Русяева М. В.

Образ Геракла на произведениях торевтики IV в. до н. э. из Северного Причерноморья

Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 11. Саратов, 2002. С. 178—182.

с.178 Для раз­ви­тия куль­ту­ры коче­вых ски­фов чрез­вы­чай­но важ­ную роль игра­ли вза­и­моот­но­ше­ния с элли­на­ми антич­ных государств Север­но­го При­чер­но­мо­рья. Бла­го­да­ря интен­сив­ным кон­так­там в скиф­ских кур­га­нах, осо­бен­но IV в. до н. э., най­де­но боль­шое коли­че­ство высо­ко­худо­же­ст­вен­ных про­из­веде­ний торев­ти­ки, изготов­лен­ных в гре­че­ских юве­лир­ных мастер­ских Бос­по­ра и Атти­ки. Сре­ди них при­вле­ка­ют вни­ма­ние пер­со­на­жи гре­че­ской мифо­ло­гии, тес­но свя­зан­ные с мифа­ми и рели­ги­ей ски­фов. К кру­гу этих памят­ни­ков отно­сят­ся укра­ше­ния кон­ской узды и золотые аппли­ка­ци­он­ные пла­сти­ны с раз­но­об­раз­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми Герак­ла.

Голо­ва боро­да­то­го Герак­ла в виде мас­ки встре­ча­ет­ся исклю­чи­тель­но на укра­ше­ни­ях кон­ской узды. Так, из Чмы­ре­вой Моги­лы про­ис­хо­дят рельеф­ные брон­зо­вые пла­сти­ны с золо­той пла­ки­ров­кой, на кото­рых сохра­ни­лись два вари­ан­та изо­бра­же­ния [Онай­ко, 1970. С. 33. Табл. XXIV, г, д]. Пер­вый — это круг­лые фала­ры, в поле кото­рых впи­са­на голо­ва героя анфас с тща­тель­но уло­жен­ной при­чес­кой и пыш­ной боро­дой. Иде­аль­но вели­че­ст­вен­ный тип лица, стро­го сим­мет­рич­ная уклад­ка волос и боро­ды, вме­сте с увен­чи­ваю­щим голо­ву шле­мом в виде рас­кры­той пасти льва, поз­во­ля­ют иден­ти­фи­ци­ро­вать его с Герак­лом. Вто­рой вари­ант изо­бра­же­ния, каза­лось бы, отли­ча­ет­ся от пер­во­го толь­ко оваль­ной фор­мой пла­сти­ны, обре­зан­ной по кон­ту­ру голо­вы. Одна­ко осо­бен­но­сти пере­да­чи лица с широ­ки­ми ску­ла­ми и мин­дале­вид­ны­ми гла­за­ми, фор­ма и харак­тер завит­ков волос, шлем с завер­ше­ни­ем в виде лох­ма­той гри­вы свиде­тель­ст­ву­ют о двух очень близ­ких, хотя и раз­ных по мане­ре испол­не­ния изде­ли­ях, воз­мож­но, про­ис­хо­дя­щих из одной мастер­ской.

