При­ведём два фак­та, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих нача­ло ново­го эта­па раз­ви­тия:

1) После 167 г. до н. э. с зем­ли в Ита­лии не взи­ма­ет­ся пря­мой налог, даже на воен­ные нуж­ды, — вплоть до IV в. н. э. (исклю­чая пери­од граж­дан­ских войн, после­до­вав­ших за убий­ст­вом Цеза­ря).

2) В середине II в. до н. э. Катон в каче­стве цен­зо­ра потра­тил почти в два раза боль­ше денег на усо­вер­шен­ст­во­ва­ние город­ской кана­ли­за­ци­он­ной систе­мы Рима, чем соби­ра­лось по всей Ита­лии в виде воен­ных нало­гов в кон­це пред­ше­ст­во­вав­ше­го сто­ле­тия. Если мы срав­ним эти нало­ги со стро­и­тель­ст­вом дорог или акве­ду­ков, мно­жи­тель равен уже не двум, а пяти­де­ся­ти или даже более того для каж­дой с.9 отдель­ной глав­ной маги­ст­ра­ли Ита­лии или каж­до­го отдель­но­го акве­ду­ка17. Нако­нец, при импе­ра­то­рах, хотя уста­но­вив­ший­ся pax Ro­ma­na чрез­вы­чай­но сокра­тил раз­ме­ры добы­чи, про­вин­ци­аль­ные нало­ги и рек­ви­зи­ции не толь­ко про­дол­жа­лись, но и непре­рыв­но уве­ли­чи­ва­лись.

В част­ной сфе­ре соци­аль­ное рас­пре­де­ле­ние выгод в Риме, по суще­ству, про­ти­во­по­лож­но афин­ской моде­ли. Мате­ри­аль­ные выго­ды земле­вла­дель­че­ской ари­сто­кра­тии, сена­то­ров и всад­ни­ков настоль­ко хоро­шо извест­ны, что я могу изло­жить их крат­ко и схе­ма­тич­но. Ещё на пер­вом эта­пе, свя­зан­ном с заво­е­ва­ни­ем Ита­лии, и затем вновь в годы борь­бы про­тив Ган­ни­ба­ла в Ита­лии рим­ское государ­ство кон­фис­ко­ва­ло боль­шое коли­че­ство ита­лий­ской зем­ли у непо­кор­ных и «веро­лом­ных» общин. Наи­боль­шая часть, так назы­вае­мое ager pub­li­cus, немед­лен­но попа­ла в руки сена­тор­ских фами­лий и соста­ви­ла важ­ный источ­ник систе­мы лати­фун­дий, кото­рая, в свою оче­редь, в кон­це кон­цов, обес­пе­чи­ла глав­ный рынок для сотен тысяч пора­бо­щён­ных в Сици­лии, Гре­ции, Сирии, Гал­лии и в дру­гих впо­след­ст­вии заво­ё­ван­ных стра­нах. На сле­дую­щем эта­пе кон­фис­ка­ции зем­ли про­дол­жа­лись в тех же мас­шта­бах за пре­де­ла­ми Ита­лии. Вто­рой источ­ник обо­га­ще­ния пре­до­став­ля­ли обще­ст­вен­ные работы: стро­и­тель­ство дорог и акве­ду­ков, воен­ное снаб­же­ние и, конеч­но, откуп нало­гов, имев­ший самую дур­ную сла­ву. К при­ме­ру, есть осно­ва­ния пола­гать, что во вре­ме­на Цеза­ря пуб­ли­ка­ны удер­жи­ва­ли у себя око­ло тре­ти нало­гов, собран­ных в бога­той про­вин­ции Азия18. Вто­ро­сте­пен­ным источ­ни­ком обо­га­ще­ния было ростов­щи­че­ство, заклю­чав­ше­е­ся в пре­до­став­ле­нии про­вин­ци­аль­ным общи­нам заём­ных сумм, в кото­рых они нуж­да­лись, чтобы удо­вле­тво­рить рим­ские нало­го­вые тре­бо­ва­ния. Брут, этот обра­зец бла­го­род­ства, запро­сил с горо­да Сала­ми­на на Кип­ре 48 про­цен­тов19! В кон­це кон­цов, были при­быль­ны и выс­шие государ­ст­вен­ные долж­но­сти в про­вин­ци­ях — про­вин­ци­аль­ных намест­ни­ков, про­ку­ра­то­ров и пре­фек­тов. Закон­ные дохо­ды Цице­ро­на — он осо­бо под­чер­ки­вал сло­во «закон­ные» — за двух­го­дич­ное намест­ни­че­ство в Кили­кии соста­ви­ли 2,2 млн. сестер­ци­ев (Fam. V. 20. 9), — циф­ру, более чем втрое пре­вос­хо­див­шую вели­чи­ну, кото­рую он сам одна­жды упо­мя­нул (Pa­ra­dox. 49) как сум­му еже­год­но­го дохо­да, необ­хо­ди­мо­го для рос­кош­ной жиз­ни. Хотя импе­ра­то­ры сгла­ди­ли наи­худ­шие край­но­сти отку­па нало­гов и порож­дае­мо­го им ростов­щи­че­ства и уси­ли­ли кон­троль над про­вин­ци­аль­ны­ми намест­ни­ка­ми, они не пре­кра­ти­ли лич­но­го обо­га­ще­ния на выс­ших про­вин­ци­аль­ных долж­но­стях.

