А. А. Мотус

Цицерон и Саллюстий в их отношении к гражданским войнам Древнего Рима (I в. до н. э.)

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 5. Саратов, 1983. С. 3—14.

с.33 Цице­рон и Сал­лю­стий явля­ют­ся типич­ны­ми идео­ло­га­ми эпо­хи граж­дан­ских войн древ­не­го Рима. Их вза­и­моот­но­ше­ния, клас­со­вые и поли­ти­че­ские пози­ции в граж­дан­ских вой­нах пред­став­ля­ют боль­шой инте­рес.

Круп­ный совет­ский исто­рик С. Л. Утчен­ко, в сво­их иссле­до­ва­ни­ях уде­ляв­ший боль­шое вни­ма­ние поли­ти­че­ской идео­ло­гии эпо­хи паде­ния рим­ской рабо­вла­дель­че­ской рес­пуб­ли­ки1, назы­ва­ет этот пери­од «эпо­хой Цице­ро­на и Сал­лю­стия»2.

При рас­смот­ре­нии вопро­са об отно­ше­нии Цице­ро­на и Сал­лю­стия к граж­дан­ским вой­нам сво­его вре­ме­ни, мы преж­де все­го долж­ны исхо­дить из клас­со­вых основ граж­дан­ских войн, кото­рые во вся­ком обще­стве пред­став­ля­ют есте­ствен­ное, при извест­ных обсто­я­тель­ствах неиз­беж­ное про­дол­же­ние, раз­ви­тие и обост­ре­ние клас­со­вой борь­бы3. В. И. Ленин писал, что граж­дан­ская вой­на — более серь­ез­ная и оже­сто­чен­ная, чем вся­кая дру­гая. Так все­гда быва­ло в исто­рии, начи­ная с граж­дан­ских войн древ­не­го Рима4.

В насто­я­щей ста­тье автор ста­вит зада­чу, сопо­ста­вив взгляды Цице­ро­на и Сал­лю­стия, выявить общие пози­ции в их отно­ше­нии к граж­дан­ским вой­нам и пока­зать несо­сто­я­тель­ность их про­ти­во­по­став­ле­ния. Такая поста­нов­ка вопро­са вызва­на, как нам пред­став­ля­ет­ся, необ­хо­ди­мо­стью пере­смот­реть и отбро­сить гос­под­ст­ву­ю­щую в антич­ной исто­рио­гра­фии кон­цеп­цию о Цице­роне и Сал­лю­стии как смер­тель­ных вра­гах-анти­по­дах. Эта кон­цеп­ция ока­за­ла извест­ное с.34 вли­я­ние и на совет­ских исто­ри­ков. Так, С. Л. Утчен­ко выдви­нул поло­же­ние о двух про­ти­во­по­лож­ных тен­ден­ци­ях соци­аль­но-поли­ти­че­ской борь­бы в Риме: демо­кра­ти­че­ской и анти­де­мо­кра­ти­че­ской (кон­сер­ва­тив­но-рес­пуб­ли­кан­ской). Пред­ста­ви­те­лем демо­кра­ти­че­ской тен­ден­ции с «пар­тий­ны­ми» фор­ма­ми и лозун­га­ми борь­бы, по мне­нию С. Л. Утчен­ко, сле­ду­ет счи­тать Сал­лю­стия. Гла­ша­та­ем анти­де­мо­кра­ти­че­ской борь­бы с «вне­пар­тий­ны­ми» лозун­га­ми за «обще­па­трио­ти­че­ские» инте­ре­сы был Цице­рон5.

Вер­сия о враж­деб­ных отно­ше­ни­ях меж­ду Цице­ро­ном и Сал­лю­сти­ем осно­вы­ва­ет­ся глав­ным обра­зом на инвек­тив­ных обви­ни­тель­ных речах, кото­ры­ми буд­то бы обме­ня­лись Сал­лю­стий и Цице­рон. Боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей отверг­ли инвек­ти­вы. Нико­му не уда­лось дока­зать аутен­тич­ность этих инвек­тив. Ответ­ная речь Цице­ро­на Сал­лю­стию отно­сит­ся к более позд­не­му вре­ме­ни. Как пока­зал Рей­цен­штейн, автор инвек­ти­вы не зна­ком с обста­нов­кой того вре­ме­ни, о кото­ром идет речь, пре­не­бре­га­ет хро­но­ло­ги­ей6. Инвек­ти­ва про­тив Цице­ро­на, при­пи­сы­вае­мая Сал­лю­стию, созда­ва­лась в эпо­ху граж­дан­ских войн. Этой инвек­ти­ве посвя­ще­но иссле­до­ва­ние А. Кур­фес­са, извест­но­го изда­те­ля сочи­не­ний Сал­лю­стия7. Одна­ко инвек­ти­ва по сти­лю, язы­ку и содер­жа­нию сво­их обви­не­ний свиде­тель­ст­ву­ет про­тив автор­ства Сал­лю­стия. Так, в обра­ще­нии к Цице­ро­ну под­черк­ну­то пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к нему как к «ново­му чело­ве­ку» — «Рому­лу из Арпи­ну­ма». Мало­ве­ро­ят­но, чтобы Сал­лю­стий, сам по про­ис­хож­де­нию «новый чело­век», мог бы обра­щать­ся к Цице­ро­ну в такой фор­ме. Явно нело­гич­но воз­му­ще­ние Сал­лю­стия, сто­рон­ни­ка Цеза­ря, Цице­ро­ном в свя­зи с его похва­ла­ми и угож­де­ни­я­ми Цеза­рю. «Хва­лить Цеза­ря? Того, кого наи­бо­лее нена­видел, тому будешь с.35 наи­бо­лее угож­дать?»8. На таком нена­деж­ном источ­ни­ке, как инвек­ти­вы, постро­е­но, по-види­мо­му, и свиде­тель­ство Квин­ти­ли­а­на о враж­де меж­ду Цице­ро­ном и Сал­лю­сти­ем9. Нель­зя всерь­ез при­ни­мать и свиде­тель­ство Иеро­ни­ма о том, что Терен­ция после раз­во­да с Цице­ро­ном «вышла замуж за Сал­лю­стия, его вра­га»10.

