А. Е. Барышников

Головы римских императорских статуй в реках Альбиона: к проблеме интерпретации источников

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 14. Саратов, 2010. С. 163—172.

Зна­ешь, одна из самых серь­ез­ных потерь… — это поте­ря голо­вы.
(Лью­ис Кэрролл. Али­са в Зазер­ка­лье, пер. Нины Дему­ро­вой).

с.163 Отправ­ной точ­кой для дан­ной замет­ки ста­ла обсто­я­тель­ная ста­тья Мар­га­ри­ты Сер­ге­ев­ны Садов­ской, посвя­щен­ная рас­про­стра­не­нию импе­ра­тор­ско­го куль­та в Бри­та­нии1. Ана­ли­зи­руя сохра­нив­ши­е­ся фраг­мен­ты рим­ских импе­ра­тор­ских ста­туй, иссле­до­ва­тель­ни­ца отме­ти­ла, что голо­вы обыч­но нахо­дят отдель­но от туло­ви­ща, часто — бро­шен­ны­ми в реку. В рас­по­ря­же­нии иссле­до­ва­те­лей есть лишь пол­то­ра десят­ка сохра­нив­ших­ся брон­зо­вых и камен­ных изо­бра­же­ний импе­ра­то­ров2. Наи­бо­лее извест­ны­ми явля­ют­ся пре­крас­но сохра­нив­ши­е­ся брон­зо­вые голо­вы Клав­дия из реки Элд и Адри­а­на из Тем­зы3. Имен­но эти два арте­фак­та, соглас­но М. С. Садов­ской, пред­став­ля­ют собой убеди­тель­ные «мате­ри­аль­ные свиде­тель­ства» анти­рим­ских выступ­ле­ний брит­тов в 60-х и 120-х гг. н. э.4 Дан­ный вывод логи­че­ски свя­зан с общей кон­цеп­ци­ей рим­ско-бри­тан­ской исто­рии, кото­рую сфор­му­ли­ро­ва­ла иссле­до­ва­тель­ни­ца, уде­ляв­шая осо­бое вни­ма­ние эпи­зо­дам сопро­тив­ле­ния брит­тов рим­ским заво­е­ва­те­лям5.

Пред­по­ло­же­ние о том, что импе­ра­тор­ские голо­вы попа­ли в реки после вос­ста­ний, суще­ст­ву­ет в нау­ке уже почти сто лет. Его выдви­нул Фрэн­сис Хэй­вер­филд отно­си­тель­но голо­вы Клав­дия из реки Элд6. с.164 Мне­ние Хэй­вер­фил­да чуть поз­же под­дер­жал и раз­вил Джордж Мак­до­нальд, в после­во­ен­ные годы к нему при­со­еди­ни­лась Жослин Тойн­би, глу­бо­ко изу­чав­шая искус­ство про­вин­ции7. Эту точ­ку зре­ния мож­но встре­тить и у совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей, хотя разде­ля­ют ее дале­ко не все8. Отме­тим так­же, что в англий­ской лите­ра­ту­ре ука­зан­ная интер­пре­та­ция при­ме­ня­ет­ся лишь к отдель­ным наход­кам — в част­но­сти, к упо­ми­нав­шей­ся голо­ве Клав­дия. Про­ис­хож­де­ние дру­гих арте­фак­тов подоб­но­го рода, напри­мер, голо­вы Адри­а­на, оста­ет­ся без убеди­тель­но­го объ­яс­не­ния9.

Спе­ци­а­ли­сты (в част­но­сти, Питер Стю­арт) отме­ча­ют, что ста­туи импе­ра­то­ров раз­ных типов состав­ля­ли наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ную груп­пу скульп­тур Бри­та­нии. Боль­шая их часть изготав­ли­ва­лась на кон­ти­нен­те, хотя есть так­же образ­цы, пред­по­ло­жи­тель­но сде­лан­ные мест­ны­ми масте­ра­ми. Глав­ным мате­ри­а­лом для импе­ра­тор­ских ста­туй Аль­био­на была брон­за, что, воз­мож­но, ста­ло одной из при­чин их исчез­но­ве­ния в позд­ней­шую эпо­ху10. Тех­но­ло­гия изготов­ле­ния ста­туй с при­ме­не­ни­ем посто­ян­ных разъ­ем­ных форм поз­во­ля­ла тира­жи­ро­вать одно­тип­ные скульп­ту­ры и их части11. Отдель­но отли­ва­лись конеч­но­сти, голо­ва, а зача­стую и такие неболь­шие дета­ли как рот, уши и нос. С этой тех­но­ло­ги­ей была свя­за­на доста­точ­но рас­про­стра­нен­ная прак­ти­ка заме­ны голов при смене импе­ра­то­ра. При­ме­ры подоб­ных дей­ст­вий мы нахо­дим у Таци­та и Све­то­ния.