На круг­лых брон­зо­вых фала­рах с пла­ки­ров­кой сереб­ром и золо­той фоль­гой из кур­га­нов Тол­стая Моги­ла [Мозолевсь­кий, 1979. С. 37, 38. Рис. 22, 3] и Огуз [Boltrik, Fial­ko, 1996. S. 122, 128. Taf. 8] пред­став­лен еще один вари­ант изо­бра­же­ния голо­вы боро­да­то­го Герак­ла в льви­ном шле­ме анфас. На фоне пла­сти­ны, окан­то­ван­ной двой­ным вали­ком, выде­ля­ет­ся округ­лая голо­ва героя, окру­жен­ная густы­ми, кур­ча­вы­ми завит­ка­ми волос, кото­рые, мяг­ко очер­чи­вая невы­со­кий лоб, плав­но пере­хо­дят в длин­ную боро­ду. Неболь­шие усы закры­ва­ют верх­нюю губу. Мастер тща­тель­но пере­дал мель­чай­шие дета­ли боль­ших, широ­ко рас­кры­тых глаз под нави­саю­щи­ми бро­вя­ми, пря­мой фор­мы нос и шлем с круг­лы­ми ушка­ми и шер­стью по бокам. Все эти осо­бен­но­сти при­да­ют изо­бра­же­нию вид застыв­шей мас­ки с несколь­ко утри­ро­ван­ны­ми чер­та­ми лица, по сво­им худо­же­ст­вен­ным досто­ин­ствам зна­чи­тель­но усту­паю­щей отме­чен­ным выше обра­зам из Чмы­ре­вой Моги­лы. Это поз­во­ля­ет, несмот­ря на яко­бы их сти­ли­сти­че­скую и ико­но­гра­фи­че­скую бли­зость [см.: Мозолевсь­кий, 1979. С. 185; Фіалко, 1993. С. 14], разде­лить все образ­цы по хро­но­ло­гии и мане­ре испол­не­ния на три само­сто­я­тель­ные груп­пы, отно­ся­щи­е­ся к пер­во­му ико­но­гра­фи­че­ско­му типу.

с.179 Совер­шен­но иная трак­тов­ка обра­за Герак­ла пред­став­ле­на на сереб­ря­ных пря­мо­уголь­ных пла­сти­нах от набо­ра кон­ской узды из кур­га­на Баби­на Моги­ла [Мозолев­ский, Полин, 1987. С. 8—9; Ri­mi­ni, Mil­le, 1995. P. 75. Cat. 42b; Scy­thian gold, 1999. Cat. 151]. Перед нами погруд­ное изо­бра­же­ние моло­до­го без­бо­ро­до­го героя в набро­шен­ном на голо­ву шле­ме и пере­вя­зан­ном на шее пла­ще из шку­ры льва, лапы кото­ро­го обра­зу­ют орна­мен­таль­ный узел. Вытя­ну­тое оваль­ное лицо, обрам­лен­ное изыс­кан­но зави­ты­ми локо­на­ми волос, с высо­ким лбом, одут­ло­ва­ты­ми щека­ми и выра­зи­тель­ны­ми гла­за­ми, пря­мым носом и слег­ка при­пух­лы­ми губа­ми выда­ют руку талант­ли­во­го эллин­ско­го торев­та, пере­дав­ше­го в высо­ком релье­фе оду­хотво­рен­ный образ героя.

Из это­го же погре­бе­ния про­ис­хо­дят круг­лые сереб­ря­ные позо­ло­чен­ные укра­ше­ния кон­ской узды с голо­вой без­бо­ро­до­го юно­ши в пла­ще, завяз­ки кото­ро­го напо­ми­на­ют льви­ные лапы [Золо­то сте­пу, 1991. Кат. 139; Scy­thian gold, 1999. P. 284, 285. Cat. 139, 140]. Вме­сте с тем, сим­мет­рич­ные изо­гну­тые рож­ки с насеч­ка­ми, иден­тич­ные изо­бра­жен­ным на пар­ных фала­рах с голо­вой боро­да­то­го муж­чи­ны с пыш­ной при­чес­кой [Золо­то сте­пу, 1991. Кат. 139; Scy­thian gold, 1999. P. 283, 284. Cat. 137, 138], свиде­тель­ст­ву­ют о том, что это, ско­рее все­го, Ахе­лой, а не Сатир или Геракл, как счи­та­лось ранее [Scy­thian gold, 1999. P. 283—285. Cat. 137—140].

Любо­пыт­но, что голо­ва Герак­ла в виде мас­ки на изде­ли­ях кон­ской узды сопро­вож­да­ет­ся ана­ло­гич­ны­ми мас­ка­ми Дио­ни­са (Тол­стая Моги­ла, Огуз) или Сати­ра (Чмы­ре­ва Моги­ла), обра­зы кото­рых полу­чи­ли широ­кое рас­про­стра­не­ние в элли­но-скиф­ской торев­ти­ке IV в. до н. э. [Руся­е­ва, 1995. С. 23—25]. Изо­бра­же­ние Герак­ла и Дио­ни­са, веро­ят­но, свя­за­но с элев­син­ски­ми мисте­ри­я­ми или дру­ги­ми сов­мест­ны­ми куль­та­ми этих божеств, полу­чив­ших рас­про­стра­не­ние как в среде элли­нов, так и скиф­ских нома­дов.