А рим­ские пле­беи, что полу­чи­ли они? Как мы виде­ли, боль­шая их часть сра­жа­лась и поги­ба­ла на дли­тель­ной служ­бе в леги­о­нах (чего избе­жа­ла афин­ская бед­но­та), а кре­стьяне из их чис­ла впо­след­ст­вии утра­чи­ва­ли свои хозяй­ства в мас­со­вом поряд­ке. Мно­гие вете­ра­ны (но немно­гие пред­ста­ви­те­ли дру­гих кате­го­рий бед­ней­ших граж­дан после 1-й поло­ви­ны II в. до н. э.) после отстав­ки полу­ча­ли скром­ные земель­ные наде­лы, сна­ча­ла в Ита­лии, затем в Гал­лии, Испа­нии и Север­ной Афри­ке. Были вре­ме­на, когда воз­ни­ка­ло мно­го рабо­чих мест, тре­бо­вав­ших как ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, так и неква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го труда, — на стро­и­тель­стве дорог и акве­ду­ков, в снаб­же­нии армии и на обще­ст­вен­ных работах, в сфе­ре ком­фор­та с.10 и рос­ко­ши, так стре­ми­тель­но рас­ши­рив­шей­ся в Риме со II в. до н. э. Мы фак­ти­че­ски не зна­ем ниче­го о соста­ве работ­ни­ков, заня­тых в этой дея­тель­но­сти, но разум­но пред­по­ло­жить, что рим­ская бед­но­та при­ни­ма­ла в ней уча­стие. Как в горо­де, так и в сель­ской мест­но­сти она так­же полу­ча­ла поль­зу от сети акве­ду­ков и дорог. Нако­нец, суще­ст­во­ва­ли хлеб­ные разда­чи, кото­рые игра­ли важ­ную роль, но долж­ны быть рас­смот­ре­ны в опре­де­лён­ном кон­тек­сте. Со вре­мён Гая Грак­ха поли­ти­че­ской необ­хо­ди­мо­стью ста­ло про­до­воль­ст­вен­ное снаб­же­ние горо­да Рима, а с 58 г. до н. э. — бес­плат­ные разда­чи зер­на (позд­нее — и дру­гих про­дук­тов пита­ния). Для государ­ст­вен­ных дохо­дов это было посто­ян­ным тяжё­лым бре­ме­нем. Одна­ко, полу­ча­те­лей было поряд­ка 150 тысяч, толь­ко из чис­ла жите­лей горо­да Рима; и не все они были из бед­но­ты20. Но даже они полу­ча­ли едва ли поло­ви­ну (а воз­мож­но и мень­ше) сво­ей пол­ной потреб­но­сти в хле­бе при мини­маль­ном жиз­нен­ном уровне. Толь­ко лука­вя, мож­но ска­зать, что «дей­ст­ви­тель­ные выго­ды импе­рии теперь долж­ны были быть полу­че­ны плеб­сом наравне с выс­ши­ми клас­са­ми»21.

Все назван­ные до сих пор дохо­ды импе­рии, афин­ской или рим­ской, — это пря­мые взыс­ка­ния денег, това­ров и услуг: нало­ги, пода­ти, рен­та, обя­за­тель­ные услу­ги, такие как служ­ба в армии, содер­жа­ние дорог и обес­пе­че­ние курьер­ских и поч­то­вых служб. Такая экс­плуа­та­ция тре­бу­ет откры­то­го поли­ти­че­ско­го кон­тро­ля, хотя он мог и не дохо­дить до пря­мой аннек­сии; она не мог­ла быть достиг­ну­та таки­ми совре­мен­ны­ми при­ё­ма­ми, как экс­порт капи­та­ла. Она так­же была вполне откры­той: все рим­ляне и афи­няне зна­ли о суще­ст­во­ва­нии нало­гов, пода­тей и т. д., даже если они, как пра­ви­ло, не зна­ли точ­ных сумм.