Тацит обсто­я­тель­но рас­ска­зы­ва­ет о том, что в 15 г. н. э. про­пре­тор Гра­ний Мар­целл, быв­ший намест­ни­ком Вифи­нии, был обви­нен в целом ряде пре­ступ­ле­ний про­тив прин­цеп­са. Одним из них (из кон­тек­ста сле­ду­ет, что не самым тяже­лым) была заме­на голо­вы импе­ра­тор­ской ста­туи — изо­бра­же­ние умер­ше­го Авгу­ста сме­нил порт­рет его пре­ем­ни­ка — Тибе­рия (Tac. Ann. I. 74). Сло­вам Таци­та вто­рит Све­то­ний, рас­ска­зы­ваю­щий о том, как в прав­ле­ние Тибе­рия был осуж­ден некий чело­век, заме­нив­ший голо­ву у ста­туи Авгу­ста (Suet. Tib. 58). Дан­ные сооб­ще­ния не сто­ит рас­смат­ри­вать как свиде­тель­ство абсо­лют­ной непри­кос­но­вен­но­сти импе­ра­тор­ских ста­туй, как это дела­ют неко­то­рые авто­ры12. Речь идет о кон­крет­ных слу­ча­ях поли­ти­че­ской борь­бы внут­ри рим­ской эли­ты, когда подоб­ное «пре­ступ­ле­ние» мог­ло с.165 исполь­зо­вать­ся как пред­лог для рас­пра­вы с про­тив­ни­ком13. Кро­ме того, жест­кая реак­ция Тибе­рия объ­яс­ня­ет­ся осо­бы­ми обсто­я­тель­ства­ми инци­ден­та. Про­изо­шла заме­на голо­вы у ста­туи Авгу­ста, auc­to­ri­tas кото­ро­го, уна­сле­до­ван­ная его пре­ем­ни­ком, была одной из идео­ло­ги­че­ских основ прин­ци­па­та (Vell. II. 124. 3; Tac. Ann. I. 11; 15)14.

Тональ­ность, в кото­рой антич­ные авто­ры гово­рят о замене голов у импе­ра­тор­ских ста­туй, поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что эта прак­ти­ка была доста­точ­но рас­про­стра­не­на. Для жите­лей про­вин­ций, осо­бен­но таких уда­лен­ных от цен­тров про­из­вод­ства, как Бри­та­ния, осу­щест­вле­ние такой заме­ны поз­во­ля­ло суще­ст­вен­но сэко­но­мить сред­ства.

Впро­чем, тех­ни­ка изготов­ле­ния ста­туй помо­га­ла не толь­ко менять отдель­ные части фигу­ры, но и упро­ща­ла зада­чу тем, кто собрал­ся такие ста­туи раз­бить. Для это­го, осо­бен­но по отно­ше­нию к импе­ра­тор­ским изо­бра­же­ни­ям, у брит­тов при­чин мог­ло быть более чем доста­точ­но.

Дело в том, что такие ста­туи пред­став­ля­ли собой не толь­ко свиде­тель­ства лояль­но­сти импе­ра­то­ру и почи­та­ния его осо­бы вои­на­ми, част­ны­ми лица­ми или город­ски­ми общи­на­ми. Ста­туи высту­па­ли так­же в каче­стве выра­зи­тель­но­го мате­ри­аль­но­го зна­ка рим­ской вла­сти. Поэто­му мысль о том, что импе­ра­тор­ские ста­туи были одним из глав­ных сим­во­лов вла­сти нена­вист­ных заво­е­ва­те­лей, кажет­ся вполне логич­ной. В каче­стве иллю­ст­ра­ции подоб­но­го отно­ше­ния брит­тов к мате­ри­аль­ным про­яв­ле­ни­ям импе­ра­тор­ско­го куль­та мож­но вспом­нить фра­зу Таци­та о том, какую нена­висть у три­но­ван­тов вызвал постро­ен­ный в Каму­ло­дуне храм Клав­дия15.

Пред­ста­вить себе свер­же­ние ста­туй в ходе вос­ста­ния брит­тов неслож­но — доста­точ­но вспом­нить рас­ска­зы Таци­та о выступ­ле­нии Боудик­ки и дея­тель­но­сти Агри­ко­лы по усми­ре­нию про­вин­ции. Вот дикие и упор­ные брит­ты, еще не укро­щен­ные дли­тель­ным миром (Tac. Agr. 11). Вот рим­ляне, кото­рые наво­дят на ост­ро­ве свои поряд­ки, не обра­щая вни­ма­ния на инте­ре­сы и пра­ва мест­но­го насе­ле­ния (ibid. 19). Нахо­дит­ся повод, вспы­хи­ва­ет сти­хий­ное вос­ста­ние, и разъ­ярен­ная тол­па гро­мит дома мест­ных ари­сто­кра­тов и рим­лян, сбра­сы­ва­ет с пьеде­ста­лов и раз­би­ва­ет сим­во­лы окку­па­ции — ста­туи нена­вист­ных импе­ра­то­ров, выбра­сы­вая их голо­вы в реку. Все понят­но, логич­но и лег­ко пред­ста­ви­мо. Но явля­ет­ся ли такое пред­по­ло­же­ние един­ст­вен­но воз­мож­ным? Мож­но ли уста­но­вить терри­то­ри­аль­ную и хро­но­ло­ги­че­скую связь име­ю­щих­ся арте­фак­тов с вос­ста­ни­я­ми брит­тов? Сохра­ни­лись ли на най­ден­ных голо­вах следы наси­лия?

с.166 Чтобы отве­тить на эти вопро­сы, обра­тим­ся к источ­ни­кам. Важ­ней­шее место сре­ди них иссле­до­ва­те­ли отво­дят брон­зо­вым голо­вам Клав­дия и Адри­а­на, ныне нахо­дя­щим­ся в собра­нии Бри­тан­ско­го музея. Дан­ные арте­фак­ты хоро­шо изу­че­ны и опи­са­ны.