Более осно­ва­тель­ным источ­ни­ком пред­став­ля­ет­ся рас­сказ Аско­ния в ком­мен­та­ри­ях к речи Цице­ро­на «За Мило­на» о выступ­ле­нии Сал­лю­стия и дру­гих народ­ных три­бу­нов про­тив Мило­на, убий­цы Кло­дия, и про­тив Цице­ро­на, при­няв­ше­го на себя «нена­вист­ную защи­ту». Но и это свиде­тель­ство Аско­ния о враж­деб­ном отно­ше­нии Сал­лю­стия к Цице­ро­ну теря­ет силу убеди­тель­но­сти, так как в заклю­че­ние гово­рит­ся об их при­ми­ре­нии. «Впо­след­ст­вии Квинт Пом­пей и Сал­лю­стий были в подо­зре­нии, что при­ми­ри­лись с Мило­ном и Цице­ро­ном»11.

Отри­ца­тель­ных выска­зы­ва­ний друг о дру­ге мы не встре­ча­ем ни у Цице­ро­на, ни у Сал­лю­стия. В «Заго­во­ре Кати­ли­ны» Сал­лю­стий поло­жи­тель­но оце­ни­вал дея­тель­ность Цице­ро­на как кон­су­ла. Он одоб­ри­тель­но отно­сил­ся к избра­нию Цице­ро­на кон­су­лом, писал, что ноби­ли­тет дол­го про­ти­вил­ся избра­нию Цице­ро­на как «ново­го чело­ве­ка», «хотя бы и пре­вос­ход­но­го» (quam­vis eg­re­gius) (кур­сив мой. — А. М.). Но, «когда надви­ну­лась опас­ность, тогда зависть и высо­ко­ме­рие ото­шли»12. Первую речь Цице­ро­на про­тив Кати­ли­ны Сал­лю­стий назвал «бле­стя­щей и полез­ной для государ­ства»13. Повест­вуя о рас­кры­тии заго­во­ра Цице­ро­ном, Сал­лю­стий отме­чал, как изме­ни­лось после это­го мне­ние пле­бе­ев: «ста­ли воз­но­сить Цице­ро­на до небес»14. Отри­цая уча­стие Цеза­ря в заго­во­ре Кати­ли­ны, Сал­лю­стий отме­чал стой­кость Цице­ро­на. Ничто не мог­ло заста­вить Цице­ро­на «лож­но назвать имя Цеза­ря», при­нудить кон­су­ла «к столь постыд­но­му делу»15.

с.36 Несо­сто­я­тель­но так­же про­ти­во­по­став­ле­ние Цице­ро­на и Сал­лю­стия на осно­ва­нии их раз­лич­но­го отно­ше­ния к Цеза­рю. Несмот­ря на край­нюю про­ти­во­по­лож­ность оце­нок Цеза­ря Цице­ро­ном в раз­ное вре­мя, есть и общее в отно­ше­нии Цице­ро­на и Сал­лю­стия к Цеза­рю. Таким общим явля­ет­ся их несо­сто­яв­ши­е­ся рас­че­ты и надеж­ды на Цеза­ря как на «вос­ста­но­ви­те­ля государ­ства» (mo­de­ra­tor rei pub­li­cae), о чем свиде­тель­ст­ву­ет сопо­став­ле­ние писем Сал­лю­стия к Цеза­рю и речи Цице­ро­на «За Мар­цел­ла». Мно­гие иссле­до­ва­те­ли в зару­беж­ной и совет­ской исто­рио­гра­фии обра­ти­ли вни­ма­ние на общ­ность содер­жа­ния писем Сал­лю­стия и речи Цице­ро­на. Оба начи­на­ли с вос­хва­ле­ния Цеза­ря как победи­те­ля, отме­ча­ли его милост­ли­вость (cle­men­tia)16. Оба воз­ла­га­ли надеж­ды на Цеза­ря, кото­рый один толь­ко мог покон­чить с граж­дан­ски­ми вой­на­ми и спа­сти государ­ство17. Оба под­чер­ки­ва­ли одну и ту же мысль: сла­ва Цеза­ря вели­ка, но она не будет веч­ной и выдаю­щей­ся, если он не укре­пит государ­ство. Сал­лю­стий писал, что «если Цезарь вос­ста­но­вит государ­ство, то кто на всей зем­ле будет слав­нее, кто будет вели­че­ст­вен­нее»18. Об этом же гово­рит Цице­рон: если государ­ство не укре­пит­ся, то «Цезарь не достигнет насто­я­щей сла­вы, хотя и отме­тят его вели­чие… твое имя в потом­стве не будет проч­ным»19. Цице­рон неод­но­крат­но гово­рил о вос­ста­нов­ле­нии Цеза­рем государ­ства, его силы и досто­ин­ства (auc­to­ri­ta­tem, dig­ni­ta­tem rei pub­li­cae) и в речи «За Мар­цел­ла», и в ряде писем20.

С. Л. Утчен­ко, срав­ни­вая пись­ма Сал­лю­стия к Цеза­рю и речь Цице­ро­на за Мар­цел­ла, цели их счи­та­ет иден­тич­ны­ми21.

Й. Фогт, пре­уве­ли­чи­вая демо­кра­тизм Сал­лю­стия, счи­тая, что в пись­мах к Цеза­рю Сал­лю­стий про­во­дил линию «низ­ло­же­ния оли­гар­хии и осво­бож­де­ния наро­да»22, отме­ча­ет тем не менее, что Сал­лю­стий, с.37 как и Цице­рон, видел в лице Цеза­ря вос­ста­но­ви­те­ля государ­ства.