К это­му же набо­ру кон­ской узды при­над­ле­жит и уни­каль­ный сереб­ря­ный с позо­ло­той налоб­ник с изо­бра­же­ни­ем фигу­ры отды­хаю­ще­го Герак­ла [Scy­thian gold, 1999. P. 290, 291. Cat. 145]. Обна­жен­ный герой сто­ит на невы­со­ком воз­вы­ше­нии, воз­мож­но, ими­ти­ру­ю­щем поста­мент ста­туи. Голо­ва в шле­ме из шку­ры льва с высо­ким греб­нем повер­ну­та к лево­му пле­чу и слег­ка опу­ще­на. Пыш­ные вол­ни­стые воло­сы, обрам­ляя лицо, закры­ва­ют уши и спус­ка­ют­ся на шею. Высо­кий хоро­шо про­мо­де­ли­ро­ван­ный лоб при­кры­ва­ет шлем. Над­бров­ные дуги, трак­то­ван­ные гра­ня­ми, плав­но нави­са­ют над боль­ши­ми широ­ко откры­ты­ми гла­за­ми с рельеф­ны­ми века­ми и слез­ни­ком. Округ­лой фор­мы боро­да еди­ной, почти не рас­чле­нен­ной мас­сой покры­ва­ет ниж­нюю часть лица. На нее с верх­ней губы спус­ка­ют­ся длин­ные усы.

Тяжесть тела пере­не­се­на на пра­вую ногу и пали­цу со свер­ну­той шку­рой льва, на кото­рую упи­ра­ет­ся левой рукой Геракл. Левая нога чуть выдви­ну­та впе­ред. Этот при­ем поста­нов­ки фигу­ры при­да­ет телу лег­кий изгиб, сме­ще­ние линии бедер. Пра­вая рука согну­та в лок­те и упи­ра­ет­ся сжа­тым кула­ком в бок, левая с пали­цей опу­ще­на вниз. В ком­по­зи­ции ясно ощу­ща­ет­ся хиа­сти­че­ское постро­е­ние — напря­жен­ная пра­вая нога и левая рука и, соот­вет­ст­вен­но, ослаб­лен­ная левая нога и пра­вая рука. Мотив согну­той в лок­те пра­вой руки нару­ша­ет фрон­таль­ность фигу­ры и созда­ет неко­то­рую про­стран­ст­вен­ность и дина­мич­ность. Мыш­цы тела силь­но раз­ви­ты и под­чер­ки­ва­ют дви­же­ние. Чет­ко с.180 обри­со­ва­ны муску­лы груд­ной клет­ки, живота, талии, под­черк­ну­та выпук­лая гра­ни­ца живота, высту­паю­щая склад­кой над бед­ра­ми. Про­пор­ции фигу­ры строй­ные, но немно­го при­зе­ми­стые.

В сво­ей осно­ве этот мотив эллин­ски­ми торев­та­ми был ско­пи­ро­ван со ста­туи Герак­ла, кото­рая по ико­но­гра­фи­че­ской схе­ме близ­ка к мра­мор­ной скульп­ту­ре, воз­двиг­ну­той Ско­па­сом в гим­на­сии Сики­о­на и опи­сан­ной Пав­са­ни­ем [II. 9, 8; 10, 1. 7]. Ее вос­про­из­веде­ния сохра­ни­лись как в мра­мо­ре, так и брон­зе, а так­же на брон­зо­вых моне­тах сики­он­ской чекан­ки [Давы­до­ва, 1997. С. 54—60. Рис. 1—2]. Наи­бо­лее близ­ки­ми ана­ло­ги­я­ми к рас­смат­ри­вае­мо­му налоб­ни­ку явля­ют­ся брон­зо­вая ста­туя отды­хаю­ще­го Герак­ла 330—320 гг. до н. э. из Боль­шо­го Лув­ра и рим­ская мра­мор­ная копия с гре­че­ско­го ори­ги­на­ла IV в. до н. э. из Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа [Давы­до­ва, 1997. Рис. 1].