Голо­ва Клав­дия была обна­ру­же­на вес­ной 1907 г. на зем­ле, при­над­ле­жав­шей Э. Р. Хол­лон­ду. Через год она была выстав­ле­на на оче­ред­ном заседа­нии Лон­дон­ско­го обще­ства анти­ква­ров16. Поло­же­ние голо­вы отно­си­тель­но шеи поз­во­ли­ло сде­лать вывод, что мы име­ем дело с фраг­мен­том кон­ной ста­туи в нату­раль­ную вели­чи­ну17. Низ шеи, где голо­ва соеди­ня­лась с туло­ви­щем, пред­став­ля­ет собой неак­ку­рат­ную рва­ную линию. На осно­ве это­го Фрэн­сис Хэй­вер­филд сде­лал вывод, что ста­туя была не разо­бра­на, а сбро­ше­на и раз­би­та во вре­мя вос­ста­ния Боудик­ки18. Соглас­но его мне­нию, голо­ва Клав­дия при­над­ле­жа­ла ста­туе, рас­по­ло­жен­ной в коло­нии Каму­ло­дун (совре­мен­ный Кол­че­стер). Эта коло­ния была цен­тром импе­ра­тор­ско­го куль­та в Бри­та­нии, здесь был соору­жен храм, посвя­щен­ный боже­ст­вен­но­му Клав­дию. В 60 г. город был взят вос­став­ши­ми ице­на­ми и три­но­ван­та­ми (Tac. Ann. XIV. 31—33), жите­ли пере­би­ты, храм сожжен, а кон­ная ста­туя импе­ра­то­ра, сре­ди про­чих цен­но­стей, ста­ла добы­чей вос­став­ших. Ее сло­ма­ли, голо­ву либо наме­рен­но выбро­си­ли в реку, либо слу­чай­но поте­ря­ли при пере­пра­ве19.

При­нять такую рекон­струк­цию собы­тий не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Во-пер­вых, голо­ва Клав­дия пре­крас­но сохра­ни­лась. Лицо, нос, уши — все оста­лось непо­вреж­ден­ным, нет вмя­тин и про­бо­ин. Полу­ча­ет­ся, что голо­ву неак­ку­рат­но (или неуме­ло) сня­ли, но впо­след­ст­вии обра­ща­лись с ней доста­точ­но осто­рож­но — не бро­са­ли и не били. Сле­до­ва­тель­но, само состо­я­ние арте­фак­та не поз­во­ля­ет сде­лать вывод о пред­на­ме­рен­ном уни­что­же­нии ста­туи.

Во-вто­рых, необ­хо­ди­мо заме­тить, что ника­кой свя­зи меж­ду голо­вой Клав­дия и коло­ни­ей Каму­ло­дун до сих пор уста­но­вить не уда­лось, хотя неко­то­рые уче­ные (напри­мер, М. Лью­ис) даже пыта­лись ука­зать кон­крет­ное место­по­ло­же­ние ста­туи в чер­те горо­да20. Един­ст­вен­ная при­чи­на, по кото­рой наход­ку из реки Элд мож­но свя­зать с.167 с Кол­че­сте­ром, — это наше зна­ние о том, что в коло­нии был храм Клав­дия. Архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния хра­мо­во­го ком­плек­са, веду­щи­е­ся с 1920 г., пока не обна­ру­жи­ли ни поста­мен­та, ни иных частей ста­туи21. И даже если допу­стить, что брон­зо­вая голо­ва Клав­дия дей­ст­ви­тель­но нахо­ди­лась в хра­ме Каму­ло­ду­на, то оста­ет­ся совер­шен­но неяс­ным, как она про­де­ла­ла путь в 70 кило­мет­ров и ока­за­лась непо­да­ле­ку от бере­гов Север­но­го моря22.

В совре­мен­ной лите­ра­ту­ре суще­ст­ву­ет и дру­гая попыт­ка лока­ли­за­ции кон­ной ста­туи Клав­дия. В 1979 г. в Нор­фол­ке, у дере­вень­ки Эшил, на месте одно­го из кельт­ских свя­ти­лищ был най­ден лоша­ди­ный колен­ный сустав, отли­тый из брон­зы. Ана­бель Лоусон в сво­ем подроб­ном опи­са­нии арте­фак­та ука­за­ла, что состав брон­зы очень похож на тот, из кото­ро­го была отли­та голо­ва Клав­дия23. Мож­но пред­по­ло­жить, что голо­ва Клав­дия и коле­но из Нор­фол­ка явля­ют­ся частя­ми одной ста­туи, никак не свя­зан­ной с Каму­ло­ду­ном. Не исклю­че­но, что мы име­ем дело с частя­ми раз­ных ста­туй, отли­тых в одной мастер­ской. В поль­зу послед­не­го пред­по­ло­же­ния свиде­тель­ст­ву­ет боль­шая дистан­ция меж­ду места­ми двух нахо­док (более 90 км). Впро­чем, даже если ука­зан­ные арте­фак­ты явля­ют­ся частью одной ста­туи, при­чи­ны, по кото­рой ста­туя была разо­бра­на, а голо­ва Клав­дия ока­за­лась в реке, оста­ют­ся не до кон­ца ясны­ми.

Таким обра­зом, нет убеди­тель­ных дока­за­тельств того, что голо­ва Клав­дия была сби­та с кон­ной ста­туи во вре­мя мяте­жа Боудик­ки.

Еще одна извест­ная брон­зо­вая голо­ва, при­над­ле­жа­щая импе­ра­то­ру Адри­а­ну, была обна­ру­же­на летом 1834 г. в Тем­зе24. Эта голо­ва неко­гда при­над­ле­жа­ла мону­мен­таль­ной ста­туе импе­ра­то­ра. Состо­я­ние ниж­них кра­ев шеи и прак­ти­че­ски непо­вреж­ден­ное лицо свиде­тель­ст­ву­ют о том, что голо­ву сня­ли со ста­туи акку­рат­но и обра­ща­лись с ней береж­но25. Дан­ный арте­факт невоз­мож­но свя­зать с вос­ста­ни­я­ми брит­тов кон­ца 110 — нача­ла 120-х гг. по терри­то­ри­аль­но­му при­зна­ку. Воору­жен­ное выступ­ле­ние бри­ган­тов охва­ти­ло север про­вин­ции. Юг Аль­био­на в целом, и Лон­дон в част­но­сти, нахо­ди­лись дале­ко и совер­шен­но не постра­да­ли.