О суще­ст­во­ва­нии свя­зей и общих инте­ре­сов меж­ду Цице­ро­ном и Сал­лю­сти­ем инте­рес­ное пред­по­ло­же­ние выска­зал П. Б. Гур­вич на осно­ве изу­че­ния писем Цице­ро­на, в кото­рых упо­ми­на­ет­ся имя Сал­лю­сти­ев23. В кон­це 54 г. до н. э. Цице­рон писал бра­ту о чте­нии сво­ей кни­ги «О государ­стве»: «Когда мне чита­ли эти кни­ги в тускуль­ской усадь­бе в при­сут­ст­вии Сал­лю­стия, он ука­зал мне, что об этом мож­но гово­рить с гораздо боль­шей убеди­тель­но­стью, если бы я сам стал гово­рить о государ­стве, осо­бен­но пото­му, что я… кон­су­ляр и, при­том, участ­ник вели­чай­ших собы­тий в государ­стве»24. Неко­то­рым допол­ни­тель­ным дока­за­тель­ст­вом того, что Цице­рон читал свое сочи­не­ние «О государ­стве» Сал­лю­стию-исто­ри­ку, может слу­жить свиде­тель­ство само­го Сал­лю­стия о его заня­ти­ях по изу­че­нию государ­ства25. Объ­еди­нять Цице­ро­на и Сал­лю­стия в пери­од напи­са­ния пись­ма мог­ло и общее дру­же­ст­вен­ное отно­ше­ние к Цеза­рю. Так, в этом же пись­ме сра­зу после при­веден­но­го нами абза­ца о чте­нии кни­ги перед Сал­лю­сти­ем, Цице­рон писал о друж­бе с Цеза­рем, кото­рая его раду­ет26.

Гер­хард Перл в рабо­те «Кри­зис рим­ской рес­пуб­ли­ки в оцен­ке Сал­лю­стия» обра­тил вни­ма­ние на созвуч­ность речи Филип­па про­тив Лепида, при­веден­ной Сал­лю­сти­ем27 с Филип­пи­кой Цице­ро­на28.

На сопо­став­ле­нии взглядов Цице­ро­на и Сал­лю­стия, на их отно­ше­нии к собы­ти­ям граж­дан­ских войн, мож­но нагляд­но пока­зать общ­ность их рабо­вла­дель­че­ской идео­ло­гии, государ­ст­вен­ных и соци­аль­ных иде­а­лов. Бес­спор­но, оба отри­ца­тель­но отно­си­лись к граж­дан­ским вой­нам и мяте­жам, были их реши­тель­ны­ми про­тив­ни­ка­ми. Пере­пис­ка Цице­ро­на и его речи изоби­лу­ют выступ­ле­ни­я­ми про­тив граж­дан­ских войн. «Я ниче­го так не избе­гал, как граж­дан­ской вой­ны»29. «В граж­дан­ских вой­нах все явля­ет­ся несча­стьем»30. с.38 «Нет ниче­го хуже меж­до­усоб­ной вой­ны»31. В борь­бе меж­ду Цеза­рем и Пом­пе­ем Цице­рон видел «угро­зу гибель­ной вой­ны»32, назы­вая ее «про­ти­во­за­кон­ной граж­дан­ской вой­ной»33, «несчаст­ной и зло­по­луч­ной вой­ной»34. И Сал­лю­стий счи­тал граж­дан­ские вой­ны гибель­ны­ми для рим­ско­го государ­ства и наро­да. В пись­ме к Цеза­рю он закли­нал не допу­стить, «чтобы могу­ще­ство вели­ко­го и непо­вто­ри­мо­го наро­да… погиб­ло из-за внут­рен­них смут»35. Пред­у­преж­дая Цеза­ря об опас­но­сти новых граж­дан­ских войн, Сал­лю­стий пред­ска­зы­вал гибель рим­ско­му государ­ству, «когда граж­дане под­ни­мут руки на граж­дан»36. Вой­ну Цеза­ря с Пом­пе­ем, бит­ву при Фар­са­ле, Сал­лю­стий оце­ни­вал как вой­ну «про­тив бра­тьев и отцов»37.