Были ли дру­гие, менее «пря­мые», менее «откры­тые» дохо­ды? Учи­ты­вая при­ро­ду антич­ной эко­но­ми­ки, мы исклю­ча­ем две из наи­бо­лее важ­ных и при­быль­ных форм совре­мен­ной импе­ри­а­ли­сти­че­ской экс­плуа­та­ции. Я имею в виду дешё­вый труд и дешё­вое сырье; выра­жа­ясь тех­ни­че­ским язы­ком, исполь­зо­ва­ние (при необ­хо­ди­мо­сти, под при­нуж­де­ни­ем) коло­ни­аль­но­го труда при зара­бот­ной пла­те мно­го ниже рыноч­ной зара­бот­ной пла­ты в мет­ро­по­лии и при­об­ре­те­ние (опять же, если необ­хо­ди­мо — под при­нуж­де­ни­ем) сырья для про­из­вод­ства по ценам зна­чи­тель­но ниже рыноч­ных цен в мет­ро­по­лии. Я не утвер­ждаю, что труд на под­власт­ных терри­то­ри­ях не экс­плу­а­ти­ро­вал­ся с при­бы­лью или что про­вин­ци­аль­ные источ­ни­ки сырья не исполь­зо­ва­лись. Я утвер­ждаю, что нор­ма экс­плуа­та­ции суще­ст­вен­но не отли­ча­лась от той же нор­мы в мет­ро­по­лии. При­мер с раба­ми осо­бен­но пока­за­те­лен. По опре­де­ле­нию, те рабы, кото­рые не были рож­де­ны в раб­стве, были захва­че­ны или куп­ле­ны за пре­де­ла­ми импе­рии для экс­плуа­та­ции в её пре­де­лах; они не были дешё­вой «коло­ни­аль­ной» рабо­чей силой. Исполь­зо­ва­лись ли они в импер­ском цен­тре или на под­власт­ных терри­то­ри­ях — это совер­шен­но неваж­но в насто­я­щем обсуж­де­нии. Самое боль­шее, что мож­но ска­зать в нашем кон­тек­сте, — то, что импер­ская терри­то­ри­аль­ная экс­пан­сия откры­ла новые источ­ни­ки для экс­плуа­та­ции тра­ди­ци­он­ны­ми мето­да­ми и с.11 что заво­е­ва­ния уве­ли­чи­ли при­ток раб­ско­го труда. То, что счи­та­ет­ся эко­но­ми­че­ским ростом в антич­но­сти, все­гда дости­га­лось толь­ко внеш­ней экс­пан­си­ей. Далее, сле­ду­ет так­же отме­тить, что эти новые источ­ни­ки ино­гда исполь­зо­ва­лись с ущер­бом для граж­дан импер­ской мет­ро­по­лии: посто­ян­но упо­ми­нае­мая исто­рия о гон­чар­ном цен­тре, извест­ном как ter­ra si­gil­la­ta, и пере­ме­ще­ние глав­ных про­из­во­дя­щих цен­тров из Ита­лии в При­рейн­скую область и Гал­лию — это доста­точ­ный тому при­мер.

Теперь оста­лось рас­смот­реть вопрос о самой тор­гов­ле. Мы нахо­дим­ся в поло­же­нии Али­сы в Стране Чудес, видя столь огром­ное коли­че­ство выска­зан­ных мне­ний в послед­нем сто­ле­тии, что на неко­то­рых обще­при­ня­тых мне­ни­ях, пожа­луй, сле­ду­ет оста­но­вить­ся отдель­но: 1) ком­мер­че­ский обмен това­ра­ми для част­ной выго­ды явля­ет­ся обще­из­вест­ным фак­том и не тре­бу­ет дока­за­тель­ства; 2) тор­гов­ля сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ны­ми про­дук­та­ми (и ёмко­стя­ми для этих про­дук­тов) гос­под­ст­во­ва­ла на исто­ри­че­ской сцене (а как ина­че земле­вла­дель­че­ские маг­на­ты при­об­ре­та­ли свои огром­ные денеж­ные дохо­ды?); 3) рас­ту­щая рим­ская импе­рия, по мень­шей мере, сти­му­ли­ро­ва­ла про­дол­жи­тель­ное и зна­чи­тель­ное уве­ли­че­ние обще­го объ­ё­ма тор­гов­ли, бла­го­да­ря откры­тию и урба­ни­за­ции обшир­ных сла­бо­раз­ви­тых реги­о­нов, бла­го­да­ря зна­чи­тель­но­му росту уров­ня жиз­ни и, сле­до­ва­тель­но, потре­би­тель­ских запро­сов выс­ших и, в нема­лой сте­пе­ни, сред­них клас­сов, бла­го­да­ря созда­нию посто­ян­ных воен­ных лаге­рей на гра­ни­цах или рядом с ними; 4) все антич­ные общи­ны, насе­ле­ние кото­рых пре­вы­ша­ло опре­де­лён­ный, доволь­но невы­со­кий уро­вень, испы­ты­ва­ли регу­ляр­ную нехват­ку про­до­воль­ст­вия, осо­бен­но зер­на, и были вынуж­де­ны пытать­ся её пре­одо­леть про­сто ради само­со­хра­не­ния, а импер­ские государ­ства нахо­ди­лись в более выиг­рыш­ном поло­же­нии для это­го; 5) импе­ри­а­лист­ское государ­ство, кон­тро­ли­ру­ю­щее море — Афи­ны в Эгей­ском, Рим — во всём Сре­ди­зем­но­мор­ском бас­сейне — име­ло воз­мож­ность бороть­ся и обыч­но боро­лось с пират­ст­вом, таким обра­зом укреп­ляя без­опас­ность мор­ских пере­во­зок. Прав­да, это ино­гда всту­па­ло в про­ти­во­ре­чие с дру­ги­ми инте­ре­са­ми: пра­ви­те­ли Рима тер­пе­ли так назы­вае­мых «пира­тов» в Эгей­ском море на про­тя­же­нии сто­ле­тия, посколь­ку те были глав­ны­ми — воз­мож­но, самы­ми глав­ны­ми — постав­щи­ка­ми рабов в Ита­лию22.