с.168 Менее извест­ные импе­ра­тор­ские голо­вы — Тра­я­на, Алек­сандра Севе­ра26, Кон­стан­ти­на, так­же не могут быть соот­не­се­ны по состо­я­нию, вре­ме­ни и месту с каким-либо анти­рим­ским выступ­ле­ни­ем жите­лей про­вин­ции.

При­хо­дит­ся при­знать, что мы не можем под­твер­дить или опро­верг­нуть пред­по­ло­же­ние о том, что голо­вы импе­ра­тор­ских ста­туй ока­за­лись в реках в резуль­та­те анти­рим­ских выступ­ле­ний.

С дру­гой сто­ро­ны, при­веден­ные фак­ты и рас­суж­де­ния поз­во­ля­ют выдви­нуть аль­тер­на­тив­ное объ­яс­не­ние. В первую оче­редь, необ­хо­ди­мо обра­тить осо­бое вни­ма­ние на места обна­ру­же­ния арте­фак­тов. Реки, источ­ни­ки, озе­ра и болота были свя­щен­ны­ми для пле­мен, насе­ляв­ших про­вин­цию27. Это были места для жерт­во­при­но­ше­ний, о чем мы можем судить на осно­ва­нии раз­но­об­раз­ных архео­ло­ги­че­ских нахо­док.

Во-пер­вых, сюда поме­ща­лись при­но­си­мые в жерт­ву богам богат­ства, преж­де все­го, оже­ре­лья из сереб­ра и золота, подоб­ные тем, что состав­ля­ют зна­ме­ни­тый «клад из Сне­ти­ш­э­ма», дати­ру­е­мый I в. до н. э.28

Во-вто­рых, реки, озе­ра и болота ока­зы­ва­лись места­ми захо­ро­не­ний чело­ве­че­ских жертв богам. Самым ярким при­ме­ром здесь может слу­жить обна­ру­жен­ный в 1984 году «Муж­чи­на из Лин­доу-Мосс»29. Бла­го­да­ря пре­крас­ной сохран­но­сти тела мож­но мно­гое узнать об этом чело­ве­ке и об обсто­я­тель­ствах его смер­ти. Уби­тый был муж­чи­ной два­дца­ти с лиш­ним лет, знат­но­го про­ис­хож­де­ния, о чем свиде­тель­ст­ву­ют ухо­жен­ные ног­ти и повяз­ки из меха лиси­цы на одной из рук. Перед сво­ей смер­тью он съел несколь­ко пше­нич­ных лепе­шек, а затем был риту­аль­но умерщ­влен (заду­шен, после чего на гор­ле был сде­лан глу­бо­кий над­рез, види­мо, сим­во­ли­зи­ро­вав­ший отде­ле­ние жиз­ни от умер­ше­го тела). Труп был акку­рат­но поме­щен в воду. Дата это­го с.169 жерт­во­при­но­ше­ния сей­час точ­но уста­нов­ле­на — муж­чи­на из Лин­доу был умерщ­влен в мар­те-апре­ле 50 г. н. э.30

Еще один вари­ант жерт­во­при­но­ше­ния, свя­зан­но­го с водой, мы встре­ча­ем в Лон­доне, в водах реки Уол­б­рук, одно­го из при­то­ков Тем­зы. Здесь обна­ру­же­но несколь­ко десят­ков чело­ве­че­ских чере­пов, акку­рат­но поме­щен­ных в реку в I в. н. э. Тра­ди­ци­он­но эти чере­па свя­зы­ва­лись с раз­гро­мом горо­да, про­изо­шед­шим во вре­мя вос­ста­ния Боудик­ки, когда, соглас­но позд­ней­шей леген­де, захва­чен­ным леги­о­не­рам отру­би­ли голо­вы и выбро­си­ли в реку. Сей­час, бла­го­да­ря тому, что рядом с чере­па­ми най­де­но боль­шое коли­че­ство юве­лир­ных изде­лий, мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что мы име­ем дело не со следа­ми жесто­ких битв, а с риту­аль­ны­ми захо­ро­не­ни­я­ми мир­ных и доста­точ­но состо­я­тель­ных людей31.

При­ме­ни­тель­но к теме ста­тьи сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние на два обсто­я­тель­ства. Во-пер­вых, голо­вы импе­ра­тор­ских ста­туй ока­зы­ва­лись в свя­щен­ных для брит­тов реках, озе­рах и болотах, часто высту­пав­ших в каче­стве мест для совер­ше­ния жерт­во­при­но­ше­ний. Уже это поз­во­ля­ет усо­мнить­ся в том, что голо­вы импе­ра­тор­ских ста­туй мог­ли ока­зать­ся в воде из-за анти­рим­ских выступ­ле­ний. Вряд ли вос­став­шие брит­ты были гото­вы осквер­нить свои свя­щен­ные места рим­ски­ми сим­во­ла­ми.

Во-вто­рых, водо­е­мы ока­зы­ва­ют­ся свя­зан­ны­ми с общеб­ритт­ским куль­том голо­вы как важ­ней­шей части тела чело­ве­ка32. Прак­ти­че­ски отре­зан­ная голо­ва «чело­ве­ка из Лин­доу», чере­па из Уол­б­ру­ка — все это поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить, что реки и болота счи­та­лись «пере­ход­ны­ми» места­ми меж­ду миром живых и мерт­вых, меж­ду миром людей и богов.