Одна­ко ста­туя отды­хаю­ще­го Герак­ла Ско­па­са изо­бра­жа­ла моло­до­го без­бо­ро­до­го муж­чи­ну, увен­чан­но­го вен­ком из веток бело­го топо­ля. Имен­но этот факт поз­во­лил уче­ным выде­лить груп­пу памят­ни­ков, полу­чив­ших услов­ное назва­ние «тип Джен­ца­но» в честь гер­мы Герак­ла из Бри­тан­ско­го музея [Lat­ti­mo­re, 1975. P. 17—26; Давы­до­ва, 1997. С. 55—57. Рис. 3—5].

Инте­рес­но, что в Север­ном При­чер­но­мо­рье в погре­бе­нии жри­цы Демет­ры в кур­гане Боль­шая Близ­ни­ца были най­де­ны квад­рат­ные золотые аппли­ка­ци­он­ные пла­сти­ны с подоб­ной ико­но­гра­фи­че­ской трак­тов­кой обра­за без­бо­ро­до­го Герак­ла, не встре­чаю­щи­е­ся ни в одном из скиф­ских кур­га­нов [Wil­liams, Og­den, 1994. P. 194—195. Cat. 129]. В дан­ном слу­чае перед нами погруд­ное изо­бра­же­ние в лег­ком трех­чет­верт­ном пово­ро­те вле­во, обрам­лен­ное широ­кой поло­сой ионий­ско­го кима­тия. Голо­ва Герак­ла увен­ча­на вен­ком из листьев бело­го топо­ля, ука­зы­ваю­ще­го на его связь с хто­ни­че­ским куль­том и являв­ше­го­ся вме­сте с оси­ной свя­щен­ным дере­вом героя. На пра­вое пле­чо воз­ло­же­на дубин­ка. Высо­кий лоб про­ре­за­ет широ­кая попе­ре­ч­ная склад­ка, под высту­паю­щи­ми над­бров­ны­ми дуга­ми — боль­шие мин­дале­вид­ные гла­за с тон­ко про­ра­ботан­ны­ми зрач­ка­ми.

Соот­вет­ст­вен­но мифо­ло­ги­че­ским дан­ным, перед свер­ше­ни­ем сво­его послед­не­го подви­га Геракл был посвя­щен в элев­син­ские мисте­рии [Diod. IV. 14]. Поэто­му образ Герак­ла на золотых аппли­ка­ци­он­ных пла­сти­нах, най­ден­ных вме­сте с ана­ло­гич­ны­ми изде­ли­я­ми, укра­шен­ны­ми погруд­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми Демет­ры и Пер­се­фо­ны, а так­же терра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки героя из Боль­шой Близ­ни­цы свиде­тель­ст­ву­ют о его непо­сред­ст­вен­ной свя­зи с загроб­ным куль­том. Почти иден­тич­ное изо­бра­же­ние Герак­ла мож­но видеть на так назы­вае­мой ста­туе Лан­сда­ун, рим­ской копии с гре­че­ско­го ори­ги­на­ла 340-х гг. до н. э., хра­ня­щей­ся в кол­лек­ции музея Пола Гет­ти в Мали­бу (США), кото­рая отне­се­на иссле­до­ва­те­ля­ми к кру­гу памят­ни­ков Ско­па­са, близ­ких к голо­ве Герак­ла с запад­но­го фрон­то­на хра­ма Афи­ны Алеи в Тегее [Lat­ti­mo­re, 1975. P. 25, 26].