Итак, в общем, успеш­ная импе­рия бла­го­при­ят­ст­во­ва­ла тор­гов­ле спо­со­ба­ми, кото­рые я уже ука­зал вкрат­це. Но чьей тор­гов­ле? Оста­вив в сто­роне про­до­воль­ст­вен­ные запа­сы, пред­став­ляв­шие инте­рес для внут­рен­не­го потреб­ле­ния, а не для тор­гов­ли, — отли­чие, кото­рое сле­ду­ет учесть — я не могу обна­ру­жить ника­ких при­зна­ков поли­ти­ки, про­во­ди­мой в поль­зу, или хотя бы в инте­ре­сах участ­ни­ков тор­гов­ли в импе­ри­а­лист­ском государ­стве, так же как и поли­ти­ки про­тив дру­гих участ­ни­ков, или в инте­ре­сах тор­гов­цев как тако­вых, неза­ви­си­мо от их про­ис­хож­де­ния. Отсут­ст­во­ва­ли эмбар­го, нави­га­ци­он­ные акты, про­тек­ци­о­нист­ские меры. Я не могу обна­ру­жить не толь­ко поли­ти­ки, но даже не знаю о зна­чи­тель­ных отдель­ных при­ме­рах. Иссле­до­ва­те­ли обыч­но вспо­ми­на­ют мегар­ский декрет, кото­рый был частью при­чин­но-след­ст­вен­ной цепоч­ки, при­вед­шей к нача­лу Пело­пон­нес­ской вой­ны, или реше­ние Рима в середине II в. до н. э. раз­ру­шить Родос, создав сво­бод­ный порт на Дело­се, с.12 но это были не эко­но­ми­че­ские, но чисто поли­ти­че­ские шаги, хотя исполь­зо­ва­лись и эко­но­ми­че­ские рыча­ги23. Посколь­ку дей­ст­вия Афин мог­ли повредить мегар­ской тор­гов­ле, выго­ду полу­ча­ли и все осталь­ные, а не толь­ко афи­няне. Родос утвер­ждал, что поте­рял 85 про­цен­тов сво­его дохо­да в резуль­та­те дей­ст­вий Рима (Po­lyb. XXXI. 7. 10—12), и опять же, сво­бод­но экс­плу­а­ти­ро­вать рекон­струи­ро­ван­ный порт на Дело­се мог­ли все, а не толь­ко рим­ляне и ита­лий­цы. Ни в одной из обла­стей сфе­ры тор­гов­ли не было суще­ст­вен­но­го эко­но­ми­че­ско­го под­чи­не­ния или экс­плуа­та­ции поко­рен­ных наро­дов ради выго­ды импер­ско­го государ­ства или его граж­дан24. В дей­ст­ви­тель­но­сти, неред­ко быва­ло обрат­ное, как я уже ука­зы­вал в при­ме­ре с ter­ra si­gil­la­ta.

Было бы полез­но узнать, счи­та­ли ли гон­ча­ры La Grau­fe­sen­que и Le­zoux, что рим­ский импе­ри­а­лизм при­но­сит им бла­го. Мы это­го, конеч­но, не зна­ем, но несо­мнен­но и лег­ко под­твер­жда­ет­ся доку­мен­та­ми, что дру­гие про­вин­ци­а­лы были уве­ре­ны в этом. Любая успеш­ная импе­рия нахо­ди­ла или созда­ва­ла себе силь­ную опо­ру в пре­де­лах под­власт­ных общин. Аль­тер­на­ти­вой было бы посто­ян­ное, доро­го­сто­я­щее и опас­ное состо­я­ние мас­со­во­го сопро­тив­ле­ния и тоталь­но­го кон­тро­ля. Как были най­де­ны (или выбра­ны) союз­ни­ки, под­хо­дя­щие для такой роли, и что они полу­чи­ли вза­мен, — всё зави­се­ло от ком­плек­са фак­то­ров. В доин­ду­ст­ри­аль­ном, дока­пи­та­ли­сти­че­ском мире один из самых мощ­ных совре­мен­ных инстру­мен­тов — созда­ние эко­но­ми­че­ских свя­зей с целью добы­чи сырья, финан­си­ро­ва­ния и про­да­жи про­из­ведён­ных това­ров — был недо­сту­пен. Вслед­ст­вие это­го, чис­ло воз­мож­ных выгод сокра­ща­ет­ся: сре­ди них мож­но назвать пожа­ло­ва­ния зем­ли, долж­но­стей и