Мож­но пред­по­ло­жить, что голо­ва импе­ра­тор­ской ста­туи не выбра­сы­ва­лась в воду в каче­стве про­те­ста про­тив рим­ской вла­сти, а акку­рат­но поме­ща­лась в реку как захо­ро­не­ние или свое­об­раз­ное жерт­во­при­но­ше­ние, совер­шае­мое после смер­ти импе­ра­то­ра. Прин­цепс пре­кра­щал мир­ское суще­ст­во­ва­ние, обо­жествлял­ся, а голо­ва его ста­туи, сим­во­ли­зи­ро­вав­шая всю его жиз­нен­ную силу, поме­ща­лась бли­же к миру богов — в реку, озе­ро или боло­то. Так, тра­ди­ци­он­ный и обя­за­тель­ный для всей Pax Ro­ma­na импе­ра­тор­ский культ, сме­ши­ва­ясь с веко­вы­ми тра­ди­ци­я­ми мест­ных жите­лей, при­об­ре­тал новые смыс­лы и нахо­дил свое­об­раз­ное вопло­ще­ние. Сле­до­ва­тель­но, в голо­вах с.170 импе­ра­тор­ских ста­туй, най­ден­ных в водах Аль­био­на, мож­но видеть не свиде­тель­ства борь­бы брит­тов про­тив рим­ских захват­чи­ков, но свое­об­раз­ное про­яв­ле­ние вза­и­мо­дей­ст­вия двух раз­ных куль­тур — рим­ской и мест­ной кельт­ской.

Необ­хо­ди­мо ска­зать, что это не един­ст­вен­ные при­ме­ры соче­та­ния импе­ра­тор­ско­го куль­та и бритт­ских рели­ги­оз­ных тра­ди­ций. Так, в кельт­ских свя­ти­ли­щах Вил­лин­гх­эм Фена, Уор­линг­то­на (Кэм­бри­дж­шир) и Лья­нио (Уэльс) обна­ру­же­ны неболь­шие бюсты из брон­зы и дере­ва, изо­бра­жаю­щие рим­ских импе­ра­то­ров и чле­нов их семей — Адри­а­на, Анто­ни­на Пия, Кри­спи­ну. Эти ста­ту­эт­ки поме­ща­лись у алта­рей вме­сте с изо­бра­же­ни­я­ми мест­ных божеств, види­мо, почи­та­лись наравне с ними33.

Рас­смат­ри­вае­мый вопрос может пока­зать­ся част­ным и незна­чи­тель­ным. Одна­ко по сво­ей сути он тес­но свя­зан с глав­ной про­бле­мой изу­че­ния Рим­ской Бри­та­нии — про­бле­мой рома­ни­за­ции про­вин­ции. В оте­че­ст­вен­ной нау­ке обще­при­ня­то поло­же­ние о том, что про­вин­ция Бри­та­ния была сла­бо рома­ни­зо­ван­ной, а мест­ное насе­ле­ние дол­гое вре­мя сопро­тив­ля­лось захват­чи­кам34. Такой под­ход пред­опре­де­ля­ет интер­пре­та­цию источ­ни­ков — импе­ра­тор­ские ста­туи раз­ру­ша­лись сопро­тив­ляв­ши­ми­ся брит­та­ми, голо­вы ста­туй выбра­сы­ва­лись в реки. Пред­став­ля­ет­ся, что рома­ни­за­цию сле­ду­ет рас­смат­ри­вать не как одно­сто­рон­ний про­цесс вли­я­ния заво­е­ва­те­лей-рим­лян на сопро­тив­ля­ю­щих­ся брит­тов. Рома­ни­за­ция пред­став­ля­ла собой про­цесс куль­тур­но­го вза­и­мо­дей­ст­вия, в кото­рый были вовле­че­ны эле­мен­ты не толь­ко рим­ско-гре­че­ской и бритт­ской, но и дру­гих куль­тур Сре­ди­зем­но­мо­рья и Цен­траль­ной Евро­пы35. Одним из про­дук­тов подоб­но­го с.171 вза­и­мо­дей­ст­вия явля­ет­ся инкор­по­ра­ция сим­во­лов импе­ра­тор­ско­го куль­та в тра­ди­ци­он­ные бритт­ские риту­а­лы, раз­ме­ще­ние их в свя­щен­ных для мест­но­го насе­ле­ния местах.

Пред­ло­жен­ное объ­яс­не­ние нахо­док голов импе­ра­тор­ских ста­туй в бри­тан­ских водо­е­мах — гипо­те­за. Таких арте­фак­тов совсем немно­го. Чаще все­го их нахо­ди­ли дале­кие от нау­ки люди36, сле­до­ва­тель­но, пол­ной и досто­вер­ной инфор­ма­ции об изна­чаль­ном архео­ло­ги­че­ском кон­тек­сте источ­ни­ков у нас нет. К сожа­ле­нию, рядом с голо­ва­ми прак­ти­че­ски отсут­ст­ву­ют наход­ки инвен­та­ря, кото­рые мог­ли бы под­твер­дить риту­аль­ный харак­тер подоб­ной лока­ли­за­ции арте­фак­тов37. В силу мало­чис­лен­но­сти нахо­док нель­зя пока пол­но­стью исклю­чить слу­чай­ный харак­тер место­на­хож­де­ний. Толь­ко даль­ней­шие архео­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния и появ­ле­ние новых резуль­та­тов смо­гут про­яс­нить ситу­а­цию и отве­тить на вопрос, были ли голо­вы импе­ра­тор­ских ста­туй выбро­ше­ны вос­став­ши­ми или береж­но захо­ро­не­ны рома­ни­зо­ван­ны­ми брит­та­ми.