Кро­ме опи­сан­ных выше пред­ме­тов, в кур­гане Баби­на Моги­ла най­де­ны сереб­ря­ные укра­ше­ния кон­ской узды с изо­бра­же­ни­я­ми пер­во­го и послед­не­го (две­на­дца­то­го) подви­гов Герак­ла. По сти­ли­сти­ке и деко­ру они в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни отли­ча­ют­ся от преды­ду­щих фала­ров и налоб­ни­ка.

Обе ком­по­зи­ции заклю­че­ны в круг, деко­ри­ро­ван­ный поло­сой пле­тен­ки и жем­чуж­ни­ка. Сце­на поедин­ка Герак­ла с немей­ским львом сохра­ни­лась крайне с.181 фраг­мен­тар­но, одна­ко, поз­во­ля­ет судить о ее постро­е­нии и мане­ре испол­не­ния [Koc­zowni­cy Uk­rai­ny, 1996. P. 179, 180, 228. № 27. 6; Scy­thian gold, 1999. P. 286, 287. Cat. 142]. Обна­жен­ный без­бо­ро­дый Геракл, опи­раю­щий­ся коле­ном левой и вытя­ну­той впе­ред ступ­ней пра­вой ноги в каме­ни­стую поч­ву, сомкнул руки на шее разъ­ярен­но­го льва. Под их нога­ми изо­бра­же­на лежа­щая дубин­ка. Торевт тща­тель­но про­ра­ботал муску­ла­ту­ру напря­жен­но­го тела гре­че­ско­го героя и хищ­ни­ка, пере­дав вздув­ши­е­ся вены.

Мно­го­чис­лен­ные мини­а­тюр­ные золотые аппли­ка­ци­он­ные пла­сти­ны повто­ря­ют эту ико­но­гра­фи­че­скую схе­му в зер­каль­ном отра­же­нии. Фигу­ра героя вле­во иде­аль­но впи­са­на в круг­лое поле, обре­зан­ное по краю ком­по­зи­ции. Пла­сти­ны, про­ис­хо­дя­щие из мно­гих погре­бе­ний (Чер­том­лык, Чмы­ре­ва Моги­ла, Верх­ний Рога­чик, Шуль­гов­ка, Куль-Оба, Жел­то­ка­мен­ка) [Ростов­цев, 1925. С. 447; Онай­ко, 1970. С. 105; Мозолев­ский, 1982. С. 211; Алек­се­ев, 1986. № 32; Копей­ки­на, 1986. С. 55. № 25], по мане­ре испол­не­ния и сти­ли­сти­ке разде­ля­ют­ся на две груп­пы, свиде­тель­ст­ву­ю­щие о дли­тель­ном исполь­зо­ва­нии штам­па и его неод­но­крат­ном обнов­ле­нии. По мне­нию М. И. Ростов­це­ва, под­дер­жан­ном впо­след­ст­вии все­ми иссле­до­ва­те­ля­ми, прото­ти­пом для него послу­жи­ли моне­ты Кизи­ка и Сира­куз кон­ца V в. до н. э. с точ­ным вос­про­из­веде­ни­ем это­го сюже­та [Копей­ки­на, 1986. С. 55].

На сереб­ря­ном фала­ре из Баби­ной Моги­лы пока­зан еще один подвиг Герак­ла — поеди­нок со стра­жем цар­ства Аида Кер­бе­ром [Koc­zowni­cy Uk­rai­ny, 1996. P. 179, 180, 228. № 27. 5; Scy­thian gold, 1999. P. 286, 287. Cat. 141]. Про­филь­ное изо­бра­же­ние обна­жен­но­го юно­го героя, с трех­чет­верт­ным раз­во­ротом муску­ли­сто­го тор­са, пока­за­но в момент наи­выс­ше­го дра­ма­ти­че­ско­го нака­ла сра­же­ния. Трех­гла­вое чудо­ви­ще ярост­но сопро­тив­ля­ет­ся, обхва­тив лапа­ми ноги Герак­ла, кото­рый в этот момент, набро­сив верев­ку на шею, пыта­ет­ся пова­лить его на зем­лю. Поза­ди изо­бра­же­на бро­шен­ная на кам­ни шку­ра льва и пали­ца. Этот сюжет, полу­чив­ший широ­кое рас­про­стра­не­ние в гре­че­ской мону­мен­таль­ной скульп­ту­ре и вазо­пи­си, пред­став­лен пока все­го лишь одним про­из­веде­ни­ем торев­ти­ки в Север­ном При­чер­но­мо­рье.