дру­гие подоб­ные «дары», нало­го­вые льготы, под­твер­жде­ние преж­не­го высо­ко­го ста­ту­са, как в слу­чае с царя­ми-кли­ен­та­ми Рима (совре­мен­ная ана­ло­гия — отно­ше­ния бри­тан­цев и индий­ских раджей). В этом кон­тек­сте раз­ли­чие меж­ду афин­ской и рим­ской поли­ти­че­ски­ми систе­ма­ми было жиз­нен­но важ­ным. Хотя ни Афи­ны, ни Рим не были стро­ги­ми док­три­нё­ра­ми, Афи­ны обыч­но ока­зы­ва­ли под­держ­ку пле­бей­ским эле­мен­там сре­ди под­дан­ных — и, таким обра­зом, демо­кра­ти­че­ским пра­ви­тель­ствам; Рим — выс­шим клас­сам и оли­гар­хи­ям. Соблаз­ни­тель­но было бы заме­тить, что союз­ные взно­сы, полу­чае­мые Афи­на­ми, тек­ли, преж­де все­го, из кар­ма­нов более бога­тых клас­сов, тогда как земель­ный налог, кото­рый пла­ти­ли Риму, более все­го ложил­ся на кре­стьян и арен­да­то­ров. Я не утвер­ждаю, что это раз­ли­чие было запла­ни­ро­ва­но и осно­ва­но на поли­ти­че­ском рас­чё­те, но уве­рен, что оно поз­во­ля­ет объ­яс­нить поведе­ние под­дан­ных соот­вет­ст­ву­ю­щих импе­рий.

В кон­це кон­цов, под­власт­ные государ­ства были так же соци­аль­но рас­сло­е­ны, как и импе­ри­а­лист­ские. Была выска­за­на идея, что «почти все» рим­ские государ­ст­вен­ные дохо­ды от про­вин­ций воз­вра­ща­лись «в фор­ме сол­дат­ско­го жало­ва­нья и про­ви­ан­та»25. Это утвер­жде­ние серь­ёз­но недо­оце­ни­ва­ет раз­мер дохо­дов, остаю­щих­ся в Ита­лии26, и, что более важ­но, вво­дит в заблуж­де­ние сво­ей абстракт­но­стью. Боль­шая часть армии с.13 раз­ме­ща­лась не в тех про­вин­ци­ях, кото­рые пла­ти­ли самые боль­шие пода­ти; более того, глав­ные пла­тель­щи­ки пода­тей не были, в общем и целом, теми клас­са­ми, кото­рые полу­ча­ли при­быль от пла­те­жей, воз­вра­щаю­щих­ся через армию. Сле­до­ва­тель­но, как выяс­ня­ет­ся, такой обрат­ный поток денег лишь незна­чи­тель­но облег­чал импер­скую экс­плуа­та­цию.

Нако­нец, «под­ве­сти баланс» с точ­ки зре­ния под­власт­ных общин невоз­мож­но, если не рас­смат­ри­вать их в их пёст­ром и про­ти­во­ре­чи­вом раз­но­об­ра­зии. В исто­рии импе­ри­а­лиз­ма все­гда имен­но так и про­ис­хо­дит. Точ­ка зре­ния импер­ско­го государ­ства обыч­но быва­ет более или менее еди­ной, тогда как точ­ка зре­ния объ­ек­та воздей­ст­вия может раз­ли­чать­ся в зави­си­мо­сти от кон­крет­ной общи­ны, а в пре­де­лах каж­дой общи­ны — в зави­си­мо­сти от груп­пы и клас­са. Пока­за­тель­но поведе­ние двух круп­ней­ших ост­ро­вов Эге­иды в годы Пело­пон­нес­ской вой­ны. В 428 г. до н. э. Лес­бос вос­стал про­тив Афин, но неудач­но. Менее чем через два деся­ти­ле­тия, когда афи­няне осла­бе­ли, а их пер­спек­ти­вы ста­ли мрач­ны­ми, Самос пред­по­чёл лояль­ность и при­дер­жи­вал­ся это­го реше­ния до послед­не­го. Даже в нашем мире нелег­ко дать удо­вле­тво­ри­тель­ное, твёр­дое объ­яс­не­ние тако­му край­не­му кон­трасту в пре­де­лах одной импе­рии. Что же каса­ет­ся антич­но­сти, то огра­ни­чен­ные дан­ные дела­ют это невоз­мож­ным.