Ba­ryshni­kov A. Ye.
The Heads of Em­pe­rors’ Sta­tues in the Ri­vers of Al­bion: the Prob­lem of Ar­ti­facts’ In­terpre­ta­tion

This pa­per con­si­ders a group of sta­tua­ry heads found in Bri­tain. They all, whe­ther ma­de of marble or bron­ze, were parts of em­pe­rors’ sculptu­res but were cut off and thrown in­to the ri­vers (heads of Clau­dius and Had­rian are best-known). Mo­ti­ves of be­hea­ding the­se sta­tues are un­cer­tain. So­me scho­lars (e. g. M. S. Sa­dovskaya) sug­ges­ted that the heads were cut off by re­bel­lio­us Bri­tons. We of­fer ano­ther expla­na­tion ba­sed on se­ve­ral ar­gu­ments. Firstly, ri­vers and springs, la­kes and bogs were sac­red pla­ces for Bri­tons. Ma­te­rial objects such as jewel­ry and ra­rer hu­man bo­dies were pla­ced in­to their waters as vo­ti­ve of­fe­rings. Se­condly, we can no­ti­ce that such sac­red pla­ces were lin­ked with the Cel­tic cult of hu­man head, с.172 and the best-known example of this con­nec­tion is the group hu­man skulls found in the ri­ver Walbrook. Old re­li­gio­us tra­di­tions of Bri­tain in­te­rac­ted with new im­pe­rial cus­toms such as a cult of the Em­pe­ror. The be­hea­ding of sta­tues and the pla­ce­ment of their heads in­to the water could be the part of the ri­tual ba­sed on mi­xing Ro­man and Bri­tish ha­bits, a re­sult of cul­tu­ral in­te­rac­tion in the pro­vin­ce, Bri­tish in­terpre­ta­tion of Ro­man im­pe­rial cult. He­re we can draw an ana­lo­gy with small busts found in the shri­nes of Wil­lingham Fen, Lla­nio etc. It must be said that the main prob­lem is lack of sour­ces. We can stu­dy on­ly few heads and for most ca­ses the con­text is unclear. So our hy­po­the­sis must be che­cked again la­ter when new ar­ti­facts will be found.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Садов­ская М. С. Культ импе­ра­то­ра в Рим­ской Бри­та­нии // Стра­ны Сре­ди­зем­но­мо­рья в антич­ную и сред­не­ве­ко­вую эпо­хи. Горь­кий, 1985. С. 69—94.
  • 2Све­то­ний сооб­ща­ет, что Титу было посвя­ще­но мно­же­ство ста­туй в Бри­та­нии (Tit. 4. 1), одна­ко архео­ло­гия (пока?) не может под­твер­дить это сооб­ще­ние.
  • 3Не все иссле­до­ва­те­ли иден­ти­фи­ци­ру­ют голо­ву из реки Элд как изо­бра­же­ние импе­ра­то­ра Клав­дия. Напри­мер, Питер Стю­арт пола­га­ет, что мы име­ем дело с порт­ре­том Неро­на. См.: Stewart P. Sta­tues in Ro­man so­cie­ty. Oxf., 2003. P. 174.
  • 4Садов­ская М. С. Культ импе­ра­то­ра… С. 75—76.
  • 5E. g.: Садов­ская М. С. Вопро­сы исто­рии Рим­ской Бри­та­нии в англий­ской исто­ри­че­ской лите­ра­ту­ре // ВДИ. 1973. № 3. С. 217, 230.
  • 6Ha­ver­field F. No­tes on the Ag­ri­co­la // Clas­si­cal Re­view. 1914. Vol. 28. P. 43.
  • 7Mac­do­nald G. No­te on so­me frag­ments of im­pe­rial sta­tues and of a sta­tuet­te of vic­to­ry // JRS. 1926. Vol. 16. P. 1—7; Toyn­bee J. M. C., Fein O. Art in Ro­man Bri­tain. L., 1963. P. 123.
  • 8He­nig M. The art of Ro­man Bri­tain. L., 1995. P. 60—61. С ним не согла­ша­ет­ся, в част­но­сти, Мар­тин Мил­летт. См.: Mil­lett M. Ro­man Bri­tain. Cambr., 2005. P. 110—111.
  • 9Ha­ver­field F. Ro­man Lon­don // JRS. 1911. Vol. 1. P. 161—162; He­nig M. Op. cit. P. 61; Stewart P. Op. cit. P. 174.
  • 10Stewart P. Op. cit. P. 174, 177.
  • 11Mat­tu­sch C. C. Clas­si­cal bron­zes: the art and craft of Greek and Ro­man sta­tua­ry. It­ha­ca, N. Y., 1996. P. 1—34; Мак­си­мо­ва М. И. Тех­ни­ка про­мыш­лен­но­сти. Метал­ло­об­ра­бот­ка // Элли­ни­сти­че­ская тех­ни­ка. М., 1948. С. 208—210.
  • 12Садов­ская М. С. Культ импе­ра­то­ра… С. 76.
  • 13Уже само выра­же­ние Таци­та ясно ука­зы­ва­ет, что обви­не­ние в замене голо­вы у ста­туи Авгу­ста не было основ­ным: «ad­di­dit His­po sta­tuam Mar­cel­li al­tius quam Cae­sa­rum si­tam, et alia in sta­tua am­pu­ta­to ca­pi­te Augus­ti ef­fi­giem Ti­be­rii in­di­tam» (Tac. Ann. I. 74).