Послед­ний ико­но­гра­фи­че­ский тип — фигу­ра обна­жен­но­го юно­ши в позе коле­но­пре­кло­нен­но­го бега, дер­жа­ще­го в руках пло­ды, пред­став­лен на оваль­ных золотых аппли­ка­ци­он­ных пла­сти­нах, най­ден­ных в несколь­ких скиф­ских кур­га­нах [Арта­мо­нов, 1966. Табл. 110; Онай­ко, 1970. С. 47. Табл. XLI, 499а; Копей­ки­на, 1986. С. 52, 53. № 23; Scy­thian gold, 1999. P. 239. Cat. 112]. Выпол­нен­ный в тех­ни­ке штам­па рельеф дает чет­кое пред­став­ле­ние об ана­то­мии и муску­ла­ту­ре тела героя. Несмот­ря на несколь­ко небреж­ное испол­не­ние, про­пор­ции фигу­ры не нару­ше­ны, а воло­сы, раз­ме­тав­ши­е­ся от быст­ро­го бега, пере­да­ны с помо­щью косых парал­лель­ных линий или же ост­рых завит­ков.

Точ­но­го прото­ти­па изо­бра­же­ни­ям не най­де­но и обще­при­знан­ной явля­ет­ся вер­сия заим­ст­во­ва­ния его с како­го-то рез­но­го кам­ня или моне­ты. Отно­си­тель­но ико­но­гра­фии сюже­та выска­за­но пред­по­ло­же­ние, что это пере­ра­ботан­ный монет­ный тип Герак­ла, уду­шаю­ще­го змей [Ros­towzew, 1931. S. 397], одна­ко исхо­дя из фор­мы пред­ме­тов в руках Герак­ла, более веро­ят­ным пред­став­ля­ет­ся изо­бра­же­ние героя с ябло­ка­ми Гес­пе­рид.

с.182 Таким обра­зом, исхо­дя из при­веден­ных выше опи­са­ний, мож­но выде­лить семь основ­ных ико­но­гра­фи­че­ских типов Герак­ла в про­из­веде­ни­ях торев­ти­ки, про­ис­хо­дя­щих из Север­но­го При­чер­но­мо­рья, пре­иму­ще­ст­вен­но из погре­бе­ний скиф­ских кочев­ни­ков: голо­ва в виде мас­ки в льви­ном шле­ме, погруд­ное изо­бра­же­ние без­бо­ро­до­го героя в шле­ме или вен­ке, фигу­ра отды­хаю­ще­го Герак­ла, изо­бра­же­ние пер­во­го, один­на­дца­то­го и две­на­дца­то­го подви­гов. Они свиде­тель­ст­ву­ют о син­кре­тич­но­сти обра­за героя-бога, его свя­зи с хто­ни­че­ски­ми куль­та­ми. По-види­мо­му, столь широ­кую попу­ляр­ность в среде нома­дов этот образ полу­чил бла­го­да­ря леген­де о про­ис­хож­де­нии ски­фов, опи­сан­ной Геро­до­том, соглас­но кото­рой Геракл, гоня быков Гери­о­на, при­был в Гилею в колес­ни­це, запря­жен­ной лошадь­ми, кото­рых мест­ная зме­еде­ва тай­но выкра­ла у него [IV. 8—10]. Воз­мож­но поэто­му его изо­бра­же­ние так часто слу­жит укра­ше­ни­ем кон­ской узды, будучи свое­об­раз­ным апотро­пе­ем.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1303242327 1303312492 1341747115 1351789007 1351789343 1351789708