Сов­па­да­ют взгляды Сал­лю­стия и Цице­ро­на в оцен­ке заго­во­ра Кати­ли­ны и его послед­ст­вий, нераз­рыв­но свя­зан­ных с граж­дан­ской вой­ной. Сал­лю­стий писал о Кати­лине, что ему «с самой юно­сти были при­ят­ны меж­до­усоб­ные вой­ны, убий­ства, гра­бе­жи, граж­дан­ские раздо­ры»38, и сообщ­ни­ки Кати­ли­ны — вете­ра­ны Сул­лы — так­же жаж­да­ли «граж­дан­ской вой­ны»39, плебс — «государ­ст­вен­но­го пере­во­рота»40. Цице­рон, назы­вая Кати­ли­ну «вождем меж­до­усоб­ной вой­ны»41, счи­тал его рож­ден­ным «для граж­дан­ско­го раз­боя»42. Оба реши­тель­но осуж­да­ли про­грам­му дей­ст­вий и «про­из­вол победи­те­лей в граж­дан­ской войне»43. Одна­ко будучи про­тив­ни­ка­ми граж­дан­ских войн, Цице­рон и Сал­лю­стий в прак­ти­че­ской сво­ей дея­тель­но­сти были воль­ны­ми или неволь­ны­ми участ­ни­ка­ми граж­дан­ских войн, хотя сте­пень их уча­стия была неоди­на­ко­ва. Сал­лю­стий, хотя с.39 и участ­во­вал в Афри­кан­ской войне на сто­роне Цеза­ря и был про­кон­су­лом в Нуми­дии после победы Цеза­ря над Пом­пе­ем, обес­пе­чив себя боль­шим состо­я­ни­ем и разо­ча­ро­вав­шись в сво­их пла­нах государ­ст­вен­но­го совет­ни­ка при Цеза­ре, пол­но­стью ото­шел от государ­ст­вен­ной дея­тель­но­сти и занял­ся исто­ри­ей граж­дан­ских войн. В пред­и­сло­ви­ях к «Заго­во­ру Кати­ли­ны» и к «Югур­тин­ской войне» Сал­лю­стий гово­рил о сво­ем реше­нии закон­чить жизнь вда­ли от государ­ст­вен­ных дел. Сал­лю­стий счи­тал себя побор­ни­ком объ­ек­тив­ной исти­ны и в про­шлом. «Ни одна пар­тия во вре­мя граж­дан­ских войн (ci­vi­li­bus ar­mis) не мог­ла откло­нить меня от исти­ны»44. Цице­рон так­же выда­вал себя за непри­со­еди­нив­ше­го­ся ни к одной сто­роне в граж­дан­ской войне, а в речи перед Цеза­рем даже заявил, что он сам «в граж­дан­ской войне нико­гда не при­ни­мал уча­стия»45. Одна­ко в реаль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти Цице­рон спо­соб­ст­во­вал обост­ре­нию граж­дан­ских войн сво­ей дея­тель­но­стью кон­су­ла, «про­сла­вив­ше­го­ся» каз­нью кати­ли­на­ри­ев, актив­ным уча­сти­ем в подав­ле­нии дви­же­ния Кло­дия и в борь­бе меж­ду Пом­пе­ем и Цеза­рем, несмот­ря на все свое «посред­ни­че­ство». После победы Цеза­ря Цице­рон не после­до­вал при­ме­ру Сал­лю­стия, не отка­зал­ся от поли­ти­че­ской борь­бы, чтобы занять­ся лите­ра­ту­рой и фило­со­фи­ей, хотя было вре­мя бур­ной лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти, когда Цице­рон гово­рил о сво­ем уча­стии в войне, как о паде­нии, когда ему было «совест­но перед кни­га­ми» и он казал­ся само­му себе «опу­стив­шим­ся до уча­стия в силь­ней­шей сму­те». Цице­рон не смог надол­го отка­зать­ся от выступ­ле­ний в сена­те, на фору­ме, в суде, счи­тая себя «защит­ни­ком», «спа­си­те­лем», «отцом оте­че­ства», идей­ным руко­во­ди­те­лем и бле­стя­щим ора­то­ром. В одном из писем тще­слав­ный Цице­рон пря­мо писал, что «тос­ку­ет по месту, где был на виду (кур­сив мой — А. М.), по фору­му, по Риму»46. Цице­рон был если не участ­ни­ком, то вдох­но­ви­те­лем убий­ства Цеза­ря, а для уни­что­же­ния Анто­ния, откры­то шед­ше­го к еди­но­вла­стию, пря­мо при­зы­вал к граж­дан­ской войне. «Тот завер­шит вой­ну, кто уни­что­жит Анто­ния», — писал Цице­рон47. Для уни­что­же­ния Дола­бел­лы, пере­шед­ше­го на сто­ро­ну Анто­ния, Цице­рон от име­ни сена­та и сво­его наста­и­вал на воен­ных с.40 дей­ст­ви­ях48. Тра­ги­че­ской ошиб­кой Цице­ро­на была ори­ен­та­ция во имя «спа­се­ния оте­че­ства» на «боже­ст­вен­но­го юно­шу» — Окта­ви­а­на, этой, по выра­же­нию В. Г. Белин­ско­го, «гени­аль­ной лисы», сме­нив­шей «гени­аль­но­го льва»49.

В оцен­ке граж­дан­ских войн Цице­рон и Сал­лю­стий отво­ди­ли боль­шое место «раб­ской угро­зе» и обна­ру­жи­ва­ли при этом пол­ное един­ство взглядов и мне­ний по «раб­ско­му вопро­су». Нам пред­став­ля­ет­ся спор­ным тезис Е. М. Шта­ер­ман о том, что «раб­ский вопрос» при­об­ре­та­ет пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние толь­ко в эпо­ху импе­рии, когда раб ста­но­вит­ся основ­ным про­из­во­ди­те­лем, поэто­му у Цице­ро­на раб­ству и рабам уде­ля­ет­ся мень­ше вни­ма­ния, чем у Колу­мел­лы и Сене­ки50. Не вда­ва­ясь в дис­кус­сию, отме­тим бес­спор­ный факт — страх рабо­вла­дель­цев перед угро­зой раб­ских дви­же­ний, перед уча­сти­ем рабов в граж­дан­ских вой­нах, что отра­зи­лось у таких идео­ло­гов эпо­хи граж­дан­ских войн, как Цице­рон и Сал­лю­стий, совре­мен­ни­ков круп­ней­ше­го дви­же­ния рабов древ­но­сти — вос­ста­ния под руко­вод­ст­вом Спар­та­ка. Нель­зя забы­вать поло­же­ние В. И. Лени­на о том, что «вос­ста­ния или даже силь­ные бро­же­ния рабов в древ­но­сти сра­зу обна­ру­жи­ва­ли сущ­ность антич­но­го государ­ства как дик­та­ту­ры рабо­вла­дель­цев»51. Поэто­му нель­зя согла­сить­ся с выво­да­ми Е. М. Шта­ер­ман о том, что пра­вя­щий класс рим­ско­го обще­ства в доим­пе­ра­тор­ский пери­од видел сво­их про­тив­ни­ков не в рабах, а вооб­ще в неиму­щих, поче­му рабо­вла­дель­цы и не боя­лись воору­жать сво­их рабов. Преж­де все­го, Цице­рон и Сал­лю­стий хоро­шо пом­ни­ли о вос­ста­нии Спар­та­ка, что отра­зи­лось и в их отно­ше­нии к граж­дан­ским вой­нам. Сал­лю­стий, судя по дошед­шим до нас фраг­мен­там, в двух кни­гах сво­их «Исто­рий» опи­сал дви­же­ние рабов и стал одним из осно­во­по­лож­ни­ков тра­ди­ции пре­уве­ли­че­ния ужа­сов терро­ра, кото­ры­ми, буд­то бы, сопро­вож­да­лось вос­ста­ние Спар­та­ка52. Цице­рон явно имел в виду вос­ста­ние Спар­та­ка, когда пред­став­лял конеч­ный итог победы Кати­ли­ны как победу рабов. «Если бы они сде­ла­лись кон­су­ла­ми, дик­та­то­ра­ми, царя­ми, им все-таки неми­ну­е­мо при­шлось с.41 бы усту­пить все это како­му-нибудь бег­ло­му рабу или гла­ди­а­то­ру» (раз­ряд­ка моя. — А. М.)53. И Сал­лю­стий счи­та­ет, что победой Кати­ли­ны «государ­ству был бы при­чи­нен боль­шой вред и бед­ст­вия» (mag­na cla­des at­que ca­la­mi­tas)54. В свя­зи с дви­же­ни­ем Сатур­ни­на Цице­рон гово­рил о послед­ст­ви­ях граж­дан­ских войн: «А если бы побеж­де­ны были чест­ные люди (sin vic­ti es­sent bo­ni), то кто уце­лел бы? Не ясно ли вам, что государ­ство попа­ло бы в руки рабов?»55. Гово­ря о заслу­гах Пом­пея в подав­ле­нии вос­ста­ния Спар­та­ка, Цице­рон назвал это вос­ста­ние «ужас­ной и опас­ной вой­ной» (ser­vi­li bel­lo taet­ro pe­ri­cu­lo­sum­que)56. Цице­рон при­хо­дил в ярость, взы­вал к бес­смерт­ным богам, когда рас­ска­зы­вал о свя­щен­ных играх, «устро­ен­ных» Кло­ди­ем по при­ме­ру Афи­ни­о­на или Спар­та­ка. Кло­дий ворвал­ся на свя­щен­ные игры с бес­чис­лен­ны­ми тол­па­ми разъ­ярен­ных рабов, чтобы одна часть зри­те­лей была отда­на во власть рабам, а дру­гая состо­я­ла толь­ко из рабов. Гай или Аппий Клав­дий не так устра­и­ва­ли игры: «они при­ка­зы­ва­ли рабам ухо­дить с мест зри­те­лей». «А ты, — обра­ща­ясь к Кло­дию, гово­рит Цице­рон, — на одни места пустил рабов, а с дру­гих согнал сво­бод­ных»57. Это свиде­тель­ство Цице­ро­на цен­но и тем, что сохра­ни­ло память о гран­ди­оз­ных играх, про­во­див­ших­ся Спар­та­ком для вос­став­ших рабов.