  • 14Ср.: Suet. Tib. 26.
  • 15Tac. Ann. XIV. 31: ad hoc templum di­vo Clau­dio con­sti­tu­tum qua­si arx aeter­nae do­mi­na­tio­ni­bus adspi­cie­ba­tur, de­lec­ti­que sa­cer­do­tes spe­cie re­li­gio­nis om­nes for­tu­nas ef­fun­de­bant.
  • 16Крат­кий отчет о дис­кус­сии вокруг дан­но­го арте­фак­та был опуб­ли­ко­ван в жур­на­ле «At­he­nae­um»: At­he­nae­um. Dec. 12, 1908. P. 766. Наи­бо­лее пол­ное опи­са­ние арте­фак­та, снаб­жен­ное фото­гра­фи­я­ми с раз­ных ракур­сов, дал Джордж Мак­до­нальд в 1926 г. (Mac­do­nald G. Op. cit. P. 2—7).
  • 17Ibid. P. 4—5.
  • 18Ha­ver­field F. Ro­ma­ni­za­tion of Bri­tain. L., 1924. P. 68. Его под­дер­жа­ли Дж. Мак­до­нальд, Ж. Тойн­би: Mac­do­nald G. Op. cit. P. 5; Toyn­bee J. M. C. Op. cit. P. 46—51, 123. Мар­тин Хениг, веду­щий совре­мен­ный иссле­до­ва­тель рим­ско-бри­тан­ско­го искус­ства, с ого­вор­ка­ми повто­ря­ет обще­при­ня­тое мне­ние, но избе­га­ет кате­го­рич­но­сти: He­nig M. Op. cit. P. 61.
  • 19См.: Lawson A. K., Od­dy W. A., Crad­dock P. T. A frag­ment of li­fe-si­ze equi­ne sta­tua­ry from As­hill, Nor­folk // Bri­tan­nia. 1986. Vol. 17. P. 337.
  • 20Lewis M. Temples in Ro­man Bri­tain. Cambr., 1966. P. 63—64; об отсут­ст­вии свя­зи меж­ду голо­вой Клав­дия и Каму­ло­ду­ном см.: Por­ter T. Ro­man Bri­tain. L., 1997. P. 99—122.
  • 21Dru­ry P. J., Bay­ley J., Blagg T. F. C., Evans J., Going C. J., Has­sall M. W. C., Nib­lett K., Wic­kenden N. P. The temple of Clau­dius at Col­ches­ter re­con­si­de­red // Bri­tan­nia. 1984. Vol. 15. P. 7—50.
  • 22Тра­ек­то­рия пере­дви­же­ния голо­вы Клав­дия кажет­ся еще более стран­ной в свя­зи с тем, что вос­став­шие дви­га­лись не с восто­ка на запад, а наобо­рот — к Веру­ла­мию и Лон­ди­нию.
  • 23Lawson A. K., Od­dy W. A., Crad­dock P. T. Op. cit. P. 339.
  • 24Самое ран­нее опи­са­ние арте­фак­та было дано Э. Дж. Кем­пе в пер­вом номе­ре «Gentle­man’s ma­ga­zi­ne» за 1835 г. Наи­бо­лее пол­ное содер­жит­ся в ста­тьях Ф. Хэй­вер­фил­да и Дж. Мак­до­наль­да: Ha­ver­field F. Ro­man Lon­don… P. 161—162; Mac­do­nald G. Op. cit. P. 1—3.
  • 25См.: Ha­ver­field F. Ro­man Lon­don… P. 162.
  • 26Пока нет окон­ча­тель­ной уве­рен­но­сти, кому при­над­ле­жит голо­ва, най­ден­ная в Честе­ре — Алек­сан­дру Севе­ру или Гор­диа­ну III. См.: Turnbull P., Jones R. F. J. An im­pe­rial portret from Ches­ter-le-street, Co. Dur­ham // Bri­tan­nia. 1979. Vol. 10. P. 260—261.
  • 27Webster J. Sanctua­ries and sac­red pla­ces // Cel­tic World. L., 1995. P. 449—450.
  • 28Mil­lett M. Ro­man Bri­tian… P. 101—102.
  • 29В свя­зи с «муж­чи­ной из Лин­доу» нель­зя не упо­мя­нуть о дру­гой инте­рес­ной наход­ке. В 1983 году, т. е. за год до обна­ру­же­ния «муж­чи­ны из Лин­доу», в том же месте был най­ден пре­крас­но сохра­нив­ший­ся чело­ве­че­ский череп с остат­ка­ми волос и одним гла­зом. Экс­пер­ты-кри­ми­на­ли­сты опре­де­ли­ли, что череп при­над­ле­жал жен­щине 35—50 лет, после чего поли­ция нача­ла рас­сле­до­ва­ние. Вни­ма­ние поли­цей­ских при­влек мест­ный житель Питер Рейн-Бардт, кото­ро­го ранее подо­зре­ва­ли в при­част­но­сти к бес­след­но­му исчез­но­ве­нию его супру­ги. Решив, что най­ден­ный череп при­над­ле­жит имен­но его жене, Рейн-Бардт сознал­ся в её убий­стве. Через несколь­ко меся­цев выяс­ни­лось, что череп при­над­ле­жит жен­щине, жив­шей в III в. н. э. Тело мис­сис Рейн-Бардт, насколь­ко нам извест­но, не обна­ру­же­но до сих пор. См. подроб­нее: Brothwell D. The Bog­man and the ar­chaeo­lo­gy of peop­le. L., 1986.