Одна­ко, если гово­рить о раз­ли­чии меж­ду импе­ри­я­ми, осо­бен­но — меж­ду афин­ской и рим­ской, то неко­то­рое его пони­ма­ние воз­мож­но, хотя отно­си­тель­но корот­кая жизнь афин­ской импе­рии застав­ля­ет поста­вить вопро­си­тель­ный знак. Я уже упо­ми­нал, что афин­ская импер­ская адми­ни­ст­ра­ция была отно­си­тель­но более мно­го­чис­лен­ной, чем рим­ская. Один из самых заме­ча­тель­ных фак­тов в исто­рии рим­ско­го импе­ри­а­лиз­ма заклю­ча­ет­ся в том, что, когда заво­е­ва­ние терри­то­рии было завер­ше­но, рим­ская адми­ни­ст­ра­ция и рим­ские сол­да­ты были столь мало­чис­лен­ны, что едва замет­ны на общем фоне. Теку­щее управ­ле­ние было в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни пре­до­став­ле­но мест­ным общи­нам и их долж­ност­ным лицам; боль­шая часть рим­ской армии раз­ме­ща­лась в при­гра­нич­ных про­вин­ци­ях и наце­ли­ва­лась про­тив внеш­не­го мира, а не про­тив под­дан­ных в пре­де­лах импе­рии. По край­ней мере, три фак­то­ра объ­яс­ня­ют это раз­ли­чие меж­ду афин­ской и рим­ской импе­ри­я­ми и, как резуль­тат, более серь­ёз­ную угро­зу и частоту вос­ста­ний в афин­ской импе­рии. Пер­вый из них — это Ита­лия, надеж­ный тыл, кото­рый Рим созда­вал в тече­ние несколь­ких веков, преж­де чем при­сту­пить к замор­ской экс­пан­сии, тогда как Афи­ны все­гда были вынуж­де­ны бороть­ся с дру­ги­ми государ­ства­ми в самой Гре­ции, из них наи­бо­лее явно — с Фива­ми, Корин­фом и Спар­той. Во-вто­рых, в ходе заво­е­ва­ния Ита­лии Рим поло­жил нача­ло поли­ти­ке, харак­тер­ной для всей его импер­ской исто­рии, ока­зы­вая покро­ви­тель­ство и полу­чая под­держ­ку мест­ной и муни­ци­паль­ной зна­ти. В про­ти­во­по­лож­ность это­му, слиш­ком мно­гие союз­ни­ки Афин сре­ди под­власт­ных государств про­ис­хо­ди­ли с дру­го­го кон­ца соци­аль­но­го спек­тра. И, в-третьих, кон­цен­тра­ция Афин на мор­ской экс­пан­сии лиши­ло их с.14 воз­мож­но­сти созда­вать и под­дер­жи­вать земель­ную ари­сто­кра­тию в мет­ро­по­лии и за её пре­де­ла­ми, — воз­мож­но­сти, кото­рой столь успеш­но вос­поль­зо­вал­ся Рим.

Нет сомне­ния, что под­власт­ные государ­ства, при про­чих рав­ных усло­ви­ях, пред­по­чли бы сво­бо­ду. Но про­чие усло­вия ред­ко рав­ны в реаль­ной жиз­ни. Насколь­ко мне извест­но, не суще­ст­ву­ет систе­ма­ти­че­ско­го ана­ли­за вос­ста­ний в антич­ных импе­ри­ях, и я не наме­ре­ва­юсь запол­нять эту брешь схе­ма­ти­че­ским опи­са­ни­ем. Доста­точ­но отме­тить, что ни одна из импе­рий гре­ко-рим­ской сфе­ры не была уни­что­же­на внут­рен­ним вос­ста­ни­ем. В рим­ской импе­рии сопро­тив­ле­ние ино­гда при­об­ре­та­ло фор­му спло­че­ния внеш­них оппо­нен­тов, будь то Ган­ни­бал или Мит­ри­дат VI Пон­тий­ский. Но им не уда­лось победить. Рим­ская импе­рия не была раз­ру­ше­на ни внут­рен­ней, ни внеш­ней оппо­зи­ци­ей; она вооб­ще не была раз­ру­ше­на, но исчез­ла, став жерт­вой сво­его соб­ст­вен­но­го успе­ха27. Вклю­че­ние про­вин­ци­аль­ных ари­сто­кра­тов, оли­гар­хов и земель­ных маг­на­тов в состав рим­ско­го пра­вя­ще­го клас­са неумо­ли­мо вело (уже к III в.) к замене рим­ской вла­сти над под­власт­ны­ми наро­да­ми еди­ным терри­то­ри­аль­ным государ­ст­вом, управ­ляв­шим­ся импе­ра­то­ром и его окру­же­ни­ем, собран­ным со всех угол­ков и наро­дов на его терри­то­рии. То, что исто­ри­ки видят ретро­спек­тив­ным взглядом, не мог­ли пред­видеть рим­ляне. В ходе паде­ния импе­рии (в отли­чие от ее созда­ния) про­изо­шел пол­ный раз­рыв меж­ду наме­ре­ни­я­ми и их послед­ст­ви­я­ми.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Исправ­лен­ный вари­ант докла­да, пред­став­лен­но­го 20 сен­тяб­ря 1977 г. на сим­по­зи­у­ме, посвя­щён­ном про­бле­ме импе­рий в антич­ном мире и финан­си­ру­е­мом Инсти­ту­том Асси­рио­ло­гии Копен­га­ген­ско­го уни­вер­си­те­та. В более ран­ней редак­ции он был про­чи­тан в виде лек­ции 10 мая того же года под авспи­ци­я­ми гума­ни­тар­но­го факуль­те­та горо­да Экс-ан-Про­ванс. Я бла­го­да­рен моим дру­зьям Кей­ту Хоп­к­ин­су и К. Р. Уайт­тей­ке­ру за их кри­ти­ку и пред­ло­же­ния, Уилья­му В. Харри­су за воз­мож­ность про­честь маши­но­пис­ный вари­ант буду­щей кни­ги (War and Im­pe­ria­lism in Re­pub­li­can Ro­me, 327—70 B. C.). Места­ми я при­вле­кал мате­ри­ал напи­сан­ной мной гла­вы по афин­ской импе­рии в гото­вя­щей­ся кни­ге (Im­pe­ria­lism in the An­cient World. Ed. P. D. A. Garnsey and C. R. Whit­ta­ker. Cambrid­ge, 1978).