О пря­мом вли­я­нии вос­ста­ния Спар­та­ка свиде­тель­ст­ву­ет страх, овла­дев­ший рим­ля­на­ми во вре­мя заго­во­ра Кати­ли­ны при рас­про­стра­нив­ших­ся слу­хах о под­готов­ке вос­ста­ния рабов в Капуе и в Апу­лии. Об этом свиде­тель­ст­ву­ет Сал­лю­стий. Когда при­шло пись­мен­ное сооб­ще­ние о том, что С. Ман­лий в Этру­рии, собрав боль­шую армию, под­нял вос­ста­ние (ar­ma ce­pis­se cum mag­na mul­ti­tu­di­ne), заго­во­ри­ли о пред­зна­ме­но­ва­ни­ях, о тай­ных сбо­ри­щах, сбо­ре ору­жия и о том, что «в Капуе и Апу­лии под­готав­ли­ва­ет­ся раб­ская вой­на». Сена­том были при­ня­ты чрез­вы­чай­ные меры: отправ­ка войск в Этру­рию и Апу­лию, объ­яв­ле­ние высо­кой награ­ды за донос и сво­бод­ным, и рабам, были уда­ле­ны «гла­ди­а­тор­ские груп­пы», в Риме с.42 выстав­ле­ны ноч­ные кара­у­лы58. Пока­за­тель­но, как Сал­лю­стий объ­яс­нял отказ Кати­ли­ны при­ни­мать рабов, «сте­кав­ших­ся к нему огром­ны­ми тол­па­ми». Он не хотел «дело граж­дан свя­зы­вать с бег­лы­ми раба­ми»59. С. Л. Утчен­ко выска­зал вполне логич­ное пред­по­ло­же­ние, не в свя­зи ли со слу­ха­ми о вос­ста­нии рабов в Капуе и Апу­лии Кати­ли­на воз­дер­жал­ся от при­е­ма рабов?60

Капуя, ее рабы-гла­ди­а­то­ры все­гда бес­по­ко­и­ли рабо­вла­дель­че­ский Рим. Цице­рон писал о мерах, при­ня­тых Пом­пе­ем во вре­мя граж­дан­ской вой­ны. В Капуе нахо­ди­лись гла­ди­а­то­ры Цеза­ря, в шко­ле было 5000 щитов. «Как гово­ри­ли, они наме­ре­ва­лись сде­лать вылаз­ку». Пом­пей рас­пре­де­лил их по двое (как рабов) меж­ду отдель­ны­ми отца­ми семейств: «это было очень пред­у­смот­ри­тель­но с государ­ст­вен­ной точ­ки зре­ния» (sa­ne mul­tum in eo rei pub­li­cae pro­vi­sum est)61 (кур­сив мой. — А. М.). Инте­рес­но, что и Цезарь одоб­рил ини­ци­а­ти­ву сво­его про­тив­ни­ка Пом­пея. Как писал Цице­рон, в ответ на его посла­ние из Капуи Цезарь по пово­ду акции с гла­ди­а­то­ра­ми «не толь­ко не выра­зил осуж­де­ния, но и с вели­чай­шей похва­лой ото­звал­ся о мерах Пом­пея»62. Цезарь вооб­ще счи­тал обра­ще­ние к рабам «край­ним сред­ст­вом» (extre­mum auxi­lium), кото­ро­го сле­ду­ет избе­гать63.