  • 30Подоб­ная прак­ти­ка жерт­во­при­но­ше­ний была широ­ко рас­про­стра­не­на на терри­то­рии Запад­ной Евро­пы, в реги­о­нах, засе­лен­ных кельт­ски­ми пле­ме­на­ми («Чело­век из Тол­лун­да», «Чело­век из Кло­ни­к­э­вэна»). Захо­ро­не­ние в Лин­доу отли­ча­ет­ся от подоб­ных срав­ни­тель­но позд­ней датой. См. подроб­нее спе­ци­аль­ную моно­гра­фию: Ross A., Ro­bins D. The li­fe and death of a Druid prin­ce. L., 1991.
  • 31Brad­ley R., Gor­don K. Hu­man skulls from the ri­ver Tha­mes, their da­ting and sig­ni­fi­can­ce // An­ti­qui­ty. 1988. Vol. 62. P. 503—507; Ma­lo­ney C., de Mou­lins D. The Ar­chaeo­lo­gy of Ro­man Lon­don. L., 1990. Vol. I. The up­per Walbrook in Ro­man pe­riod. P. 5.
  • 32Ross A. Pa­gan Cel­tic Bri­tain. L., 1967. P. 61—126; Садов­ская М. С. Культ импе­ра­то­ра… С. 76.
  • 33Пред­по­ла­га­ет­ся, что эти бюсты слу­жи­ли деко­ра­тив­ны­ми навер­ши­я­ми ски­пет­ров. О них см.: Fishwick D. Im­pe­rial scep­ter heads in Ro­man Bri­tain // Bri­tan­nia. 1988. Vol. 19. P. 399—400. См. так­же: Al­fol­di A. The bron­ze ma­ce from Wil­lingham Fen, Cambrid­ges­hi­re // JRS. 1949. Vol. 39. P. 19—22.
  • 34Вино­гра­дов П. Г. Сред­не­ве­ко­вое поме­стье в Англии. СПб., 1911. С. 51; Садов­ская М. С. Рома­ни­за­ция про­вин­ции Бри­та­ния (I—II вв. н. э.) // УЗ МГПИ им. В. И. Лени­на. Из исто­рии древ­не­го Рима. М., 1960. С. 61—79; Широ­ко­ва Н. С. Мра­мор из Тори­ньи // АМА. 1983. Вып. 5. С. 65; Шта­ер­ман Е. М. Кри­зис рабо­вла­дель­че­ско­го строя в Запад­ных про­вин­ци­ях Рим­ской импе­рии. М., 1957. С. 198.
  • 35Про­бле­ма рома­ни­за­ции сей­час явля­ет­ся одной из наи­бо­лее обсуж­дае­мых в зару­беж­ном анти­ко­веде­нии. Нам бли­же все­го пони­ма­ние это­го тер­ми­на, сфор­му­ли­ро­ван­ное Мар­ти­ном Мил­лет­том: Mil­lett M. The Ro­ma­ni­za­tion of Bri­tain. An es­say in ar­chaeo­lo­gi­cal in­terpre­ta­tion. Cambr., 2005. P. 1—2. См. так­же: Free­man P. W. M. «Ro­ma­ni­sa­tion» and Ro­man ma­te­rial cul­tu­re. Re­view of Mil­lett, 1990 // JRA. Vol. 6. P. 438—445; Hingley R. Glo­ba­li­zing Ro­man cul­tu­re: uni­ty, di­ver­si­ty and em­pi­re. L., 2005. P. 44—45; Idem. The ‘le­ga­cy’ of Ro­me: the ri­se, dec­li­ne and fall of the theo­ry of Ro­ma­ni­za­tion // Ro­man Im­pe­ria­lism: Post Co­lo­nial Perspec­ti­ves / Ed. J. Webster, N. Coo­per. Lei­ces­ter, 1996. P. 35—48; Mat­tingly D. Vul­gar and weak ‘Ro­ma­ni­za­tion’, or ti­me for a pa­ra­digm shift? The re­view of Ita­ly and the West: com­pa­ra­ti­ve is­sues of Ro­ma­ni­za­tion edi­ted by S. Keay and N. Ter­re­na­to // JRA. 2002. Vol. 15. P. 536—540; Ter­re­na­to N. The Ro­ma­ni­za­tion of Ita­ly: glo­bal ac­cul­tu­ra­tion or cul­tu­ral bri­co­la­ge? // TRAC. 97. Oxf., 1998. P. 20—27; Webster J. Creo­li­zing the Ro­man pro­vin­ces // AJA. 2001. Vol. 105. No. 2. P. 209—226.
  • 36Так, голо­ву Клав­дия нашел рыба­чив­ший в реке Элд две­на­дца­ти­лет­ний маль­чик. Отсут­ст­вие в опи­са­ни­ях наход­ки инфор­ма­ции о лич­но­сти нашед­ше­го застав­ля­ет нас пред­по­ло­жить, что маль­чик не был род­ст­вен­ни­ком вла­дель­ца зем­ли и отно­сил­ся к низ­шим сло­ям насе­ле­ния. См.: Ha­ver­field F. Ro­ma­ni­za­tion… P. 68; Mac­do­nald G. Op. cit. P. 3—4.
  • 37Един­ст­вен­ное исклю­че­ние может пред­став­лять голо­ва Адри­а­на. Джордж Мак­до­нальд (со ссыл­кой на Чарль­за Роуч Сми­та) ука­зы­вал, что в 1837 г. на месте обна­ру­же­ния дан­но­го арте­фак­та было най­де­но несколь­ко деко­ра­тив­ных изде­лий из брон­зы. Одна­ко под­твер­дить связь голо­вы Адри­а­на и этих изде­лий не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным — опи­са­ние Роуч Сми­та (апте­ка­ря, а по сов­ме­сти­тель­ству — анти­ква­ра-люби­те­ля), кото­рое цити­ру­ет Мак­до­нальд, не дает нам хоть сколь­ко-нибудь надеж­ной поч­вы для таких пред­по­ло­же­ний. См.: Mac­do­nald G. Op. cit. P. 1.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303312492 1341515196 1341747115 1349881241 1349884087 1349884646