  • 2Какие про­бле­мы это обыч­но вызы­ва­ет, явст­ву­ет из ста­тьи: Wer­ner R. Das Prob­lem des Im­pe­ria­lis­mus und die rö­mi­sche Po­li­tik im zwei­ten Jahrhun­dert v. Chr. // Aufstieg und Nie­der­gang der rö­mi­schen Welt. Ed. H. Tem­po­ri­ni. Vol. I. 1. Ber­lin; N. W., 1972. S. 501—563.
  • 3См.: Folz R. L’Idée d’em­pi­re en Oc­ci­dent du Ve au XVe sièc­le. P., 1953.
  • 4Пожа­луй, доста­точ­но ссыл­ки на ввод­ную типо­ло­гию: Eisenstadt S. N. The Po­li­ti­cal Sys­tem of Em­pi­res. N. Y., 1963. P. 10—12. Я рас­смот­рел труд­но­сти, кото­рые воз­ни­ка­ют при взгляде со сто­ро­ны коло­ний, в ста­тье: Co­lo­nies — An At­tempt at a Ty­po­lo­gy // Tran­sac. Roy. Hist. Soc. 5th ser. Vol. 26. 1976. P. 167—188.
  • 5В обзо­ре: J. In­ter­dis­cip­li­na­ry Hist. Vol. 4. 1973. P. 274.
  • 6Ya-t-il en un im­pé­ria­lis­me ro­main? // MEF­RA. Vol. 87. 1975. P. 793—855, на стр. 795.
  • 7См. пер­вые же стра­ни­цы: Ze­vin R. An In­terpre­ta­tion of Ame­ri­can Im­pe­ria­lism // J. Econ. Hist. Vol. 32. 1973. P. 316—360.
  • 8См.: Hampl F. Zur Vor­ge­schich­te der ersten und zwei­ten Pu­ni­sches Krie­ges // ANRW (см. прим. 2). S. 412—441.
  • 9См. нача­ло буду­щей кни­ги Харри­са (см. прим. 1).
  • 10Brunt P. A. Ita­lian Man­power 225 B. C. — A. D. 14. Ox­ford, 1971. Pt. IV. Во всту­пи­тель­ной гла­ве кни­ги (Con­que­rors and Sla­ves. Cambrid­ge, 1978), кото­рую я имел воз­мож­ность про­честь в маши­но­пис­ном вари­ан­те, Кейт Хоп­кинс выве­рил рас­чё­ты Бран­та и сде­лал заклю­че­ние, что в нача­ле II в. до н. э., веро­ят­но, более чем поло­ви­на всех рим­ских граж­дан регу­ляр­но слу­жи­ла в армии на про­тя­же­нии 7 лет.
  • 11Ba­dian E. Ro­man Im­pe­ria­lism in the La­te Re­pub­lic. 2nd ed. Ox­ford, 1968. P. 87.
  • 12Глав­ный лите­ра­тур­ный источ­ник — Ливий (XXVI. 84. 8—13). Свиде­тель­ства, ком­мен­та­рий и биб­лио­гра­фию см.: Die Staatsverträ­ge des Al­ter­tums. Bd. 3. Ed. H. H. Schmitt. Mu­nich, 1969. № 536.
  • 13О коли­че­стве добы­чи см.: Prit­chett W. K. The Greek Sta­te at War. Vol. 1. Ber­ke­ley; Los An­ge­les, 1971. Ch. 3; An Eco­no­mic Sur­vey of An­cient Ro­me. Vol. 1. Bal­ti­mo­re, 1933. Ed. T. Frank. P. 127—138, 324—326.
  • 14Ссыл­ки и важ­ное уточ­не­ние даль­ней­ших тези­сов см. в напи­сан­ной мной гла­ве (прим. 1).
  • 15Sta­nier R. S. The Cost of the Par­the­non // JHS. Vol. 73. 1953. P. 68—76.