Исполь­зо­ва­ние рабов в граж­дан­ских вой­нах явля­лось пока­за­те­лем кри­зи­са рабо­вла­дель­че­ско­го обще­ства, оно при­во­ди­ло к ослож­не­ни­ям рабо­вла­дель­че­ских отно­ше­ний, к росту воль­ноот­пу­щен­ни­че­ства. Мож­но най­ти мно­го при­ме­ров того, что рабы были «пеш­ка­ми в руках рабо­вла­дель­цев», что борю­щи­е­ся сто­ро­ны исполь­зо­ва­ли рабов, при этом опа­са­ясь их, и для того, чтобы обез­опа­сить себя, уни­что­жа­ли рабов после исполь­зо­ва­ния. Инте­рес­ный мате­ри­ал об этом при­во­дит Аппи­ан64.

Цице­рон и Сал­лю­стий рез­ко осуж­да­ли не само по себе исполь­зо­ва­ние рабов, а их при­вле­че­ние к мяте­жам обе­ща­ни­ем сво­бо­ды. с.43 Цице­рон об этом неод­но­крат­но писал в свя­зи с дви­же­ни­ем Кати­ли­ны, Кло­дия и Анто­ния. Цице­рон обви­ня­ет Кло­дия в попыт­ке «соста­вить вой­ско из рабов про­тив государ­ства и част­но­го иму­ще­ства»65. Об обе­ща­нии рабам сво­бо­ды, под­стре­ка­тель­стве рабов к мяте­жу Цице­рон гово­рил неод­но­крат­но66. И Сал­лю­стий писал о наме­ре­нии Кати­ли­ны «под­нять город­ских рабов, под­жечь город».

Солидар­ность рабо­вла­дель­цев перед лицом раб­ской угро­зы ска­зы­ва­лась в их осо­бом отно­ше­нии к подав­ле­нию мяте­жей с уча­сти­ем рабов и низов. Осо­бен­но ярко это про­яв­ля­ет­ся в оцен­ке Цице­ро­ном реши­тель­ных дей­ст­вий Анто­ния и Дола­бел­лы в подав­ле­нии дви­же­ния Лже­ма­рия. Забыв о сво­их пре­тен­зи­ях к ним, Цице­рон в пер­вой Филип­пи­ке про­тив Анто­ния вос­тор­гал­ся жесто­чай­шей рас­пра­вой. «Сенат был избав­лен от рез­ни, крюк вон­зил­ся в тело бег­ло­го раба, при­сво­ив­ше­го себе имя Мария»67. В пись­ме к Атти­ку по это­му пово­ду Цице­рон писал: «Пре­крас­но, что Анто­ний нахо­дит одоб­ре­ние у наше­го Бру­та»68.

И Сал­лю­стий, гово­ря о терро­ре Сул­лы как вели­ком зле, при весь­ма отри­ца­тель­ном отно­ше­нии к дик­та­ту­ре Сул­лы, счи­тал доб­рым нача­лом рас­пра­ву с пре­ступ­ны­ми вли­я­тель­ны­ми людь­ми, кото­рые потря­са­ли мяте­жа­ми государ­ство69.

Цице­рон и Сал­лю­стий при­зна­ва­ли необ­хо­ди­мость еди­но­лич­ной, твер­дой вла­сти, чрез­вы­чай­ных пол­но­мо­чий для борь­бы с дви­же­ни­я­ми рабов и низов. Они солидар­ны в оцен­ке заслуг Мария в подав­ле­нии дви­же­ния Сатур­ни­на. Цице­рон счи­тал Сатур­ни­на, про­тив кото­ро­го были все состо­я­тель­ные (bo­ni), вра­гом рим­ско­го наро­да, а Мария назы­вал «выдаю­щим­ся мужем» (vir sum­mus)70. Сал­лю­стий Лепида, при­зы­вав­ше­го народ к мяте­жу, назы­ва­ет «раз­бой­ни­ком», а его спут­ни­ков «неволь­ни­ка­ми» и «убий­ца­ми». К Лепиду сбе­га­лись «люди всех сосло­вий самые пор­чен­ные», шед­шие «от мяте­жа к мяте­жу, от вой­ны к войне» — спо­движ­ни­ки ранее Сатур­ни­на, после с.44 Суль­пи­ция, потом Мария Дама­сип­па, теперь Лепида71. Вни­ма­тель­ное изу­че­ние Сал­лю­стия в сопо­став­ле­нии с Цице­ро­ном дает воз­мож­ность сде­лать вывод, что не сле­ду­ет пре­уве­ли­чи­вать «демо­кра­тизм» Сал­лю­стия и его стрем­ле­ние к «наро­до­прав­ству». К совре­мен­но­му им плеб­су у Цице­ро­на и Сал­лю­стия исклю­чи­тель­но отри­ца­тель­ное отно­ше­ние. Обще­из­вест­ны убий­ст­вен­ные харак­те­ри­сти­ки, кото­рые давал Цице­рон рим­ско­му плеб­су, но неда­ле­ко от него ушел и Сал­лю­стий. «Без­за­бот­но добы­вав­шие себе сред­ства к жиз­ни сму­тою и мяте­жа­ми». «Все, кого позор или пре­ступ­ле­ние изгна­ли из дома, те, как в кло­аку, сте­ка­лись в Рим». «Эти нищие с испор­чен­ны­ми нра­ва­ми» и т. п.72 Когда Сал­лю­стий пред­ла­гал Цеза­рю при­нять меры, чтобы плебс имел опре­де­лен­ное заня­тие, орга­ни­зо­вать коло­нии для ста­рых и новых граж­дан и пере­не­сти разда­чи хле­ба в муни­ци­пии, он аргу­мен­ти­ро­вал это тем, что «воен­ное дело от это­го выиг­ра­ет, и плебс, заня­тый полез­ной дея­тель­но­стью, пере­станет вредить государ­ству» (ab ma­lo pub­li­co de­ti­nea­tur)73 (раз­ряд­ка моя. — А. М.). Ту же цель изгна­ния пле­бе­ев из Рима видел перед собой и Цице­рон, когда под­дер­жи­вал пред­ло­же­ние о закуп­ке земель для раздач. «Мож­но будет вычер­пать город­ские подон­ки (sen­ti­mam ur­bis exau­ri­ri) и засе­лить без­люд­ные обла­сти Ита­лии»74. Сал­лю­стий и Цице­рон при­ме­ня­ли для обо­зна­че­ния плеб­са одно и то же сло­во «sen­ti­na» (подон­ки, кло­ака, нечи­стоты).

Цице­рон и Сал­лю­стий осуж­да­ли насиль­ст­вен­ный харак­тер дей­ст­вий во внут­рен­ней борь­бе, осо­бен­но со сто­ро­ны низов, руко­во­ди­мых вождя­ми. В исто­ри­че­ском экс­кур­се к Югур­тин­ской войне Сал­лю­стий счи­тал невер­ным и опас­ным насиль­ст­вен­ное прав­ле­ние роди­ной и под­дан­ны­ми, ибо «все насиль­ст­вен­ные изме­не­ния в поряд­ке вещей и пред­ве­ща­ют убий­ства, изгна­ния и про­чие про­яв­ле­ния враж­ды»75. Вре­мя бра­тьев Грак­хов Сал­лю­стий счи­тал нача­лом смут и осуж­дал их не столь­ко за про­грам­му, сколь­ко за насиль­ст­вен­ный метод дей­ст­вий. «Их стрем­ле­ние к победе не было доста­точ­но с.45 уме­рен­ным по духу (haud sa­tis mo­de­ra­tus ani­mus fuit)… Для хоро­ше­го граж­да­ни­на (bo­no) луч­ше быть побеж­ден­ным, чем победить неправ­ду злом»76. Цице­рон оце­ни­вал дей­ст­вия Грак­хов более рез­ко, сле­дуя тра­ди­ции опти­ма­тов, стре­мив­ших­ся очер­нить Грак­хов во мне­нии пле­бе­ев. «Такие мужи впа­ли в столь вели­кое для государ­ства заблуж­де­ние». «Подоб­ные им для наших отцов были нетер­пи­мы»77. Цице­рон при­пи­сы­вал Грак­хам попыт­ку захва­тить цар­скую власть78.

Несмот­ря на рас­хож­де­ния в отно­ше­нии к ноби­ли­те­ту, к всад­ни­кам, осо­бен­но ростов­щи­кам, общим у Цице­ро­на и Сал­лю­стия оста­ет­ся защи­та инте­ре­сов всех состо­я­тель­ных, так назы­вае­мых «чест­ных» (bo­ni). Тер­ми­ном «bo­ni» Цице­рон и Сал­лю­стий поль­зу­ют­ся в обо­зна­че­нии и сена­то­ров, и сред­не­за­жи­точ­ных сло­ев79.

В обоб­щен­но-поли­ти­че­ских взглядах Цице­ро­на и Сал­лю­стия нашли свое отра­же­ние гос­под­ст­ву­ю­щие идеи вре­ме­ни — жаж­да граж­дан­ско­го мира и вос­ста­нов­ле­ние государ­ства. В основ­ном, их иде­а­лы государ­ства — в про­шлом и отра­жа­ют полис­ную идео­ло­гию, одна­ко, сле­дуя тре­бо­ва­ни­ям исто­ри­че­ской дей­ст­ви­тель­но­сти в пере­ход­ный пери­од от рес­пуб­ли­ки к импе­рии, будучи сто­рон­ни­ка­ми миро­во­го гос­под­ства Рима, Цице­рон и Сал­лю­стий, даже высту­пая про­тив откры­тых форм «цар­ской вла­сти», в сво­их поис­ках государ­ст­вен­ных форм при­бли­жа­лись к прин­ци­па­ту как монар­хии, при­кры­той рес­пуб­ли­кан­ски­ми атри­бу­та­ми. Но этот вопрос, как и мно­гие дру­гие, свя­зан­ные с общ­но­стью и раз­ли­чи­я­ми взглядов Цице­ро­на и Сал­лю­стия, тре­бу­ет осо­бо­го рас­смот­ре­ния.