  • 16Это есть заме­ча­тель­ный факт, кото­ро­му я не могу най­ти ана­ло­гий в исто­рии импе­ри­а­лиз­ма: вой­ска, при­зван­ные из под­чи­нён­ных ита­лий­ских общин, были исполь­зо­ва­ны для даль­ней­ше­го заво­е­ва­ния, а не толь­ко для наведе­ния поряд­ка и уми­ротво­ре­ния; тем не менее, в боль­шин­стве общих трудов по исто­рии Рима он обыч­но погре­бён под подроб­ным обсуж­де­ни­ем кон­сти­ту­ци­он­но­го ста­ту­са «союз­ни­ков».
  • 17См.: Har­ris W. H. On War and Greed in the Se­cond Cen­tu­ry B. C. // AHR. Vol. 76. 1971. P. 1371—1385, особ. P. 1374—1375.
  • 18См. рецен­зию Бран­та (JRS. Vol. 63. 1973. P. 250—252).
  • 19Глав­ные тек­сты: Cic. Att. 5. 21. 5. 61; см. крат­кий обзор Бэди­а­на (Ba­dian E. Op. cit. P. 84—87).
  • 20Основ­ным иссле­до­ва­ни­ем оста­ет­ся работа Д. ван Бер­хе­ма: Ber­chem D., van. Les Distri­bu­tions du blé et d’ar­gent à la plè­be ro­mai­ne sous l’Em­pi­re. Ge­ne­va, 1939.
  • 21Ba­dian E. Op. cit. P. 76.
  • 22О про­ти­во­ре­чи­вом зна­че­нии тер­ми­на «пира­ты» см.: Fin­ley M. I. The Black Sea and Da­nu­bian Re­gions and the Sla­ve Tra­de in An­ti­qui­ty // Klio. Bd. 40. 1962. S. 51—59.
  • 23О мегар­ском декре­те см. напи­сан­ную мной гла­ву (прим. 1); о Риме и Родо­се: Gruen E. S. Ro­me and Rho­des in the Se­cond Cen­tu­ry B. C. // CQ. Vol. 25. 1975. P. 58—81. Мне нет необ­хо­ди­мо­сти оста­нав­ли­вать­ся на эдик­те Доми­ци­а­на (92 г. н. э.), запре­щав­шем рас­ши­ре­ние вино­град­ни­ков и санк­ци­о­ни­ро­вав­шем выруб­ку поло­ви­ны вино­град­ни­ков в про­вин­ци­ях. О нём мно­го гово­рят совре­мен­ные учё­ные, забыв­шие, что Доми­ци­ан вско­ре отме­нил своё поста­нов­ле­ние (Suet. Do­mit. 7. 2; 14. 5).
  • 24Част­ные тор­гов­цы мог­ли полу­чать при­быль от достав­ки и рас­пре­де­ле­ния при­нуди­тель­ных пла­те­жей в нату­раль­ной фор­ме; см., напр.: Pa­vis d’Es­cu­rac H. La Pré­fec­tu­re de l’an­no­ne: ser­vi­ce ad­mi­nistra­tif im­pé­rial d’Augus­te à Con­stan­tin. Bibl. Éc. fr. d’At­he­nes et de Ro­me. Vol. 226. Ro­me, 1976. Ch. 11. Это, одна­ко под­па­да­ет под пункт 4 моей типо­ло­гии («пода­ти»), чем под пункт 6 («дру­гие фор­мы эко­но­ми­че­ско­го под­чи­не­ния»). После того, как пода­ти были выпла­че­ны (или това­ры достав­ле­ны), для под­дан­ных уже было без­раз­лич­но, как рас­по­рядит­ся ими мет­ро­по­лия.
  • 25Jones A. H. M. The Ro­man Eco­no­my. Ed. P. A. Brunt. Ox­ford, 1974. P. 82. Гла­ва 6 под назва­ни­ем «Антич­ная импе­рия и эко­но­ми­ка: Рим», где появ­ля­ет­ся эта ремар­ка, была пер­во­на­чаль­но опуб­ли­ко­ва­на в посвя­щён­ном антич­ной исто­рии томе изда­ния: Pro­cee­dings of the 3rd Intl. Conf. of Econ. Hist. (Mu­nich, 1965). Pa­ris and The Ha­gue, 1969. P. 81—104.
  • 26На кон­фе­рен­ции на это сра­зу же ука­зал Р. Том­сон: Ibid. P. 107.
  • 27Из пер­вых стра­ниц моей ста­тьи ста­но­вит­ся оче­вид­но, что про­цесс, обыч­но назы­вае­мый нами «паде­ни­ем рим­ской импе­рии», я отно­шу к «импе­рии» в дру­гом смыс­ле, а имен­но — к «государ­ству, управ­ля­е­мо­му импе­ра­то­ром».
  • ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:

  • [1]В ори­ги­на­ле: pri­ma do­cuit maio­res nostros quam praec­la­rum es­set ex­te­ris gen­ti­bus im­pe­ra­re.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341515196 1341658575 1303308995 1343891246 1343892236 1343899573