Без­услов­но, были и раз­ли­чия в их отно­ше­нии к отдель­ным соци­аль­ным груп­пам, поли­ти­че­ским дея­те­лям, рефор­мам, одна­ко Цице­рон и Сал­лю­стий не были анти­по­да­ми, пред­ста­ви­те­ля­ми про­ти­во­по­лож­ных направ­ле­ний в рим­ской поли­ти­ке и идео­ло­гии эпо­хи граж­дан­ских войн. Цице­рон и Сал­лю­стий — типич­ные сыно­вья сво­его века со все­ми его дости­же­ни­я­ми и поро­ка­ми. Исто­ри­че­ское зна­че­ние вели­ко­го ора­то­ра Цице­ро­на и круп­ней­ше­го исто­ри­ка эпо­хи с.46 граж­дан­ских войн Сал­лю­стия состо­ит в том, что они отра­жа­ли выс­шее раз­ви­тие и кри­зис гос­под­ст­ву­ю­щей идео­ло­гии рес­пуб­ли­кан­ско­го Рима.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Утчен­ко С. Л. Идей­но-поли­ти­че­ская борь­ба в Риме нака­нуне паде­ния рес­пуб­ли­ки. М., 1952; он же. Кри­зис и паде­ние Рим­ской рес­пуб­ли­ки. М., 1965; он же. Цице­рон и его вре­мя. М., 1972; он же. Юлий Цезарь. М., 1976.
  • 2Eire­ne. 1971. С. 301.
  • 3См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 130.
  • 4См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 243.
  • 5Утчен­ко С. Л. Идей­но-поли­ти­че­ская борь­ба в Риме… С. 222. Несо­сто­я­тель­ность тако­го про­ти­во­по­став­ле­ния Цице­ро­на и Сал­лю­стия отме­ча­лась в ста­тьях А. А. Мотус. См.: Обще­ст­вен­но-поли­ти­че­ские взгляды Цице­ро­на // Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Гер­це­на. 1955. Т. 102. Ист. ф-т; он же. К поли­ти­че­ской оцен­ке речей Цице­ро­на // Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Гер­це­на. Гер­це­нов­ские чте­ния. Ист. нау­ки. 1975. Т. 27.
  • 6Reit­zenstein R. Sal­lust // Her­mes. Bd. 33. 1898. Солида­ри­зи­ро­ва­лись с Рей­цен­штей­ном Шварц и Мей­ер. См.: Schwarz Ed. Die Be­rich­te über die ca­ti­li­na­ri­sche Verschwö­rung // Her­mes. Bd. 32. 1897. S. 572; Meyer Ed. Cae­sars Mo­nar­chie und das Prin­ci­pat des Pom­pei­us. Stuttgart, 1922.
  • 7Kur­fess A. Die In­vec­ti­ve ge­gen Ci­ce­ro // Aevum. 1954. T. XXVIII. S. 230—238.
  • 8(Sal­lus­ti) in Ci­ce­ro­nem in­vi­cem in­vec­ti­vae // Sal­lus­tii Cris­pi Ope­ra. Lip­siae, 1950.
  • 9Iust. Or. IV. 1. 66.
  • 10Hie­ron. adv. Iovin. I. 48.
  • 11As­co­nius. Ar­gum. Ad Mi­lon. 20—21; Ci­ce­ro­nis, M. Tul­lii. Ope­ra om­nia. Lip­siae, 1850.
  • 12Sall. Cat. 23.
  • 13Ibid. 31. 4.
  • 14Ibid. 48.
  • 15Ibid. 49.
  • 16Sall. Ad Caes. I. 1; Cic. Pro Marc. I. 1. 20.
  • 17Sall. Ad Caes. I. 1—3; Cic. Pro Marc. I. 6. 4.
  • 18Sall. Ad Caes. II. 13.
  • 19Cic. Pro Marc. 26—29.
  • 20Cic. Ad Fam. IV. 4; Ad Att. XIII. 31.
  • 21Утчен­ко С. Л. Кри­зис и паде­ние Рим­ской рес­пуб­ли­ки. С. 239.
  • 22Vogt I. Ci­ce­ro und Sal­lust über die ca­ti­li­na­ri­sche Verschwö­rung. Frankfurt, 1938. S. 42.
  • 23Гур­вич П. Б. Sal­lus­tii в пись­мах Цице­ро­на // ВДИ. 1947. № 2.
  • 24Cic. Ad Q. fr. III. 5. 1.
  • 25Sall. Ad Caes. II. 2. Об этом же в пред­и­сло­вии к «Заго­во­ру Кати­ли­ны». 3.
  • 26Cic. Ad Q. fr. III. 5. 3.
  • 27Sall. Hist. fragm. I. 51.
  • 28Perl G. Die Cri­se der Rö­mi­schen Re­pub­lik in Ur­teil des Sal­lust // Eire­ne. Bd. XI. 1971. S. 113.
  • 29Cic. Ad fam. II. 16. 3.
  • 30Ibid. IV. 9. 3.
  • 31Ibid. XVI. 12. 2.
  • 32Cic. Ad Att. VIII. 13.
  • 33Ibid. 19. 1.
  • 34Cic. Pro Deio­ta­ro. V. 13.
  • 35Sall. Ad Caes. II. 12.
  • 36Ibid. I. 5.
  • 37Ibid. I. 4. 3.
  • 38Sall. Cat. 5.
  • 39Ibid. 16. 4.
  • 40Ibid. 28. 4, 37.
  • 41Cic. Pro P. Sul­la. 24, 70.
  • 42Cic. Cat. II. 11.
  • 43Sall. Cat. 21. 2; Cic. Ad fam. IX. 6. 3; XII. 18. 2.
  • 44Sall. Hist. fragm. I. 6.
  • 45Cic. Pro Marc. 5. 14.
  • 46Cic. Ad Att. V. 15.
  • 47Cic. Ad fam. XI. 12. 2.
  • 48Cic. Ad Brut. I. 5.
  • 49Белин­ский В. Г. Соч. М., 1926. Т. 12. С. 352.
  • 50Шта­ер­ман Е. М. Раб­ский вопрос у Цице­ро­на и Сене­ки // ВДИ. 1956. № 3. С. 231.
  • 51Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 243.
  • 52Sall. Hist. fragm. III. 7. 98.
  • 53Cic. Cat. 9. 19.
  • 54Sall. Cat. 39. 4.
  • 55Cic. Pro P. Ses­tio. 21, 47.
  • 56Cic. Pro le­ge Ma­ni­lia. II. 30.
  • 57Cic. De ha­rusp. resp. 12, 22—26.
  • 58Sall. Cat. 30. 2—3; 6—7.
  • 59Ibid. 56. 5.
  • 60Утчен­ко С. Л. Кри­зис и паде­ние Рим­ской рес­пуб­ли­ки. С. 150.
  • 61Cic. Ad Att. VII. 14. 2.
  • 62Ibid. VIII. 3.
  • 63Caes. BC. III. 9.
  • 64App. BC. I. 55; I. 65; I. 74.
  • 65Cic. Pro Mi­lo­ne. 28, 76.
  • 66Cic. Ad Att. 4. 32; Cic. Pro P. Ses­tio. 24, 53; Cat. IV. 2. 4.
  • 67Cic. Phil. I. I. 5.
  • 68Cic. Ad Att. XIV. 8. 1; XIV. 19. 5.
  • 69Sall. Cat. 51. 32.
  • 70Cic. Pro Mil. IV. 9.
  • 71Sall. Hist. fragm. I. 51. 7.
  • 72Sall. Cat. 37.
  • 73Sall. Ad Caes. I. 7.
  • 74Cic. Ad Att. I. 19. 4.
  • 75Sall. De bell. Iug. 3.
  • 76Sall. De bell. Iug. 42.
  • 77Cic. De orat. III. 60. 226.
  • 78Cic. Lael. De amic. 12. 40.
  • 79Paa­nen U. Sal­lust. Po­li­ti­co-so­cial ter­mi­no­lo­gy. Hel­sin­ki, 1972.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341515196 1303242327 1335108979 1343901172 1343901857 1343986967